Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 11. Государственная политика в области информатики




 

Понимание сущности государственной политики в информационной области человеческой деятельности позволяет выявить качественные признаки этого самостоятельного и весьма важного явления социальной и политической жизни общества, определить некоторые закономерности проявления в содержании и форме данной политики.

В литературе термин «государственная политика в области информатики» в научном его понимании не имеет широкого распространения. Этому можно найти объяснение хотя бы потому, что понятие «информатика», как мы уже упоминали, представляет собой область знаний о природе информации, а также методах и средствах ее обработки и использования. Отсюда политическую составляющую в области природы информации трудно себе представить. Относительно методов ее использования, если представить их совокупность (методов и способов) применительно к процессам информационного обмена и, особенно, к массовым управляемым информационным процессам человеческой деятельности (информатизации), то организованное политическое воздействие на эту область общественного развития вполне допустимо рассматривать в качестве политики.

Для государственной политики имеет значение не столько область знаний, сколько часть сферы практической человеческой деятельности, связанной с информацией. Относительно обособленная и самостоятельная деятельность государства в этой сфере обычно определяется как государственная информационная политика, хотя выбранный наукой термин (слово), как мы знаем, не всегда отражает сущность тех явлений и процессов, которые он призван выражать.

Государственная информационная политика как сводный термин и понятие более применимы в качестве предмета знаний в современной действительности, призванные выделить новую область деятельности государства XXI в. Учитывая это обстоятельство, необходимо его рассматривать не только в качестве «рабочего» термина, но и на уровне понятия, объединяющего крупные институты информационных знаний в области государственной деятельности. Во всяком случае, для правоведов, обладающих профессиональными знаниями в области развития государственной деятельности, выбранный термин «государственная информационная политика» более приемлем для понимания сущности организованной информационной деятельности. Более того, ускорение процесса информатизации государственных органов, как предметной основы правового регулирования все больше становится реальностью юриспруденции как науки и правовой системы в целом.

Для определения природы и сущности государственной информационной политики необходимо рассмотреть отдельные ключевые признаки этого понятия: политика, информационная политика, государственная информационная политика.

