Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 18. Юридическая обработка правовой информации в справочных правовых системах




Юридическая обработка документов является неотъемлемой частью правовых систем с добавленной стоимостью. Это огромный интеллектуальный и кропотливый ручной труд одновременно, но именно юридическая обработка документов квалифицированным специалистом превращает набор исходных текстов отдельных правовых актов в правовую систему, создает реальные возможности для быстрого поиска нужных документов и эффективной работы с ними.

И именно юридическая обработка документов является одним из основных элементов, отличающих СПС (как системы с добавленной стоимостью) от компьютерных банков данных с информацией, представленной в базовом формате.

По мнению А.А. Косовца, заведующего лабораторией правовой информатики и кибернетики юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: «глубокая качественная юридическая обработка является, на мой взгляд, одной из основных характеристик справочных правовых систем. Это необъятная работа, проведенная специалистами-разработчиками, которую ни один юрист выполнить самостоятельно не сможет (тематическая классификация документов, поиск по ключевым словам, установление и отражение всех взаимосвязей документов). Система позволяет не только быстро найти необходимую правовую информацию, но и сразу же автоматически получить представление обо всей системе нормативных актов, касающихся данного вопроса».

Юридическая обработка играет важнейшую роль в обеспечении качества информационного наполнения СПС, благодаря чему достигается упорядоченность массива правовых документов и внутренняя взаимосвязь документов друг с другом, возможность быстро и эффективно находить нужную информацию и работать с ней.

Здесь можно выделить виды работ, уже ставшие стандартными для справочных правовых систем (классификация документов, установление взаимосвязей, подготовка новых редакций документов и др.), а также новые виды, включающие в себя экспертную обработку информации, создание на этой основе специальных аналитических материалов и инструментов поиска. Последние придают справочной правовой системе новое качество, позволяющее на новом, более высоком уровне обеспечить эффективное выполнение основной функции СПС - дать пользователю возможность быстро и в удобной форме получить всю необходимую информацию для принятия верного решения по интересующей проблеме.

Выделим стандартные элементы юридической обработки, которые должны обязательно присутствовать в СПС.

1.    Классификация документов, различные виды классификаторов.

Одним из ключевых элементов юридической обработки является классификация (рубрикация) документов. При этом преследуется несколько целей, основные из которых следующие:

•     распределение правовых документов по определенным темам, т.е. систематизация правовой информации;

•     обеспечение эффективного поиска информации по конкретной теме.

В зависимости от целей, которые требуется достичь с помощью того или иного классификатора, требования к указанным характеристикам конкретного классификатора и их соотношение (какие из них являются более важными, основными) могут различаться. Соответственно, выделяются и различные виды классификаторов.

Тематический (предметный) классификатор - это базовое средство классификации, без него немыслима любая СПС. Главная его задача - систематизировать, структурировать всю правовую информацию по-крупному и, учитывая большое количество такой информации, распределить ее по ограниченному числу рубрик (названия которых представляют собой довольно крупные юридические понятия) для того, чтобы в этой информации было легко ориентироваться.

Из этой основной задачи вытекают остальные требования к характеристикам данного классификатора и, соответственно, к его практической реализации.

Предметный классификатор предполагает, что пользователь ориентируется в системе права и в системе законодательства, поскольку основной способ поиска в классификаторе - выбор необходимой рубрики на каждом уровне и переход на более глубокий уровень. При этом, чтобы такой поиск был эффективным, классификатор не может быть очень большим.

Поскольку по тематическому классификатору рубрицируется вся правовая информация, а представленные в нем рубрики являются обобщающими, такой классификатор характеризуется относительной стабильностью - его структура остается практически неизменной в течение довольно продолжительного времени.

Классификатор построен так, чтобы учитывать все правовые акты, как нормативные, так и индивидуальные, в том числе судебные решения, а также международные и внутригосударственные договоры.

Основное поисковое назначение тематического классификатора - разделить всю правовую информацию в СПС на крупные массивы информации, выделив документы нужной тематики. Классификатор существенно облегчает поиск информации в случаях, когда неизвестны конкретные реквизиты документа (при контекстном поиске), позволяет сузить поиск до конкретной поисковой области, отраженной в наименовании рубрики.

К рассматриваемому виду классификаторов относится Классификатор правовых актов, одобренный Указом Президента РФ от 15 марта 2000 года № 511 и рекомендованный этим же Указом для использования при создании банков данных правовой информации и при автоматизированном обмене правовой информацией. Данный классификатор стал итогом совместной работы Главного государственно-правового управления Президента РФ, Российского фонда правовых реформ и компании «Консультант Плюс».

