Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Профессиональное развитие персонала ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Профессиональная деятельность рассматривается как способ социально-экономического и духовного развития индивида и коллектива. Ведь один из основополагающих признаков профессиональной деятельности — ее социально-экономический характер, обусловленный, с одной стороны, развитием экономических отношений, а с другой — развитием личности. Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своего предприятия, так и вне его. Получение в процессе профессиональной подготовки новых знаний способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. Возможность профессионального развития в собственной фирме высоко оценивается работниками и оказывает большое влияние на принятие ими решения работать в той или иной организации, а капиталовложения в профессиональное развитие создают благоприятный климат, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации. Выигрывает от внутрифирменного профессионального развития персонала и общество в целом, получая более квалифицированную рабочую силу и более высокую производительность труда без дополнительных затрат. Вхождение в рынок связано не только и не столько с изменением и адаптацией к условиям рыночных отношений экономического механизма, сколько с подготовленностью кадров. Преобразуя организационно-экономический механизм, человек изменяется и сам. Поэтому наряцу с интенсификацией трудовых процессов особое внимание должно уделяться изучению факторов, определяющих поведение и деятельность личности в процессе совместного труда. Профессиональная подготовка представляет собой целевое, конкретно направленное обучение, конечная цель которого — обеспечение предприятия достаточным количеством работников, чьи профессиональные качества в полной мере соответствуют производственно-коммерческим целям предприятия. Программы обучения должны быть составлены с учетом конкретных особенностей структуры персонала и актуальных задач развития каждого предприятия (или его подразделений, филиалов). Обучение персонала требуется в тех случаях, когда: работник приходит на предприятие; работника назначают на новую должность или поручают ему новую работу; у работника не хватает навыков для выполнения своей работы; происходят серьезные изменения в экономике предприятия или во внешней среде. Формально профессиональное развитие шире профессионального обучения и часто включает в себя последнее. Однако в реальной жизни различие между ними может быть чисто условным и не столь важным, поскольку и профессиональное развитие, и обучение служат одной цели — подготовке персонала фирмы к успешному решению стоящих перед ней задач. Следствием этой процедуры для работника является карьера. Поэтому и для фирмы, и для сотрудников важно определить цели переподготовки (рис. 6). Цели переподготовки — это не только зеркальное отражение потребностей, интересов и проблем работников, но и отражение борьбы, требований и условий окружающего мира. Изменения в окружающей среде, обществе, экономике, философии преподавания автоматически вызывают изменения в представлении о цели переподготовки. В связи с этим можно сформулировать основные и дополнительные цели переподготовки. В процессе переподготовки при формулировании целей необходимо использовать различные мотивы. Планирование и постановка целей должна рассматриваться как стратегически-целостная система целей повышения квалификации кадров, тенденция развития. познавательных индивидуальных оперативных, краткосрочных установленных (регламентированных) ограниченных и разделенных по видам (точкам зрения) творческих (готовность, приемлемость, идентификация) групповых, социальных стратегических ситуативных со свободой действия многомерных, целостных Рис. 6 Цели повышения квалификации кадров Как обучать взрослых? Профессиональное развитие — это, как правило, обучение людей, поэтому приемы и способы, используемые в системе базовой подготовки, должны быть модернизированы, так как поведение взрослых в процессе обучения зависит от множества различных факторов, например: чем старше обучаемый, тем сильнее должен быть развит индивидуальный подход к нему и его учебной концепции; роль обучаемого в период базовой подготовки плохо сочеталась с ролью взрослого человека; взрослые практически не сталкивались с активными формами обучения (индивидуального и группового направления). Профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий в себя несколько этапов (рис 8.6). Профессиональное развитие имеет ряд существенных признаков: обучение является процессом постоянного изменения поведения, которое характеризуется активной переработкой воспринятой информации и опыта; обучение происходит в форме целенаправленного процесса восприятия субъективно и/или объективно нового учебного содержания и сопоставления нового с ранее изученным; обучение происходит планово как международное развитие и неформально как функциональное развитие («естественное научение»); обучение зависит от природной и психологической окружающей среды. Из сказанного вытекают следующие основополагающие параметры для разработки концепции развития персонала. Преподавательская концепция для взрослых включает в себя: работу в малых группах — обучаемым нужно предоставить возможность работать парами или в группах; проблемность — исходным пунктом процесса обучения должна быть постановка проблем из реальной жизни, связанных с интересами и потребностями обучаемых; согласованность и системность целей обучения — учение, понимаемое как изменение поведения, охватывает все аспекты деловой компетентности. Изменение поведения
Рис. 7 Процесс профессионального обучения
обучаемого возможно лишь тогда, когда это изменение инициировано вместе с ним; ориентацию на имеющийся опыт — эффективное обучение возможно лишь при опоре на имеющийся у обучаемых опыт, что требует гибкости концепции обучения, позволяющей учитывать и отражать опыт обучаемых, а также давать им возможность переходить в автономный режим обучения; нацеленность на самообучение — обучаемые в первую очередь несут ответственность за результаты учебы: преподаватель лишь оказывает им помощь в процессе обучения; обратную связь — обучаемые постоянно получают оценку степени успешности их действий; учебный трансфер является центральным элементом концепции обучения; элементы, усиливающие такой трансфер, необходимо усиливать, мешающие ему — удалять. Особый вопрос — это возможность и оперативность внедрения в практику полученных в процессе обучения знаний. Представление о том, что в процессе обучения можно получить готовые рецепты на все случаи жизни, несколько наивно. Это можно объяснить следующими причинами: во-первых, не изменяются производственные процессы на рабочих местах обучаемых, не вводятся новые технологии, не изменяются организационные структуры, вследствие чего работники вынуждены действовать «по старинке»; во-вторых, новые знания, приобретенные в процессе обучения, часто не «сопрягаются» с теми процессами и структурами, в которых они «работают». Именно поэтому обучение, ориентированное на практику, предполагает глубокое ознакомление с теми процессами и структурами, которые являются определяющими для поведения людей при общении с клиентами и коллегами. Несмотря на различие в подходах, важно, чтобы в процессе профессионального развития выполнялись цели организации по сохранению и повышению квалификации каждого сотрудника, что необходимо ему для выполнения настоящих или будущих должностных обязанностей, связанных с индивидуальным развитием личности (карьерой). Важно постоянно развивать способности сотрудников, учитывая изменения трудового процесса. Способы достижения целей профессионального развитая кадров. Целенаправленное профессиональное развитие персонала зависит от полноты, точности и актуальности существующей или получаемой им информации. Оно осуществляется через потребность в развитии предприятия, потенциал развития сотрудников и их потребность в развитии. В основе повышения квалификации лежит профессиональная компетентность, которая дополняется методической, социальной и личной компетентностью (рис. 8). Рис. 8. Разновидность компетентности менеджера Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Новый человек, пришедший в организацию, обладает приобретенным опытом, знаниями и взглядами, которые могут вписаться или не вписаться в нормы функционирующей организации. В связи с тем что ожидания работника не всегда совпадают с реальностью, ему нужен некоторый период для адаптации. В результате этого человек лучше понимает, что ожидает от него организация, а руководство — стремления и надежды работника. Чтобы процесс адаптации работника был менее болезненным, можно использовать различные приемы и способы. Прежде всего необходимо иметь о нем достоверную информацию (например, о степени удовлетворенности его трудом, об отношении к нему коллег по работе и администрации, табл. 7). Таблица 7 Степень развития личных качеств работника
Количество баллов в примере из табл. 8.5 рассчитывается по формуле У = ЗХ, + IX, + X, + X,. Полученный результат показывает, по каким направлениям следует усиливать работу для скорейшей адаптации личности. Формы обучения персонала. Чаще всего в процессе профессиональной ориентации и социальной адаптации человек осознает, что ему не хватает знаний для качественного выполнения возложенных на него функций. И это вполне нормально и закономерно, ведь для того, чтобы справиться с современными экономическими, социальными и экологическими проблемами, необходимо изменить не только образ мышления, но и подходы к обучению персонала. В принципе, цель любого обучения — научиться интерпретировать явления окружающей среды так, чтобы наилучшим образом ориентироваться в ней и соответственно адаптировать свое поведение в этой среде. Речь идет о том, чтобы на основе имеющихся знаний быстро оценить ситуацию и выбрать оптимальный вариант действий. Необходимо также понять, что обучение — это непрерывный процесс. Он осуществляется и тогда, когда человек поступает в организацию; и тогда, когда его назначают на новую должность; и тогда, когда установят, что у работника не хватает необходимых навыков (знаний). Человеку природой не предопределено, как он будет учиться, а его способ обучения не является неизменным. Каждый выбирает индивидуальную стратегию обучения (рис. 8). Профессиональное обучение может проходить в организации и вне ее. Все зависит от того, какие цели преследуются в процессе обучения (рис. 9). В соответствии с целями определяются и формы обучения (рис. 10). Рис. 8.8. Рамочные условия обучения Рис. 9. Цели обучения Форм обучения очень много, нужно только подобрать их соответственно требованиям к занимаемой должности, личности обучаемого и особенностям организации. Отдельные требования сводятся к следующему: мотивация. Для обучения нужна мотивация обучения (т.е. ответ на вопрос: «Что я получу в результате обучения в будущем?»); условия обучения. Нужно создать благоприятный для обучения климат (обучение в хорошо оборудованных, проветриваемых аудиториях, специальных центрах и т.п.); Рис. 10 Формы обучения стадийность обучения. Знания, получаемые в процессе обучения, необходимо разбить на последовательные этапы (от простого к сложному); наличие обратной связи. В процессе обучения и после него слушатели должны почувствовать обратную связь по отношению к результатам обучения (умение решать конкретные задачи, почувствовать свой возросший теоретический уровень и т.п.). Если речь идет о предпринимателях, то в процессе обучения весьма важно выявить факторы, влияющие на успех в профессиональной деятельности. В обобщенном виде технология обучения имеет следующий вид: Повышение квалификации персонала. До этого момента мы вели речь, по существу, о базовой подготовке кадров. Если же учесть, что базовые знания имеют тенденцию устаревать, то возникает необходимость в целевой подготовке, в основе которой лежит повышение квалификации. Повышение квалификации — это постоянный процесс обновления знаний. Изменения в обществе, в экономике, в нашем жизненном укладе требуют постоянного изменения и нас самих. Развитие рыночных отношений привело к созданию новых форм организаций, что выдвигает значительно более высокие требования к уровню подготовки персонала. Происходящие социально-экономические процессы изменили профиль производственной деятельности всех работников. Так, создание новых организационных структур требует объединения изолированных до этого видов трудовой деятельности в целостные (комплексные) системы, замены старых (одномерных) систем переподготовки кадров многомерными, межотраслевыми системами образования. Происходят изменения принципов, структуры, постановки целей и методики повышения квалификации кадров. Изменения в принципах переподготовки. Работа в рыночных условиях ставит задачу обширной межотраслевой организованной профессиональной переподготовки менеджеров. Ее принципы должны ориентироваться на уровень базовой подготовки обучающихся. Изменения в структуре переподготовки. Процессы по переподготовке должны соответствовать всевозрастающим требованиям рынка. Главный смысл всех преобразований состоит в трансформации директивных (авторитарных) методов управления в демократические. Применяя ранее предложенный прием «от» и «до», изменение структуры переподготовки предпринимателей схематически можно представить следующим образом: Тенденция «от» -——————————— «до» · ориентированной на прошлое (адаптивной) переподготовки · подготовки как результата обучения · случайной, несистематизированной подачи знаний · повышения квалификации руководящих работников · аналитическо-информативной переподготовки · переподготовки как потребности · независимой от расходов переподготовки · ориентированной на будущее (обновленной) переподготовки · повышения уровня знаний, переквалификации · постоянного, систематизированного обучения (решения проблем) · повышения квалификации всех категорий работников · переподготовки, основанной на смысле и пользе · переподготовки как вкладывания средств и их соизмерения с доходами в последующем · зависимой от расходов на обучение Изменение целей при переподготовке персонала. Цель занятий по повышению квалификации должна быть направлена на целостную и межотраслевую переподготовку. Не секрет, что в недавнем прошлом, да нередко и в настоящее время, занятия по повышению квалификации сводились только к чистой передаче знаний (предметной компетентности). Такой подход к переподготовке не отвечает требованиям рыночных преобразований, поэтому она должна рассматриваться как многомерная система обучения. В основе ее лежит развитие знаний, способностей и навыков в трех сферах — мышления (что я хочу знать); ощущения (мотивации) (для чего я буду учиться); повседневной жизни и практического применения полученных знаний (что я хочу сделать). Многомерность переподготовки показывает тенденцию перехода от знаний к навыкам и мастерству, ибо знания не усваиваются полностью. Необходимы обмен знаний, перенос их в жизненные, рабочие или новые ситуации, а также преобразование, решение проблем и внедрение их в практику. К навыкам вместе со знаниями переходит и способность действовать — коммуникативная способность, т.е. способность общения. В связи с этим главная цель переподготовки должна состоять в соединении жизненной и производственной необходимости, чтобы она стала частью ежедневного производственного процесса. Поэтому жизненные и производственные проблемы ставятся как цели переподготовки. Именно эти — ежедневно предстающие перед нами проблемы становятся в новых условиях ориентиром в дальнейшем обучении персонала. Изменение методов переподготовки персонала. С течением времени понятие «метод» воспринималось и трактовалось по-разному. Метод обучения определялся как вспомогательное средство и как средство управления учебным процессом, как предусмотренный планом способ действий. В данном случае под методом следует понимать планомерный образ действия, форму организации учебного процесса, с помощью которых можно решить проблему и достичь поставленных в процессе переподготовки целей. Изменение методов и технических средств обучения связано с: изменениями в обществе и содержанием профессиональной деятельности, которые требуют больше самостоятельности и способности принимать управленческие решения, творчества и т.п.; изменениями в сознании работников и в их намерениях, оценке результатов труда; представлениями о цели переподготовки. Еще сравнительно недавно было распространено мнение о том, что хороший менеджер формируется в трудовом процессе постепенно, обогащаясь необходимыми опытом и интуицией, а поэтому особой надобности в обучении не было. Мысль о том, что никакая учеба не может компенсировать знания, полученные методом проб и ошибок, в рыночной экономике не безжизненна. Такое мнение («теория мало что дает») сформировалось прежде всего потому, что в процессе переподготовки использовались пассивные методы обучения. Современные технологии обучения коренным образом меняют содержание методов обучения: пассивного сбора ответов обучения под присмотром централизованного, фронтального обучения ограниченных, готовых к употреблению «рецептов» непроблематичной информации фрагментарного изучения аспектов активного поиска ответа самостоятельного обучения децентрализованного, дифференцированного изменяющихся, открытых элементов обучения обучения на примерах различных ситуаций и проблем обширного изучения всего комплекса устаревшего монолога как системы обучения активных методов обучения, направленных на развитие разнообразия методов D навыков и умений а применения разнообразных технических средств обучения Переподготовка персонала при помощи современных методов с использованием различных технических средств обучения формирует системное мышление, вырабатывает способность принимать самостоятельные решения, высокую степень независимости, активность, стремление к саморазвитию.[21] Наряду с изменением условий переподготовки с учетом изменяющихся потребностей обучающихся происходит активизация методов обучения. Им предлагают значительно больше возможностей в области коммуникации; рассматривают с ними практические, близкие к жизни проблемы; ориентируют их на конкретные проблемные ситуации и намечают пути их решения. Использование активных методов обучения при переподготовке эффективно выполнять возложенные на них задачи. Таким образом, рассматривая проблему управления персоналом, можно сказать, что: поведение человека в трудовом процессе не задается раз и навсегда: оно изменяется в зависимости от внешних и внутренних побуждений и препятствий; в основе профессионального развития персонала лежат его профессиональная ориентация и адаптация в коллективе, оценка результатов его труда, профессиональная подготовка и обучение, продвижение по службе; профессиональное развитие работника следует начинать с момента поступления его на работу; подготовка кадров заключается в их обучении трудовым навыкам, необходимым для качественного выполнения должностных инструкций. Цель обучения — научиться так интерпретировать явления окружающей среды, чтобы наилучшим образом ориентироваться в них, адаптироваться к ним; а повышение квалификации — это постоянный процесс обновления знаний; переход к рынку требует замены старых, одномерных систем переподготовки кадров межотраслевыми сие темами образования. Это значит, что в процессе профессионального развития персонала изменяются принципы, структура, цели и методики повышения квалификации; а в переходный к рыночным отношениям период стал возможным систематизированный, динамический подбор целостных мероприятий для повышения квалификации кадров, в связи с чем традиционные подходы (элементы) к их переподготовке по принципам, структурам, постановке цели должны быть реорганизованы в соответствии с изменениями в экономике нашей страны.
Заключение.
В данный момент Россия находится в процессе перехода от централизованной экономики к рыночным отношениям, что требует принципиального изменения системы управления объектами, как на государственном уровне, так и на уровне предприятия. Особенности рыночной экономики обусловливают необходимость преобразования действующих и проектирования новых систем управления. Главной целью деятельности туристского предприятия следует считать расширение круга потребителей, или создание (поиск) новых рынков. Достижение главной цели позволяет увеличить приток потребителей, удовлетворить их растущие потребности и создать фундамент для реализации этой цели - обеспечения прибыли, способствующей росту собственного капитала. К основным целям также относится и снижение издержек функционирования предприятия. Цели управления такой сложной системой, как предприятие, не могут достигаться мгновенно. От текущего состояния к желательному (планируемому) необходимо переходить постепенно, преодолевая промежуточные цели (например, реконструкция предприятия, обновление продукции и т. п.). При этом на цели предприятия и на управление им влияют факторы внешней и внутренней среды. Структура управления (менеджмента) строится по иерархическому принципу, т. е. соблюдается определенная соподчиненность в управлении. В результате иерархичности менеджмента существуют различные уровни управления, на каждом из которых менеджеры выполняют соответствующие данному уровню работы. Так как существует несколько уровней управления, то возможны ситуации, когда субъект управления на одном уровне становится объектом управления для более высокого уровня управляющих, т. е. для процессов управления характерна двойственность состояний в иерархической системе взаимоотношений. В зависимости от специфики выполняемых работ на каждом уровне управления предъявляются соответствующие (специфические) требования к менеджерам. Однако вне зависимости от того, на каком уровне управления находятся менеджеры, к ним предъявляются также и одинаковые, т. е. общие требования, соответствие которых создается для их эффективной деятельности. Так как каждый управляющий выполняет одинаковые базовые функции и осуществляет такие основные виды деятельности, как предпринимательская, организационная, экономическая, аналитическая и социально-психологическая, то с учетом этих и других видов деятельности и предъявляются соответствующие требования. Общие и специфические требования, предъявляемые к менеджерам, дают представление о многогранности управленческой деятельности и ее важности для успеха предприятия. Учитывая сложность и разнообразность требований к менеджеру, мировая практика констатирует острый дефицит в высококвалифицированных менеджерах разного уровня, особенно высшего звена управления. Комплексный подход к организации туристского обслуживания предусматривает следующие уровни управления: глобальный (международный); государственный; региональный; отраслевой; производственный; оперативный. При этом надо учитывать факторы, оказывающие влияние на стратегию управления. В управлении иностранным туризмом эти факторы подразделяются на внешние и внутренние. Туризм, будучи по своей природе международным, остро реагирует на все действия и проводимую общую политику стран и сообществ. Одновременно туризм подвергается воздействию со стороны других сфер и отраслей экономики. При организации государственного управления туризмом необходимо обращаться к опыту других стран. Управление туристским предприятием начинается с определения места предприятия на туристском рынке, на основе чего принимаются решения о создании или модификации продукта, методах его продвижения, структуре управления персоналом. При анализе туристского рынка необходимо установить его характеристики: масштаб, сферы конкурентного соперничества, технологии,трудности. Менеджмент как управление организацией работы туристской фирмы предполагает три основных направления, или этапа: менеджмент создания туристской фирмы, менеджмент подготовки турпродукта, менеджмент его реализации. Существенными являются пять управленческих функций, которые правление должно осуществлять с целью выполнения своей юридической ответственности по защите долгосрочных интересов держателей акций компании. В сегодняшних условиях высокой всемирной конкуренции для каждой компании важно четко определить цели долгосрочного роста и возврата капитала, а также выбрать точную стратегию их достижения. Поэтому базовая ответственность правления, которая не может быть делегирована или проигнорирована, - решать, каковы должны быть цели и стратегия корпорации. Ни в одной другой области административное искусство высшего звена управления не изменялось столь значительно, как в области управления исполнительным персоналом. За последние годы новые взгляды на деятельность делового окружения и структуру институтов нашего общества позволили выявить все те беспрецедентные возможности, которые скрыты в системе управления менеджерами. По мере возникновения суперорганизаций, как государственных, так и социальных и частных, выдвигается одно требование - формирование грядущего поколения лидеров. Суть этого требования состоит в том, что существует необходимость в двух типах менеджера: специалиста, чьи взгляды не простираются за пределы его специальности, и универсала, который разбирается в целом ряде сложных технологических вопросов. Оба этих типа, особенно последние, имеют прямую возможность сделать карьеру. Цивилизованный менеджер, который работает с достаточными амбициями, а также в равной степени имеет свободные взгляды, займет со временем подобающее ему место руководителя крупной компании. Известно, что в любом деле человеческий труд является важным детерминантом прибыльности, но в сфере обслуживания человеческий труд приобретает такое значение, при котором само существование единого хозяйственного механизма ставится в прямую зависимость от количества и качества самого труда. Поэтому не случайно такому комплексному и сложному вопросу в последнее время уделяется особенно большое внимание. В литературе по вопросам управления, на симпозиумах и конференциях социологов и экономистов повсеместно высказываются различные мнения, в которых, при всем их многообразии, неизменно особое значение в вопросах управления предприятиями сферы обслуживания придается человеческому фактору.
Литература 1. Алексеев А.,Пигалов В. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя. М., 1994. 2. Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995. 3. Баигат С.А. Основы менеджмента. М., 1997. 4. Bеснин В. Р. Менеджмент для всех. М., 1994. 5. Глухов В.В. Основы менеджмента. М., 1995. 6. 3аицева О.А. Основы менеджмента. М.: Центр, 1997. 7. Зорин И. В., Квартальное В. А. Туристский терминологический словарь. - М.: Советский спорт, 1999. 8. Карданская Л. Н. Основы принятия управленческих решений. М.: Русская Деловая Литература, 1998. 288 с. 9. Квартальное В. А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. - М.: Финансы и статистика, 1999. 10. Квартальное В. А. Туризм: Теория и практика: Избранные труды: В 5 т. - М.: Финансы и статистика, 1998. 11. Краснов С. А. Экономические аспекты международного туристского обмена / Дипломатическая академия МИД РФ. - М., 1992. 12. Кремень М. А. Управление коллективом. М., 1997. 13. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. М., 1995. 14. Менеджмент в сфере услуг: Учебник для вузов/ Под ред. В.Ф. Уколова. М.: Луч, 1995. 15. Менеджмент организации: Учеб. пособие/Под ред. З.П. Румянцевой. М.: ИНФА-М, 1996. 16. Менеджмент туризма: Учебник для студентов. М.: РМАТ 1996. 17. Менеджмент туризма: Учебник. - М.: РМАТ, 1996. 18. Румянцева 3.П. Менеджмент организации. М., 1996. 19. Саимон Г.А. и др. Менеджмент в организациях. М., 1995. 20. Соловьев Б.Л., Толстова Л.А. Менеджмент гостеприимства. М., 1997. 21. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. М., 1997. 22. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995. 23. Управление персоналом организации. Учебник/Под ред. Кибанова А.Я. М.: ИНФА-М, 1997. 24. Уткин Э.А. История менеджмента. М., 1997. 25. Шилова К.А. Телефонные разговоры делового человека. М.,1993. 26. Шмидт Р. Искусство общения/Пер, с нем. М., 1992. 27. Юри Уильям. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми. М.: Наука, 1993. 28. Яковенко Е.Г и др. Деловые переговоры. Брест, 1993. 29. Экономика современного туризма/Под ред. ГА.Кар-повой. Москва—Санкт-Петербург, 1998. Приложение 1
Взаимосвязь задач разделения труда в управлении трудовым коллективом Приложение 2
Планирование потребности в персонале Приложение 3 Личные и технические средства оценки персонала
[1] Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995.с.23-24 [2] Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995. с.25-27 [3] Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995. с.28-29 [4] Квартальное В. А. Туризм: Теория и практика: Избранные труды: В 5 т. - М.: Финансы и статистика, 1998. с.133-134 [5] Квартальное В. А. Туризм: Теория и практика: Избранные труды: В 5 т. - М.: Финансы и статистика, 1998. с.137-138 [6] Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995. с.42-45 [7] Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995. с.49-50 [8] Менеджмент туризма: Учебник для студентов. М.: РМАТ 1996. с.223-224 [9] Менеджмент туризма: Учебник для студентов. М.: РМАТ 1996. с.228-230 [10] Менеджмент туризма: Учебник для студентов. М.: РМАТ 1996. с.233-235 [11] Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995. с.41-42 [12] Менеджмент в сфере услуг: Учебник для вузов/ Под ред. В.Ф. Уколова. М.: Луч, 1995. с.188-189 [13] Соловьев Б.Л., Толстова Л.А. Менеджмент гостеприимства. М., 1997. с.322-325 [14] Соловьев Б.Л., Толстова Л.А. Менеджмент гостеприимства. М., 1997. с.354-355 [15] Краснов С. А. Экономические аспекты международного туристского обмена / Дипломатическая академия МИД РФ. - М., 1992. с.89-91 [16] Квартальное В. А. Туризм: Теория и практика: Избранные труды: В 5 т. - М.: Финансы и статистика, 1998. с. [17] Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995. с.75-79 [18] Экономика современного туризма/Под ред. ГА.Кар-повой. Москва—Санкт-Петербург, 1998. с.178-180 [19] Квартальное В. А. Туризм: Теория и практика: Избранные труды: В 5 т. - М.: Финансы и статистика, 1998. с.22 [20] Менеджмент в сфере услуг: Учебник для вузов/ Под ред. В.Ф. Уколова. М.: Луч, 1995. с.87-89 [21] Менеджмент в сфере услуг: Учебник для вузов/ Под ред. В.Ф. Уколова. М.: Луч, 1995. с.125-127 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 532. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |