Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Судебная система Российской Федерации




Судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства - судам, входящим в судебную систему Российской Федерации. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.Она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (п. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации). В то же время ст. 127 Конституции выделяет еще и такой вид судопроизводства, как арбитражное. Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[221];

- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

- применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

- законодательного закрепления единства статуса судей;

- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В России, как и в большинстве государств мира, существует многозвенная судебная система, усложненная федеративным устройством государства, поскольку выделяются федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

- Конституционный Суд Российской Федерации[222];

- Верховный Суд Российской Федерации[223], верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов[224].

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Создание, реорганизация или упразднение высших судов может быть осуществлено путем внесения изменений в Конституцию Российской Федерации или конституцию (устав) субъекта Российской Федерации.

Создание, реорганизация или упразднение иных судов осуществляется путем принятия федерального закона. При этом, упразднение суда невозможно без предварительной передачи его полномочий другим органам. Это правило служит целям недопущения правового вакуума, когда права, подлежащие защите по закону, фактически не могут быть защищены в силу отсутствия уполномоченного на то органа. Кроме того, четкое определение компетенции судебных органов, в том числе и при упразднении каких-либо из них, позволит не допустить споры о подведомственности и подсудности дел тому или иному суду либо другому органу.

В осуществлении правосудия участвуют судьи, присяжные и арбитражные заседатели. Участие заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. За время участия в осуществлении правосудия им выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

Для участия в осуществлении правосудия могут быть привлечены эксперты, переводчики, психологи.

Судопроизводство и судебное делопроизводство ведутся на русском языке, а также на государственном языке республики, на территории которой расположен суд.

Главное лицо суда – судья. В силу ст. 119 Конституции Российской Федерации претендовать на судейскую должность имеет право гражданин Российской Федерации, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет (для некоторых судов установлены более высокие требования). Данные положения Конституции РФ находят свою конкретизацию в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации»[225].

Гражданин назначается на должность судьи после сдачи квалификационного экзамена и представления квалификационной коллегии. Кандидатура на должность федерального судьи рассматривается в Верховном Суде Российской Федерации, Комиссией при Президенте по предварительному рассмотрению кандидатур на должности федеральных судей и после этого представляется Президенту для последующего назначения.

Все судьи обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, судья несменяем, он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, если он не был назначен (избран) на определенный срок или до достижения определенного возраста (для федерального судьи – 70 лет).

Федеральный судья, за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Государство защищает личность, жилище, имущество судьи[226], судья не может привлекаться к административной ответственности. Дисциплинарные взыскания в отношении судей рассматриваются Дисциплинарной коллегией Верховного Суда России (до 2015 г. – Дисциплинарным судебным присутствием – специализированным судебным органом). Уголовное дело против него может возбудить только Генеральный прокурор с согласия квалификационной коллегии судей.

Судьи всех видов и уровней судов образуют судейское сообщество. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации[227]и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации. Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества установлены федеральным законом от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»[228]. Также в соответствии с данным законом образуются конференции судей субъектов Российской Федерации, советы судей субъектов Российской Федерации, общие собрания судей судов, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, Высшая экзаменационная комиссия и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Основными задачами органов судейского сообщества являются:

- содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

- защита прав и законных интересов судей;

- участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

- утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства с судебную деятельность.

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Стремление к формированию органов государственного конституционного контроля возникло в СССР в 1989 г., когда был создан Комитет конституционного надзора[229]. Будучи предшественником Конституционного Суда, Комитет не обладал достаточными полномочиями, что не позволило увидеть каких-либо значительных результатов его деятельности в тот период.

Учреждение Конституционного Суда в России связано с закреплением указанного правового института в Конституции РСФСР[230]и принятием закона РСФСР от 6 мая 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР». В 1991-1993 годах Конституционный Суд принимал активное участие в урегулировании конституционного кризиса, в том числе признал действия Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина по роспуску Верховного Совета Российской Федерации неконституционными, после чего деятельность Конституционного Суда была приостановлена.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. институт конституционного суда был сохранен, однако его полномочия по самостоятельному возбуждению производства дел были ликвидированы.

Порядок организации и деятельности Конституционного Суда РФ более подробно урегулированы в специальном законе - Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»[231].

Конституционный суд Российской Федерации:

- по запросам Президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ;

- разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;

- по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле;

- по запросу Президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ;

- по запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.

Также Конституционный Суд осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией (например, может выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения) и федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ или Верховного суда проверяет конституционность референдума РФ[232]).

Президент Российской Федерации имеет полномочного представителя в Конституционном Суде, который обеспечивает деятельность Президента как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина и представление интересов Президента РФ в Конституционном Суде.

Конституционный Суд рассматривает дело и принимает решение коллегиально с участием тех судей, которые присутствовали при процессе, открытым голосованием (до 2010 г. в составе Конституционного Суда существовали две палаты). Судья обязан голосовать, он не может воздерживаться, уклоняться от голосования. Решение Конституционного Суда окончательно и не может быть обжаловано никаким другим государственным органом, никем не может быть отменено. Только в одном случае решение Конституционного Суда может быть неокончательным: если гражданин обратился в межгосударственный суд по защите прав и свобод человека, исчерпав все средства защиты в Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации не вмешивается в политику. Он автономен, независим в финансовом отношении: средства выделяются из федерального бюджета, распоряжение ими осуществляет сам Конституционный Суд.

Конституционный суд не рассматривает уголовные и гражданские дела, трудовые споры, не подменяет ни суды общей юрисдикции, ни арбитражные суды, ему не поднадзорны действия государственных органов и должностных лиц, он не вправе отменять нормативные акты. Конституционный суд оценивает нормы закона или иного нормативного акта с точки зрения соответствия Конституции Российской Федерации. Законы и нормативные акты, договоры, признанные им неконституционными, не должны применяться. Акты Конституционного Суда Российской Федерации, по сути, имеют прецедентное значение, развивают законодательство.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации может высказать особое мнение, которое выражает отношение судьи к общему решению Конституционного Суда. Особое мнение публикуется в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации» и является одним из признаков независимости и ответственности судьи внутри Конституционного Суда, способствует более четкому пониманию общественных отношений и логики их правовой регламентации, а также развитию правовой науки, формированию профессионального мировоззрения юриста.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как и судей Конституционного Суда, не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда – 70 лет.

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права (из 19 судей – все являются заслуженными юристами России, 14 – доктора юридических наук, 3 – кандидаты юридических наук).

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.

Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации и иных подразделений.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации, проводит прием посетителей; рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда Российской Федерации в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда Российской Федерации; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации. Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации.

Местом постоянного пребыванияКонституционного Суда Российской Федерации, в котором проводятся заседания Суда, с 2007 года является г. Санкт-Петербург. Конституционный Суд Российской Федерации может провести заседание в другом месте, когда он сочтет это необходимым. В г. Москве создано представительство (присутствие) Конституционного Суда.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом Российской Федерации (с 2014 г.). Правовой статус Верховного Суда Российской Федерации, существовавший с момента принятия Конституции РФ от 12 декабря 1993 года, когда Суд был высшей инстанцией в системе федеральных судов общей юрисдикции, был изменен законом о поправках к Конституции[233]. Согласно этому закону произошло объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ в новый орган, являющийся их правопреемником - Верховный Суд Российской Федерации, который с момента начала своей работы не будет принадлежать к системе федеральных судов общей юрисдикции. Согласно статье 22 федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»[234] местом постоянного пребывания Верховного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург, однако специального решения о переносе Верховного Суда пока не принято, он функционирует в городе Москва.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционнымзаконом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральнымизаконами.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с федеральным конституционнымзаконом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Общим собранием всех судей Верховного Суда России является Пленум. Общий состав Верховного Суда – 170 человек. Пленум Верховного Суда правомочен при наличии не менее двух третей его состава. Основные полномочия Пленума Верховного Суда России:

- рассмотрение материалов анализа и обобщения судебной практики и дача судам разъяснений по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации;

- реализация права законодательной инициативы по вопросам своего ведения;

- обращение с запросами в Конституционный Суд;

- избрание, назначение должностных лиц суда, утверждение составов судебных коллегий Верховного Суда, составов президиумов верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам, состава Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации;

- заслушивание сообщений о работе Президиума Верховного Суда России, отчетов председателей коллегий Верховного Суда;

- утверждение Регламента Верховного Суда России;

- иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Рабочим органом Верховного Суда является его Президиум в составе председателя, заместителей председателя и судей Верховного Суда. Заседания Президиума Верховного Суда организуются не реже одного раза в месяц.

В Верховном Суде России образованы Апелляционная коллегия, судебные коллегии, Дисциплинарная коллегия.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет.

В целях организационного, информационного, документационного, финансового и материально-технического обеспечения деятельности Верховного Суда России образован аппарат.

Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики при Верховном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет, в состав которого входят как судьи Верховного Суда, так и представители научной общественности – доктора и кандидаты юридических наук. Образованы секции Научно-консультативного совета: административно-правовая, гражданско-правовая, уголовно-правовая, экономико-правовая.

Большая часть судов в судебной системе России относится к судам общей юрисдикции[235].

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды общей юрисдикции рассматривают:

1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;

2) все уголовные дела;

3) иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Порядок разрешения споров в системе судов общей юрисдикции подчинен инстанционному принципу. Дела, подведомственные судам общей юрисдикции, могут быть разрешены тремя инстанциями: первой, второй (апелляция или кассация), третьей (надзор). Причем для оценки законности принятого в суде первой инстанции судебного акта в порядке надзора необязательно прохождение второй судебной инстанции.

Рассмотрение спора в суде первой инстанции предусматривает разрешение дела по существу. Несогласие участника дела с решением (приговором) суда первой инстанции является основанием для оспаривания не вступившего в законную силу судебного акта в апелляционном либо кассационном порядке в зависимости от уровня суда первой инстанции.

Очень важно подчеркнуть, что судебное дело не может быть пересмотрено и судом апелляционной, и судом кассационной инстанций. Всегда необходимо определять тот судебный орган, который полномочен заслушать дело либо в порядке апелляционного, либо в порядке кассационного производства.

Сравнивая полномочия судов апелляционной и кассационной инстанций, отметим сходства и различия.

Сходства обнаруживаются в следующем:

а) обе инстанции оценивают судебный акт, не вступивший в законную силу;

б) по гражданским, административным делам предметом разрешения обеих судебных инстанций является вопрос о законности и обоснованности судебного акта. Для обеих инстанций установлены идентичные основания отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции.

В уголовном процессе обе инстанции оценивают как законность и обоснованность, так и справедливость вынесенного приговора;

в) при рассмотрении гражданских, административных, уголовных дел апелляционная и кассационная инстанции применяют одни и те же основания для отмены либо изменения судебного акта.

Различия заключаются в том, что, во-первых, по гражданским, административным делам суд апелляционной инстанции вправе устанавливать новые факты и без ограничения собирать и исследовать новые доказательства. В свою очередь, суд кассационной инстанции вправе устанавливать новые обстоятельства в случае приобщения к делу в суде кассационной инстанции новых доказательств. Такие доказательства могут быть приобщены к материалам дела, если суд признает невозможность их представления стороной в суд первой инстанции.

По уголовным делам суд вправе устанавливать новые обстоятельства в обеих инстанциях: апелляционной и кассационной.

Во-вторых, если суд апелляционной инстанции проверяет судебный акт суда первой инстанции в полном объеме, то суд кассационной инстанции, по общему правилу, ограничен теми доводами, которые приводятся в кассационной жалобе, представлении и отзыве на них. Руководствуясь мотивами соблюдения законности, суд кассационной инстанции вправе оценить законность и обоснованность решения вне зависимости от доводов участников процесса.

