Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 20. Качество программных технологий в справочных правовых системах




Передовые программные технологии являются второй необходимой составляющей СПС. Наряду с юридической обработкой информации они должны обеспечивать быстрый и надежный поиск информации, ее анализ, сохранение результатов работы. Кроме того, программные технологии играют определяющую роль в доставке информации от разработчика СПС конечному пользователю.

Особенности создания специализированных программных технологий для работы с правовой информацией.

Оглядываясь назад на историю развития СПС, можно увидеть, что программные технологии, которые так или иначе использовались в области правовых баз данных, условно можно разделить на три основных типа в зависимости от выбора разработчиками того или иного инструментария.

Первая группа разработчиков пыталась использовать стандартные системы управления базами данных (СУБД), причем самой различной сложности и архитектуры, от простых систем до самых мощных, включая Oracle.

Вторая групп; ориентировалась на специализированные пакеты, рассчитанные на работу с полнотекстовыми базами данных универсального характера. Наибольший акцент в таких системах обычно ставился на развитый поиск по текстовым полям (аналогичный поисковым системам в интернете).

Третья группе занималась созданием собственных, оригинальных технологий, ориентированных на одну конкретную предметную область - правовую информацию.

Проанализировав современное развитие рынка СПС в нашей стране, можно однозначно утверждать, что способы реализации, выбранные первыми двумя группами, в силу разных причин в большинстве случаев оказались малопригодными для этой задачи.

Так, с одной стороны, любая готовая разработка, являясь универсальной и, соответственно, предназначенной для более широкого круга задач, неизбежно менее эффективна из-за перегруженности излишним, не используемым в данной конкретной задаче программным кодом. Зачастую такие стандартные решения в силу их громоздкости просто невозможно использовать для работы с большим банком документов на компьютерах класса ПК.

С другой стороны, универсальные системы не ориентированы специально на работу с правовой информацией и текстами больших объемов. Поэтому, существенно проигрывая в эффективности, они в то же время не обеспечивают всего спектра функций, необходимых для удобной работы с правовыми документами.

Оказалось также, что даже созданные именно для работы с текстовой информацией универсальные пакеты плохо подходят для разработки СПС. Основные причины этого в том, что, во-первых, правовая информация требует, как мы знаем, довольно сложной и специфической юридической обработки, а во-вторых, исследования запросов потребителей показали, что им необходимы специальные сервисные инструменты, которых, естественно, нет в пакетах общего назначения. Кроме того, эти пакеты ориентированы скорее на создание замкнутых справочников, а не ежедневно обновляемых систем с надежным и экономичным механизмом актуализации данных.

Объективная реальность требует от разработчиков СПС создания специальных программных технологий для работы именно с правовой информацией. Программные технологии для качественной СПС должны быть основаны на специально ориентированных на данную область разработках. В то же время, очень важно, чтобы пользовательский интерфейс СПС был удобен и унифицирован с широко распространенным программным обеспечением.

Поисковые возможности СПС

Разберем, каким конкретным требованиям пользователя (по поиску, работе с документами, по передаче данных и пр.) должны отвечать программные технологии СПС.

1. Проблема полноты и точности поиска

Технологии справочных правовых систем должны одновременно эффективно решать две задачи: обеспечить как полноту, так и точность поиска нужной информации внутри всего массива, представленного в СПС. Сложность заключается в том, что, добиваясь большей полноты поиска, мы одновременно увеличиваем вероятность получения так называемого «шума» - документов, не имеющих прямого отношения к рассматриваемой проблеме (т.е. уменьшаем точность), и наоборот, борясь за точность подборки документов, мы рискуем отсечь документы, которые могут представлять интерес.

Повысить эффективность поиска в такой ситуации (а профессиональная СПС должна обеспечивать уровень эффективности по полноте и точности поиска, близкий к единице) можно путем использования нескольких способов поиска информации. Таким образом, профессиональная СПС должна предоставлять возможность поиска документов в различных ситуациях, зависящих от того, какой информацией о предмете поиска владеет пользователь СПС. Можно выделить следующие основные ситуации:

•     пользователь знает (хотя бы приблизительно) реквизиты документов (например, номер, дату принятия, принявший орган);

•     реквизиты искомых документов пользователю неизвестны, но предположительно известны слова и словосочетания, содержащиеся в тексте документа;

•     требуется найти информацию по правовому вопросу, при этом пользователь не знает, в каких документах содержится эта информация, и затрудняется сказать, какие именно термины используются в документе, регулирующем этот вопрос.

Программные технологии СПС должны обеспечить эффективный поиск во всех случаях.

2. Поиск документов по реквизитам

Поиск документов по реквизитам довольно прост, и уже на самых ранних этапах становления справочных правовых систем программные технологии позволяли эффективно решать такую задачу. Любая СПС сегодня позволяет найти документ по одному или нескольким его реквизитам. При этом можно задавать несколько однотипных реквизитов, соединяя их различными логическими условиями (И, ИЛИ, КРОМЕ), вместо точной даты задавать различные диапазоны времени и т.д.

