Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура государственного управления в ведущих государствах мира




Используя методы институционального, функционального и организационного анализа, рассмотрим структуру государственного управления за рубежом.

В течение многих веков в каждомгосударстве складывалась своя модель государственного устройства, особенности которой были обусловлены уникальными социокультурными факторами, обстоятельствами исторического развития, структурой сложившихся политических интересов.Безусловно, интерес представляет каждое государство, однако ни объем пособия, ни количество часов, которые вы будете уделять изучению основ государственного и муниципального управления, не позволят сколь либо подробно описать организацию государственного управления во всех государствах[182]. В этой связи в данном пособии будет представлен сравнительный анализ системы государственного управления ведущих государств мира: Соединённых Штатов Америки, Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии, Федеративной Республики Германия, Французской Республики, Китайской Народной Республики, Государства Япония, Республики Индия, Федеративной республики Бразилия, Республики Казахстан (таблицы 6.1, 6.2, 6.3).

Нельзя утверждать однозначно, что представленные примеры являются образцом для других государств, однако очевидно, что некоторые заимствования имеются. Так, статус Президента в США во многом сконструирован из опыта королевского правления в Великобритании, она же стала своеобразным примером для определения взаимоотношений между Президентом и Парламентом в Индии. Вместе с тем, практически в каждом государстве есть свои особенности – в формировании и численности органов, распределении полномочий между ними, при этом практически неизменным остается следование принципам разделения властей, демократизма, открытости (публичности, транспарентности) системы государственного управления.

В ряде случаев демократические институты сымитированы, не наполнены соответствующим содержанием, сохраняют только формальные черты парламента, правительства или иного органа. Большое разнообразие в структурах государственных органов связано с объективными причинами, но и навязывается субъективными обстоятельствами – идеологией, историческими и национальными традициями.

Положительный опыт функционирования отдельных государственных органов в конкретных государствах периодически обуславливает желание перестроить государственный аппарат, однако не в любой ситуации механический перенос лучшего опыта является оптимальным.

 


Таблица 6.1. Система государственного управления ведущих государств мира (США, Великобритания, ФРГ)

  США Великобритания ФРГ

Форма правления

Характеристика Президентская республика Парламентарная монархия Парламентская республика
Глава государства Президент Вице-президент Король (королева) Президент
Порядок избрания Непрямые двуступенчатые выборы (голосование избирателей + коллегии выборщиков) Не избирается, наследование по преимуществу старшинства Непрямые, избирается Федеральным Собранием (депутаты Бундестага + представители земель)
Срок полномочий 4 года, не более 2 сроков - 5 лет, допускается одно переизбрание
Законодательный (представительный) орган Конгресс США - двухпалатный Парламент–трехпалатный (включает королеву, Палату лордов, Палату общин) Бундестаг - однопалатный
Верхняя палата Сенат Палата лордов  
Порядок формирования 100 членов, по два от каждого штата 763 духовных и светских (наследственные, пожизненные, независимые) лорда 631 депутат по мажоритарной и пропорциональной системам
Срок полномочий 6 лет, каждые два года – ротация 1/3 членов В зависимости от статуса лорда 4 года
Нижняя палата Палата представителей Палата общие  
Порядок формирования 435 членов по одномандатным округам + 6 неголосующих членов 659 членов по одномандатным округам  
Срок полномочий 2 года 5 лет  
Исполнительная власть Президент Кабинет министров Федеральное правительство
Глава исполнительной власти Президент Премьер-министр Федеральный канцлер
Порядок назначения Выборы Президента Монарх назначает лидера крупнейшей политической партии в Палате общин Избирается Бундестагом на 4 года
Основные организационно-правовые формы органов Агентство, бюро, комиссия, министерство (исполнительный департамент), управление Министерства, департаменты, офисы, исполнительное агентство Федеральные министерства

Форма государственного устройства

Характеристика Федерация Унитарное, децентрализованное Кооперативная федерация
Административно-территориальное деление Штаты, округа Историч. области, регионы, области, графства, метрополитенские графства, города-графства, унит.единицы, районы Федеральные земли, земли-города, административный округ, район, амт, коммуна
Наличие автономий, специальных территориальных единиц Федеральный округ, островные территории, свободно ассоциированные государства Заморские территории, коронные земли, королевства Содружества -
Орган, представляющий интересы регионов Сенат - Бундесрат (Федеральный совет)

Государственный (политический) режим

Характеристика демократический демократический демократический
Основные политические партии Республиканская, Демократическая, Конституционная, Партия зелёных, Либертарианская Консервативная, Лейбористская, Либерально-демократическая, Шотландская национальная партия Христианско-демократический союз, Христианско-социальный союз, Социал-демократическая, Левые, Союз 90/Зелёные
Избирательная система Прямая / непрямая, мажоритарная / пропорциональная Прямая, мажоритарная Прямая, мажоритарная / пропорциональная

Правовая система

Характеристика Англо-саксонская с элементами континентальной (романо-германской) Англо-саксонская Континентальная (романо-германская)
Основной закон Конституция 1787 г. Отсутствует как единый акт Основной закон 1949 г.

