Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 13. Государственная программа «Информационное общество» в Российской Федерации




 

Основные положения государственной политики в области развития информационного общества в России. В России планируется в 2015 г. создать основные условия формирования информационного общества в Российской Федерации. 7 февраля 2008 г. Президентом Российской Федерации был утвержден официальный документ – «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» (далее – Стратегия). Этот документ стал результатом труда многих ученых, экспертов и специалистов под эгидой Совета Безопасности Российской Федерации. Проект рассматривался большим кругом общественности, он обсуждался с участием государственных органов во всех федеральных округах. Стратегия является основным документом, в котором сформулированы основы государственной политики в информационной сфере. Это официальный документ носит комплексный характер, поскольку является основой для подготовки и уточнения всех доктринальных, концептуальных, программных, правовых и иных документов, определяющих деятельность органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации. Названный документ определяет цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области формирования и развития информационного общества в нашей стране. В настоящее время разворачивается масштабная работа по реализации этого документа. К концу 2015 г. намечено достигнуть определенных показателей в области доступа к информации, применения информационных технологий в управлении, образовании, науке и в жизни в целом. Главной целью Стратегии является повышение качества жизни граждан. Впервые в практике государствоведения в официальном документе, в котором определяются базовые параметры государственной политики, заявлена самая важная для общества и человека цель. Термин «качество жизни» до последнего времени вообще не использовался политологами и разработчиками проектов документов, определяющих стратегию развития общества. Названный термин носит комплексный характер, объединяющий совокупность факторов, имеющих политическое, социально-экономическое и организационно-правовое значение: модернизации образования, здравоохранения, материальный уровень населения, развитие институтов гражданского общества, совершенствование деятельности государственных органов и качество услуг и др. Нетрудно заметить, что все названные значения имеют самое прямое отношение к повышению качества человека и гражданина. Исходя из этого главной целью деятельности Правительства Российской Федерации является создание условий для повышения уровня жизни российских граждан, в том числе для повышения материального благополучия, обеспечения возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, обеспечения безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы». Как видим и в этом тезисе содержится непосредственная связь с качеством жизни граждан. В документах последующего времени, следующего после принятия Стратегии, названная цель (повышение качества жизни граждан) провозглашена на уровне национальной безопасности. Например, в официальном тексте об основных положениях государственной политики в области национальной безопасности России целью обеспечения национальной безопасности является повышения качества жизни российских граждан, которое проявляется в снижении уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизации его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе – коренное улучшение демографической ситуации. Повышение качества жизни российских граждан гарантируется путем обеспечения личной безопасности, а также доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты активной трудовой деятельности. Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества: совершенствуют национальную систему защиты прав человека путем развития судебной системы и законодательства; содействуют росту благосостояния, сокращению бедности и различий в уровне доходов населения в интересах обеспечения постоянного доступа всех категорий граждан к необходимому для здорового образа жизни количеству пищевых продуктов; создают условия для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения; улучшают и развивают транспортную инфраструктуру, повышают защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями, проводят рациональную региональную миграционную политику, развивают пенсионную систему, внедряют нормы социальной поддержки отдельных категорий граждан; обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия, доступность информационных технологий, а также информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества; совершенствуют государственно-частное партнерство в целях укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, культуры, образования, развития жилищного строительства и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания. Другими целями Стратегии также являются: обеспечение конкурентоспособности России, развитие всех основных сфер жизни общества (экономической, социально-политической, культурной и духовной), совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Масштабные цели государственной политики в области развития информационного общества свидетельствуют о значимости информационной сферы, поскольку именно в ней проявляются все области человеческого бытия. К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленных целей, относятся: формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий; совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере; развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий; повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг; повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий; развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; сохранение культуры, укрепление нравственных принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения; противодействие угрозам национальным интересам России, использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий. Следует заметить, что в числе названных задач поименованы приоритетные направления развития не только информационного общества, но и социально-экономического развития страны в целом. Это подчеркивает значимость Стратегии для развития российской действительности. Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих основных началах (принципах): партнерство государства, бизнеса и гражданского общества; свобода и равенство доступа к информации и знаниям; поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; обеспечение национальной безопасности в информационной сфере. Условиями и средствами обеспечения решения поставленных задач являются: разработка основных мероприятий по развитию информационного общества и создание условий для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом; определение контрольных значений показателей развития информационного общества в Российской Федерации; обеспечение развития законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий; создание благоприятных условий для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий; обеспечение повышения качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий; создание условий для равного доступа граждан к информации; использование возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства. В целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений, научных и других организаций в области развития информационного общества в Российской Федерации образован Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации. В состав Совета вошли руководители Администрации Президента Российской Федерации, ведущих министерств и служб России, научных ведомств и крупных субъектов Российской Федерации. Выступая 23 декабря 2009 г. на совместном заседании Государственного Совета Российской Федерации и Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации, Президент России Д.А.Медведев подчеркнул, что применительно к российским условиям проблемами формирования информационного общества на современном этапе являются трудности в освоении модели «электронного правительства», преодоление «цифрового разрыва» между регионами, подготовка кадров в области информационных технологий, а также инерция государственного мышления. Необходимость решения названых основных проблем становится главным критерием зрелости руководителей всех уровней. Основные контрольные значения показателей реализации Стратегии В целях обеспечения реализации Стратегии осуществляются мониторинг и статистическое наблюдение показателей развития информационного общества в Российской Федерации. По результатам мониторинга Президенту Российской Федерации представляется ежегодный национальный доклад о состоянии развития информационного общества в Российской Федерации. В результате реализации основных направлений и мероприятий Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (далее – Стратегия) в 2015 году должны быть достигнуты определенные контрольные значения показателей, определяющие состояние развития информационного общества в Российской Федерации.

В соответствии со Стратегией создание информационного общества рассматривается как платформа для решения задач более высокого уровня – модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития.

Цели государственной информационной политики в сфере формирования информационного общества определяют необходимость решения задач не только в сфере информационных технологий, но и в других отраслях экономики, науке и технике, социальной сфере и государственном управлении. Поэтому в число показателей развития информационного общества в Российской Федерации, контрольные значения которых определены Стратегией, также включены показатели, отражающие уровень развития информационных технологий и степень их использования в разных сферах деятельности.

Текущее состояние готовности России к информационному обществу определяет в соответствии со Стратегией необходимость не только развития отрасли информационных технологий, но и определения приоритетов ее развития, создания на ее основе сервисов и обеспечения готовности граждан и организаций к использованию технических и технологических возможностей информационного общества. Отсюда на первый план выходят задачи координации действий различных участников информационного общества (агентов), согласования их интересов и ресурсов.

Стратегией также установлено, что информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Иначе говоря, необходимыми условиями создания информационного общества является не только высокий уровень развития информационных технологий, но и возможность внедрения технологий в повседневную жизнь. Поэтому для всех граждан Российской Федерации независимо от места их проживания и социального статуса должны соблюдаться единые минимальные федеральные стандарты доступности информационных технологий.

В соответствии с целями и задачами формирования и развития информационного общества в Российской Федерации, предусмотренными Стратегией, а также с учетом текущего состояния сферы создания и использования информационных технологий в Российской Федерации Правительством Российской Федерации 20 октября 2010 г. принята Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», целью которой является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий и радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.

Достижение названной цели обеспечивается путем выполнения мероприятий, сгруппированных в шести подпрограммах.

Подпрограмма «Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе» предусматривает:

· развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных технологий на базе единого портала;

· перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид;

· развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства;

· повышение открытости деятельности органов государственной власти;

· создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, а также в областях жилищно-коммунального хозяйства, образования и науки, культуры и спорта.

Подпрограмма «Электронное государство и эффективность государственного управления» предусматривает:

· формирование единого пространства электронного взаимодействия;

· создание и развитие государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени;

· создание справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах;

· повышение эффективности внедрения информационных технологий на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

· создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;

· развитие системы учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках государственного заказа;

· обеспечение перевода в электронный вид государственной учетной деятельности;

· создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота.

Подпрограмма «Российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий» предусматривает:

· стимулирование отечественных разработок в сфере информационных технологий;

· подготовку квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

· развитие экономики и финансовой сферы на основе использования информационных технологий;

· формирование социально-экономической статистики развития информационного общества;

· развитие технопарков в сфере высоких технологий.

Подпрограмма «Базовая инфраструктура информационного общества» предусматривает:

· формирование современной инфраструктуры связи и телекоммуникаций, в т.ч. создание условий для обеспечения населения современными услугами широкополосного доступа и расширение перечня универсальных услуг связи;

· повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества, в т.ч. создание условий для повышения компьютерной грамотности населения;

· создание системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения;

· создание многоуровневой федеральной системы электронного дистанционного обучения;

· создание единой территориально распределенной системы доступа к разрабатываемым электронным образовательным ресурсам в рамках единого образовательного интернет-портала.

· преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества;

· повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества, в т.ч. обучение использованию современных информационных технологий.

Подпрограмма «Безопасность в информационном обществе» предусматривает:

· противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы национальным интересам Российской Федерации;

· обеспечение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных технологий;

· развитие технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а также безопасность информации ограниченного доступа;

· обеспечение развития законодательства Российской Федерации и совершенствование правоприменительной практики в сфере информационных технологий.

Подпрограмма «Цифровой контент и культурное наследие» предусматривает:

· оцифровку объектов культурного наследия, включая архивные фонды;

· развитие инфраструктуры удаленного доступа к цифровому контенту в т.ч. его оптимизацию с учетом запросов и географического положения пользователя; разработку технологии защиты контента правообладателей от копирования при его просмотре с помощью размещения уникальной цифровой метки объекта авторских прав в цифровом контенте; реализацию технологии сбора статистики, а также системы биллинга для учета легального приобретения цифрового контента;

· разработку инструментов категорирования контента;

· создание единого интернет-портала для популяризации культурного наследия и традиций России, в т.ч. обеспечение распределенного доступа к различным отраслевым информационным ресурсам в сети Интернет, к данным о музейных предметах, коллекциях, к документам библиотечного фонда, государственным услугам в сфере культуры, сайтам управлений культуры субъектов Российской Федерации, учреждений культуры и т.п.;

· разработка обучающего цифрового мультимедийного и интерактивного контента, включая создание стереоскопических 3D коллекций о значимых мероприятиях в сфере культуры и культурном наследии народов России;

· создание национального библиотечного ресурса с унифицированным каталогом на базе оцифрованных фондов Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина, библиотек государственных академий наук Российской Федерации, а также государственных и муниципальных публичных библиотек;

· подключение к сети Интернет учреждений культуры, в первую очередь публичных государственных и муниципальных библиотек.

Сохранение культурного разнообразия и традиций является одной из ключевых задач тысячелетия. В этой связи существует потребность в реализации мероприятий по созданию, распространению и сохранению этой информации в электронной форме, что позволит сохранять культурное наследие для будущих поколений.

Мероприятия подпрограммы направлены на содействие производству и обеспечению доступности всего информационного контента – образовательного, научного, культурного и развлекательного. Ключевая роль отводится переводу существующего культурного наследия в цифровой формат.

Эффективность Программы оценивается по следующим параметрам:

· соответствие плановых значений показателей конечного результата выполнения Программы контрольным значениям показателей развития информационного общества в Российской Федерации;

· степень достижения запланированных результатов.

Результаты выполнения мероприятий Программы должны соответствовать задачам Стратегии.

Итоговым результатом Программы станет наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях.

Названные возможности будут доступны для любого гражданина вне зависимости от его возраста, состояния здоровья, региона проживания и любых других характеристик. Возможности использования информационных технологий обеспечиваются за счет создания соответствующей инфраструктуры, обеспечения цифрового контента и подготовки пользователей.

Выполнение Программы создаст условия для повышения качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных технологий.

Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере будет обеспечиваться постоянным мониторингом законодательства Российской Федерации, актуализацией нормативных правовых актов, приведением их в соответствие с требованиями текущих потребностей информационного общества и международными нормами права.

Следующим значимым результатом Программы станет повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг, а также снижение стоимости обеспечения государственного управления.

Реализация мероприятий по развитию государственной системы правовой информации позволит создать оптимальные условия максимально полного удовлетворения информационных потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан в использовании правовых актов на основе эффективной организации и использования информационно-правовых ресурсов с применением современных информационных технологий.

В области развития науки, технологий и техники, подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных технологий мероприятия Программы обеспечат сокращение отставания от мировых лидеров в этой сфере, развитие технологий создания баз данных, формирование национальной системы управления транспортной инфраструктурой и распространение широкополосных беспроводных сетей.

Предполагается сократить дефицит квалифицированных пользователей информационных технологий, обеспечить обучение работников навыкам использования информационных технологий и повысить уровень компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих.

Мероприятия Программы обеспечат профилактику ряда угроз интересам России за счет обеспечения безопасности использования национального сегмента сети Интернет, снижения уязвимости системы управления национальным доменом, сокращения возможностей нарушения доступа к российским информационным ресурсам в сети Интернет и развязывания в сети Интернет информационного противоборства.

Всестороннее применение информационных технологий приведет к новому качеству взаимодействия людей в особенности через средства электронных коммуникаций и сеть Интернет, откроет новые возможности для индивидуального развития и развития всех форм хозяйствующих субъектов и органов государственной власти и, как следствие, повысит производительность труда, эффективность и конкурентоспособность экономики.

Объем временных ресурсов, которые граждане тратят на получение государственных услуг, составляет около 25 млн. часов рабочего времени. Более 10 процентов произведенных товаров и услуг организаций малого бизнеса составляют издержки, связанные с дополнительными административными барьерами. Соответственно, для отечественной экономики эти издержки превращаются в упущенные возможности.

Интерес представляет описание в тексте Программы проявление нового качества жизни граждан, которое будет достигнуто в результате выполнения мероприятий Программы. В частности, любому гражданину, например:

· для того чтобы получить государственную услугу, достаточно будет 1 раз дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик или проверить наличие изменений о своей персоне в соответствующей базе данных;

· для того чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно будет зайти на соответствующий сайт в сети Интернет;

· для того чтобы собрать ученика в школу, достаточно будет скачать комплект учебников и сопутствующих материалов с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге;

· для того чтобы сдать налоговую отчетность, не нужно будет посещать налоговую инспекцию;

· для того чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно будет ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом;

· для того чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно будет воспользоваться единым номером экстренных служб по таксофону связи, расположенному в шаговой доступности;

· для того чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно будет воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны;

· для того чтобы приступить к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности, не нужно будет тратить время на дорогу, достаточно будет включить компьютер и войти в корпоративную сеть;

· для того чтобы заключить договор с партнером из другого региона, не нужно будет командировать к нему своего представителя, достаточно будет удостоверить документы электронной цифровой подписью;

· для того чтобы купить билет на поезд, не нужно будет ехать в кассу, достаточно будет дистанционно выбрать и оплатить нужный билет, а при посадке назвать контролеру свою фамилию.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...