Поиск документов по реквизитам в системе КонсультантПлюс организован очень удобно и эффективно. С одной стороны, можно искать документы, не задумываясь, к какому типу правовой информации они относятся, а с другой стороны, при необходимости, можно учесть специфику каждого из типов (является ли документ нормативным актом, судебным решением, авторской консультацией и т.д.).

Для поиска документов по их реквизитам в системе КонсультантПлюс предусмотрена Карточка поиска, содержащая несколько поисковых полей. Для каждого поискового поля в системе предусмотрен словарь, автоматически заполняемый и корректируемый по мере поступления документов в систему. При вводе в систему нового документа его реквизиты заносятся в соответствующий словарь.

Содержание Карточки поиска (состав и количество поисковых полей в ней) для разных разделов системы различно. Если неизвестны реквизиты искомого документа, но известно, о чем идет в нем речь, то можно попытаться найти его по контексту, то есть по словам и словосочетаниям, встречающимся в тексте документа.

3. Поиск документов по контексту

В СПС должна быть предусмотрена такая возможность. Очевидно, что программная реализация данного инструмента является более сложной задачей, чем реализация поиска документов по формальным реквизитам. Это определяется объективными причинами, связанными с богатством естественного языка общения людей между собой по отношению к формализованному описанию ограниченного числа характеристик документа (его реквизитов). Действительно, слова могут входить в текст документа в различных грамматических формах (число, падеж и т.д.); словосочетания могут быть разбиты другими словами (например, в перечислении); авторы документов могут использовать синонимы или сокращения и т.д. При этом помимо учета указанных особенностей программные инструменты контекстного поиска должны обеспечивать быстроту этого поиска в огромном массиве информации.

Технологии контекстного поиска в СПС претерпели наибольшие изменения за время существования СПС. На ранних стадиях развития справочных правовых систем возможности этих технологий позволяли задать несколько слов или словосочетаний, входящих в текст документа, и соединить их простейшими логическими условиями (И, ИЛИ, КРОМЕ). Затем появилась возможность учесть близость нахождения заданных слов в тексте документа.

Прорыв, совершенный в сфере информационно-коммуникационных технологий в последние годы, привел к широкому проникновению интернета во все сферы деятельности и слои общества. Это обстоятельство потребовало от разработчиков СПС направить развитие программных технологий поиска информации в СПС в сторону унификации с интерфейсом поисковых систем в интернете.

Стандартом для технологий поиска в СПС по тексту документа в настоящее время становится предоставление пользователю возможности (как и в поисковых системах в интернете) задать поисковое выражение на естественном языке, так, чтобы при поиске нужных документов система сама учла близость расположения слов в тексте, нашла документы, где заданные слова встречаются в любых грамматических формах (с любыми окончаниями). Более того, желательно, чтобы поисковые технологии позволяли также учитывать возможные сокращеши и синонимы. При этом остается важным сохранение возможности делать вручную ряд «тонких» настроек, например, регулировать близость слов в поисковом выражении, осуществлять поиск слов в определенной форме с определенным окончанием) и пр.

4. Поиск информации по правовому вопросу в случае, когда неизвестно, в каких документах она содержится

Очень часто пользователь сталкивается с ситуацией, когда требуется найти информацию по правовой проблеме, которую он может только описать в целом и не представляет, в каких документах такая информация может содержаться.

В этом случае применяются инструменты поиска на основе специализированных классификаторов информации и юридической обработки документов специалистами компании-разработчика СПС. Сюда, в частности, относятся тематические рубрикаторы, классификаторы по ключевым словам, ситуациям и т.д. Такие инструменты должны быть разработаны специалистами компании.

Сточки зрения программных технологий важно, чтобы разработанные инструменты позволяли быстро находить нужные рубрики или ключевые понятия, при условии, что их точные названия могут быть неизвестны. Также необходимо, чтобы была реализована навигация в найденных документах, позволяющая быстро найти именно те фрагменты документа, которые содержат информацию по искомому вопросу.

Например, Правовой навигатор системы КонсультантПлюс имеет двухоконный интерфейс, стандартный для операционной системы Windows и отвечающий его двухуровневой структуре: ключевые понятия, объединенные в группы ключевых понятий. В левом окне в алфавитном порядке отражаются группы понятий, в правом - ключевые понятия, которые соответствуют активной в настоящий момент группе понятий (т.е. той группе понятий, на которой стоит курсор).

Для того чтобы в словаре Правового навигатора найти нужные ключевые понятия, предусмотрена строка поиска, где следует задать соответствующие слова. Слова можно задавать в любой грамматической форме, можно задавать общепринятые аббревиатуры, например, НДС, ООО, ОСАГО и пр. При входе в текст документа мы сразу попадаем на фрагмент, который содержит интересующую нас информацию. Далее можно найти и остальные такие фрагменты (если они есть).

5. Другие поисковые возможности

В СПС должны содержаться инструменты упрощенного поиска некоторых специальных блоков информации: разного рода справочной информации, обзоров документов, документов, включенных в систему в последнее время, часто используемых конкретным пользователем документов и т.д.

В системе КонсультантПлюс в отдельные блоки выделены:

•     обзоры законодательства;

•     справочная информация (ставки налогов, курсы валют, расчетные индикаторы, формы документов налогового, бухгалтерского учета, первичных учетных документов и т.д.);

•     документы, включенные в систему с последними пополнениями;

•     последние просмотренные документы;

•     публикации в юридических и бухгалтерских изданиях.

Доступ к этой информации осуществляется через соответствующее меню, а также через ссылки сразу после входа в систему.

Кроме того, в системе КонсультантПлюс имеется еще один очень удобный поисковый инструмент. Известно, что среди нормативных документов наиболее востребованными являются кодексы. Их поиск в системе КонсультантПлюс максимально упрощен: достаточно щелкнуть по ссылке «Кодексы» в Стартовом окне, и откроется список всех кодексов РФ (в действующих в настоящее время редакциях), откуда можно сразу перейти в текст интересующего кодекса К этому же списку кодексов можно перейти и при дальнейшей работе с системой из любого ее места.

6. Использование электронных папок и закладок

В СПС для пользователя должна быть предусмотрена возможность положить документы в специальные электронные папки и поставить электронные закладки к фрагментам текста документов. Папки позволяют быстро обратиться к содержащимся в них документам без процедуры повторного их поиска. Аналогично, поставленные закладки позволяют быстро найти сам документ, и нужный фрагмент в нем. Эти возможности также реализованы в системе КонсультантПлюс.

Программные технологии СПС при работе с документами

При работе с документами для пользователя должны быть обеспечены, как минимум, следующие возможности:

•     переход из текста одного документа в другой по ссылкам (гипертекст);

•     поиск слов и словосочетаний в тексте документа;

•     возможность создания собственных подборок документов из имеющегося информационного массива; простой обмен этими подборками между различными пользователями СПС;

•     установка закладок в тексте документа, быстрый поиск документа, в котором установлены закладки, а также быстрый поиск закладок непосредственно в тексте;

•     копирование текста документа или его фрагмента в текстовый редактор;

•     печать текстов документов или их фрагментов, а также сохранение их в файл.

Технологии передачи информации пользователям

Программные технологии играют большую роль и в передаче правовой информации от разработчика СПС конечному пользователю. Если говорить кратко, то технологии должны отвечать трем основным условиям: надежность, скорость и удобство.

Следует выделить два основных этапа в процессе обновления информационных ресурсов СПС.

Первый этап актуализация эталонного банка правовой информации у компании-производителя. Второй этап: передача новой информации потребителю.

Сложности на первом этапе заключаются в том, что в процессе актуализации информации требуется полноценная интеграция вновь включаемой информации в уже существующий банк (в первую очередь, расстановка ссылок между старыми и вновь поступившими документами). Технология КонсультантПлюс позволяет провести этот процесс просто и эффективно за считанные минуты в автоматическом режиме.

На втором этапе после загрузки свежей информации в эталонный банк производителя необходимо организовать доступ пользователя к этой информации.

Существует два возможных способа передачи информации от разработчика конечному пользователю: удаленный доступ к централизованным ресурсам на сервере компании-разработчика и установка всей базы на компьютер пользователя. Также было показано, что в силу специфики работы с правовой информацией для пользователя более удобна постоянная работа с СПС, установленной на его компьютере в сочетании с возможностью периодического обращения к серверу компании- разработчика СПС для оперативного получения отдельных вновь принятых документов. Таким образом, разработчики СПС должны обеспечить пользователю обе указанные возможности.

Технология КонсультантПлюс, изначально с момента создания, позволяла проводить так называемое «кусочное пополнение», при котором пользователю передается только свежая информация, которая полноценно интегрируется в уже существующий банк документов без необходимости использования неких периодических специальных пополнений.

Такая технологияреально позволяет (по желанию пользователя) производить передачу правовых документов и полноценное обновление СПС на компьютере пользователя с любой периодичностью, вплоть до ежедневной, наиболее удобным для пользователя способом (на дисках, через интернет и т.д.). При этом обновление информации на компьютере пользователя занимает непродолжительное время, после чего пользователь получает полностью работоспособную СПС, в которую полноценно интегрированы вновь поступившие документы (в частности, установлены и обновлены все взаимосвязи между старыми и новыми документами и т.д.). Также очень важно, что при использовании технологии «кусочного пополнения» размер файлов обновления невелик, что позволяет широко использовать телекоммуникации и реально проводить ежедневное пополнение у всех пользователей, кому это необходимо.

Одновременно на сайте компании www.consultant.ru имеется круглосуточный on-line доступ к «свежим» документам, кодексам и наиболее востребованным законам, обзорам законодательства, справочной информации, что позволяет пользователю, при необходимости, оперативно обратиться к наиболее востребованной правовой информации. В вечернее время и в выходные открыт бесплатный доступ к специальной интернет-версии системы КонсультантПлюс.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 340.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...