 

Таблица 6.2. Система государственного управления ведущих государств мира (Франция, Китай, Япония)

  Франция Китай Япония

Форма правления

Характеристика Полупрезидентская республика Советская республика Парламентарная монархия
Глава государства Президент Председатель КНР Заместитель председателя КНР Император
Порядок избрания Прямые всенародные Непрямые, избирается ВСНП Не избирается, наследуется по старшинству и мужскому полу
Срок полномочий 5 лет, не более 2 сроков подряд 5 лет, не более 2 сроков подряд -  
Законодательный (представительный) орган Парламент Франции - двухпалатный Всекитайское собрание народных представителей - однопалатный Парламент - двухпалатный
Верхняя палата Сенат Франции   Палата советников
Порядок формирования 348 членов, непрямые выборы 2987 членов, прямые выборы 242 депутата по мажоритарной и пропорциональной системам
Срок полномочий 6 лет, каждые три года – ротация 1/2 членов 5 лет 6 лет, каждые три года – ротация 1/2 членов
Нижняя палата Национальное Собрание Франции   Палата представителей
Порядок формирования 577 депутатов, прямые всеобщие выборы в два тура   480 депутатов, в том числе 300 – по мажоритарной, 180 – по пропорциональной
Срок полномочий 5 лет   4 года
Исполнительная власть Правительство Государственный Совет КНР Кабинет министров
Глава исполнительной власти Премьер-министр Премьер Государственного Совета Премьер-министр
Порядок назначения Назначается Президентом, выдвижение кандидатуры представителя партии большинства в Нац. Собрании Франции Назначается ВСНП Назначается императором по представлению парламента из числа его членов (руководитель правящей партии)
Основные организационно-правовые формы органов Министерство Министерства, государственные комитеты Министерства, управления, бюро, комиссии

Форма государственного устройства

Характеристика Унитарное, децентрализованное Унитарное, децентрализованное Унитарное, централизованное
Административно-территориальное деление Регионы, области, департаменты, коммуны Провинции, округа, уезды, аймаки, Префектуры, округа Хоккайдо, особые города, уезды
Наличие автономий, специальных территориальных единиц Заморские регионы, департаменты, территории Автономные районы, специальные административные районы, национальные волости, автономные уезды Центральные города, районы Токио
Орган, представляющий интересы регионов Сенат Франции   -

Государственный (политический) режим

Характеристика демократический демократический демократический
Основные политические партии Союз за народное движение, Социалистическая, Демократическое движение, Национальный фронт, Левый фронт Коммунистическая, Революционный комитет Гоминьдана, Демократическая лига Китая Либерально-демократическая, Демократическая, Коммунистическая, Комэйто, Партия японского возрождения, Социал-демократическая
Избирательная система Прямая / непрямая, мажоритарная / пропорциональная Прямая / непрямая, мажоритарная Прямая, мажоритарная / пропорциональная

Правовая система

Характеристика Континентальная (романо-германская) Социалистическая Континентальная (романо-германская)
Основной закон Конституция 1958 г., преамбула Конституции 1946 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция 1982 г. Конституция 1947 г.

Таблица 6.3. Система государственного управления ведущих государств мира (Индия, Бразилия, Казахстан)

  Индия Бразилия Казахстан

Форма правления

Характеристика Парламентская республика Президентская республика Президентская республика
Глава государства Президент Вице-президент Президент Президент
Порядок избрания Непрямые, электоральная коллегия; президент и вице-президент представляют разные национальности и касты Прямые, мажоритарная система Прямые, мажоритарная
Срок полномочий 5 лет 4 года, не более 2 раз 5 лет, не более 2 раз (не распространяется на Н.А. Назарбаева)
Законодательный (представительный) орган Сансад–трехпалатный (включает Президента, Раджья Сабху, ЛокСабху) Национальный конгресс Бразилии Парламент Казахстана
Верхняя палата Раджья Сабха (Совет штатов) Федеральный совет Сенат
Порядок формирования 250 членов, в том числе 238 – законодательными собраниями штатов, 12 – Президентом за заслуги перед Индией 81 сенатор, каждый субъект федерации представлен 3 сенаторами, каждый сенатор имеет 2 заместителя 47 депутатов, в том числе 32 – выборщиками (депутатами маслихатов), 13 – назначаются Президентом
Срок полномочий 6 лет, каждые три года – ротация 1/2 членов 8 лет, каждые 4 года сменяется на 1/3 и 2/3 (соответственно) 6 лет, каждые три года – ротация 1/2 членов
Нижняя палата ЛокСабха (Народная палата) Палата депутатов Мажилис
Порядок формирования 552 депутата, в том числе 550 – по мажоритарной системе, 2 – Президентом из англо-индийской общины 513 депутатов, по пропорциональной (мажоритарно-пропорциональной) 107 депутатов, в том числе 108 – по пропорциональной, 9 – Ассамблеей народов Казахстана
Срок полномочий 5 лет 4 года 5 лет
Исполнительная власть Объединённый Совет министров Индии Кабинет министров Правительство
Глава исполнительной власти Премьер-министр Президент Премьер-министр
Порядок назначения Назначается Президентом, выдвижение кандидатуры представителя партии большинства в ЛокСабха Формируется Президентом Назначается Президентом
Основные организационно-правовые формы органов Министерство, агентство, комиссия, управление Министерства, комиссии, агентства Министерства, службы, агентства

Форма государственного устройства

Характеристика Лингвистическая федерация Федерация Унитарное, централизованное
Административно-территориальное деление Штаты, союзные территории, национальный столичный округ, округа, талуки Штаты, федеральный округ, муниципии (также в целях статистики – регионы, мезорегионы, микрорегионы) Области, города республиканского значения, районы, города, поселки, сельские округа
Наличие автономий, специальных территориальных единиц Национальный столичный округ Федеральный округ, федеральные владения Байконыр – город республиканского значения (город федерального значения Российской Федерации)
Орган, представляющий интересы регионов Раджья Сабха Федеральный Совет Сенат Ассамблея народов Казахстана

Государственный (политический) режим

Характеристика демократический демократический демократический
Основные политические партии Индийский национальный конгресс (И), Индийская народная, Партия большинства народа, Коммунистическая, Коммунистическая (марксистская) Партия бразильского демократического движения, Партия трудящихся, Прогрессистская, Бразильская социально-демократическая Народно-демократическая «НурОтан», Демократическая «Ак-жол», Демократическая «Адилет», Социально-демократическая «Ауыл»
Избирательная система Прямая / непрямая, мажоритарная Прямая, мажоритарная / мажоритарно-пропорциональная Прямая / непрямая, мажоритарная / пропорциональная

Правовая система

Характеристика Англо-саксонская с элементами традиционной Континентальная (романо-германская) Континентальная (романо-германская) с элементами социалистической
Основной закон Конституция 1949 г. (самая большая в мире по объему) Конституция 1988 г. Конституция 1995 г.

 

 


В ПКЗ или контрольной работе вам предстоит описать по схеме, предложенной в данном пункте, систему государственного управления конкретного государства (за исключением тех, которые охарактеризованы в данном пункте). Для полного и актуального описания системы предлагаем обратиться к официальным сайтам государственных органов выбранного вами государства.

Выводы

Первоэлементом механизма государства является его государственный орган, наделенный собственной компетенцией по решению государственных дел.

В силу системности государственного управления в механизм государства включены государственные органы, организационно и функционально различающиеся, относительно самостоятельные и независимые.

Классификация государственных органов осуществляется, как правило, в соответствие с принципом разделения властей. Однако данный принцип не обеспечивает охвата всех государственных органов, поэтому также принято выделять государственные органы с особым статусом.

Контрольные вопросыизадания

1. Охарактеризуйте важнейшие признаки государственного органа.

2. Проведите анализ понятия «компетенция государственного органа».

3. Охарактеризуйте принципы разграничения полномочий между государственными органами. На примере Российской Федерации проанализируйте способы разграничения полномочий между государственными органами.

4. Охарактеризуйте значение главы государства в системе государственных органов.

5. Проведите сравнительный анализ становления и развития законодательных органов в разных государствах мира.

6. Обоснуйте необходимость формирования государственных органов с особым статусом.

Библиографический список

Основная литература

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М.: Омега-Л, 2010. – С. 166-187.

2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. – М.: Проспект, 2010. – С. 438-509.

3. Зенков М.Ю. Органы государственной власти и местного самоуправления как юридические лица публичного права. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2006. – С. 55-93.

4. Тихомиров Ю.А. Государство = Thestate. – М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. – С. 211-236.

5. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. – М.: Норма, 2007. – С. 95-166, 215-244.

Дополнительная литература

1. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: Предпосылки, особенности, структура. – М.: ЮКЭА, 2002. С.584-651.

2. Демидов А.Ю. Государственный аппарат: эффективность и результативность деятельности. – М.: Бюджет, 2013. – С. 12-171.

3. Государственное и муниципальное управление / С.Ю. Наумов и др. – М.: Дашков и Ко., 2012. – С. 270-421.

4. Самойлов В.Д.Государственное управление: теория, механизмы, правовые основы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013. – С. 74-228.

5. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. – М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. – С. 197-299.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 424.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...