Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Федеральные государственные органы с особым статусом




Сточки зрения процесса учреждения российских государственных органов с особым статусом их можно подразделить на четыре типа:

- инициатива создания, назначения должностных лиц которых осуществляется непосредственно Президентом РФ (Совет Безопасности РФ, Следственный комитет РФ, Общественная палата РФ);

- создание и назначение должностных лиц которых осуществляется Государственной Думой РФ (Центральный банк РФ, Уполномоченный по правам человека РФ);

- создание и назначение должностных лиц которых осуществляется Советом Федерации РФ (Прокуратура РФ);

- формирование которых осуществляется кооперативно несколькими органами государственной власти (Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ).

Впервые в нашей стране образование такого органа, как Совет Безопасности, было предусмотрено законом СССР от 26 декабря 1990 г. № 1861-1[240].

На Совет Безопасности СССР была возложена разработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, поддержанию ее надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правопорядка в обществе. Таким образом, уже изначально в СССР Совет Безопасности являлся конституционным органом при Президенте государства, чьи решения носили рекомендательный характер.

По аналогии с Советом Безопасности СССР, в целях решения вопросов в сфере обеспечения национальной безопасности руководителями отдельных союзных республик, в результате внесения соответствующих изменений и дополнений в их конституции были созданы советы безопасности республик.

В связи с этим нельзя не признать справедливым мнение бывшего первого заместителя Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации М.А. Митюкова о том, что именно Совет Безопасности СССР явился прообразом российского Совета Безопасности[241].

Первое упоминание в Российской Федерации о таком органе, как Совет Безопасности Российской Федерации, содержалось в Законе РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1098-1 «О Президенте РСФСР», согласно которому Президент РСФСР возглавлял Совет Безопасности РСФСР, структура, полномочия и порядок формирования которого определялись законом РСФСР[242].

5 марта 1992 г. Законом РФ № 2446-1 «О безопасности»[243], Совет Безопасности Российской Федерации был определен как конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности. Одновременно в компетенцию Совета Безопасности Российской Федерации было включено рассмотрение вопросов внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегических проблем государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.

Как отмечал М.А. Митюков, «в ходе работы над проектом Конституции Российской Федерации 1993 года проблема Совета Безопасности Российской Федерации обсуждалась в двух аспектах: во-первых, с точки зрения необходимости этого органа для государства, а во-вторых, с позиции объема конституционной регламентации его статуса. На Конституционном совещании была поддержана идея сохранения Совета Безопасности и закрепления этого государственного института в Основном Законе. Что же касается регламентации статуса Совета Безопасности Российской Федерации, то было решено достаточно «экономно» обозначить его в главе «Президент Российской Федерации» в статье 83, определяющей полномочия Президента в отношении формирования важнейших институтов государства (Правительства, Центрального банка, федеральных судов, Генерального прокурора, Администрации Президента, высшего командования Вооруженных Сил, полномочных представителей Президента и дипломатических представителей Российской Федерации)»[244].

На смену закону РФ 1992 года был принят новый федеральный закон «О безопасности»[245]. Государственная политика в области обеспечения безопасности представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяются Президентом РФ.

Совет Безопасности Российской Федерации - конституционный совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Задачами Совета Безопасности являются[246]:

- обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения национальной безопасности;

- формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией;

- прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

- подготовка Президенту Российской Федерации предложений: о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий; о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности; о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения, а также о введении и об отмене военного положения; о реформировании существующих или об образовании новых государственных органов и организаций, осуществляющих функции в области обеспечения национальной безопасности; об утверждении и уточнении стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны;

- формирование основных направлений государственной внешней и военной политики;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения национальной безопасности;

- оценка эффективности, разработка критериев и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности.

Совет Безопасности формирует и возглавляет Президент Российской Федерации.

В состав Совета Безопасности входят:

- Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации;

- Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации, который назначается Президентом Российской Федерации;

- постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности, которые входят в Совет Безопасности по должности (постоянные), либо включаются в состав и исключаются из состава Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний. Решения Совета Безопасности оформляются протоколами заседаний Совета Безопасности или протоколами оперативных совещаний Совета Безопасности и вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации.