Понятие «политика» является одним из наиболее сложных в полито­логии. Не случайно за последние две с половиной тысячи лет, отмеченные стремлением, прежде всего философов, осмыслить сущность управления государством, государственной власти как таковой (Гераклит Эфесский, Конфуций, Демокрит, Платон, Аристотель и др.), прийти к единому пониманию сущности данного понятия так и не удалось. Считается, что впервые его ввел в употребление Аристотель, кото­рый исследовал функции и устройство государства своего времени. Он обозначил словом «полития» такое государство, в котором правление осуществляется большинством для общей пользы. За последние триста лет трактовка понятия «политика» посте­пенно претерпела существенные изменения. Так, Макс Вебер полагал, что политика — это «стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает». П.А.Гольбах раскрывал ее как «искусство людьми, искусство заставлять их содействовать сохранению и бла­гополучию общества», К. Манхейм — «конфликт, который все больше становится борьбой не на жизнь, а на смерть», Л.Штраус обозначил «политику» как организацию, упорядочение и формирование обще­ства таким образом, чтобы согласовать его со стоящими перед ним целями, а Г.Моргентау — как борьбу за влияние. Р.Арон, который посвятил значительное время исследованию политики, отмечал, что, с одной стороны, это концепция, программа действий, а с другой — действия одного человека, группы людей, правительства применительно к решению конкретной социальной проблемы. Сущность политики, по его мнению, заключается в способе осуществления власти и в выборе правителей. По мнению современных политологов, в последнее время за данным термином закрепилось множество разнообразных смыслов: сфера дея­тельности, линия поведения и действий, способ регулирования, характер человеческих отношений и т. п. В политической науке термин «политика» не получил однозначного определения. Часто его раскрывают как «дея­тельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленную на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами», или как «совокупность отно­шений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов». Современная политическая наука рассматривает в качестве участ­ников политической жизни значительное число субъектов общественной жизни: влиятельные социальные группы, политические организации, от­дельные граждане. Объектом политики каждого из участников высту­пают отношения, связанные с достижением социально значимых целей, а предметом - методы и способы деятельности по решению политиче­ских задач, возникающих в связи с данными целями. Эти цели и задачи могут заключаться в интенсификации социально-экономического и поли­тического развития общества, в противодействии негативным проявлени­ям экономических кризисов, в изжитии таких негативных явлений обще­ственной жизни как пьянство, наркомания, духовная деградация населе­ния, или коррупция в обеспечении безопасности общества и государства в условиях угрозы внешней агрессии или совершения террористических актов и т. п. Во всех случаях политические цели и интересы имеют ярко выраженную социальную направленность. В данной постановке политика обладает дуализмом и при ее ис­следовании можно выделить два основных измерения – общественное и субъектное. Общественное измерение политики акцентирует внимание, прежде всего, на роли политики в стимулировании общественного раз­вития, в разрешении проблем и противоречий этого развития. В рамках этого измерения политика представляет собой универсальный механизм определения целей, задач, принципов и условий реализации приоритетов обществен­ного развития на основе конкурентной публичной борьбы субъектов политики за овладение и использование публичной власти. В связи со значительной общественной значимостью проблем, подни­маемых субъектами политики, их борьба привлекает социально активные силы общества к участию в формировании и отстаивании своих представ­лений об общественном благе, а также вынуждает субъекта, обладающе­го публичной властью, постоянно доказывать обществу эффективность его деятельности по использованию ресурсов публичной власти для до­стижения общественного блага. В отсутствие этого механизма политика как явление общественной жизни вырождается в насилие (принуждение). В этом смысле можно сказать, что без публичной борьбы нет поли­тики. Сущность политики в общественном измерении заключа­ется в выявлении приоритетов общественного развития на основе конкурентной борьбы субъектов политики за привлечение ресур­сов публичной власти к разрешению наиболее острых противоре­чий общественной жизни. Субъектное измерение политики акцентирует внимание на про­цессе достижения конкретным субъектом политики поставленных им це­лей и удовлетворении его политических интересов. С этой стороны, по­литика представляет собой особую область деятельности субъ­екта политики, связанную с публичной борьбой за овладе­ние (в условиях конкуренции и/или сотрудничества с другими субъектами политики) ресурсами публичной власти (финан­совыми, духовными, кадровыми, материально-техническими, социальными, информационными), а также за использование этих ресурсов для реализации представлений субъекта поли­тики об общественном благе. Сущность политики в субъектном измерении заключается в достижении и сохранении субъектом политики (в конкурентной борьбе с политическими оппонентами и в сотрудничестве с по­литическими союзниками) преимущества в обладании публичной властью и в использовании этой власти для достижения полити­ческих целей данного субъекта.

В обыденном сознании термин «информационная политика» ассоции­руется, прежде всего, со средствами массовой информации и охватывает круг явлений, связанных с общей направленностью деятельности данных средств, проявляющейся в содержании публикуемых материалов. Применительно к жизни общества политики термин «информационная политика» может трактоваться как минимум двумя способами — в широ­ком и узком смысле. В широком смысле данный термин может раскрываться как поли­тика в информационной сфере общества, образуемой совокупностью об­щественных отношений по поводу информации и информационной инфра­структуры как объектов интересов индивида, общества и государства. Исходя из предложенного выше подхода, информационная полити­ка представляет собой публичную борьбу субъектов политики за право использования ресурсов публичной власти для реали­зации их представлений о наиболее острых проблемах разви­тия информационной сферы и наиболее эффективных путях их решения. К числу таких проблем в современной России можно отнести, например, повышение качества жизни всех субъектов общества, укрепление государственных гарантий прав и свобод человека и гражданина в области информационной деятельности, ускоре­ние перехода российского общества к информационной (постиндустриальной) фазе развития, создание индустрии конкурентоспособных информационных технологий, обеспечение безопасности информационных и коммуникационных систем критически важных объектов, сохранение культурных и нравственных ценностей российского народа и т. п. Каждая из выделенных проблем обладает определенной степенью социальной значимости и может стать объектом интересов политических сил общества, а деятельность по ее решению — составить один из аспектов информационной политики. Рас­смотрению этих аспектов информационной политики уделено определен­ное внимание. В узком смысле «информационная политика» может раскры­ваться как публичная борьба за общественную поддержку ми­ровоззренческих позиций субъектов политики, их представ­лений о наиболее острых проблемах социально-политического развития общества и эффективных средствах их разрешения. В дальнейшем основное внимание будет сосредоточено на исследова­нии явлений, охватываемых понятием «информационная политика» в широком смысле. Информационная политика представ­ляет собой универсальный социальный механизм определения целей, задач, принципов и условий реализации приоритетов обществен­ного развития в информационной сфере, основанный на конкурентной публичной борьбе субъектов политики и связанный с реализацией общественной поддержки субъектов политики и их представлений о содержании общественного блага и путях его дости­жения.

Государственная информационная политика. Государство занимает особое место среди субъектов информацион­ной политики. Это обусловлено его специфической ролью в обеспечении функционирования политической системы общества. Необходимо отметить, что одной из важнейших функций государ­ства как организации публичной власти является легитимиза­ция политики в качестве формы выявления приоритетов обще­ственного развития на основе публичной борьбы социально актив­ных сил общества, то есть правовое регулирование отношений в области ведения политической борьбы и обеспечение соблюдения требований законодательства всеми ее субъектами. При невыпол­нении государством данной функции политическая борьба выходит за пределы правового поля и ведется с позиции социальной силы, часто связанной с социальным и индивидуальным насилием. Государство выступает в качестве активного субъекта политики и, следовательно, политической борьбы в связи с тем, что обеспе­чивает организационное и законодательное закрепление правил, форм и границ этой борьбы, осуществляет правоприменительную и правоохранитель­ную практику в этой области, а также в установленных законом рамках участвует в этой борьбе на стороне субъекта, обладающего публичной властью. Исходя из этого, сущность государства в общественном из­мерении заключается в объединении людей ради общественного блага, сохранении целостности общества и обеспечения его эф­фективного развитии, а в субъектном измерении — в реализа­ции идеологических представлений субъекта, обладающего пуб­личной властью, о рациональных способах разрешения наиболее острых противоречий общественного развития. Сущность государства проявляется посредством государственной политики, которая может быть определена как основанная на пра­ве, легитимном принуждении и необходимом ресурсном обеспече­нии деятельность государственных органов и должностных лиц по поддержанию функционирования институтов общества и го­сударства, обеспечению безопасности территории и населения, а также по реализации идеологической программы субъекта, об­ладающего публичной властью. Исходя из этого, сущность государственной политики в об­щественном измерении заключается в легитимном использова­нии ресурсов публичной власти для объединения людей ради обще­ственного блага, в том числе для сохранения целостности обще­ства и обеспечения его эффективного развития. Сущность государственной политики в субъектном изме­рении заключается в использовании правовых и организационных механизмов публичной власти для реализации идеологических представлений субъекта политики, обладающего публичной вла­стью, о рациональных механизмах разрешения наиболее острых противоречий общественного развития. Термин «государственная информационная политика» не является но­вым. Он достаточно широко используется в законодательстве. Термин «государствен­ная информационная политика» трактуется в законодательстве как особая область деятельности в информационной сфере государ­ственных органов и должностных лиц по выполнению основных функций государства. Исходя из этого, государственная информационная политика может быть определена как основанная на праве, легитимном при­нуждении и необходимом ресурсном обеспечении деятельность в информационной сфере государственных органов и должностных лиц по выполнению основных функций государства и реализа­ции идеологической программы субъектов, обладающих публичной властью. Государственная информационная политика может рассматриваться в двух измерениях – общественном и субъектном. В общественном измерении государственная информационная поли­тика представляет собой явление жизни общества в целом и направлена на содействие достижению общего блага. Это благо заключается в удо­влетворении следующих общественных нужд: поддержание конкурентоспособности общества; сохранение социальной стабильности; противодействие субъектам политики, наносящим своими действиями в информационной сфере ущерб конкурентоспособности общества и социальной стабильности. Исходя из изложенного, государственная информационная по­литика в общественном измерении представляет собой социаль­ный механизм определения и реализации общественных приори­тетов в развитии информационной сферы для выполнения основ­ных функций государства и обеспечения законности использования этой сферы в борьбе субъектов политики за обладание пуб­личной властью. Сущность государственной информационной политики в общественном измерении заключается в создании условий для развития информационной сферы, обеспечивающих эффективное функционирование государства и его устойчивое развитие, а так­же для привлечения людей к объединению ради развития культур­ных и сохранения нравственных ценностей общества, составляю­щих духовную основу его существования. В субъектном измерении государственная информационная полити­ка представляет собой явление жизни субъекта политики, обладающего публичной властью, и направлена на удовлетворение его политических интересов, связанных с реализацией идеологической программы разре­шения наиболее острых противоречий общественного развития. В силу того, что субъект политики получает возможность использования пуб­личной власти в результате конкурентной борьбы с другими субъектами политики, положения его идеологической программы объективно отра­жают нужды большей или более активной части общества в развитии культурных и сохранении нравственных ценностей, в противодействии нелегитимным субъектам политики, стремящимся нанести ущерб процес­су удовлетворения данных нужд. Соответственно, реализация упомяну­тых положений становится одной из важных функций публичной власти. Учитывая, что важным условием выполнения идеологической программы является общественная поддержка деятельности субъекта по ее реали­зации как внутри страны, так и за рубежом (по существу, поддержка государственной политики), государство объективно вынуждено в рам­ках, определенных законодательством, оказывать содействие субъекту, обладающему публичной властью, в решении этого вопроса. Исходя из этого, государственная информационная полити­ка в субъектном измерении может быть определена как деятель­ность государственных органов и должностных лиц в информаци­онной сфере по реализации положений идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью, связанных с развити­ем политического сознания общества и с обеспечением обществен­ной поддержки его деятельности. Сущность государственной информационной политики в субъектном измерении заключается в использовании правовых и организационных механизмов публичной власти для воздействия на информационную сферу общества и привлечения субъектов политики к разрешению (на основе идеологической программы субъекта политики, обладающего публичной властью) наиболее острых противоречий социально-экономического и политического развития общества. Таким образом, государственная информационная политика представляет собой социальный механизм определения и реализации целей, задач, принципов, приоритетов и условий в развитии информационной сферы, обеспечивающих эффективное функ­ционирование государства и его устойчивое развитие, а также сохранение и укрепление духовной основы общества. Объектами государственной информационной политики явля­ются политическое сознание и общественное мнение, а предметом — методы и средства государственного воздействия на политическое созна­ние и общественное мнение в целях привлечения граждан к поддержке мероприятий государственной политики, к участию в этих мероприятиях, а также методы и средства противодействия «информационному давле­нию» на государство и общество со стороны нелегитимных политических сил общества и политических сил зарубежных государств. Сущность государственной информационной политики проявляется в ее содержании и форме. Содержание государственной информационной политики опре­деляется целью, задачами, принципами, приоритетами и условиями деятельности государственных органов и должностных лиц, участвующих в формиро­вании и реализации данной политики. Форма государственной информационной политики отража­ет внешнее проявление политической деятельности государства по воздействию на процессы развития политического сознания и форми­рования общественного мнения. По мнению специалистов, деятельность государства, в том числе по реализации политики, осуществляется в форме закрепленных в соответствующих нормативных правовых актах механизмов нормативного правового регулирования общественных от­ношений в областях, связанных с развитием политического сознания, формированием общественного мнения (правовая форма), а также в форме организационно-управленческих мероприятий, выполняемых государственными органами и должностными лицами в целях реализации государственной информационной политики (организационная форма). Таким образом, сущность государственной информационной политики в значительной степени зависит от позиции исследователя, который мо­жет рассматривать данное явление как с точки зрения общества, так и с точки зрения субъектов политики. Важнейшее сущностное качество госу­дарственной информационной политики заключается в борьбе субъекта политики, обладающего публичной властью, за общественную поддержку его идеологической программы разрешения противоречий общественного развития и деятельности по реализации этой программы.

Цель государственной информационной политики является одним из важнейших элементов содержания данной политики. Понятие «цель» раскрывается в специальной литературе как «необходимый, желаемый или проектируемый результат предпринимаемого действия, поступка, деятельности или процесса». Цель государственной информационной политики характе­ризует достижимую в реальных условиях социально-политического раз­вития общества степень проявления сущности рассматриваемой поли­тики. Цель названной политики может быть определена как духовные блага, как результат реализации идеологической программы субъекта, обладающего публичной вла­стью, как результат разрешения наиболее острых противоречий обществен­ной жизни в информационной сфере и результат общественной поддержки государственной политики в названной области. Иначе говоря, цель государственной информационной политики определяется как духовные блага общественного развития и результаты про­граммы деятельности властвующего субъекта в информационной сфере, в том числе по разрешению наиболее острых проблем и противоречий формирования информационного общества. Цель государственной информационной политики определятся субъ­ектом, обладающим публичной властью, исходя из того, что ее дости­жение, с одной стороны, будет способствовать реализации его идеологи­ческой программы, а с другой — может быть поддержано необходимым финансовым, кадровым, методическим и техническим потенциалом госу­дарства. При определении цели государственной информационной политики учитывается общественная поддержка деятельности государства в выборе прогнозируемого результата. Выделяются следующие наиболее важные свойства цели государ­ственной информационной политики. Во-первых, цель имеет долгосрочный, стратегический характер и от­ражает представление субъекта, обладающего публичной властью, о воз­можностях государства по воздействию на информационную сферу для привлечения граждан, представителей гражданского общества, коммерческих и политических организаций к совместной деятельности по разре­шению наиболее острых противоречий социально-экономического и по­литического развития общества. Во-вторых, цель формулируется в терминах, не обладающих юри­дической или математической определенностью и существенно ограни­чивающих возможность использования методов естественных наук для оценки степени ее достижения и получения неопровержимых аргументов по данному вопросу для уверенной победы в политических дискуссиях. В-третьих, формулировка цели имеет, как правило, лозунговую форму, содействующую, с одной стороны, согласованию деятельности государ­ственных органов и должностных лиц, участвующих в реализации данной политики, а с другой — получению общественной поддержки цели (в силу доступности понимания) со стороны широких народных масс и наиболее влиятельных социальных групп общества. Цель государственной информационной политики определяется по­ложениями идеологической программы субъекта политики, получившего легитимным путем право на обладание публичной властью (то есть мандат доверия со стороны общества к субъекту политики и его политической программе), а также правовых норм, регулирующих отношения в области воздействия государства на информационную сферу общества. Так, например, как показывает анализ политики США на современном исто­рическом этапе, несмотря на политические приоритеты, определяемые лидерами политических партий, приводящих к власти президентов, цель государственной информационной политики США остается неизменной. Эта цель заключается в сохранении информационного превосходства в развитии информационной инфраструктуры, во влиянии на международ­ное общественное мнение и в стимулировании распространения ценностей «американского образа жизни» в качестве образца для подражания в других странах. Целью государственной информационной политики Рос­сии является содействие устойчивости общественного развития, а также обеспечение общественной поддержки мероприятий го­сударственной политики. Например, в Стратегии развития информационного общества в России, официальном документе государства главной целью определено «повышение качества жизни граждан» как духовное благо. Его же можно представить как интегрированный показатель (параметр) общественной зрелости и условие содействия устойчивости общественного развития в целом. Учитывая, что в реализации государственной информационной политики принимают участие различные государственные органы и должностные ли­ца, цель данной политики может быть декомпозирована на частные цели, стоящие перед этими субъектами реализации государственной политики. Так, в Концепции информационной политики судебной системы Рос­сиив качестве целей государственной информационной политики опре­делены содействие гармонизации отношений судебной власти и общества, пониманию гражданами сложности проводимой в государстве судебной реформы, пропаганда идей правосудия, а также объективное освещение деятельности судов в средствах массовой информации. Федеральная антимонопольная служба России к целям своей ин­формационной политики отнесла повышение «открытости деятельности антимонопольных органов, предупреждение нарушений антимонопольно­го законодательства, законодательства о рекламе, о естественных мо­нополиях, о государственных закупках на основе установления правил раскрытия информации о деятельности Службы», а также определение порядка «размещения информации на ее официальном сайте. Приведенные примеры показывают, что цели государственной инфор­мационной политики отдельных органов государственной власти в целом корреспондируются с предложенной формулировкой цели государствен­ной информационной политики России.

