Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Президент Российской Федерации




!!
Президент Российской Федерации – высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации.

 

Институт Президента Российской Федерации возник в качестве реакции на создание аналогичного института в СССР (хронология создания института Президента представлена в таблице 7).

Вопрос о введении поста президента в СССР обсуждался в связи с подготовкой проекта Конституции СССР 1936 г., однако должность президента не была учреждена. Уже позже, в 1962 г., Хрущёв Н.С. предложил учредить пост Президента в ходе подготовки новой Конституции СССР. Вместе с тем, многие исследователи отмечали, что роль Президента в СССР играл Председатель Президиума Верховного Совета СССР.

Пост Президента СССР был учрежден на III Съезде народных депутатов. Соответствующая поправка к Конституции гласила, что Президент СССР избирается всенародным голосованием на пятилетний срок. Однако первый и последний Президент СССР М.С. Горбачев в порядке исключения был избран Съездом народных депутатов 15 марта 1990 г. Вице-президентом СССР стал Г.И. Янаев, который выполнял по поручению президента отдельные его функции и мог замещать последнего в случае его болезни или отставки.

Президенту отводилось важное место в системе высших государственных органов. Он являлся главой государства, обеспечивал взаимодействие органов власти и управления, представлял на утверждение Верховного Совета кандидатуры главы правительства, министров, Генерального прокурора, председателей Верховного и Высшего арбитражного судов СССР, персональный состав Комитета конституционного надзора СССР. Президент назначал и смещал высшее военное командование, вел международные переговоры, назначал и отзывал дипломатических представителей, имел право объявлять мобилизацию и состояние войны, вводить военное или чрезвычайное положение. Президент СССР мог активно влиять на деятельность Верховного Совета СССР, ограничивал его полновластие. Так, Президент обладал правом отклонять принятые Верховным Советом законы и направлять их на повторное обсуждение; он мог ставить перед Съездом народных депутатов СССР вопрос об избрании Верховного Совета СССР в новом составе. У Президента СССР было право издавать указы нормативного характера экономической и социальной направленности, он мог даже создавать новые органы и другие государственные структуры «для ускорения формирования союзного рынка».

В декабре 1990 г. VI съезд народных депутатов СССР наделил Президента СССР дополнительными полномочиями, предоставив ему право возглавлять систему органов государственного управления СССР и обеспечивать ее взаимодействие с высшими органами государственной власти страны. Совет министров СССР был переименован в Кабинет министров СССР, а Председатель Совета министров – в Премьер-министра СССР. Переименование повлекло и существенное изменение статуса Кабинета министров, который переставал быть высшим исполнительным и распорядительным органом СССР, поскольку эти функции переходили Президенту.

Президент СССР возглавил Совет безопасности СССР - новый государственный орган, на который возлагалась «выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны, поддержанию надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правового порядка в обществе».

Таблица 7. Появление института Президента в СССР и государствах на территории СССР

№ п/п Государство Год создания
1 СССР 1990 март
2 Узбекистан 1990 март
3 Казахстан 1990 апрель
4 Азербайджан 1990 май
5 Молдавия 1990 сентябрь
6 Киргизия 1990 октябрь
7 Туркмения 1990 октябрь
8 Таджикистан 1990 ноябрь
9 Россия 1991 март
10 Грузия 1991 май
11 Армения 1991 октябрь
12 Украина 1991 декабрь
13 Приднестровская Молдавская Республика 1991 декабрь
14 Эстония 1992 октябрь
15 Литва 1992 ноябрь
16 Латвия 1993 июль
17 Белоруссия 1994 июнь
18 Абхазия 1994 ноябрь
19 Нагорно-Карабахская республика 1994 декабрь
20 Южная Осетия 1996 ноябрь

 

Введение института Президента РФ сопровождалось политической дискуссией о роли и функциях Президента. В итоге было принято решение о Президенте как высшем должностном лице, главе исполнительной власти, но не главе государства. Высшим государственным органом оставался Съезд народных депутатов Российской Федерации. Подобное распределение полномочий не могло не привести к эскалации конфликта, который вылился в события сентября-октября 1993 г. Конфронтация между Президентом и Съездом народных депутатов России шла по двум направлениям: экономическому и политическому.

В экономической сфере депутаты настаивали на сохранении социальной составляющей реформ; требовали оказания государственной поддержки тем группам населения, которые больше других пострадали от нового экономического курса. В политической сфере президентская и парламентская стороны по-разному представляли будущую модель российского государства (соответственно как президентскую и парламентскую республики, в марте 1993 г. Правительство России было подчинено Съезду народных депутатов и Верховному Совету). Свою роль в конфликте сыграло и несовпадение интересов федеральной и региональных элит.

Должность Президента РСФСР была учреждена 24 марта 1991 г. на основании результатов всероссийского референдума, проведенного 17 марта 1991 г. Первый Президент России был избран 12 июня 1991 г. Им стал Б.Н. Ельцин (вступил в должность 10 июля 1991 г.). В таблице 8 представлен список лиц, замещавших должность Президента РФ.

Таблица 8. Список Президентов Российской Федерации

№ п/п ФИО Дата правления
1 Борис Николаевич Ельцин 10.07.1991-9.08.1996
  Александр Владимирович Руцкой (вице-президент) 10.07.1991-22.09.1993
  Александр Владимирович Руцкой (и.о. Президента РФ) 22.09.1993-4.10.1993
2 Борис Николаевич Ельцин 9.08.1996-31.12.1999
  Виктор Степанович Черномырдин 5.11.1996-6.11.1996
  Владимир Владимирович Путин 31.12.1999-7.05.2000
3 Владимир Владимирович Путин 7.05.2000-7.05.2004
4 Владимир Владимирович Путин 7.05.2004-7.05.2008
5 Дмитрий Анатольевич Медведев 7.05.2008-7.05.2012
6 Владимир Владимирович Путин 7.05.2012-н.вр. (срок истекает 7.05.2018)

 

В Конституции России 1993 г. статус Президента России подвергся существенной коррекции: теперь это не только высшее должностное лицо, но и глава государства.

&!
Многие ученые сходятся во мнении, что в России сложилась не просто президентская, а, скорее, «суперпрезидентская» республика[183]. По мнению Ф. Закариа, исходя из объема полномочий Президента, Россию следует отнести к «нелиберальным демократиям»[184].

С момента учреждения поста Президента в России четко прослеживается тенденция наделения его все большим объемом властных полномочий. При этом юридически конституционный статус его должности остается неизменным. Происходит это, прежде всего, в силу того, что трактовка президентских полномочий и его личных «статусов» имеет достаточно пространный характер, а значит, позволяет говорить о скрытых полномочиях Президента Российской Федерации[185], которые с определенной периодичностью закрепляются новыми правовыми актами.

По подсчетам М.А. Краснова, за весь период существования института президентства в России глава го­сударства получил 469 дополнительных полномочий. Помимо сфер, за которые Президент отвечает по Конституции (национальная безопасность, внешняя политика, взаимодействие органов государственной власти, кадровая политика), его полномочия распространились также на экономику, культуру, образование, федеративные отношения, организацию деятельности госорганов, общественных объединений и т. д. При этом, как отмечает ученый, Президенту передано огромное число (220) сугубо регулятивных полномочий. Такое не наблюдается ни в одной известной президентской республике.

В настоящий момент вся совокупность полномочий Президента РФ, закрепленная в нормативно-правовых актах или исходящая из них, настолько обширна, что это дает ему возможность руководить страной «по своему усмотрению» без особых ограничений и, по сути, ответственности (при существующих неприкосновенности Президента и сложной процедуры отрешения его от должности), что, если проводить параллели, очень напоминает положение монарха, не несущего юридической от­ветственности за свои действия.

Так на чем же конкретно основываются выводы о «суперполномочиях» Президента Российской Федерации? Рассмотрим нормативную составляющую данного вопроса.

Во-первых, как уже говорилось, Конституция указывает на то, что Президент России является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающим согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент обладает правом использовать согласительные процедуры при разрешении разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами, что предполагает ведущую роль Прези­дента в иерархии органов государственной власти.

Во-вторых, фактически отсутствует какой-либо реальный контроль реализации Президентом Российской Федерации своих полномочий, причем не только со стороны гражданского общества, но и со стороны властных структур и органов государственной власти. Даже процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности прописана в Конституции РФ так, что едва ли может быть осуществима на практике.

В-третьих, Президент Российской Федерации формирует, контролирует и отправляет в отставку Правительство Российской Федерации, координирует его деятельность, вправе председательствовать на его заседаниях. В ст. 32 федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» говорится о непосредственном руководстве «деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий»[186]. Только Президент вправе устанавливать систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.

В-четвертых, Президент Российской Федерации назначает на руководящие должности не только должностных лиц органов исполнительной власти, но и судебной власти, а также в такие ключевые структуры, как Генеральная прокуратура, Центральный банк, Счетная палата Российской Федерации. По его представлению назначаются судьи высших судебных органов страны.

В-пятых, Президент обладает правом не только законодательной инициативы, но и законотворчества, издавая указы и распоряжения, которые могут регулировать отношения, не урегулированные законодательством, до принятия соответствующего закона, восполнять пробелы в законодательстве, налагать вето на одобренные Федеральным Собранием законы. Более того, Конституционный суд установил, что Президент Российской Федерации может издавать указы по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции России и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов. Пояснив при этом, что само по себе отнесение того или иного вопроса к ведению Российской Федерации не означает невозможности его урегулирования иными, помимо закона, нормативными актами[187].

В-шестых, Президент Российской Федерации определяет основные направления внешней и внутренней по­литики, утверждает военную доктрину, вводит военное и чрезвычайное положение на территории России, формирует органы для обеспечения деятельности в той или иной сфере (Государственный Совет, Совет Безопасности) или с общей компетенцией (Администрация Президента Российской Федерации), которые ему подконтрольны, осуществляет он и множество других ключевых полномочий по

&!
управлению страной. Результат, как справедливо утверждает профессор С.А. Авакьян, «Президент – ключевая фигура в руководстве государством, первое лицо политической жизни страны»[188], обладающее всеобъемлющими полномочиями.

Полномочия Президента Российской Федерации можно разделить на группы в зависимости от сфер их реализации:

1) формирование и участие в деятельности федеральных органов государственной власти;

2) обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории России;

3) руководство внешней политикой;

4) руководство в военной сфере;

5) иные функции, возложенные Конституцией РФ на Президента.

Рассмотрим основные из них.

Формируя органы государственной власти и участвуя в их деятельности, Президент Российской Федерации:

1) утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. Согласно ст. 83 Конституции РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов; формирует Совет безопасности Российской Федерации; формирует Администрацию Президента страны; назначает полномочных представителей Президента Российской Федерации, высшее командование Вооруженных Сил России; назначает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

2) в соответствии с действующим законодательством назначает иных должностных лиц исполнительной власти, а также государственных органов с особым статусом. Например, на основании ст. 21 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» главагосударства назначает пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

3) вправе председательствовать на заседаниях Правительства, отменять в установленных Конституцией Российской Федерации случаях постановления и распоряжения Правительства (ст. 85 Конституции), непосредственно руководит некоторыми федеральными органами исполнительной власти: федеральными министерствами внутренних дел, иностранных дел, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, обороны, юстиции, отдельными федеральными службами и федеральными агентствами.

Чрезвычайно обширны полномочия Президента Российской Федерации по определению и реализации кадровой политики. М.А. Краснов выделяет 80 кадровых полномочий, в том числе право не только назначать на должности, но и присваивать звания, чины, привлекать к дисциплинарной ответственности, влиять на «социальный статус» людей, даже не состоящих на государственной службе.

В рамках второй группы полномочий по обеспечению осуществления федеральной государственной власти на территории России Президент Российской Федерации:

1) создает Совет безопасности Российской Федерации;

2) назначает своих полномочных представителей при органах государственной власти, международных организациях и в федеральных округах;

3) использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) обращается с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности правовых актов и по другим основаниям, предусмотренным Конституцией, а также в иные федеральные суды;

5) на основании ст.ст. 9 и 19 федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вправе досрочно прекращать полномочия законодательного (представительного) органа государственнойвласти субъекта Российской Федерации (в случае, если он не приводит принятый им правовой акт в соответствие с Конституцией страны и федеральными законами) и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) путем отрешения его от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, а также отрешения от должности в связи с утратой доверия Президента за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

При осуществлении внешней политики Президент Российской Федерации заключает международные договоры и соглашения от имени Российской Федерации, назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, предоставляет полномочия на ведение переговоров и подписание международных договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, на основании п. «е» ст. 84 Конституции РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики госу­дарства. В соответствии со ст.ст. 78 и 79 Конституции глава государства уполномочен на заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ и международных договоров с другими государствами и международными объединениями государств.

Осуществляя полномочия по руководству в военной сфере, Президент Российской Федерации:

1) утверждает военную доктрину России;

2) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России;

3) возглавляет Совет Безопасности России;

4) является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации;

5) вводит военное и чрезвычайное положение в стране либо на ее части;

6) образовывает комиссии при Правительстве России в целяхреализации государственной политики по отдельным вопросам, в том числе для реализации государственной политики по военно-промышленным вопросам.

Исходя из представленных полномочий и сфер их действия, очевиден вывод о центральном месте Президента в системе органов государственной власти и всеобъемлющем характере его полномочий.

Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом от10 января2003 года№19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[189]. Президент Российской Федерации избираетсягражданами Российской Федерациина основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Вступление в должность Президента – инаугурация – представляет собой торжественную церемонию, осуществляемую на 30-й день оглашения Центральной избирательной комиссией России общих результатов выборов Президента. Порядок проведения инаугурации специально не регламентирован, обязательно присутствие членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей Конституционного Суда России. Сценарий церемонии может быть изменен по инициативе Президента Российской Федерации. Председатель Конституционного Суда России принимает присягу Президента. В целом церемония укладывается в пределы одного часа.

þТекст присяги

Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.

Общими основаниями прекращения полномочий Президента России является истечение срока полномочий. Однако возможно и досрочное прекращение президентских полномочий в результате:

- отставки; в данном случае Президент обращается к парламенту с соответствующим заявлением;

- стойкой неспособности исполнять полномочия по состоянию здоровья. Механизм прекращения полномочий Президента по данному основанию не ясен, так как данная процедура законодательно не урегулирована.

- отрешение от должности (импичмент).

Процедура импичмента имеет 3 стадии:

1) выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ (Госдума выдвигает двумя третями голосов и по предложению не менее 1/3 депутатов обвинение в государственной измене или в ином тяжком преступлении);

2) заключение Верховного Суда РФ (о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления) и Конституционного Суда РФ (о конституционности процедуры обвинения);

3) отрешение Президента от должности Советом Федерации (это решение принимается квалифицированным большинством голосов — 2/3+1 голос от общего состава — в 3-месячный срок с момента выдвижения обвинения; в противном случае импичмент считается отклоненным. Если импичмент состоялся, полномочия Президента прекращаются с момента принятия Советом Федерации соответствующего решения.

þНесмотря на сложность процедуры импичмента, предпринималось три попытки отрешения от должности Президента России:

- в марте 1993 г. в ходе конституционного кризиса (депутатам Съезда народных депутатов не хватило голосов: 618 вместо требуемых 699);

- в сентябре 1993 г. как реакция на принятие Президентом России указа № 1400. И.о. Президента России был назначен вице-президент А.В. Руцкой, однако Б.Н. Ельцину удалось сохранить свою власть;

- в 1999 году, когда против Ельцина были выдвинуты 5 обвинений (однако, даже по самому популярному обвинению – развязывание Чеченской войны – было набрано только 283 голоса против требуемых 300).

Для содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий, создания условий для реализации гарантий президентской деятельности существует система обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, нацеленная на правовое, документационное, информационно-аналитическое, организационное и иное обеспечение президентской деятельности.

Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, сформированным в соответствии с пунктом «и» статьи 83 Конституции Российской Федерации, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации[190].

Впервые Администрация Президента РСФСР была сформирована на основе указа Президента РСФСР от 19 июля 1991 г. № 13 в составе секретариатов Президента РСФСР, Вице-президента РСФСР, Председателя Совета министров РСФСР, Канцелярии Государственного секретаря, советников Президента и их служб, Управления делами, Контрольного управления, Информационно-аналитического центра, Службы безопасности и Пресс-службы. В последующем структура и полномочия Администрации Президента существенно менялись (перечень структурных подразделений Администрации Президента представлен в таблице 9).

Администрация сформирована в целях:

- обеспечения реализации Президентом Российской Федерации полномочий главы государства;

- осуществления контроля за исполнением решений Президента Российской Федерации;

- подготовки предложений Президенту Российской Федерации о мерах, направленных на охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

- содействия Президенту Российской Федерации в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства;

- разработки общей стратегии внешней политики Российской Федерации, обеспечения реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по руководству внешней политикой Российской Федерации;

- разработки совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями общенациональных проектов и контроля за их реализацией;

- обеспечения деятельности Президента Российской Федерации по решению кадровых вопросов, относящихся к его ведению, вопросов о награждении государственными наградами Российской Федерации и присвоении почетных званий Российской Федерации;

- содействия Президенту Российской Федерации в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

- содействия Президенту Российской Федерации в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

- обеспечения реализации Президентом Российской Федерации иных возложенных на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами полномочий.

Таблица 9. Структурные подразделения Администрации Президента

Функциональные подразделения Обеспечивающие подразделения
Государственно-правовое управление Референтура
Контрольное управление Управление по вопросам государственной службы и кадров
Управление по внешней политике Управление информационного и документационного обеспечения
Управление по внутренней политике Управление по работе с обращениями граждан и организаций
Управление по обеспечению конституционных прав граждан Управление пресс-службы и информации
Экспертное управление Управление протокола
Управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Управление по общественным связям и коммуникациям
Управление по социально-экономическому сотрудничеству с государствами-участниками СНГ, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия Управление по обеспечению деятельности Государственного Совета Российской Федерации
Управление по научно-образовательной политике Управление по вопросам противодействия коррупции
Управление по применению информационных технологий и развитию электронной демократии Управление по государственным наградам
Управление по общественным проектам  

 

Администрацию Президента России возглавляет руководитель, назначаемый Президентом. Также назначаются Президентом первый (первые) заместитель и заместители руководителя Администрации Президента.

Должностными лицами Администрации Президента, непосредственно взаимодействующими с Президентом, являются:

- советники – лица, уполномоченные Президентом Российской Федерации оказывать ему постоянную помощь в формировании и реализации стратегии общенационального развития и государственной политики в соответствующей сфере деятельности. Советники подготавливают аналитические, справочные, информационные материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к их ведению в соответствии с распределением обязанностей, обеспечивают деятельность совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации, исполняют отдельные поручения Президента (должность учреждена в 1991 г.);

- помощники, которые подготавливают предложения Президенту Российской Федерации по реализации его полномочий, с участием управлений и иных подразделений Администрации аналитические, справочные, информационные материалы для Президента России, предложения по перспективным и текущим планам работы Президента, участвуют в подготовке государственных, официальных и иных визитов, официальных встреч, переговоров, рабочих поездок Президента, его встреч с гражданами, представителями политических партий и общественных объединений, обеспечивают деятельность Государственного Совета России, совещательных и консультативных органов при Президенте России, исполняют отдельные поручения Президента (должность учреждена в 1991 г.);

- референты, задачами которых являются подготовка проектов ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию, иных программных документов и выступлений Президента, участие в подготовке проектов решений Президента, информационно-аналитических материалов, в информационно-аналитическом обеспечении визитов за рубеж и поездок в субъекты России Президента России (должность учреждена в 1992 г.).

В августе 1991 г. была учреждена должность постоянного представителя Президента России в республиках РСФСР и представителя Президента в других субъектах России, в 1994 г. данный институт был преобразован в институт полномочного представителя Президента России в субъекте Российской Федерации.

С подписанием в 2000 г. указа Президента РФ № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации вфедеральном округе»[191] институт полномочных представителей Президента РФ врегионах был заменён институтом полномочных представителей Президента РФ федеральных округах (список лиц, замещавших должность полномочного представителя Президента РФ, представлен в таблице 10).

Идея формирования данного звена государственной власти была отражена ещё вПослании Президента РФ, где, в частности,В. В. Путин отметил, что суть образованияфедеральных округов не в укрупнении регионов… а в укрупнении структур президентской вертикали в пределах территорий[192]. Собственно, данный тезис озвучил и Президент Д. А. Медведев навстрече с полпредами Президента РФ в федеральных округах, отметив, что институтполномочных представителей Президента вфедеральных округах, конечно, создан длятого, чтобы реализовывать внутреннюю политику главы государства.

В отличие от предшествовавшего института полномочных представителей Президента РФ в регионах, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах были наделены, помимо координационных, также и контрольно-надзорнымифункциями. В качестве примера таковых могут быть названы функции по организацииконтроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти, а также организации контроля за исполнением федеральных законов,указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений ПравительстваРФ, контроль за реализацией федеральныхпрограмм в федеральном округе.

Таблица 10. Полномочные представители Президента в федеральном округе

№ п/п Федеральный округ, центр Полномочные представители
1 Дальневосточный, г. Хабаровск 2000-2005 Путиковский К.Б., 2005-2007 Исхаков К.Ш., 2007-2009 Сафонов О.А., 2009-2013 Ишаев В.И. 2013-н.вр. Трутнев Ю.П.
2 Сибирский, г. Новосибирск 2000-2004 Драчевский Л.В. 2004-2010 Квашнин А.В. 2010-2014 Толоконский В.А. 2014-н.вр. Рогожкин Н.Е.
3 Уральский, г. Екатеринбург 2000-2008 Латышев П.М. 2008-2011 Винниченко Н.А. 2011-2012 Кувайшев Е.В. 2012-н.вр. Холманских И.Р.
4 Приволжский, г. Нижний Новгород 2000-2005 Кириенко С.В. 2005-2008 Коновалов А.В. 2008-2011 Рапота Г.А. 2011-н.вр. Бабич М.В.
5 Южный, г. Ростов-на-Дону 2000-2004 Казанцев В.Г. 2004 Яковлев В.А. 2004-2007 Козак Д.Н. 2007-2008 Рапота Г.А. 2008-н.вр. Устинов В.В.
6 Северо-Западный, г. Санкт-Петербург 2000-2003 Черкесов В.В. 2003 Матвиенко В.И. 2003-2011 Клебанов И.И. 2011-2013 Винниченко Н.А. 2013-н.вр. Булавин В.И.
7 Центральный, г. Москва 2000-2011 Полтавченко Г.С. 2011-2012 Говорун О.М. 2012-н.вр. Беглов А.Д.
8 Северо-Кавказский, г. Пятигорск 2010-2014 Хлопонин А.Г. 2014-н.вр. Меликов С.А.
9 Крымский, г. Симферополь 2014-н.вр. Белавенцев О.Е.

 

Деятельность полномочных представителей в федеральных округах обеспечивают их аппараты. Выполнение задач полномочного представителя Президента России в субъекте федерации обеспечивает главный федеральный инспектор.

В 1994 г. в составе Администрации Президента Российской Федерации была учреждена должность полномочного представителя Президента России в Федеральном Собрании для представления интересов Президента России в палатах Федерального Собрания. В 1996 году институт был разделен на два: полномочный представитель Президента России в Государственной Думе, полномочный представитель Президента России в Совете Федерации. Они представляют позицию Президента России по рассматриваемым проектам федеральных законов (в Государственной Думе) и федеральным законам (в Совете Федерации), кандидатуры для назначения на должности, внесенные Президентом России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Полномочные представители участвуют в заседаниях палат без специального разрешения Президента, заседаниях комитетов и комиссий палат, согласительных комиссий, созданных палатами Федерального Собрания России, круглых столах, иных мероприятиях, проводимых палатами Федерального Собрания.

В 1995 г. в Администрации Президента России учреждена должность полномочного представителя Президента в Конституционном Суде Российской Федерации. Полномочный представитель способствует осуществлению деятельности Президента России как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина и представляет интересы Президента России в Конституционном Суде Российской Федерации. Полномочный представитель участвует в заседаниях Конституционного Суда России без специального решения Президента России. Президент России имеет право назначать иных своих представителей для участия в заседании Конституционного Суда.

Институт полномочных представителей Президента России также включает специальных представителей, назначенных Президентом России по конкретным вопросам внутренней и внешней политики или разрешения конкретной проблемы (таблица 11). Как правило, обязанности специального представителя возлагаются на лиц, занимающих иные государственные должности или должности государственной службы (в Правительстве России, Администрации Президента России, Министерстве иностранных дел России).

Таблица 11. Специальные представители Президента России[193]

№ п/п ФИО Наименование должности
1 Коновалов А.В. Министр юстиции России, специальный представитель по взаимодействию с Европейским Союзом в области свободы, безопасности и правосудия
2 Швыдкой М.Е. Специальный представитель по международному культурному сотрудничеству
3 Чилингаров А.Н. Специальный представитель по международному сотрудничеству в Арктике и Антактике
4 Зурабов М.Ю. Чрезвычайный и Полномочный посол России на Украине, специальный представитель по развитию торгово-экономических отношений с Украиной
5 Бедрицкий А.И. Специальный представитель по вопросам климата
6 Кабулов З.Н. Директор Второго департамента Азии Министерства иностранных дел России, специальный представитель по Афганистану
7 Змеевский А.В. Специальный представитель по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью
8 Ткачёв А.Н. Глава администрации Краснодарского края, специальный представитель по Абхазии
9 Мамсуров Т.Д. Глава Республики Северная Осетия – Алания, специальный представитель по Южной Осетии
10 Рогозин Д.О. Заместитель председателя Правительства России, специальный представитель по Приднестровью
11 Зубков В.А. Специальный представитель по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа
12 Бабаков А.М. Специальный представитель по взаимодействию с организациями соотечественников за рубежом
13 Братчиков И.Б. Специальный представитель по делимитации и демаркации Государственной границы РФ с сопредельными государствами – участниками СНГ
14 Шматко С.И. Специальный представитель по вопросам международного сотрудничества в области электроэнергетики
15 Крутских А.В. Посол по особым поручениям МИД РФ, специальный представитель по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности
16 Хакимов Б.М. Специальный представитель по делам Шанхайской организации сотрудничества, национальный координатор России в Шанхайской организации сотрудничества
17 Богданов М.Л. Заместитель министра иностранных дел РФ, специальный представитель по Ближнему Востоку и странам Африки

 

При Президенте РФ с целью оказания ему содействия и под его руководством действуют специальные консультативно-совещательные органы –советы и комиссии.

Основной признак консультативно-совещательных органов при главе государства - отсутствие у них права издания от своего имени общеобязательных нормативно-правовых актов, рекомендательный характер их решений, принимаемых коллегиально. Вместе с тем рекомендации вспомогательных советов и комиссий могут быть реализованы в правовых актах Президента и Правительства, в разработке законопроектов, вносимых в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы главы государства, либо в деятельности органов государственной власти, представители которых входят в их состав.

Первые совещательные органы при Президенте России были созданы в 1991 году: Государственный Совет (с июля по ноябрь 1991 г.), Президентский консультативный совет (1992-1993 гг.), Президентский Совет (1993-2001 гг.), Совет обороны (1996-1998 гг.), Политический консультативный совет (1996-2000 гг.).

О Совете Безопасности России – см. в разделе 6.5.

Государственный совет России[194] образован1 сентября2000 года в соответствии с указом президента Российской Федерации[195]. Указом утверждено положение о Госсовете России. В соответствии с положением Госсовет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Госсовет в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента.

Основными задачами Государственного совета являются:

- содействие реализации полномочий Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

- обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту Российской Федерации;

- обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, и внесение соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

- содействие Президенту Российской Федерации при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- рассмотрение по предложению Президента Российской Федерации проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение;

- обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете;

- обсуждение информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета;

- обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации;

- обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, имеющих важное государственное значение.

Председателем Государственного совета являетсяПрезидент Российской Федерации. Секретарем Государственного совета является один из помощников Президента России.

Членами Государственного совета являются:

- Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

- Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

- полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах;

- высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации;

- руководители фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

По решению Президента Российской Федерации в состав Государственного совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности.

Для решения оперативных вопросов в составе 9 человек формируется Президиум Государственного Совета (персональный состав Президиума ротируется раз в полгода).

Для экспертного обеспечения Государственного совета сформирована консультативная комиссия, члены которой (как правило, бывшие высшие должностные лица субъектов Российской Федерации) также участвуют в работе Государственного совета.

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека является консультативным органом при главе российского государства[196]. Он образован в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

Нормативно-правовую базу деятельности Совета составляет и указ Президента Российской Федерации № 120от 1 февраля 2011г. «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека»[197].Совет ведет свою историю с 26 сентября 1993 года, когда указом первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина была образована Комиссия по правам человека при Президенте РФ.

В 1993 г. на базе подразделения Администрации Президента России – Главного социально-производственного управления – было создано Управление делами Президента России, с 1995 г. получившее статус федерального органа исполнительной власти[198].

Управление делами Президента Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти (федеральное агентство), организующий и непосредственно осуществляющий материально-техническое обеспечение и социально-бытовое, медицинское и санаторно-курортное обслуживание деятельности федеральных государственных органов власти.

Руководство деятельностью Управления делами осуществляет Президент Российской Федерации.Управление делами осуществляет свою деятельность за счёт средств федерального бюджета, выделяемых на его содержание, а также средств, получаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации от управления подведомственными ему организациями и от управления и распоряжения подведомственными ему объектами федеральной собственности, включая имущество, закреплённое за подведомственными организациями. Управление имеет территориальный орган – управление в Республике Крым.

Направления деятельности подведомственных Управлению организаций (ФГУП, ФГБУ, ФГБОУ, ФГБДОУ, ФГБУК, ФГАУ):

- агропромышленный комплекс;

- госзагрансобственность;

- гостиничный комплекс;

- детские дошкольные и образовательные учреждения;

- материально-техническое обеспечение;

- медицинские и санаторно-курортные учреждения;

- общественное питание и торговля;

- полиграфия;

- предприятия бытового обслуживания;

- строительство;

- транспорт;

- учреждения культуры.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...