![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА РАКЕТУ В ПОЛЕТЕ
Силы, воздействующие на ракету в полете, можно разделить на аэродинамические, силы тяжести и тягу двигателей. Для жесткого корпуса ракеты систему распределенных по поверхности корпуса аэродинамических сил в случае плоского движения приводят к равнодействующей, которую для удобства представляют в виде двух составляющих: подъемной силы
(1.1)
где Коэффициенты
При изучении движения ракеты нужно определять момент аэродинамических сил
Для малых углов атаки
где l - длина корпуса ракеты. Момент Если знак а) аэродинамически устойчивая ракета, когда б) аэродинамически неустойчивая ракета, когда в) аэродинамически нейтральная ракета, когда Если центр давления находится впереди центра массы ( при отклонении оси ракеты от направления полета аэродинамические силы создадут момент, отклоняющий ось ракеты на еще больший угол. Для обеспечения аэродинамической устойчивости или уменьшения аэродинамической неустойчивости ракета снабжается хвостовым оперением. Неоперенная ракета обычно бывает аэродинамически неустойчивой. Запас аэродинамической устойчивости определяется величиной
и момента от кориолисовых сил (см. рис.) (координата x; для произвольного поперечного сечения отсчитывается от вершины корпуса). Аэродинамический демпфирующий момент всегда направлен в сторону, противоположную вращению корпуса ракеты: где Момент от кориолисовых сил возникает при повороте потока жидкости, движущейся в баках и трубопроводах ракеты, и потока газов, движущихся по камере и соплу двигателя. Этот момент можно определить, если принять, что указанные потоки вращаются совместно с корпусом ракеты. Величина и направление кориолисова ускорения определяются векторным произведением где и направлена в сторону, противоположную ускорению. При установившемся режиме работы двигателя секундный расход массы Поэтому величину момента для всей системы
где При При полете ракеты в плотных слоях атмосферы момент от кориолисовых сил Поперечной демпфирующей силой вследствие ее малости в расчетах обычно пренебрегают. В качестве основных управляющих органов в жидкостных ракетах применяются поворотные двигатели и газовые рули. Иногда в качестве дополнительных органов используются воздушные рули, эффективность которых существенна лишь при больших скоростных напорах. Газодинамические силы, воздействующие на поверхности рулей, приводятся к подъемной силе Эти величины могут быть определены по обычным формулам:
где Углы поворота газовых рулей на активном участке траектории изменяются в пределах В случае воздушных рулей, по аналогии с предыдущим
Здесь Кроме шарнирных моментов при отклонениях газовых и воздушных рулей возникают демпфирующие моменты, пропорциональные угловой скорости Если органами управления являются поворотные двигатели, то
при малых углах поворота
Независимо от типа органов управления будем в дальнейшем полагать, что при малых углах поворота В общем виде где Тяга ракетного двигателя при постоянном секундном расходе топлива зависит от высоты полета. Эту зависимость можно представить следующей формулой:
где В зависимости от характера запуска двигателя тяга может нарастать быстрее или медленнее, непрерывно или ступенями. Точно так же и при выключении двигателя тяга исчезает не мгновенно, а наблюдается, как говорят, явление последействия. После отсечки двигателя вследствие догорания остатков топлива все еще продолжает создаваться небольшая тяга. Однако как время выхода двигателя на режим, так и, в особенности, период последействия составляют небольшую долю от общего времени работы двигателя. Ускорение ракете сообщается силой
которая называется эффективной тягой двигателя. Вес ракеты
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 937. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |