Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Форма государственного (государственно-территориального) устройства
Второй традиционный элемент формы государства – форма государственного (государственно-территориального) устройства.
Формагосударственногоустройствапоказывает: -изкакихчастейсостоитвнутренняяструктурагосударства; -какоеправовоеположениеэтихчастейикакововзаимоотношениеихорганов; - какстроятсяотношениямеждуцентральнымииместнымигосударственнымиорганами; - вкакойгосударственнойформевыражаютсяинтересыкаждойнации, проживающейнатерриторииданногогосударства. Традиционно выделяют унитарные и федеративные государства.
-унитарноегосударствопредполагаетединые, общиедлявсейстранывысшиепредставительные, исполнительныеисудебныеорганы, которыеосуществляютверховноеруководствосоответствующимиместнымиорганами; -натерриторииунитарногогосударствадействуетоднаконституция, единаясистемазаконодательства, одногражданство.Внемфункционируетединаяденежнаясистема, проводитсяобязательнаядлявсехадминистративно-территориальныхединицобщаяналоговаяикредитнаяполитика; -составныечастиунитарногогосударства (области, департамента, провинции) государственнымсуверенитетомнеобладают.Составныечастиунитарногогосударстванеимеютсвоихзаконодательныхорганов, самостоятельныхвоинскихформированийидругихатрибутовгосударственности. Втожевремяместныеорганывунитарномгосударствеобладаютизвестной, аиногдаизначительнойнезависимостью; -вунитарномгосударствевсевнешниемежгосударственныесношенияосуществляютгосударственныеорганы, которыеофициальнопредставляютстранунамеждународнойарене; -унитарноегосударствоимеетединыевооруженныесилы, руководствокоторымиосуществляетсяцентральнымиорганамигосударственнойвласти. Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованное унитарное государство предполагает контроль со стороны центральной власти всех уровней управления, включая местное самоуправление. Высокая степень централизации наблюдается в Алжире, Мальте, Монголии, Польши, Сингапуре, Таиланде, Туркменистане. Ярким примером относительно децентрализованного государства являются государства с автономиями, при этом автономии могут иметь номинальный (формальный), политический и фактический характер: - номинальная (формальная) автономия характерна для Грузии (Абхазия и Аджария), Узбекистана (Каракалпакия), Молдавия (Гагаузия), Сан-Томе и Принсипи, Украина (до 2014 года – Автономная республика Крым); - политическая автономия реализована в Азербайджане (Нахичевань), Великобритании (Гернси, Джерси, Мэн), Греции (Афон), Дания (Фарерские острова и Гренландия), Италия (Валле-д’Аоста, Сардиния, Сицилия, Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия), КНР, Панаме, Филиппинах (автономный регион Минданао); - фактическая автономия представлена в Индонезии (Ачех, Папуа, Джокьякарта), Канаде (кри, Нунавут, Нунавик), Финляндия. Для КНР, Финляндии характерны разноуровневые автономии, для ряда государств формирование автономий связано с компактным проживанием на территории автономии отдельных народностей (саамы в Саамском регионе Финляндии, казахи в Или-Казахском автономном округе КНР). Современным унитарным государствам также характерна широкая децентрализация: - в Великобритании в отношении отдельных исторических частей (кроме Англии): наиболее широкие полномочия предоставлены Шотландии (парламент которой был восстановлен в 1999 году), Северной Ирландии (Национальная ассамблея сформирована впервые в 1998 году), частично – Уэльсу (Национальная ассамблея сформирована в 1998 году); - во Франции в отношении 27 регионов (областей), 101 департамента; - в Италии в отношении 15 и 5 (упомянутых выше как автономии) областей и 110 провинций; - в Испании (самая высокая степень децентрализации унитарного государства) – в отношении 17 автономных областей и 2 автономных городов. Сильно децентрализованные унитарные государства – Испания, Италия, Шри-Ланка и ЮАР – также называют регионалистскими государствами, они имеют тенденцию к дальнейшей федерализации.
Поскольку каждая из федераций имеет существенные отличия от других, выделим общие для них черты: - наличие двух систем государственной власти, которые взаимосвязаны друг с другом, их полномочия разграничены в основном законе; - относительная независимость формирования государственных органов каждой из систем государственной власти; - как правило, наличие двухпалатного парламента, одна из палат которого создана для представления интересов субъектов федерации, либо специального органа (органов), представляющего интересы субъектов федерации; - как правило, существует двойное гражданство - федерации и субъекта федерации. По особенностям правового статуса субъектов федерации можно выделить симметричные (США, Эфиопия) и ассиметричные федерации (Индия, Федеративная республика Бразилия). По способу формирования выделяются конституционные и договорные федерации. По особенностям формирования федерации бывают: - территориальными (большинство); - национально-территориальными (Россия); - лингвистическими, основанными на языковом признаке (Бельгия, Индия). Федеративные государства имеют сложную структуру, помимо субъектов федерации они могут иметь в своем составе федеральные столичные округа (Канберра в Австралии, Бразилиа в Бразилии, Каракас в Венесуэле, Мехико в Мексике, Колумбия в США).
Таблица 5. Федерации мира
В 1999 году в Канаде был образован Форум федераций[151], к которому, помимо Канады, присоединились Австралия, Бразилия, Эфиопия, Германия, Индия, Мексика, Нигерия, Пакистан, Швейцария. Программы Форума также ориентированы на Аргентину, Австрию, Бельгию, Мьянму, Италию, Кению, Ливию, Малайзию, Непал, Филиппины, Россию, Испанию, ЮАР, Шри-Ланку, Судан, Южный Судан, Тунис и Йемен. В качестве самостоятельной формы государственного устройства можно рассматривать империю.
Империи могут быть: - теллурократическими, связанными с освоением материковых пространств, стремлением к присоединению сопредельных государств, колонизацией обширных сухопутных регионов, последовательным проникновением вглубь материкового пространства (Китайская, Российская империи); - талласократическими, формирование которых происходит в связи с расположением у открытых водных пространств (морей, океанов), освоением этих пространств (Британская, Испанская, Португальская колониальные империи). В настоящее время можно говорить о перерождении традиционных империй и сохранении их могущества (колониальные империи США и Великобритании[152]). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 381. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |