![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ФЛАТТЕР КРЫЛА В ДОЗВУКОВОМ ПОТОКЕ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Флаттером называются автоколебания тел в потоке газа или жидкости. При появлении скоростных самолетов в 30-х годах флаттер служил причиной многочисленных катастроф. Явление флаттера тесно связано с теми воздействиями, которые поток воздуха оказывает на колеблющееся крыло. Поскольку здесь нет возможности рассматривать детально эти воздействия, ограничимся лишь принципиальной картиной явления; подробности и способы расчета реальных конструкций содержатся в специальной литературе. При флаттере крыло самолета совершает изгибно-крутильные колебания. Поэтому для анализа этого явления необходимо учесть, по крайней мере, две степени свободы крыла. При практических расчетах достаточно учесть движения крыла по первым формам собственных изгибных и крутильных колебаний. Для еще большег6о упрощения рассмотрим жесткое крыло, имеющее две степени свободы, соответствующие его вертикальному перемещению и повороту (рис.). Существенное значение имеет положение центра жесткости крыла, т. е. той точки его хорды, приложение вертикальной силы в которой вызывает только вертикальное перемещение крыла, но не его поворот. К этой точке (О на рис.) мы и будем приводить действующие на крыло силы.
Сила инерции и момент сил инерции относительно точки О составляют:
Здесь Ь — расстояние от центра жесткости до центра массы крыла; m —масса; r — радиус инерции массы крыла относительно" "центральной оси. Наибольшие трудности представляет определение изменений аэродинамических сил, возникающих в связи с движением крыла. Простейшая гипотеза относительно этих сил состоит в том, что их можно вычислить так же, как и при неподвижном крыле, подставив лишь в соответствующие формулы значения мгновенного угла атаки. В этом предположении получаем увеличение подъемной силы и момента:
Здесь Формулы (1.2) представляют собой грубое приближение, так как в них полностью игнорируется влияние движения крыла на обтекание. Более точное решение задачи показывает, что если крыло совершает, например, гармонические колебания с частотой Как величина присоединенной массы, так и фазовый сдвиг зависят от безразмерного параметра Однако ради упрощении не будем учитывать всех этих обстоятельств и дополнительно в первой из формул (1.2) пренебрежем слагаемым
где Отыщем решение системы уравнений (1.3) в виде, соответствующем гармоническим колебаниям: Подстановка этих выражений в уравнения (1.3) приводит к однородным алгебраическим уравнениям относительно
(1.5)
Приравняв нулю определитель системы (1.5), получим частотное уравнение. Для того чтобы привести это уравнение к более простом у виду, введем следующие обозначения: Тогда частотное уравнение можно представить в виде
При нулевой скорости потока С увеличением скорости потока возможно появление двух типов неустойчивости. Так, один из корней уравнения (1.6) может обратиться в нуль, что соответствует обращению в нуль свободного члена уравнения (1.6): Обращение в нуль частоты собственных колебаний системы свидетельствует о статической ее неустойчивости. В самом деле, возвращаясь в формуле (1.7) к первоначальным обозначениям, приведем ее к виду
Если это соотношение выполняется, то при повороте крыла на угол уравновешивается упругим моментом Явление статической потери устойчивости крыла при достижении скоростью потока значения Для крыльев самолетов, как правило, скорость дивергенции существенно превышает скорость полета, и дивергенция не представляет реальной опасности. Другой вид потери устойчивости — изгибно-крутильный флаттер — связан с тем, что частоты, определяемые из уравнения (1.6), становятся комплексными. В самом деле, если имеются сопряженные комплексные частоты
Экспоненциальные множители с действительными положительными показателями неограниченно возрастают. Таким образом, в этом случае движение представляет собой колебания с нарастающими амплитудами (колебательный характер движения определяется множителями Итак, условием наступления флаттера является появление комплексных корней уравнения (1.6), что происходит при обращении в нуль его дискриминанта:
Из уравнения (1.8) нетрудно подсчитать скорость флаттера. Не останавливаясь на дальнейшем анализе этого уравнения, проследим на числовом примере, как изменяются частоты свободных колебаний крыла по уравнению (1.6) при увеличении скорости потока. Допустим, что Этим данным соответствуют скорость дивергенции [найденная по уравнению (1.7)] График изменения частот колебаний системы в зависимости от скорости потока, построенный в соответствии с уравнением (1.6), показан на рисунке.
Наличие кратных собственных частот для консервативной системы не связано с какими-либо особенностями ее поведения. Для неконсервативной системы, которую представляет собой крыло, находящееся в потоке воздуха, слияние двух частот ведет к потере устойчивости движения. В процессе колебаний система начинает интенсивно потреблять энергию потока и амплитуды колебания неограниченно нарастают. Механизм этого явления легко понять, если представить себе, что происходящие с одинаковой частотой крутильные и изгибные колебания крыла сдвинуты по фазе на Сделанный вывод о неограниченном росте амплитуд связан с тем, что рассматривалась линейная система уравнений. Для определения установившихся амплитуд флаттера следует учесть нелинейности как механического, так и аэродинамического характера. Однако этот вопрос не имеет большого практического значения, так как в реальных самолетных конструкциях разрушение при флаттере происходит раньше, чем установится стационарный режим движения.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 787. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |