Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 14. Основные источники получения правовой информации




 

С вопросами доступа к правовой информации сталкивается каждый человек независимо от своей профессиональной деятельности. Но цели использования этой информации могут быть разными. Кому-то такая информация требуется лишь эпизодически для решения житейских задач (например, получить наследство, продать квартиру, дачу, вернуть в магазин некачественный товар и пр.), а кто-то по роду своей профессиональной деятельности должен постоянно быть в курсе последних изменений в законодательстве, знать мнения других специалистов по определенным правовым вопросам.

В настоящее время существуют различные источники получения правовой информации (рис 14.1).

 


Рисунок 14.1 Источники получения правовой информации

 

Каждый из указанных источников ориентирован на определенный слой потребителей, решает свои задачи, имеет свои достоинства и недостатки.

Однако есть категория специалистов (руководитель организации, юрист, бухгалтер, управленец и т.д.), которым необходим постоянный доступ к правовой информации для использования ее в профессиональной деятельности. Именно для такой категории специалистов и предназначены компьютерные справочные правовые системы, которые на сегодняшний день являются основным, наиболее удобным и массовым источником и инструментом работы с правовой информацией в профессиональных целях. Именно к СПС в первую очередь обращается специалист при поиске необходимой ему правовой информации.

Справочная правовая система (СПС) объединяет три составные части, которые взаимно дополняют друг друга. Это:

•     сам массив правовой информации в специально обработанном виде, позволяющем специалистам эффективно работать с этой информацией;

•     программные технологии для быстрого поиска нужных документов и их изучения;

•     сервисное обслуживание пользователя СПС со стороны компании-разработчика.

Аудитория пользователей СПС в настоящее время составляет несколько миллионов специалистов и постоянно увеличивается. Тиражи СПС, еще в конце прошлого века уступавшие тиражам специализированных (в области права и экономики) печатных изданий, сегодня их существенно превзошли.

В настоящее время только справочные правовые системы КонсультантПлюс установлены и обслуживаются более чем в 300 ООО организаций. Это и коммерческие фирмы, и государственные структуры, и вузы, и библиотеки. При этом в каждой организации СПС пользуется не один сотрудник, в крупных организациях - это и десять, и сто человек, а порой и больше. В то же время тираж любого из юридических печатных изданий меньше 30 тысяч экземпляров. Тиражи популярных бухгалтерских и финансовых изданий, таких как «Главная книга», «Главбух», «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», «Учет. Налоги. Право», также существенно меньше, чем число пользователей одной только СПС КонсультантПлюс.

Такие цифры отнюдь не являются свидетельством того, что печатная форма распространения информации в чем-то принципиально проигрывает электронной - у каждой формы свои преимущества и ограничения (это будет разобрано ниже). Но совершенно очевидно, что разработка и обслуживание СПС превратились в масштабную отрасль информационного бизнеса в России, а использование СПС стало своего рода стандартом работы с правовой информацией.

Подчеркнем, что данная отрасль одна из немногих, которая выросла не на эксплуатации природных сырьевых ресурсов, а на разработках в области высоких технологий, причем именно российских, и при этом не только не уступает, а во многом превосходит зарубежные.

Причины популярности СПС очевидны. Только СПС, основанные на компьютерных технологиях, предоставляют наиболее широкий спектр возможностей получения правовой информации и работы с ней (рис. 14.2).

 


Рисунок 14.2 Возможности справочных правовых систем

 

Необходимо обратить особое внимание на следующий момент. Мы живем в ситуации лавинообразного роста объема информации вообще и правовой в частности, причем очевидно, что этот рост в дальнейшем будет только увеличиваться. Работать с этим потоком информации становится все сложнее и сложнее. Исследования специалистов показывают, что любой человек, какими бы аналитическими способностями он ни обладал, может одновременно сопоставить и проанализировать не более 4-5 текстов не очень большого объема.