Задача государственной информационной политики пред­ставляет собой желаемый результат деятельности государ­ственных органов и должностных лиц в информационной сфере на определенном, относительно стабильном интер­вале или в некоторый конкретный момент общественного развития, связанном с достижением цели государственной информационной политики. Необходимость введения понятия «задача государственной инфор­мационной политики» предопределена тем, что процесс общественного развития и политическая борьба, в частности, носят динамичный харак­тер, обусловленный воздействием как объективных, так и субъективных факторов социальной обстановки и соотношения сил субъектов политики. В связи с этим субъект, обладающий публичной властью, вынужден в рамках достижения цели государственной информационной политики периодически корректировать формулировки политических задач, и соот­ветственно – уточнять и видоизменять принципы, методы и направления политики, способы использования ресурсов государства. Наличие задач государственной информационной политики позволя­ет разбить процесс достижения цели государственной информационной политики на интервалы и выделить ее наиболее важные этапы, для кото­рых могут быть сформулированы «желаемые» результаты деятельности субъектов государственной информационной политики. В зависимости от ожидаемой длительности выполнения задачи государ­ственной информационной политики подразделяются на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Для выполнения долгосрочных и среднесрочных задач государ­ственной информационной политики требуется относительно дли­тельное время – от нескольких лет до десятилетий. Выполнение краткосрочных задач государственной информа­ционной политики требует значительно меньшего времени — неделей или месяцев.