В целях реализации решений Совета Безопасности могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента Российской Федерации.

Следственный комитет Российской Федерации — следственный орган в России, образованный вместо Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, начал свою деятельность 15 января2011 года.

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

В советский период институт судебных следователей был ликвидирован, а функции следствия были распределены между органами Прокуратуры, государственной безопасности и милиции. К началу 1990-х годов в производстве следователей органов внутренних дел находилось до 90% уголовных дел, а следователей прокуратуры – около 9,1%.

С обновлением системы государственного управления было принято решение о создании единого следственного органа – Следственного комитета СССР, однако эта идея так и не была воплощена в жизнь в связи с развалом Советского Союза.

Начиная с 2007 года, следственный аппарат прокуратуры становится самостоятельным ведомством – Следственным комитетом при Прокуратуре Российской Федерации, председатель которого назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Председатель Следственного комитета одновременно являлся первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, непосредственно ему не подчиняясь. Организационная включенность в структуру органов прокуратуры носила лишь формально-правовой, а не административный характер. Однако централизации следствия не произошло, по-прежнему полномочия в этой сфере продолжили осуществлять органы безопасности, внутренних дел, по контролю за оборотом наркотиков.

В соответствии с федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ Следственный комитет получил самостоятельный статус[247], является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Следственный комитет составляет единую федеральную централизованную систему следственных органов и учреждений, действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.

Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент Российской Федерации, он же осуществляет назначение на должность Председателя Следственного комитета Российской Федерации и освобождает его от должности.

Основными задачами Следственного комитета являются:

- оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

- обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

- осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

- организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

- осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

- разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

- совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

- определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

В систему Следственного комитета входят:

1) центральный аппарат Следственного комитета;

2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

3) межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета.

В систему Следственного комитета также входят научные, образовательные (в том числе общеобразовательные, кадетские), санаторно-курортные, оздоровительные, реабилитационные, культурные учреждения, физкультурно-спортивные организации, редакции электронных и печатных изданий, типографии, иные создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами, а также экспертные и ревизионные подразделения, информационные подразделения, подразделения физической защиты для обеспечения безопасности сотрудников Следственного комитета.

Необходимо обратить внимание на название органа – комитет, что может быть связано как с ранее выделявшимися в системе федеральных органов исполнительной власти государственных комитетов (комитетов) (организационно-правовая форма была упразднена в рамках административной реформы), так и с образованными в 2006 и 2007 г. (соответственно) Национального антитеррористического комитета[248] и Государственного антинаркотического комитета[249].

Вместе с тем, сами, непосредственно, Национальный антитеррористический комитет и Государственный антинаркотический комитет являются органами, обеспечивающими координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также осуществляющими подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации. Председателями комитетов соответственно являются директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации и директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. В субъектах Российской Федерации созданы антитеррористическая и антинаркотическая комиссии (председателем является – высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации).

Отнесение любого органа к государственным органам с особым статусом является спорным, особенно это касается иОбщественной палаты Российской Федерации, которая была сформирована в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»[250].

Концепция создания Общественной палаты в истории современной России не является чем-то исключительным. В 1993 г. в целях обеспечения участия общественных объединений в конституционном процессе и учета общественного мнения, согласования интересов различных социальных групп и слоев общества и обеспечения постоянной связи федеральных органов государственной власти с политическими партиями, движениями, профсоюзными, молодежными и иными общественными организациями, массовыми движениями и религиозными конфессиями, органами местного самоуправления, объединениями товаропроизводителей и предпринимателей по распоряжению Президента РФ была учреждена Общественная палата Конституционного совещания[251].

Общественная палата Конституционного совещания являлась организационной формой взаимодействия общественных объединений с федеральными органами власти Российской Федерации, в рамках которой проводились необходимые политические консультации по широкому кругу социально-политических вопросов. В июне 1996 г. Палата была преобразована в Политический консультативный совет, который возглавил И.П. Рыбкин. В 2000 г. Президент РФ распустил Совет.