Другой вид классификаторов ориентирован на решение иной задачи: он должен обеспечивать эффективный поиск документов, относящихся к возникающей в практической деятельности пользователя конкретной хозяйственной ситуации. Этот вид классификаторов основан на предварительной обработке информации и подробно обсуждается в следующем параграфе.

2.    Подготовка новых редакций документов

В условиях постоянно изменяющегося законодательства для пользователя правовой информации крайне важными и актуальными являются две возможности:

•     возможность получить полный текст правового акта со всеми внесенными в него на сегодняшний день изменениями;

•     возможность получить текст правового акта в том виде, в каком он действовал на определенную дату в прошлом.

В связи с этим обратим внимание на то, что изменение нормативных правовых актов правотворческим органом в большинстве случаев происходит без одновременного утверждения новой редакции изменяемого документа. Изменения в документ могут вноситься разными способами. Перечислим наиболее распространенные:

•     замена части текста (статьи, пункта, абзаца, отдельных слов) документа другим текстом;

•     отмена отдельных частей текста документа;

•     дополнение документа новыми частями.

При этом нередко в одном изменяющем документе одновременно используются несколько способов внесения изменений.

Многочисленные изменения одного документа без физического создания его новой редакции, в тексте которой были бы учтены все эти изменения, приводят к тому, что становится практически невозможно пользоваться таким документом.

Роль СПС в данном случае должна заключаться в том, чтобы специалисты компании-разработчика СПС сами создавали редакции нормативных правовых актов. Под редакцией документа мы будем понимать текст документа с внесенными в него изменениями. Этот элемент юридической обработки в СПС является, безусловно, обязательным. Как уже было отмечено выше, пользователь должен иметь возможность обратиться к полному тексту редакции документа, действующей на текущий момент, а также действовавшей на любой момент в прошлом.

Желательно, чтобы была возможность обращения и к редакции документа с изменениями, которые уже приняты, но вступят в силу через какой-то промежуток времени: это позволит пользователю получить информацию о том, как изменится текст документа в ближайшее время, и в соответствии с этим принимать решения.

Безусловно, удобным для пользователя элементом технологии СПС будет инструмент, позволяющий осуществлять быстрый поиск редакции документа, действовавшей на определенную дату.

Разработчики СПС уделяют большое внимание вопросам, связанным с созданием редакций документа, как в юридическом аспекте, так и с точки зрения технического обеспечения инструментов доступа к этим редакциям. В результате пользователи СПС имеют удобный доступ к любой редакции правового акта и полную информацию о периоде ее действия.

3.    Выявление взаимосвязей документов, формирование ссылок

Для получения полной информации по интересующему пользователя вопросу и принятия правильного решения требуется, как правило, изучить несколько документов, причем разного типа: нормативные акты, разъяснения, комментарии и консультации, судебные решения.

Каждый правовой документ существует не сам по себе, а связан со многими другими, так или иначе относящимися к определенной правовой проблеме. Пользователь СПС, изучая один документ, должен иметь возможность быстро обратиться к другим, связанным с ним или его фрагментом, документам.

Это позволит изучить проблему в комплексе, выяснить все нюансы и в конечном итоге принять правильное взвешенное решение.

Например, при изучении статьи нормативного акта необходимо иметь возможность обратиться к комментариям (разъяснениям) специалиста или к сформировавшейся судебной практике по вопросам применения данной статьи. При чтении финансовой консультации требуется изучить нормативный акт, на основе которого дается данная консультация и т.д.

Поэтому обязательными и крайне важными элементами технологии СПС (и программной технологии, и технологии юридической обработки) является, во-первых, нахождение и фиксация взаимосвязей документов специалистами компании-разработчика, а во-вторых, удобный инструмент перехода от одного документа к другим документам, связанным с ним.

Нахождение и фиксация взаимосвязей документа относится к технологии юридической обработки, что является предметом исследования данного параграфа, поэтому рассмотрим этот аспект подробнее.

Часть связей документа установить легко: это явные упоминания других документов в тексте изучаемого документа.

Это так называемые прямые ссылки.

Например, в тексте изучаемого документа может быть сказано:

«Во исполнение Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 № 125-ФЗ ... приказываю»; или:

«Внести в статью 222 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3, 2006, № 27, ст. 2878) следующие изменения».