Принципы государственной информационной политики пред­ставляют собой базовые положения, которыми руководствуются государственные органы и должностные лица при выполнении задач государственной информационной политики. Эти принципы, с одной стороны, отражают подходы к организации выполнения основных функций государства (общие принципы), а с дру­гой — конкретизируют положения теоретико-концептуальной предметной области информационной политики субъекта, обладающего публичной властью (специальные принципы). К числу общих принципов государственной информационной поли­тики следует отнести, прежде всего, законность, научную обоснованность, единство, системность и эффективность. Принцип законности заключается в строгом соблюдении при фор­мировании и реализации государственной информационной политики норм законодательства, определяющих верховенство Конституции Российской Федерации и законов. Принцип научной обоснованности — в ис­пользовании при подготовке предложений по содержанию и форме государственной информационной политики результатов научных иссле­дований в соответствующих областях знаний. Принцип единства заключается в разработке и соблюдении единых для всех субъектов информационной деятельности подходов и требований к разработке программных мероприятий государственной информационной политики и их реализации в практике информатизации. Принцип системности — в учете при определении мероприятий государственной информационной политики и их реализации всех основных факторов, оказывающих существенное влияние на выполнение задач политики, включая объемы необходимых для этого финансовых, материальных, технологических, кадровых и иных ресурсов. Принцип эффективности — в использовании государством для реализации политики методов и средств, являющихся наиболее рациональными применительно к конкретным социально-политическим и иным условиям реализации государственной деятельности (например, минимизирующих затраты материальных и финансовых средств для достижения цели государственной информационной политики, сокра­щающих сроки ее достижения, уменьшающих объемы привлекаемых для этого ресурсов и т. п.). К числу специальных принципов государственной информационной политики относятся положения, определяющие, прежде всего, развитие информационного общества в Российской Федерации: партнерство государства, бизнеса и гражданского общества; свобода и равенство доступа к информации и знаниям; поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; обеспечение национальной безопасности в информационной сфере. Специальные принципы государственной информационной политики можно обнаружить в Концепции формирования вертикально-интегрированной автоматизированной системы государственного управления (ГАС “Управление”): принцип стандартизации, состоящий в рациональном применении типовых (унифицированных или стандартизированных) проектных решений и технологий, внутренних и внешних интерфейсов и протоколов, что закладывает фундамент для блочного, модульного построения компонентов и подсистем системы в целом; принцип полноты, актуальности и достоверности информационных ресурсов, обеспечивающих эффективную информационно-аналитическую поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении полного комплекса функциональных задач в рамках планирования, исполнения, мониторинга, контроля и прогнозирования всех управленческих решений; принцип комплексной интеграции и рационального применения существующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, типовых решений и технологий, реализованных в интересах управления приоритетными национальными проектами. Специальные принципы государственной информационной политики зафиксированы и в Концепции информатизации органов внутренних дел, например: принцип направленного развития, основанный на осуществлении взаимосвязанных процессов проектирования и поэтапной модернизации структурных составляющих ЕИТКИ, обеспечивающих возможность ее постоянной адаптации к изменяющимся задачам МВД России и требованиям пользователей. принцип консолидации данных, основанный на приведении всех данных к единой терминологии, обеспечении их единообразной интерпретации и точного сопоставления. Направления государственной информационной политики представляет собой конкретные области деятельности государственных органов и должностных лиц по выполнению одной или нескольких задач государственной информационной политики. В каждой такой области как направлении реализации политики государство определяет в зависимости от сроков (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) самостоятельные мероприятия или проекты, т.е. конкретные запланированные комплексы действий или упорядоченная их совокупность, в результате которых достигается решение главных задач по достижении целей государственной информационной политики. Например, на ближайшую и среднесрочную перспективу приоритетными направлениями в области использовании информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти являются комплексы планируемых мероприятий в конкретных областях модернизации развития страны: в области социально-экономического развития; в сфере государственного управления; по обеспечению информационной открытости; в области обеспечения информационной безопасности. Приоритетными направлениями государственной политики в области формирования электронного правительства на среднесрочную перспективу (в ближайшие пять лет) являются: развитие системы обеспечения удаленного доступа граждан к официальной информации на основе использования информационно-коммуникационных технологий; предоставление государственных услуг с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...