В условиях такого существенного роста объема информации важная роль справочных правовых систем заключается в том, чтобы силами разработчиков СПС провести определенную экспертную обработку информации, ее анализ для того, чтобы, с одной стороны, дать пользователю информацию в удобном виде, позволяющем эффективно решать любые правовые проблемы, а с другой стороны, существенно сэкономить время специалиста.

Важно подчеркнуть, что СПС как основной источник правовой информации для специалистов может выполнять свои функции только в единстве всех трех своих составляющих. По отношению к первым двум составляющим (массив правовой информации и программные технологии) данное утверждение очевидно, и сказанное выше является тому подтверждением.

Однако порой встречается мнение, что сервисное обслуживание со стороны компании- разработчика не так и важно для пользователя. Что, например, компьютерные базы данных, выставленные в интернете в режиме on-line и не предполагающие сервисного обслуживания, то есть непосредственного контакта пользователя с разработчиками или специалистами сервисных служб, ничуть не хуже. Это не так.

Например, если по каким-либо причинам пользователь затрудняется найти необходимую информацию в установленной у него СПС, то ему нужна элементарная возможность обратиться за помощью - позвонить на горячую линию, где ему объяснят, как действовать, или предоставят подборку необходимых документов, если запрашиваемая информация в установленном у пользователя пакете отсутствует.

Это, конечно, только один пример, но, наверное, самый простой и жизненный.

Без сервиса пользователь оставлен с компьютером один на один, и каким бы дружественным не был интерфейс, пользователь должен быть уверен, что у него есть возможность обратиться за помощью, и он сможет ее получить в любой ситуации.

Какие сервисные услуги важны прежде всего?

Во-первых, это обучение клиента приемам эффективного применения СПС. Современные справочные правовые системы становятся по- настоящему мощным инструментом только в руках обученного пользователя. Конечно, СПС очень удобны и понятны даже для начинающего пользователя, но настоящая эффективность в работе, использование всех возможностей систем достигается после обучения и очных консультаций со специалистами сервисных служб.

Опыт показывает, что обучение работе с системой многократно повышает эффективность работы пользователя и существенно экономит его время.

Особо отметим эффективность организации обучения сотрудников крупных компаний (где СПС используют десятки и даже сотни специалистов) в форме специальных семинаров. Это позволяет сразу обучить большое число специалистов компании, что удобно и клиентам, и разработчикам.

Кроме того, надо отметить, что системы постоянно развиваются, поэтому и обучение должно быть непрерывным процессом.

Во-вторых, для многих специалистов очень важно не только самостоятельно искать доку-менты в системе, но в сложных ситуациях иметь возможность заказать редкий документ, получить консультацию горячей линии о порядке действия документа, о ситуации с опубликованием и вступлением в силу тех или иных документов и т.д.

В-третьих, сервисное обслуживание подразумевает информирование о новых документах в системе (фактически - об изменениях в законодательстве), и для этого сервисными службами компании-разработчика даже могут готовиться и предоставляться пользователю специальные периодические материалы (обзоры, дайджесты), дающие информацию наглядно и кратко.

В-четвертых, сервис подразумевает своевременное информирование о новшествах в самой системе, в том числе о новых продуктах и новых поисковых и аналитических возможностях системы.

Наконец, весьма полезной может оказаться и техническая поддержка системы: перенос системы на другой компьютер, помощь в настройке и т.д.

Уникальные свойства СПС дают возможность провести поиск документов и их анализ в сотни раз быстрее и эффективнее, нежели при работе, например, с бумажными фондами.

СПС предоставляет пользователю колоссальный объем материалов различного типа (нормативные акты, судебную практику, мнения экспертов и пр.), что существенно помогает ему в самостоятельной работе. Подчеркнем, именно помогает.

Очень важно видеть границы реальных возможностей СПС, тем более что иногда пользователи преувеличивают их, ожидая от СПС услуг, которые фактически могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами. (Заметим, что ни у кого из специалистов не возникает иллюзий, что, например, газета, публикующая ответы на вопросы, может заменить опытного эксперта-консультанта.) Это заблуждение возникает в силу того, что в СПС, как правило, включен огромный объем конкретных консультаций по отдельным правовым вопросам и ситуациям и пользователь может с легкостью извлекать из информационного банка системы любые из этих консультаций.

