Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование ассортимента товаров и управление им.




Подформированием ассортимента понимают деятельность по подбору групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения, в целях более полного его удовлетворения.

Основные направления в области формирования ассортимента:

Сокращение ассортимента - это количественное и качественное изменение набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты;

Расширение ассортимента - это количественное или качественное изменение набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны;

Стабилизация ассортимента - это состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары (в большей степени характерно для продовольственных товаров повседневного спроса);

Обновление ассортимента - это качественные и количественные изменения набора товаров, который способен удовлетворить изменившиеся потребности за счет новых товаров. Основными причинами обновления являются:

§ появление новых потребностей;

§ замена морально устаревших товаров;

§ необходимость повышения качества и конкурентоспособности;

§ стимулирование спроса.

Совершенствование ассортимента — это количественные и качественные изменения набора товаров для повышения его рациональности;

Гармонизация ассортимента - это количественные и качественные изменения набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному при реализации и использовании.

 

Общими факторами, влияющими на формирование ассортимента, являются спрос и рентабельность.

К специфическим факторам относятся:сырьевая база, материально-техническая база, достижение научно-технического прогресса, специализация торгового предприятия, каналы распределения товаров, методы стимулирования сбыта и формирования спроса.

Формирование ассортимента и управление им

Система формирования ассортимента включает следующие основные элементы: 1. Определение текущих и перспективных потребностей покупателей. 2. Оценка существующих аналогов товаров. 3. Критическая оценка выпускаемых предприятием товаров с позиций покупателя. 4. Решение вопросов: какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности. 5. Рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствование существующих, а также о новых способах и областях применения товаров. 6. Разработка спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей. 7. Изучение возможностей производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности. 8. Проведение испытаний (тестирование) продуктов с учетом потенциальных потребителей в целях выяснения их приемлемости по основным показателям. 9. Разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса и т.д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия или предопределивших необходимость их изменения. 10. Оценка и пересмотр всего ассортимента. Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности — научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса.

Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности -- научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели -- оптимизации ассортимента с учетом поставленных предприятием стратегических рыночных целей.

 

.

Структура ассортимента. Ассортиментная политика предприятия.

Структура ассортимента — это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству.

Показатели структуры ассортимента чаще выражают в процентах. Например, процентное соотношение сорочек, костюмов и других изделий определяет видовую структуру ассортимента в магазине "Мужская одежда".

По широте ассортимента делится на:

ассортимент широкий (1-100 тыс. наименований);

ассортимент ограниченный (< 1000 наименований);

ассортимент узкий (< 200 наименований);

ассортимент специализированный.

Ассортиментная политика.

Ассортиментная политика наиболее важный из всех инструментов, с помощью

которого предприятие работает на рынке. Задача ассортиментной политики - чтобы в

каждый данный момент набор товаров, выпускаемых предприятием, оптимально

соответствовал нуждам потребителей по качественным характеристикам и

количественным объемам. Формируя и реализуя на рынке ассортиментную политику,

маркетинг выполняет свою основную функцию - приведение в соответствие спроса и

предложения. Любое предприятие должно рационально формировать определенный

ассортимент товаров.

Определим систему формирования ассортимента:

1. Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ

способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на

соответствующих рынках.

2. Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям.

3. Критическая оценка выпускаемых предприятием изделий с позиции покупателя.

4.Какие товары следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за

изменений в уровне конкурентоспособности, следует ли диверсифицировать

(диверсификация-увеличение численного состава набора позволяющее более полно

удовлетворить потребности людей) товар за счет других направлений производства

предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля.

5. Рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствование

существующих, а также о новых способах и областях применения товаров.

6. Разработка новых или улучшенных товаров в соответствии с требованиями

покупателей.

7. Изучение возможностей производства новых или усовершенствования товаров,

включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности.

8. Проведение испытаний (тестирование) товара с учетом потенциальных

потребителей для определения приемлемости товара по основным показателям.

9. Разработка рекомендаций для производственных подразделений по вопросам

качества, цены, наименования, упаковки, сервиса в соответствии с результатами

проведенных испытаний.

10. Оценка и пересмотр всего ассортимента, планирование и управление

ассортиментом - неотъемлемая часть маркетинга.

Существует еще один важный элемент ассортимента и в целом товарной политики -

это изъятие из программы неэффективных товаров. Принятию решения об изъятии или

оставлении товара в программе предприятия существует оценка качества показателей

каждого товара на рынке, для этого необходимо использовать информацию со всех

рынков, где они реализуются с целью установления реального объема продаж и уровня

рентабельности (прибыльности).

Главная задача изготовителя товара связана с организацией систематического

контроля за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом.

Исчерпавший свои рыночные возможности товар, вовремя не изъятый из

производственной программы, приносит большие убытки, требует затраты средств, усилий

и времени, если производитель не будет производить анализ выпускаемых и реализуемых

товаров, то ассортимент может оказаться "перегруженным" неэффективными товарами со

всеми вытекающими отрицательными последствиями для производителя.

Формирование ассортимента - проблема конкретных товаров, их отдельных видов,

определения соотношения между "старыми" и "новыми" товарами, товарами единичного и

серийного производства, "наукоемкими" и "обычными" товарами, овеществленными

товарами или лицензиями и "ноу - хау".

При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий,

сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально

новых товаров или вынужден следовать за другими изготовителями. Формированию

ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Цель

ассортиментной концепции - сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее

соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.

Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих

возможности оптимального развития производственного ассортимента данного вида

товара. Определим его основные показатели:

- разнообразие видов и разновидностей товаров;

- уровень и частота обновления ассортимента;

- уровень и соотношение цен на товары данного вида.

Проблема формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех

видов деятельности, направленных на отбор товаров для будущего производства и

реализации на рынке и на приведение характеристик этих товаров в соответствие с

требованиями потребителей. Формирование ассортимента на основе планирования

непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла товара,

начиная с момента замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы

предприятия.

Ассортиментная политика определяет оптимальное соотношение набора изделий. Не

существует единых рекомендаций, какое количество продукции и ее модификаций должно

одновременно производиться и продаваться на рынке, также не существует единых

наборов одновременно обращаемых на рынке товаров в зависимости от жизненного цикла.

Одновременно на рынок рекомендуется выпускать следующие товарные группы:

- основную - товары, приносящие основные прибыли предприятию и находящиеся в

стадии роста (А);

- поддерживающую - товары, стабилизирующие выручку от продаж, товары,

находящиеся в стадии зрелости (Б);

- стратегическую - товары, призванные обеспечивать будущие прибыли предприятия (В);

- тактическую - товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и

находящиеся в стадии роста и зрелости (Г).

Необходимо учитывать в ассортиментной политике группу разрабатываемых товаров (Д).

Данные товары находятся в стадии выхода на рынок. На рынке также будут

присутствовать товары, уходящие с рынка. Очень важно соотношение указанных групп

товаров и их доля на рынке, 73-85 %всех обращающихся на рынке товаров - это основная

группа товаров










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 406.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...