Согласно Закону, Общественная палата избирается каждые два года (с 2012 — каждые три года) и осуществляет взаимодействие граждан с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Деятельность Общественной палаты направлена на согласование интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в стране.

Общественная палата формируется из 42 граждан Российской Федерации, утверждаемых Президентом Российской Федерации, 42 представителей общероссийских общественных объединений и 42 представителей межрегиональных и региональных общественных объединений. Таким образом, можно говорить о том, что Общественная палата является государственно-общественным органом.

Член Общественной палаты приостанавливает свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.

Основными формами работы Общественной палаты являются пленарные заседания Общественной палаты, заседания совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты.

Пленарные заседания Общественной палаты проводятся не реже двух раз в год. По решению совета Общественной палаты может быть проведено внеочередное пленарное заседание.

Решения Общественной палаты, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер. Общественная палата ежегодно подготавливает и публикует в периодическом издании Общественной палаты доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) выступает как государственный орган с особым статусом, разрабатывающий во взаимодействии с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделенный особыми полномочиями (право эмиссии денежных знаков, регулирование деятельности банков). Основная задача Центрального банка России сформулирована ст. 75 Конституции РФ – защита и обеспечение устойчивости рубля. Правовой статус Центрального Банка России определен специальным федеральным законом[252].

Центральный Банк России был создан в 1990 г., с декабря 1991 г. стал единственным государственным органом кредитно-денежного и валютного регулирования (после упразднения Государственного банка СССР).

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.Государственная Дума:

- назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;

- назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 14 членов. Срок полномочий члена Совета директоров Банка России – 5 лет;

- направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты;

- рассматриваетосновные направленияединой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

- рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

- принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального финансового совета;

- проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;

- заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Национальный финансовый совет - коллегиальный орган Банка России. Национальный финансовый совет состоит из двенадцати человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации. Кроме того, в состав Национального финансового совета входит Председатель Банка России.

Национальный финансовый совет

- рассматривает годовой отчёт ЦБ РФ;

- утверждает на основе предложений совета директоров доходов и расходов Банка России на предстоящий год;

- утверждает при необходимости на основе предложений совета директоров дополнительные расходы Банка;

- рассматриваетвопросы совершенствования банковской системы Российской Федерации;

- рассматривает проект и окончательный вариант основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Структура Банка России включает:

- функциональные и организационно-административные структурные подразделения (аппарат, департаменты, главные управления и службы);

- территориальные учреждения (главные управления – по Центральному федеральному округу, Северо-Западное, Южное, Волго-Вятское, Уральское, Сибирское, Дальневосточное, отдельным субъектам Российской Федерации), отделения (по субъектам Российской Федерации, подведомственные главным управлениям, кроме Сибирского и Дальневосточного управлений), национальные банки (Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Республики Хакасия), отделения Банка России по Республике Крым и городу Севастополь.

Сотрудники Банка России имеют специальный статус, установленный законом о Банке России, близкий по содержанию со статусом государственного гражданского служащего.

Институт Уполномоченного по правам человека Российской Федерацииявляется одним из ярких примеров имплементации зарубежного опыта при формировании системы российской государственности в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. Согласно федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный способствует[253]:

- восстановлению нарушенных прав,

- совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,

- развитию международного сотрудничества в области прав человека,

- правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

- рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;

- подготовка ежегодного доклада о деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;

- выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;

- направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;

- обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;

-обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;

- принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

- анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;

- информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;

- направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

Помимо прямо предусмотренных Федеральным конституционным законом основных направлений деятельности Уполномоченного, возникают и другие задачи, тесно связанные с осуществлением его полномочий в рамках установленной законом компетенции.

Уполномоченный информирует государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам человека в субъектах Российской Федерации, неправительственными правозащитными организациями, средствами массовой информации. Взаимодействие Уполномоченного с органами государственной власти осуществляется на основе двухсторонних соглашений о сотрудничестве, участия в совместных комиссиях, объединенных рабочих групп.

Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой.На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

На сегодняшний день правовой статус Прокуратуры Российской Федерации является неопределенным. Ведется острая полемика о том, относится ли прокуратура к определенной ветви государственной власти, является ли она вообще органом государственной власти[254]. Многие из ученых вообще рассматривают прокуратуру как специальный орган исполнительной власти[255], вместе с тем, в Конституции Российской Федерации до недавнего времени единственная статья о прокуратуре была помещена в главу, посвященную судебной власти.

В соответствии со ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ»[256] определено, что прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ

Прокуратура представляет собой особый орган государства, осуществляющий от имени Российской Федерации реализацию в обществе таких основополагающих принципов, как законность, соблюдение правопорядка и защита прав граждан. Именно поэтому требуется четкое законодательное оформление статуса прокуратуры, и прежде всего на конституционном уровне, поскольку неопределенность ее правового статуса влечет за собой и неопределенность осуществляемых ею функций, что в конечном итоге сказывается на эффективности деятельности.

Прокуратура следит за исполнением законов, входящих в правовую систему РФ. Ее составляют федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств и т.п.). Обеспечение единства законности на территории всей страны - необходимое условие социального, экономического и политического развития страны и ее регионов. Оно означает единообразное понимание и применение законов, непротиворечивость законодательства, верховенство законов над иными правовыми средствами регулирования.

Помимо надзора законодатель возложил на органы прокуратуры ряд иных функций. В их числе:

- участие прокуроров в рассмотрении дел судами;

- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

- участие в правотворческой деятельности;

- выпуск специальных изданий.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В прокуратурах субъектов Федерации действуют сообразно административно-территориальному делению прокуратуры городов и районов, которые непосредственно подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов. В основной части субъектов Федерации на низовом уровне созданы и действуют только прокуратуры городов и районов. В некоторых субъектах Федерации действуют межрайонные прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории нескольких районов.

В систему прокуратуры РФ входят также специализированные прокуратуры. К их числу относятся:

- военные;

- транспортные;

- природоохранные прокуратуры;

- прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний,

- а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административно-территориальных образованиях и на режимных объектах.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Это право относится к исключительной компетенции Президента РФ. Совет Федерации рассматривает предложение Президента и вправе согласиться с ним и назначить на должность Генерального прокурора предложенную им кандидатуру или отклонить ее.

Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации пять лет.

Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указанный доклад Генеральный прокурор Российской Федерации представляет лично на заседании палаты.

На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров (военных и специализированных прокуратур) назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет. Конституция РФ определила порядок согласования Генеральным прокурором РФ с ее субъектами при назначении им на должность прокурора субъекта РФ. При этом учитывается, что, согласно п. «о» ст. 71 Конституции, прокуратура, законодательство о прокуратуре относится к исключительному ведению РФ. Согласно конституциям и уставам субъектов Федерации прокурор субъекта Федерации назначается Генеральным прокурором РФ по согласованию с законодательным (представительным), а также исполнительным органами соответствующего субъекта Федерации.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Генеральный прокурор имеет право федеральной законодательной инициативы, прокуроры субъектов Российской Федерации имеют право законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации.

Прокурор в ходе осуществления своих полномочий проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

В Конституции Российской Федерации (ч. 5 ст. 101) предусмотрено, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату Российской Федерации, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом (в настоящее время это федеральный закон от 5 апреля 2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»[257]). В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

В назначении и освобождении от должности ее членов участвуют депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации. Каждая из палат назначает и освобождает от должности половину аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, Председателя палаты назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума, а заместителя - Совет Федерации на шесть лет большинством голосов от общего числа депутатов и общего числа членов Совета Федерации соответственно (п. «д» ч. 1 ст. 103; п. «и» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ, ст. ст. 5, 6 упомянутого выше Федерального закона). Специально оговаривается, что указанные должностные лица не могут состоять в родственных отношениях с Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, руководителем Администрации Президента РФ, Генеральным прокурором РФ, председателями высших судов Российской Федерации.

