Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура управленческого труда




Среди основных элементов менеджмента одним из наиболее ярких является управленческая культура. Слово «культура» (от лат. cultura) буквально означает воспита­ние, образование, развитие. В широком смысле термин «уп­равленческая культура» употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управле­ния, профессионального и нравственного развития менед­жера. В узком значении культура управленческого труда мо­жет трактоваться как служебная этика руководителя.

Управленческую культуру можно представить как со­вокупность типичных для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения.

Новые условия хозяйствования, повышение образова­тельного уровня и зрелости менеджеров дали мощный тол­чок развитию управленческой культуры. Управленческие структуры не только коренным образом изменили отношение к этой проблеме, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фак­тора повышения конкурентоспособности своих органи­заций.

Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в основе ее лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером. Наиболее важ­ные из них:

· юридические нормы управленческого труда, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах. Культура менеджера в этом отношении состоит в знании и выполнении юридических норм;

· моральные нормы, регулирующие поведение мене­джера в области нравственности и морали;

· организационные нормы, устанавливающие структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей, а также правила внутреннего распорядка и другие нормы организацион­ного плана, принятые в организации;

· экономические нормы — регулируют экономическую деятельность организации.

Существуют и другие виды норм (технические, эсте­тические и т.п.), которые определенным образом форми­руют управленческую культуру. В конечном итоге образу­ется совокупность элементов, аттестующих деятельность менеджера в отношении культуры управленческого труда. Эти элементы следующие:

Личная культура. Включает в себя уровень квалифи­кации; этическое воспитание; личную гигиену и внешний вид; форму обращения к подчиненным и т.п.[14]

 Рациональное распределение рабочего времени. Рацио­нальная организация труда менеджера немыслима без чет­кого представления о том, что он делает, когда делает, сколько времени затрачивает на различные виды работ. Менеджеру необходимо строго планировать затраты свое­го личного времени на работу с документами и кадрами, на решение социально-экономических и коммерческих вопросов, на совещания, переговоры. Кроме того, он дол­жен учитывать непроизводительные затраты времени, а также неуточненное время. В то же время руководитель должен планировать не только свое рабочее, но и свобод­ное время. Ведь старая истина гласит: «Кто не умеет рабо­тать, тот не умеет и отдыхать».

 Культура содержания рабочего места. Отдельные ме­неджеры считают, что в процессе работы необходимо, что­бы все находилось «под рукой», и с этой целью выклады­вают на рабочий стол всю имеющуюся у них документацию. Но это неправильно. При таком подходе трудовой про­цесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле;

ухудшаются санитарно-гигиенические условия; легко по­терять нужные в данный момент документы и т.п. На ра­бочем столе должны находиться лишь нужные для работы документы. Кроме того, в служебном помещении необхо­димо своевременно проводить уборку и заменять вышед­шую из строя мебель.

 Культура проведения массовых мероприятий — уме­ние организовать и провести различные совещания, пере­говоры и беседы.

 Культура приема посетителей. Она предполагает со­блюдение правил и требований при приеме работников как по личным, так и по служебным вопросам.

Как организовать прием посетителей? Некоторые ру­ководители считают, что двери их кабинетов должны быть открыты для посетителей в любое время (принцип «открытых дверей»). Но такой подход оправдывает себя толь­ко тогда, когда руководитель имеет в своем подчинении всего несколько человек.

Другие руководители устанавливают для приема опре­деленные дни и часы. Такая практика наиболее распрост­ранена. Если же руководитель по каким-то причинам не может проводить прием, то принимать посетителей дол­жен кто-либо другой (как правило, один из его заместите­лей). Но отменять прием руководитель не должен ни при каких обстоятельствах. Для небольших предприятий при­ем может осуществляться без предварительной записи.

 Культура в работе с письмами. Сюда входит обяза­тельная регистрация писем, определенные сроки их рас­смотрения, персональная ответственность руководителя за своевременное и правильное реагирование на них, обяза­тельный ответ на каждое письмо.

 Культура речи. Около 80 % рабочего времени ме­неджера занимают контакты с людьми, поэтому умение говорить (общаться) является важной составной частью культуры труда менеджера.

 Организационная культура руководителя. Она опре­деляется степенью владения менеджером теорией управления, методами организаторской работы, его опытом, навыками и умением осуществлять разнообразные орга­низационные процедуры, составляющие значительный удельный вес в структуре рабочего времени менеджера. К организационным процедурам относятся подбор и расста­новка кадров, разработка организационных норм, норма­тивов и планов личной работы, постановка задач и дове­дение их до исполнителей, распорядительство, контроль исполнения и др.кадров способствует развитию у людей способностей качествен­но и

 

 



Глава 2. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления туристской фирмой










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 366.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...