Следует четко понимать, что СПС могут дать пользователю информацию для самостоятельной работы и принятия решений, предоставить материалы по анализу типичных ситуаций, но, в отличие от экспертов-консультантов, не позволяют массовому пользователю во всех деталях проанализировать конкретную ситуацию.

Даже если среди консультаций, включенных в СПС, имеется та, которая в точности соответствует конкретной ситуации пользователя, необходима определенная квалификация, чтобы безошибочно установить сам факт такого соответствия. Более того, если пользователь не имеет хотя бы начального понимания юридических основ, то ему просто опасно самостоятельно браться за решение серьезных юридических задач, даже вооружившись самой совершенной СПС.

Еще одно ограничение в использовании СПС связано с проблемой официального опубликования нормативных правовых актов. Кроме того, использование компьютера в текущей работе с информацией имеет свои субъективные и объективные ограничения. Так, до сих пор у значительной части специалистов, особенно представителей старшего поколения, сохраняется традиция и привычка работать с бумажными документами. Также существуют объективные эргономические ограничения на восприятие информации с экрана. Практика показывает, что многие пользователи для дальнейшей работы предпочитают распечатывать на бумаге найденные в компьютерных базах документы. Наконец, в ряде ситуаций возникает необходимость работать с информацией в печатном виде (например, при отсутствии компьютера или ноутбука в транспорте, на даче и т.д.)

Обстоятельный анализ возможностей и ограничений при работе с СПС далеко не случаен. Ясное понимание реальных возможностей справочных правовых компьютерных систем, их роли и предназначения, очень важно как для грамотного и эффективного их использования, так и для правильной стратегии их развития. Отмеченные выше границы возможностей компьютерных правовых систем никоим образом не умаляют их реальной роли и достоинств. Очевидно, и это следует особо подчеркнуть, что сейчас практически ни один специалист, работающий с правовой информацией, не может обойтись без СПС в своей работе.

Иные возможности получения правовой информации

1.    Печатные издания

Использование печатных изданий (на бумажных носителях) в силу очевидных исторических причин является традиционным способом распространения правовой информации. Вне всяких сомнений, и сегодня СМИ на бумажных носителях не утратили своего значения, хотя их роль и место в иерархии средств доступа к правовой информации за последнее время существенно изменились.

Если еще в середине 90-х годов печатные издания по массовости тиражей опережали СПС и поэтому обеспечивали больший охват профессиональных потребителей правовой информации, то в настоящее время ситуация изменилась, и сейчас компьютерные правовые системы распространяются тиражами, существенно превышающими тиражи традиционной периодики. Учитывая и объективные преимущества компьютерных технологий перед печатными изданиями, можно сделать вывод, что печатные издания уже не играют первостепенной роли в получении правовой информации специалистами, более того, их значение в дальнейшем будет только уменьшаться.

Если посмотреть на развитие печатных изданий, публикующих материалы по правовым вопросам, за последние восемь-десять лет, можно отметить следующую тенденцию. В общем объеме опубликованной правовой информации постепенно сокращается объем публикаций полных текстов нормативных актов, и все в большем объеме публикуются качественные обзорные и аналитические материалы.

Представляется, что в дальнейшем для печатных изданий основным принципом подбора материала станет следующий: «Представить читателю все самое важное удобным для воспринятия способом на ограниченном месте».

Есть ряд других объективных причин, в силу которых нельзя полностью исключить использование печатных изданий ни сейчас, ни в обозримом будущем.