Такого рода связи пользователь видит сам. Задача разработчиков СПС заключается в том, чтобы зафиксировать их и оформить в виде гипертекстовых ссылок, обеспечивающих возможность быстрого перехода в упоминаемый документ. Данный механизм входит в обязательный набор инструментов любой СПС.

В системе КонсультантПлюс помимо обычных гипертекстовых ссылок (являющихся, как сказано, обязательным атрибутом СПС) реализован также механизм перехода по ссылкам в различные редакции одного и того же нормативного документа - так называемый «путеводитель по ссылкам», который способствует принятию пользователем правильного решения по проблеме. Данный механизм позволяет выбирать необходимую редакцию документа при переходе по ссылкам, в частности, из текстов авторских материалов разделов «Финансовые консультации» и «Комментарии законодательства», а также из судебных решений раздела «Судебная практика».

Мы обсудили ту часть связей, которые являются явными и реализуются прямыми ссылками. Другая часть связей неочевидна для пользователя. Сюда относятся ссылки на просматриваемый документ из других документов (например, ссылка из судебного решения, принятого на основе нормы данного документа) или связи с документами, регулирующими те же или сходные правоотношения, что и просматриваемый документ, но не содержащие на него явных ссылок.

Отметим, что ссылки из документов, в которых так или иначе упоминается просматриваемый документ, называются обратными ссылками.

Такого рода связи пользователь самостоятельно отследить не в состоянии, в то же время они чрезвычайно важны для принятия правильного решения. Задача разработчиков СПС заключается в том, чтобы выявить все такие связи и предоставить пользователю удобный инструмент для их отражения.

Эта задача сложна сама по себе, но существуют еще и дополнительные трудности, связанные с тем, что таких связей у документа и, более того, даже у отдельного фрагмента может быть очень много. Сами такие документы и информация, содержащаяся в них (касающаяся изучаемого документа), неоднородна. Среди документов могут быть и нормативные акты, и консультации, и судебные решения. Одна часть документов содержит информацию, без знаний которой невозможно принять правильного решения, другая часть документов содержит информацию, которая способствует пониманию проблемы, а третья часть содержит лишь формальные упоминания рассматриваемого документа и никак не влияет на изучение проблемы. Если все такие документы дать общим списком, то это вряд ли облегчит пользователю работу с просматриваемым документом. Чтобы пользователь «не утонул» в огромном массиве документов и смог эффективно работать с ним, необходимо его структурировать как по типам информации, так и по степени важности.

В системе КонсультантПлюс данная задача решена следующим образом. Все документы, связанные с рассматриваемым документом, отсортированы по степени важности этих связей. Выделены:

•     важнейшие связи, без изучения которых невозможно правильно применить документ;

•     полезные связи, которые позволяют лучше разобраться в проблеме;

•     прочие связи, которые являются формальными упоминаниями и не представляют специального интереса для пользователя.

Подобная структуризация связей документа наибольшее значение имеет для правовых актов (документов раздела «Законодательство»).

Для удобства пользователя каждый вид связей представлен в системе по-разному.

•     Важнейшие связи оформляются в виде примечаний непосредственно в тексте документа, рядом с абзацами текста, к которым они относятся, а также в Справке к документу. При этом обязательно дается ссылка на документ, на основании которого написано данное примечание. Такой подход позволяет пользователю, с одной стороны, быть уверенным, что он не пропустит важную информацию, а с другой - обеспечивает удобство обращения к тексту соответствующего документа.

В таких примечаниях может содержаться информация:

•     об отмене частей документа;

•     о создании новой редакции фрагмента текста документа;

•     об изменении действия частей документа (например, об изменении срока действия, расширении круга субъектов, на которых распространяется норма, и т.п.);

•     о судебных решениях, непосредственно влияющих на применение частей документа;

•     об официальных разъяснениях о применении частей документа;

•     о фактической утрате силы частей документа и др.

4.    Подготовка примечаний к документу и справочных сведений

Одной из отличительных черт профессиональной СПС является представление в ней сведений о документе, облегчающих работу с ним. Обязательными элементами являются:

•     информация об официальных публикациях документа;

•     информация об особенностях его применения (об особенностях вступления в силу документа и отдельных его частей, о диапазоне времени действия документа (редакции документа), о регистрации ведомственных документов в Минюсте РФ и т.д.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1057.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...