Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Условный и категорический императив Канта




Императив – это категорическое, безусловное требование.

Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления — императива.

Условные императивы — поступки хороши в особых случаях, для достижения определенных целей (советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье). Категорический императив — предписывает поступки, которые хороши сами по себе, независимо от последствий (например, требование честности).

"поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом".

"поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству".

"принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы".

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Для проверки соответствия конкретного поступка нравственному закону Кант предложил использовать мысленный эксперимент.

 

Проблема человека в современной философии и культуре

Альтернатива между самоуничтожением и переходом на качественно новый уровень. Доминирующая идея: свобода.

МарксизмВпервые разработали проблему деятельности чел как центральную. История есть ни что иное как деятельность преследующего свои цели человека. Разработали понятие практика – материальная, предметно-чувственная деятельность чел, направленная на преобразование мира. Благодаря этому разделяется природа и сущность чел. Природа чел – набор (система) психических, социальных, биологических свойств чел. Сущность – система социальных отношений. (раньше: все что ему свойственно).

Экзистенциализм – поток индивидуального сознания (подлинное существование человека).

Чел творит себя сам (ни природа, ни социальная среда). В каждый момент делает выбор.

Пессимизм Абсолютизация внешней свободы – гипертрофия ответственности. Человек ответственен абсолютно за все => трудно быть оптимистом. Сущность постигается на пограничном состоянии (смерть).

Неопозитивизм Философия современной науки. Раскрывают понимание научной деятельности с природой чел. Человек творит идеи -> воплощает их в технологиях. Наука – отражение окружающего мира.

Понятие парадигма собственно-выработанное научным сообществом – алгоритм деятельности социального субъекта в конкретно исторических условиях. Парадигмальный паралич (свинья). Показывает опасность новых технологий.

 

Абсурд и проблема человека в «мифе о Сизифе» А.Камю

Камю считает главной проблемой философии «стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить».

Написан во время промышленного переворота (под его воздействием). Сила и мощь сопоставимы с природными.

Камю – представитель экзистенциалистов. Сознание как поток переживаний тревоги, радости и т.д. в основе лежат человеческие переживания.

Сизиф нес/катил в гору тяжелый камень, но камень каждый раз скатывался вниз. «Сизифов труд» - бесполезный труд.  Образ Сизифа – образ всего человечества. Человек, понимая, что впереди смерть, что он бессилен, находит силы найти смысл и цель в жизни, чтоб продолжать. Восхищался Сизифом в момент спуска, т.к. тот понимал, что камень упал, но находил в себе силы начинать заново. Смысл жизни в самой жизни.Трагичность мифа основана на сознательном поведении Сизифа.

Камю сравнивает жизнь современного человека с этим мифом, считая её столь же трагичной и во многом абсурдной. Действия людей рутинны, однообразны и не приносят никакой пользы.

Ясность сознания героя побеждает судьбу и обращает страдания в радость. Это счастье и в памяти о мире и жизни, так любимой Сизифом и в том, что его сердце заполнено «борьбой за вершину».

«Сизифа следует представлять себе счастливым».

 

Марксизм о природе и сущности человека.

“Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность общественных отношений”. В действительности, обладает ли отдельный индивид сущностью человека? Маркс отвечает однозначно: нет. Согласно этой точке зрения индивид приобщается к сущности человека по мере социализации, т.е. приобщения к интересам и делам общества.

Коренной перелом. Признание революционно-преобразующей деятельности в качестве основы мировоззрения рабочего класса. Как не существует деятельности вне общественных отношений, так нет иного, кроме деятельности, способа бытия общественных отношений. А это значит, что сущность человека не просто социальная, она есть одновременно и деятельная сущность.

Каков теоретический статус понятия “природа человека” в марксистской концепции человека? Основным признаком природы человека, по Марксу, является производительная деятельность, так что, развивая производительные силы, человек изменяет и свою собственную природу. В силу этого “...вся история есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы”.

Таким образом можно сделать вывод: сущность человека социально деятельна, а природа человека биосоциальна.

 

Сущность и существование человека в философии Сартра.

Главные произведения: «Бытие и ничто», «Экзистенциализм и гуманизм».

Главные идеи

«Существование человека предшествует его сущности»; человека характеризуют его предпочтения и поступки, а не устойчивая «человеческая природа».

Направление, в котором будет развиваться жизнь личности, всегда под вопросом и является делом случая.

Мы существуем в ситуациях (обычно межличностных и социальных), которые воздействуют на нас; однако то, как мы существуем в них, предрешается нашим выбором.

Неограниченная свобода, которая пронизывает наши жизни, делает нас ответственными за самих себя и друг за друга; это также означает, что от нас ускользает полное и окончательное понимание самих себя.

Свобода накладывает на нас неизмеримую ответственность, и поэтому люди часто живут «в дурной вере», избегая ответственности за собственную жизнь посредством отрицания реальности своей свободы.

Существование и сущность

«Существование предшествует сущности». Эта формула лежит в основе его понимания человеческого существования и свободы. То, чем будет человек, неопределенно до тех пор, пока это не решено сознанием. Мы суть то, чем мы становимся, куда в большей мере, нежели становимся тем, что мы суть. В этом смысле наше существование предшествует образованию нашей сущности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 661.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...