В-третьих, по гражданским, административным, уголовным делам суд апелляционной инстанции, заново рассматривая дело, не полномочен направлять его на новое рассмотрение. Напротив, таким правом обладает суд кассационной инстанции. По гражданским и административным делам суд кассационной инстанции направляет дело на новое рассмотрение в случае, если нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции. Такая ситуация обычно возникает, когда при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции обнаруживаются факты, имеющие значение для дела, но по разным причинам не подлежавшие изучению в судебном заседании суда первой инстанции. По уголовным делам суд кассационной инстанции направляет дело на новое судебное разбирательство в суд первой или апелляционной инстанции со стадии предварительного слушания, или судебного разбирательства, или действий суда после вынесения вердикта присяжных заседателей.

Исключительной стадией слушания дела является надзорное производство. Надзорные инстанции суда общей юрисдикции по гражданским, административным делам устанавливают наличие либо отсутствие существенных нарушений материального и процессуального права.

Базовой инстанцией судов общей юрисдикции, осуществляющей гражданское, уголовное, административное судопроизводство в качестве суда первой инстанции, является районный суд, который образуется как в пределах одной административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации (района, города), так и в пределах нескольких районов (и городов). Районный суд также рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В отдаленных местностях могут быть образованы постоянные судебные присутствия – обособленные подразделения районного суда. В течение последних 5 лет число судебных присутствий растет в связи с реорганизацией (укрупнением) районных судов.

Председатель районного суда организует работу суда, распределяют обязанности между своими заместителями и судьями, осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда.

Гражданское судопроизводство в районном суде осуществляется судьей единолично, либо коллегиально в составе трех профессиональных судей, уголовное (в зависимости от состава преступления и заявленных ходатайств обвиняемого) – единолично, либо в составе судьи и коллегии из 12 присяжных заседателей, либо в составе трех профессиональных судей.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Данные суды в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа действуют в составе:

1) президиума суда;

2) судебной коллегии по гражданским делам;

3) судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум сударассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебные коллегии рассматривают:

- в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

- в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

- в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

- дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

Требования к кандидату на должность судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа существенно строже – возраст от 30 лет, стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет.

В систему судов общей юрисдикции традиционно входят военные суды. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам[236].

Структура военных судов в рамках системы судов общей юрисдикции включает в себя следующие элементы:

- гарнизонные суды - образуются и действуют на территории, на которой дислоцируется один или несколько военных гарнизонов;

- суды военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения. Их деятельность связана напрямую с военно-административным делением Российской Федерации. К их подсудности отнесены дела о преступлениях той же категории, что рассматривают верховные суды республик, окружные, областные и им равные суды. Окружные (флотские) военные суды действуют так же, как суды второй и надзорной инстанций. В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения гарнизонных военных судов;

- Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации - вышестоящая судебная инстанция по отношению к окружным (флотским) военным судам. В большинстве случаев коллегия выступает в качестве надзорной инстанции, однако в ряде случаев коллегия выступает в качестве суда первой инстанции.

Единственной значимой в настоящее время особенностью статуса военных судей является двойственность их правового положения: с одной стороны, они выступают носителями судебной власти, с другой - военнослужащими. Причем законодательство не запрещает судьям сохранять одновременно оба указанных статуса, что порождает предоставление таким субъектам дополнительных прав, гарантий, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Арбитражные суды, действующие в Российской Федерации в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и другие органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств и иных объединениях. В соответствие с законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации»[237], арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

Арбитражным судам подведомственны:

- дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;

- дела по спорам, вытекающим из административных и иных публичных отношений: об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральный закон устанавливает возможность рассмотрения таких дел арбитражным судом;об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, которыми затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономический деятельности;о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций;

- иные дела: установление фактов, имеющих юридическое значение;о несостоятельности (банкротстве);по спорам создания, реорганизации и ликвидации юридического лица;по спорам об отказе в государственной регистрации;о спорах в акционерных обществах;о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды субъектов федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся: рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов; пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов; изучение и обобщение судебной практики; анализ судебной статистики. В настоящий момент функционирует 84 арбитражных суда субъектов федерации.

