Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема свободы человека в фс Эпикура




Природа человека в античном измерении.

Античные философы рассматривают человека как часть Космоса, своеобразную Вселенную – “малый космос” - микрокосм, как аналог и воспроизведение законов макрокосма – всей Вселенной. Человеческий разум понимался как отражение и воплощение Вселенского разума-закона – Логоса. Логос как космическая Мысль мыслит через человека. Для грека человек мыслит всем телом, а следовательно, для того, чтобы хорошо мыслить, надо уметь хорошо владеть своим телом. Исходя из принципа космоцентризма античный человек чувствовал себя в полном равновесии с мирозданием и знал, что никакая внешняя сила не может нарушить его. Стремясь постичь природу и специфику человека, мыслители античности связывали ее с обществом, указывая на разумность, социальность, человечность как характерные черты людей. Они впервые высказали и обосновали идею о природном равенстве всех людей, вывод о счастье и благе как цели человеческой жизни, сформировали рационалистический подход в трактовке и исследовании человека.               

Высказанный софистом Протагором тезис “человек есть мера всех вещей” наиболее ярко представляет гуманистическую позицию античной философии в понимании человека. С тех пор идея гуманизма сопровождает человечество на всем пути его общественного, социокультурного развития.         

 

Проблема человека в творчестве Сократа

Для Сократа проблема человека, его внутренний мир - главное. «Познай самого себя» - это его изречение, в сущности, означает требование постоянного познания каждым человеком самого себя. Дух в концепции Сократа обретает самостоятельное существование. Предметом своей философии Сократ делает добродетели человеческой души. Поэтому его философия получила название этического рационализма. Этического, тк добродетели являются сферой морали, изучаемой этикой. Рационализма, тк любая добродетель по Сократу – знание, причина безнравственности – невежество, необходимо просвящаться. Добродетель – знание, как преодолеть противоположность.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. Сомнение (“я знаю, что ничего не знаю”) должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию (“познай самого себя”).   

Тремя основными добродетелями Сократ считал: Умеренность (знание, как обуздывать страсти), Храбрость (знание, как преодолеть опасности), Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и

человеческих)

 

Проблема человека в творчестве Платона

Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; вещи–мат реальность, она в св очередь – бледное отражение в сов идей)

реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы), они вечны и постоянны;

любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной; весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

ВСИ первичны, материя вторична - фундамент бытия чеовека составляют ВСИ. В этом принципе скрыт глубокий жизнеутверждающий смысл: каждый из нас существует в той степени реально, в какой мы волощаем в себе идею блага, красоты.

Платон раскрывает социальный аспект этики.:

Онт: нравственность укорена в структуре бытия, причина нравственности – не в человеческих установлениях, а в единой божественной сущности.

Гнос: нравственность актуализируется посредством познания сущности добродетелей.

В его концепции идеального гос-ва душа состоит из 3-х частей: чувственная (вожделеющая), аффективная (страстная),разумная. Идеальное гос-во это такое, где кажд гражданин выполняет соц ф-ю, соответствующую доминанте его души. Ремесленники – воины – правители. Каждый гражданин несет ответственность за то, чтобы, познав себя, выполнять ту соц ф-ю, которая соответствует доминанте его души.

 

Проблема человека и его потребностей в творчестве Аристотеля

Первые причины бытия каждой вещи:

1. Материальная - для бытия вещи необходима материя, то из чего она сделана.

2. Формальная - форма-идея или эйдос, который внутренне организует материю.

3. Движущая – деятельность, соединяющая материю с формой.

4. Целевая – цель, исходя из которой будет осуществляться деятельность, соединяющая материю с формой.

Движущая причина- энергия. единство всех четырёх причин бытия – энтелехия – движущая сила реализации чего-либо, та же энергия, но расходуемая на заранее заданную цель.

Определив четыре причины бытия, Аристотель переходит на новый уровень, и обозначает две причины: материальную и формальную, причём последняя включает движущую и целевую. Таким образом Аристотель вырабатывает исходный дуалистический принцип: любая вещь невозможна ни без материи ни без формы. Форма-идея активна, поэтому она – актуальное бытие вещи. –>первопричина бытия – форма-идея.

Таким образом Аристотель от исходного дуалистического принципа переходит на позицию объективного идеализма.

Учение об иерархии бытия формы. Пять основных уровней: формы ф неживой природе, в мире растений, в мире животных, формы человеческого бытия, высший уровень бытия – это форма всех форм, перводвигатель, бог. Уровни бытия формы выделяются по степени их активности – выделение диалектики в онтологии Аристотеля. «Но жирную точку над i» он ставит, как метафизик – первопричина, неподвижный перводвигатель.

Система основных характеристик онтологии следующая: исходный дуалистический принцип; объективный идеализм в основном содержании; элементы диалектики; доминирование метафизики; телеология.

Гносеология опирается на его онтологию. Формальная логика как наука о мышлении. В теории познания Аристотеля выделяются две части: диалектика и логика. Диалектика занимается вероятным знанием, а логика достоверным. Диалектика Аристотеля работает на логику как науку о непротиворечивом мышлениии. Логика орудие всякой науки.

Аристотель продолжил работу главного детища сократовского переворота – этики. Классификация добродетелей : дианоэтические(золотая середина) и этические(поступки).

Аристотель развивал платоновское учение о структуре души, выделяя две составляющие разумной части души: созерцательную и деятельную. Деятельный аспект еще более актуализирует нравственность. Вне деятельности человека невозможна нравственная оценка его поступков и помыслов.

 

Проблема свободы человека в фс Эпикура

Кризис Эллады. Поиск свободы. Онтологическое обоснование наличия свободы у человека. Для этого он развивает атомизм Демокрита: к трём различиям между атомами (форма, величина и местоположение) добавляет четвёртое по весу. Внутренние хар-ки объекта выступают причиной непредсказуемости его поведения, поэтому движения атомов по учению Эпикура, наряду с необходимостью включает случайность. Введя случайность в структуру бытия, развивает учение Демокрита о причинности всего существующего, т.е. детерменизм (учение о всеобщей связи и причинной обусловленности всех явлений). У Эпикура существуют причины как необходимых, закономерных, так и случайных явлений. Введение случайности в структуру бытия позволило осознать, что из связей между атомами, обусловленными их характеристиками, вытекает необходимый, закономерный или случайный характер причинности.

Если связь будет внутренней, существенной, объективной, постоянной, то причина явления будет необходимой и, следовательно, закономерной. Если же связь – внешняя, несущественная, субъективная и эпизодическая, то причина явления – случайная. Детерминизм у Эпикура имеет диалектический характер.

Если случайность существует объективно, в самой структуре бытия, значит, у человека есть свобода выбора. Однако гораздо труднее распорядится свободой, чем осознать, что она у тебя есть.

Самоцель фс Эпикура – этика удовольствия как раскрытие мудрого и счастливого смысла жизни. Удовольствие – то, что не приносит вреда. Эпикур считал, что самое разрушительное страдание – страх, который лишает человека свободы. Страх перед смертью. Удовольствия: необходимые, вытекающие из природы человека; необходимые, но не желаемые человеком; не необходимые, противоестественные и нежелаемые. Мудрец – тот, кто выбирает удовольствия первого вида для достижения безмятежности души – атараксии, как цели счастливой жизни. Эпикур разработал цементирующий этику аспект свободы, нравственную оценку можно давать только при наличии свободы выбора.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 424.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...