Во-первых, если говорить о потребителях правовой информации, то в силу сложившихся привычек и навыков некоторая (довольно существенная) часть специалистов и большая часть обычных граждан по-прежнему предпочитают воспринимать правовую информацию в печатном виде. Несмотря на повсеместное распространение компьютеров и компьютерных технологий и широкое распространение СПС, мы считаем, что ожидать полной, стопроцентной переориентации даже специалистов (не говоря уж об обычных гражданах) на использование компьютерных СПС в ближайшие годы вряд ли следует.

Во-вторых, - и это наиболее существенно - при решении целого ряда задач сегодня, несомненно, удобнее использовать бумажный вариант документов. Так, одновременный детальный анализ нескольких документов на бумаге, с возможностью делать необходимые пометки в тексте и т.п., далеко не всегда можно заменить работой на компьютере, даже при условии использования многооконного интерфейса и современных сервисных инструментов. Помимо всего прочего, работа с качественным многостраничным фундаментальным изданием зачастую просто доставляет специалисту эстетическое наслаждение.

В-третьих, высокий темп современной жизни часто накладывает специфические ограничения на время и место работы с правовой информацией. Так, чтение и просмотр разного рода обзоров и иных материалов в транспорте, на отдыхе за городом стали вполне привычными для большинства активно работающих специалистов и это, как правило, удобнее делать, используя печатные издания.

Наконец, самое главное, для чего в обозримом будущем, несомненно, будут использоваться бумажные носители, - это официальное опубликование нормативных правовых актов.

2.    Телевидение и радио

Очевидно, что данные СМИ могут быть использованы и используются для распространения правовой информации, но только с точки зрения общего правового просвещения граждан.

Телевидение и радио информируют о появлении тех или иных нормативных документов, о работе законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и судебных органов.

Мы не будем подробно рассматривать в данной книге особенности этих СМИ, поскольку в силу своей специфики радио и телевидение не могут широко использоваться даже для ознакомления граждан с текстами правовых документов, не говоря уже о какой-либо профессиональной работе с правовой информацией.

3.    Правовая информация в интернете

С повсеместным распространением интернета расширяются возможности обращения к правовой информации через интернет. Можно выделить следующие интернет-ресурсы, открывающие доступ к правовой информации.

•     В настоящее время практически все органы государственной власти и управления предоставляют в том или ином объеме бесплатный доступ к принимаемым ими правовым актам через всемирную сеть.

•     Многие печатные издания (газеты и журналы), специализирующиеся на правовой тематике, имеют электронные варианты, выставляемые их издателями в интернете (иногда бесплатно, а иногда платно).

•     Разработчики СПС также предоставляют бесплатный доступ к правовой информации на своих интернет-сайтах в определенном объеме, в том числе в виде графических копий нормативных документов и в виде специальных интернет- версий правовых баз данных. Кроме того (и это, пожалуй, самое главное), на этих сайтах широко и в удобной форме представлены правовые новости, обзоры законодательства, самые свежие нормативные документы. Можно сказать, что эти сайты являются своего рода новостными интернет-порталами по законодательству.

На первый взгляд, работа с правовой информацией через интернет проста и удобна: существует много сайтов с правовой информацией, где имеется бесплатный доступ к большому количеству документов.

Действительно, такие бесплатные интернет-ресурсы позволяют решать некоторые правовые проблемы, чаще всего возникающие у граждан. Но существует целый ряд причин, которые в совокупности не позволяют использовать бесплатные интернет-ресурсы для получения правовой информации в профессиональных целях и, соответственно, считать их полноценной альтернативой СПС.

Можно выделить следующие ограничения в использовании интернета.

1.    Отсутствие каких-либо гарантий достоверности. Есть опасность получить документ с бесплатного сайта, куда документ поступил из непроверенных источников, что не может гарантировать его достоверности и актуальности (речь, конечно, не идет о сайтах разработчиков СПС, но на этих сайтах представлен только ограниченный объем информации). Для профессионалов одного этого ограничения достаточно для того, чтобы не рисковать при решении серьезных проблем, не использовать бесплатные ресурсы, а полагаться только на информацию от надежного разработчика СПС, несущего ответственность за свою работу и имеющего многолетнюю репутацию.

2.    Неудобство поиска по различным сайтам - нет единого информационного массива. Документы, касающиеся одного вопроса, могут быть разбросаны по различным интернет- ресурсам, что существенно затрудняет получение целостной картины по интересующей пользователя проблеме. В специализированных же базахданных, которыми являются СПС, вся необходимая информация собрана в одном месте и представлена в обработанном виде (разнесена по рубрикам, выделены реквизиты документов и т.д.). Кроме того, из-за особенностей структуры интернета и поисковых машин интернета эти поисковые машины включают в свою базу поиска лишь незначительную часть всех интернет-ресурсов.

3.    Отсутствие качественной и надежной юридической обработки. В большинстве случаев через интернет можно получить только текст искомого документа, без какой-либо дополнительной юридической информации: редакций, справок об официальном опубликовании, вступлении в силу, без возможности быстрого перехода на другие связанные с ним документы, что не позволяет провести полноценный анализ проблемы.

4.    Отсутствие авторских материалов и результатов экспертной обработки. На бесплатных интернет-сайтах отсутствуютв полном объеме те огромные массивы авторских материалов и аналитики (комментариев законодательства, статей, разъяснений и т.п), которые обеспечивают высокую эффективность при решении пользователем насущных практических проблем. Эти авторские материалы защищены авторскими правами, целенаправленно закупаются или заказываются разработчиками у авторов или специализированных издательств.

5.    Ограничения в работе с текстами. Кроме того, возможности работы с текстом даже отдельного документа беднее, чем те, которые предоставляют специализированные программные технологии, реализованные для режима off-line.

6.    Ограничения при работе с удаленными ресурсами. Наконец, следует иметь в виду специфику работы с правовой информацией, которая состоит в том, что пользователю приходится подолгу исследовать отдельные вопросы, просматривая десятки документов, возвращаясь по нескольку раз к одним и тем же фрагментам. Проблема заключается в том, что, несмотря на бурное развитие телекоммуникаций, во многих случаях даже вполне приличные каналы связи не обеспечивают такой эффективности и оперативности доступа к удаленным ресурсам, как при работе с информацией, установленной непосредственно на компьютере пользователя.

Все эти проблемы можно успешно решить только при использовании справочных правовых систем. Только СПС предоставят и всю необходимую информацию, и эффективные возможности ее анализа, и качественное сервисное обслуживание со стороны компании- разработчика СПС.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующий вывод.

Правовые ресурсы интернета имеет смысл использовать в следующих случаях:

•     правовая информация требуется лишь эпизодически, для решения локальных задач, в силу чего покупка полноценной СПС экономически не оправданна;

•     имеется острая необходимость в получении самой свежей информации, которая еще отсутствует в СПС, установленной на компьютере у пользователя (поскольку обновление информации у пользователя может производиться не ежедневно).

В целом же правовые ресурсы интернета не могут служить полноценной заменой СПС.

4.    Другие источники правовой информации

Получить правовую информацию можно также на специализированных семинарах, конференциях, обратившись в адвокатское бюро и т.д. Данный способ получения правовой информации ценен тем, что предоставляет возможность получить разъяснения и рекомендации по интересующим именно вас вопросам непосредственно из уст специалиста в определенной области права, бухучета, налогообложения.

В этом смысле данный источник служит хорошим дополнением к СПС при решении сложных проблем: пользователь справочной правовой системы может получить квалифицированную помощь в анализе той информации, которую он получил из СПС. Вообще, ценность семинара или конференции повышается, если они проводятся при поддержке или на базе справочной правовой системы.

В то же время, данный способ может рассматриваться именно как вспомогательный инструмент получения информации в дополнение к основным.

Из приведенного анализа можно сделать вывод, что, хотя каждый из рассмотренных источников решает определенные задачи при распространении правовой информации, но основным источником, без которого не может обойтись ни один специалист, профессионально работающий с данным видом информации, являются, безусловно, справочные правовые системы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1531.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...