Основу аппарата Счетной палаты составляют инспекции, которые специализируются на определенных функциональных задачах и непосредственно осуществляют контрольные и экспертно-аналитические мероприятия.

Компетенция Счетной палаты Российской Федерации определена Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации». Она обладает реальным механизмом контроля.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению. Счетная палата также определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности. К полномочиям Палаты отнесены: оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Счетная палата анализирует выявленные отклонения от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготавливает предложения, направленные на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом. На Счетную палату возложен контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях России. Счетная палата обязана регулярно представлять Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ информацию о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Организуют и обеспечивают подготовку и проведение выборов и референдума в Российской Федерации избирательные комиссии (комиссии референдума), образующие систему из:

- Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК России) - являющейся федеральным государственным органом, организующей подготовку и проведение выборов, референдумов в России в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами;

- избирательных комиссий субъектов РФ - являющихся государственными органами субъектов РФ, организующих подготовку и проведение выборов, референдумов в России в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами, а также законами субъектов РФ;

- избирательных комиссий муниципальных образований - являющихся избирательными комиссиями, организующих в соответствии с законом субъекта РФ, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума;

- окружных избирательных комиссий - формирующихся в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам; их полномочия могут возлагаться на иные избирательные комиссии;

- территориальных (районные, межрайонные, городские и другие) комиссий;

- участковых комиссий - формируются в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума; на выборах в органы местного самоуправления, при проведении местного референдума полномочия участковой комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка, участка референдума.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами[258].

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет пять лет. Если срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации истекает в период избирательной кампании, в период со дня назначения референдума Российской Федерации и до окончания кампании референдума, которые организует Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов.

Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации может быть назначено не более одного представителя.

Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является избирательной комиссией, организующей выборы в федеральные органы государственной власти, а также комиссией референдума, организующей референдум Российской Федерации. Деятельность комиссии осуществляется на коллегиальной основе.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:

- осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

- организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;

- обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

- осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

- оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям;

- осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;

- заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации;

- устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

- рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

- осуществляет иные полномочия.

Центральная избирательная комиссия в своих действиях полностью самостоятельна, она неподконтрольна и неподотчетна никакому органу государственной власти. Центральная избирательная комиссия издает инструкции и разъяснения по вопросам единообразного применения избирательного законодательства, вопросам подготовки и проведения выборов, определения их результатов и т.д. Документы, издаваемые Центральной избирательной комиссией, регулируют практически все сферы подготовки и проведения выборов.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума, в том числе формирует и ведет регистр избирателей, участников референдума.

Центральная избирательная комиссия также предлагает кандидатуру на должность председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Заседания комиссии проводятся гласно, в том числе при участии представителей государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций и политических партий, представителей СМИ, международных правозащитных организаций (наблюдатели), представителей средств массовой информации.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), военных и арбитражных судов, органов судейского сообщества. В Федеральном законе от 8 января 1998 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»[259] приведено определение самого понятия организационного обеспечения деятельности судов, под которым понимаются:

- мероприятия кадрового характера (в части обеспечения осуществления судебной власти в сфере отбора, подготовки и переподготовки судей, кадрового обеспечения аппарата судов) и соответствующие мероприятия по обеспечению деятельности Судебного департамента и его управлений (отделов) в субъектах Российской Федерации;

- мероприятия финансового характера по обеспечению судей и работников аппаратов судов соответствующим денежным содержанием; по обеспечению судов соответствующим финансированием текущего характера; по обеспечению судов соответствующим финансированием на капитальное строительство и т.п.; по обеспечению деятельности Судебного департамента и его управлений (отделов) в субъектах Российской Федерации;

- мероприятия материально-технического характера по обеспечению судов и Судебного департамента, его управлений (отделов) в субъектах Российской Федерации оргтехникой, расходными канцелярскими и иными материалами, а также теплом, светом, водой и т.п.;

- проведение иных мероприятий, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, по сути, является государственным органом с особым статусом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 433.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...