В Российской Федерации образовано 10 федеральных арбитражных судебных округов, территориально не совпадающих с федеральными административными округами.В пределах территории федерального арбитражного судебного округа действуют арбитражные суды округов (кассационные инстанции) и арбитражные апелляционные суды (таблица 19).

Таблица 19. Арбитражные суды округов и арбитражные апелляционные суды

№ п/п Арбитражный округ Арбитражные апелляционные суды (субъекты РФ)

1

Волго-Вятский (Нижний Новгород)

Первый (Владимир) – Владимирская область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Нижегородская область, Чувашская республика - Чувашия
Второй (Киров) – Ивановская область, Кировская область, Республика Коми, Костромская область, Ярославская область

2

Восточно-Сибирский (Иркутск)

Третий (Красноярск) – Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия
Четвертый (Чита) – Республика Бурятия, Иркутская область, Республика Саха (Якутия), Забайкальский край

3

Дальневосточный (Хабаровск)

Пятый (Владивосток) – Камчатский край, Приморский край, Сахалинская область
Шестой (Хабаровск) – Амурская область, Еврейская автономная область, Магаданская область, Хабаровский край, Чукотский автономный округ

4

Западно-Сибирский (Тюмень)

Седьмой (Томск) – Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская область, Новосибирская область, Томская область
Восьмой (Омск) – Омская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ

5

Московский (Москва)

Девятый (Москва) – город Москва
Десятый (Москва) – Московская область

6

Поволжский (Казань)

Одиннадцатый (Самара) – Пензенская область, Самарская область, Республика Татарстан, Ульяновская область
Двенадцатый (Самара) – Астраханская область, Волгоградская область, Саратовская область

7

Северо-Западный (Санкт-Петербург)

Тринадцатый (Санкт-Петербург) – Калининградская область, Республика Карелия, Мурманская область, город Санкт-Петербург и Ленинградская область
Четырнадцатый (Вологда) – Архангельская область, Вологодская область, Новгородская область, Псковская область, Тверская область

8

Северо-Кавказский (Краснодар)

Пятнадцатый (Ростов-на-Дону) - Республика Адыгея, Краснодарский край, Ростовская область
Шестнадцатый (Ессентуки) – Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская республика, Республика Северная Осетия – Алания, Ставропольский край, Чеченская республика

9

Уральский (Екатеринбург)

Семнадцатый (Пермь) – Пермский край, Свердловская область, Республика Удмуртия
Восемнадцатый (Челябинск) – Республика Башкортостан, Курганская область, Оренбургская область, Челябинская область

10

Центральный (Калуга)

Девятнадцатый (Воронеж) – Белгородская область, Воронежская область, Курская область, Липецкая область, Орловская область, Тамбовская область
Двадцатый (Тула) – Брянская область, Калужская область, Рязанская область, Смоленская область, Тульская область
Двадцать первый (Севастополь) – Республика Крым, город Севастополь

 

Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума и судебных коллегий. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики.

К полномочиям федеральных арбитражных судов округа относится проверка в кассационном порядке законность судебных актов по делам, рассмотренными арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, а также подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов.

Судьей федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;

Специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав является Суд по интеллектуальным правам[238]. Этот суд создан в 2011 году. К его ведению отнесены:

- дела о существовании права, в частности, по оспариванию решений Роспатента, других федеральных органов исполнительной власти, которые суд по интеллектуальным правам будет рассматривать в коллегиальном составе. К этой группе отнесены любые споры об установлении законного правообладателя объекта интеллектуальной собственности, не связанные с защитой нарушенного права. По этой категории споров специальный суд выступает в качестве суда первой инстанции;

- дела о нарушении права, в частности, споры о торговых знаках, коммерческих обозначениях и фирменных наименованиях, иных объектах интеллектуальной собственности.

Информационное обеспечение судебной системы обеспечивается государственной автоматизированной системой «Правосудие»[239].










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 348.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...