Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 16. История и современные тенденции развития справочных правовых систем




История развития СПС за рубежом.

От электронных картотек к полнотекстовым системам

Идея использовать преимущества компьютерных технологий для работы с законодательной информацией возникла на Западе еще во второй половине 60-х годов. Тогда же, одновременно с развитием современных компьютерных технологий и средств телекоммуникации, в мире стали появляться первые СПС. Разработка таких систем была обусловлена тем, что уже тогда базы данных позволяли собирать, хранить и систематизировать огромное количество материалов, что обычным библиотекам было не под силу.

Первоначально системы создавались в виде электронных картотек, это были своего рода грандиозные «электронные каталоги» документов без их текстов.

Они давали возможность найти полные сведения о реквизитах документов, интересующих пользователя: названии, номере, дате издания, принявшем органе и т.д. С помощью полученных библиографических реквизитов уже можно было легко и быстро отыскать печатное издание, в котором опубликован необходимый материал.

В Европе первой электронной картотекой для компьютерного поиска юридической информации стала бельгийская система Credoc. Она появилась на свет в 1967 г. благодаря совместным усилиям университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный массив системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, о парламентских материалах. Однако Credoc не предполагала прямой связи пользователя с информационным массивом системы для получения данных. Изначально работа была построена таким образом, что пользователю в первую очередь необходимо было обращаться в специальное информационное бюро, откуда и приходил ответ, содержащий адресную информацию о законодательных документах. Причем срок ожидания ответа был довольно велик - от двух до восьми дней.

Позднее некоторые юридические электронные картотеки начали работать в диалоговом режиме и, располагая сетью терминалов в библиотеках, стали широко доступны для всех желающих. Примером такой системы может служить Finlex, созданная в 1982 г. министерством юстиции Финляндии. Она предназначена для предоставления информации о судебных решениях и судебной практике.

Все электронные картотеки, при всех их достоинствах, отличало то, что они не давали возможности ознакомиться с полным текстом документов. Более удобными являются полнотекстовые системы, позволяющие не только моментально находить в громадных информационных массивах необходимый документ, но и работать с его текстом.

Разработка одной из самых известных полно- текстовых СПС США Lexis началась еще в 1967 г. с соглашения между коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. С 1980 г. Lexis стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. - Австралии. В информационном банке системы находятся все судебные прецеденты США, а также нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст конституции США. Со временем в Lexis было включено британское законодательство, а с 1981 г. - английские судебные прецеденты. Теперь эта система носит имя LexisNexis и является онлайновой информационной системой, содержащей юридическую, политическую, коммерческую и другую информацию из 33 тыс. источников1-2.

В 1986 г. была создана австрийская система юридической информации RDB, которая также является полнотекстовой.

В настоящее время практически все экономически развитые страны имеют СПС, и, по некоторым оценкам, сейчас в мире насчитывается более 100 подобных систем. В США это Westlaw, LexisNexis, Wolters Kluwer, Quicklaw America, Loislaw; в Великобритании-LexisNexis; Westlaw, Justis; в Италии - Italguire Lex, Lex24; в Бельгии - Justel, Jura; в Германии - Deutsche Rechtsprechung, Juris, Lexinform, Fahnder; в Финляндии - Finlex; во Франции - Lexis-Nexis Lamyline, Lexbase и т.д.

Заметим, что большая часть этих систем носит негосударственный характер. Сначала во многих странах предпринимались попытки создания государственных компьютерных систем юридической информации. Однако в большинстве случаев такие попытки терпели крах из-за дороговизны реализации проектов. Так, с 1971 г. в США для нужд Конгресса на государственные средства создавалась правовая система Juris. Однако уже с 1982 г. государство вынуждено было договориться о совместном финансировании проекта с частной фирмой West Publishing Company. С октября 1993 г. система целиком передана в руки двух компаний West Publishing Company и Mead Data Systems.

В то же время, во многих странах усилиями государственных органов создаются бесплатные интернет-порталы, содержащие национальные нормативные акты. Это не полноценные СПС, а более простые по своему сервису базы данных по законодательству.

Формирование отрасли СПС в России

С некоторым запозданием развитие компьютерных СПС началось и в нашей стране. В июле 1975 г. руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Министерстве юстиции был создан Научный центр правовой информации. Основной задачей Центра стала разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов. Однако пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные государственные министерства, ведомства и научные организации. Широкий доступ к информации был исключен. Так продолжалось до периода реформ конца 80-х- начала 90-х годов, когда в России началось быстрое развитие и распространение СПС. Именно тогда появились первые СПС: в 1989 г. - ЮСИС, в 1990 г. - ГАРАНТ, в 1991 г. - Кодекс, в 1992 г. - КонсультантПлюс. С этого периода разработка СПС начинает формироваться как полноценная отрасль информационного бизнеса.

Распределение ролей государства и независимых компаний на рынке правовых информационных услуг

В настоящее время в России, как и за рубежом, именно негосударственные СПС определяют лицо правовой информатизации. Так, согласно некоторым оценкам, более 99% пользователей СПС работают с СПС негосударственных компаний.

С чем же связана такая ситуация?

Во-первых, пользователями СПС является хотя и большая, но все- таки ограниченная часть общества - это специалисты, постоянно нуждающиеся в такой информации для решения профессиональных задач. Должно ли государство создавать и обслуживать СПС, предназначенные для этого ограниченного круга профессионалов, за счет всех налогоплательщиков (ведь все справочные правовые системы - продукт с высокой добавленной стоимостью, ориентированный именно на профессионалов). Очевидно, что на бюджетные деньги делать это нельзя. Обязанность государства (как это, в частности, записано в Конституции РФ) довести до сведения всех граждан содержание законов и иных правовых документов, т.е. сделать исходные тексты этих документов доступными. Это государством делается. Более того, разработчики СПС в этом также помогают: например, компания «Консультант Плюс» выставляет в открытом доступе в интернете базы графических образов. Это банки «Копии правовых актов» и «Библиотека копий официальных публикаций правовых актов», содержащие отсканированные документы Президента РФ, Правительства РФ, обеих палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, а также копии официальных публикаций документов (федеральных законов, документов Президента РФ и Правительства РФ, документов федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированных в Минюсте РФ и др.), принятых с 1992 г.

Во-вторых, современная СПС, как указано в ее определении, - это не только и не столько непосредственно тексты документов. Это и сложный инструментарий для работы с ними, предполагающий глубокую юридическую обработку документов (выявление их взаимосвязей, создание редакций, комментариев и т.д.), экспертный анализ информации (отбор важнейшей информации и ее систематизация, выводы экспертов по широкому кругу вопросов и др.) и, конечно же, сервис. Именно эта работа и определяет стоимость СПС как рыночного продукта. Как уже было сказано, СПС - продукт с высокой добавленной стоимостью. Более того, наличие нескольких конкурирующих между собой производителей СПС обуславливает повышение качества продукта и оптимизацию цен.

Государственные органы не должны, да и не могут заниматься коммерческой деятельностью и обеспечением профессионального сервиса.

Следует обратить внимание еще и на такой момент. Любая СПС содержит авторские комментарии, материалы, содержащие мнения разработчиков СПС, их оценки. Если такие материалы будут распространяться через государственную СПС, то неизбежно возникнет двусмысленность: являются ли эти комментарии и мнения официальной позицией государственного органа власти или нет.

Роль СПС в развитии общества

Выше говорилось о роли СПС как основного средства для обеспечения правовой информацией специалистов, которые в ней нуждаются. Но нельзя не сказать еще об одном аспекте, связанном с распространением СПС. А именно, развитие и широкое распространение СПС существенно ускоряет и развитие страны, изменения в обществе.

Действительно, у нас в стране реформы начались на рубеже 90-х годов прошлого века. До этого жизнь общества регулировалась административно, и только сейчас право постепенно занимает место административных рычагов. Такая ситуация, например, была во Франции двести лет назад, когда там был принят знаменитый Кодекс Наполеона. Формирование того гражданского общества, которое мы там видим, заняло почти два века. На все нужно время: мало принять хороший закон, надо, чтобы люди его прочли, поняли, осмыслили, внедрили в практику, практика его применения стала признанной и т.д. Но в настоящее время уже не требуется двести лет для аналогичных процессов.

Благодаря компьютерным системам и электронным СМИ новые правовые документы распространяются по стране не месяцами, как это было в позапрошлом веке, а за один - два дня. Специалисты-практики находят любой документ в считанные минуты.

Большую роль играет широкое и открытое распространение судебных решений. Благодаря базам данных, содержащим судебные решения, применение законов становится наглядным и для общества, и для законодателей практически сразу после принятия судебных решений.

Это дает колоссальную экономию времени и способствует все большей информационной открытости в обществе. Кстати, в Конституции прямо оговаривается обязательная гласность и открытость судебных решений.

Это все в целом и дает шанс для существенно более быстрого развития тех стран, которые имеют современные и эффективные компьютерные правовые системы. Очевидно, что к таким странам принадлежит и Россия.

Ускоренное развитие законотворчества в нашем обществе и высокая значимость правоприменительной практики привели, в свою очередь, к росту востребованности СПС среди специалистов.

Этот реальный спрос на очень нужные и полезные продукты и услуги и лег в основу создания одной из самых молодых отраслей бизнеса в России.

Этапы развития СПС как отрасли в России

Можно выделить три этапа развития СПС в нашей стране:

 

1 этап 1989 -1994 гг. Начало развития - появление СПС на рынке
2 этап 1995-2002 гг. Создание отрасли СПС
3 этап с 2003 г. Профессиональное развитие СПС

 

Эти три этапа можно оценить, рассматривая ситуацию с двух сторон:

•     как развивались потребности пользователей при обращении к СПС, какие задачи решали специалисты с помощью СПС, как развивались знания и умения самих пользователей;

•     как развивалось предложение пользователям со стороны разработчиков СПС (сами системы и сервисные услуги).

 

• Задачи, решаемые с помощью СПС • Какие потребности пользовате­лей при этом реализуются
1-й уровень. Простейшие поисковые задачи • поиск конкретного документа • распечатка найденного документа, сохранение в файл Источник информации
2-й уровень. Базовые аналитические задачи • анализ конкретного документа • поиск подборки документов по заданному вопросу Эффективность работы с информацией
3-й уровень. Профессиональные задачи • анализ задачи с помощью найденной подборки документов • подготовка материалов для отчета, анализа, обмена с коллегами • создание индивидуальных настроек в системе для ее эффективного использования Уверенность в правильности принятых решений

 

Процентное соотношение потребностей пользователей было различным на разных этапах развития СПС. Если на первом этапе доминировала потребность в получении информации как таковой (т.е. СПС рассматривались, прежде всего, как источник получения информации, как правило, одного конкретного документа; такую цель ставили перед собой и ограничивались ею более 95% пользователей), то на втором этапе существенной стала та часть пользователей, которых интересовало решение базовых аналитических задач (такие специалисты используют СПС не только для поиска информации, но и для эффективной аналитической работы с документами).

Наконец, на третьем, современном этапе появилось большое количество специалистов, решающих с помощью СПС аналитические задачи профессионального уровня, требующие такого же профессионального знания самих систем и умения использовать все возможности, предоставляемые современными СПС. По некоторым оценкам, их число составляет 15-20% от числа всех пользователей. При этом другой существенной особенностью данного этапа является то, что теперь основную часть пользователей (по оценкам - около 50%) составляют уверенные, «продвинутые» пользователи, если можно так выразиться, «средний класс» - те, кто способен с помощью СПС решить основные задачи - найти информацию и эффективно ее проанализировать.

Изучив развитие в России СПС как отрасли и проанализировав качественную структуру пользователей СПС на современном этапе, мы можем сделать несколько выводов.

Во-первых, в настоящее время использование СПС стало стандартом получения и работы с правовой информацией.

Во-вторых, существенному увеличению доли «среднего класса» способствовали усилия разработчиков СПС по упрощению интерфейса и широкому внедрению обучения пользователей СПС основным навыкам работы.

В-третьих, хотя постепенно увеличивается доля пользователей, которые уже умеют профессионально, в полном объеме использовать системы и сервис, но таких пока не очень много (как указано выше, около 15-20%). Одной из задач, которые стоят перед отраслью СПС в настоящее время, является увеличение их доли (в перспективе 5-6-летнего развития) до 50-60% от общего числа. Именно такие пользователи уже в ближайшем будущем станут лидерами мнений и будут определять отношение к СПС. Естественно, что разработчикам СПС необходимо все больше и больше ориентироваться именно на эту группу пользователей, не забывая, конечно, и о начинающих, и об уверенных пользователях, которые в будущем также станут профессионалами в работе с СПС. Исходя из задач и потребностей пользователей, на каждом из этапов имелись свои приоритеты развития СПС.

 

Этапы развития СПС Предоставляемая информация Поисковые и аналитические инструменты Сервис
1-й этап (до 1994 года) Важнейшая официальная информация - надежно и оперативно Простейшие инструменты поиска Обновление и поддержка систем. Обучение пользователей основам компьютерной грамотности

2-й этап (1995 - 2002)

Полная информация по законодательству +

важнейшие материалы судебной практики и важнейшая авторская информация

Базовая юридическая обработка информации в системах

(ссылки, редакции и т.д.)

Обучение пользователей эффективной работе. Дополнительный сервис

3-й этап (с 2003 года) Полная информация по законодательству и судебной практике, широкий спектр консультаций, комментариев + специальные материалы, основанные на предварительном анализе информации Предварительный анализ информации экс­пертами компании-разработчика,инструменты поиска, осно­ванные на этом предвар1 ггельном анализе Выработка стандартов обслуживания пользователей, включая фундаментальное обучение пользователей в рамках специальной программы. Индивидуальный сервис

 

Приведенные данные показывают, что в настоящее время на первый план выходят задачи предоставления пользователям всего спектра правовой информации (в первую очередь, авторской информации и судебной практики), задачи проведения предварительной экспертной обработки информации, предоставления на ее основе специальных аналитических материалов и инструментов поиска, а также задачи обеспечения широких возможностей изучения СПС в рамках специальных программ для того, чтобы справочные правовые системы стали привычным необходимым инструментом в профессиональной деятельности пользователей.

Подводя итог, можно сказать, что в нашей стране за короткий срок возникла и успешно развивается новая отрасль интеллектуального производства. По некоторым оценкам в отрасли работает более 35000 специалистов. Доступ к справочным правовым системам получили несколько миллионов пользователей.

Это одна из немногих высокотехнологичных отраслей в России, которая за неполных два десятка лет была создана практически с нуля, в которой представлены исключительно российские компании, причем созданные технологии во многом превосходят аналогичные зарубежные разработки.

О высоком качестве и популярности СПС в России говорят следующие факты. Количество пользователей правовых систем в России на порядок превышает аналогичный показатель, например, в Германии. И это при том, что экономика Германии сильнее нашей, а число персональных компьютеров на тысячу населения в нашей стране почти на порядок меньше, чем в Германии. Такое же соотношение существует и в других европейских странах. Аналогичный нашему уровень проникновения СПС на рынок (если принять за показатель проникновения отношение числа поставленных систем к числу фирм в стране), имеется только в США. 

Если говорить о перспективах развития СПС, то можно выделить следующие основные направления:

Первое связано с активным развитием программных технологий, появлением новых возможностей и совершенствованием уже имеющихся.

Во-вторых, постоянно расширяется и будет расширяться спектр доступной информации. Если законодательная информация уже несколько лет полностью доступна, то в настоящее время упор делается на расширение банка судебной практики различного уровня, а также развитие спектра авторских материалов: комментариев, консультаций специалистов, всевозможных обзоров и пр.

В-третьих, в условиях постоянного увеличения объемов правовой информации разработчики СПС все большее внимание будут уделять вопросам экспертной обработки информации, ее анализа и систематизации, вопросам создания новых специальных инструментов поиска для того, чтобы пользователь мог быстрее и эффективнее находить интересующую его информацию, экономя время для непосредственного ее анализа.

Обзор современного состояния рынка СПС в России

В настоящее время на рынке СПС работает несколько компаний- разработчиков систем и большое количество сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание СПС. Наиболее известны в России следующие продукты и фирмы-разработчики:

1.    КонсультантПлюс

Разработчик - ЗАО «Консультант Плюс».

Год создания -1992.

Количество региональных представительств - 700.

Общий объем информационных ресурсов - более 4000000 документов.

2.    Гарант

Разработчик - НПП «Гарант-Сервис».

Г од создания - 1990.

Количество региональных представительств - более 250.

Общий объем информационных ресурсов - более 3000000документов.

3.    Кодекс

Разработчик - ЗАО «Информационная компаши «Кодекс».

Год создания -1991.

Количество региональных представителей российской сети ЦПИ «Кодекс» - около 300. Общее количество полнотекстовых документов, доступных на портале www.kodeks.net - более 3 300 000.

В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения правовой информацией государственных ведомств, следует назвать:

•     «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);

•     «Законодательство России» и «Официальные и периодические издания правовой информации в машиночитаемом виде» (НТЦ «Система»).

Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как:

•     АРМ «Юрист» (компания «Интралекс»),

•     «Референт» (ЗАО «Референт-Сервис») и некоторые другие.

Степень распространения продуктов той или иной компании на российском рынке различна. Кроме того, продукция разных компаний имеет существенные различия не только по распространенности и тем концепциям, которые закладываются в систему разработчиками, но, что самое главное, и по качеству.

Для оценки качества СПС очень важно выделить действительно существенные параметры и возможности систем, на которые стоит обращать внимание в первую очередь. Эти параметры, безусловно, определяются теми приоритетами в развитии СПС, о которых говорилось выше. Кратко можно сказать, что все такие параметры должны укладываться в понятие надежности системы.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 2044.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...