Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенностиподготовкиипроведенияэкскурсийдляшкольников.
Школьныеэкскурсииимеютдвавида: -урочные-проводимыевучебноевремя.Урочныеэкскурсиивходятвсистемууроковпотемамучебныхпредметов,поэтомуучительзаранеепланируетпроведениеэкскурсиивсвоемплане.Всвязисэтим,педагогможетсамостоятельносоздаватьспециальныеусловия,длярешениякоторыхнеобходимаэкскурсиявшкольноймузейилизаегопределы.Такжеэкскурсиюможновключитьивпоследующиеуроки,соблюдаятематическуюлинию. Тематикойурочныхэкскурсиймогутбыть:патриотическоевоспитаниеобучающихся,знакомствоскультуройиприродойродногокрая,литературноеиисторическоепрошлоенаселенногопункта,знаменитыеземляки,географическиеибиологическиеособенностиместности,производствоит.д. -внеурочные-факультативные-проводимыедоилипослезанятийвклассе.Материал,рассматриваемыйнавнеурочныхэкскурсиях,можетвыступатьдополнениемкшкольномукурсу,аможетинестивсебеотвлеченную,развивающуюинформацию. Внеурочныеэкскурсиимогутбытьорганизованыпотемамкраеведческогопоиска,изучениябыта,особенностямпраздничныхприготовлений,обрядовит.д. Внешкольныеэкскурсиинаправленынарасширениекультурногокругозорадетей,воспитаниеихвдухепатриотизма,любвииуважениюктруду,даютвсестороннеегармоничноевоспитание. Объектамивнешкольныхэкскурсийчащевсегостановятсяпроизводственныеипромышленныепредприятия,чтопрофессиональноориентируетобучающихся;выходынаоткрытуюместностьдлязнакомствасприродойкреке,водоканалу,роще;посещениеисторическихмест,архитектурныхансамблей;историческизнаменитыхзданийит.д. Особенностьювнешкольнойэкскурсииможносчитатьто,чтодлядетейпредусматриваютсявыходыдлянаблюдениякаждогоизобъектов,рассказвтакихэкскурсияхболеекраток. Ненужнозабывать,чтовсеэкскурсиипроводимыедляобучающихсядолжнысодержатьвсебеэлементразрядки-игры,вопрос-ответит.д. Отличительнойособенностьюэкскурсиидлядетейвсравнениисэкскурсиейдлявзрослыхявляетсято,чтовнихзначительноеместозанимаютобщеобразовательныеэлементы,адляэкскурсийорганизованныхдлядетейбольшедолжнобытьпознавательныхивоспитательныхмоментов. Экскурсоводдолжендатьобзорнуюинформацию,использоватьприэтомвыдержкиизпроизведенийхудожественнойлитературы,сравнений,стихов,интересныхфактов. Показвэкскурсиидолженпреобладатьнадрассказом.Такимобразом,показэкскурсионныхобъектовнеявляетсяпростойдемонстрацией,этомаксимальнонаглядныйанализзрительнойинформации,получаемыйэкскурсантами.Особенностьюпоказаявляетсявозможностьобнаружитьтекачестваобъекта,которыенезаметныприпервомвзгляденапредмет.Желательноначинатьописаниеобъектасвнешнихособенностей,азатемпостепеннопереходитьканализуеговнутреннегосодержания. Особенностипроведенияэкскурсийдлямладшегошкольноговозраста Младшийшкольныйвозрастявляетсясензитивнымпериодомдляприобщениядетейкмирумузеев.Напервыйвзглядможетпоказаться,чтопровестиэкскурсиюсданнойвозрастнойгруппойпросто.Насамомделеприработесучащимисяначальнойшколыважнопомнитьоспецифическихвозрастныхособенностях. Мирэмоцийпревалирует,поэтомунестоитдаватьимконкретныедаты,лучшеформироватьчувствоистории,делаяакцентнаэмоциональныепереживанияичувства.Походуэкскурсиижелательносоздаватьситуации,способствующиеличностнымпереживаниям.Большимивозможностямивэтомпланеобладаютхудожественныемузеи.Вчастности,экспозиции,гдепредставленыизделиядекоративно-прикладногоискусства. Однойизвозрастныхособенностейдети6-7летявляетсято,чтоимприсущаслабостьпроизвольноговнимания,егосравнительнонебольшаяустойчивость.Поэтомуприразработкеэкскурсиизрительныйряджелательномаксимальноразнообразить.Выборэкспонатовпопринципуконтрастапозволитподдерживатьэмоциональнуюреакцию,будетспособствоватьпробуждениюнеожиданныхассоциаций.Контрастможетбытьвыраженчерезразмерыэкспонатов. Особенностьюзрительногорядавэкскурсиидлямладшихшкольниковдажепостроенногонаосновечередованияразнообразного,контрастногоматериалаявляетсяналичиенеболее6-7произведений.Послетогокакэкспонатыдляэкскурсииподобраны,разрабатываятекстважнопомнить,чтомладшиешкольникиэффективноусваиваютинформациювпервые15-25минут.Поэтомуеслиученикампредлагаетсяновыйсложныйматериалегожелательноизлагатьвсамомначале,тогдакаквтораячастьэкскурсииможетбытьболееоблегченнойиориентировананазакреплениепройденного.Таккаквэкскурсииведущимявляетсяпринципнаглядности,токаждоеновоепонятие,положениенеобходимоподтверждатьзрительнонаконкретныхпримерах. Работаянадсоставлениемтекстаэкскурсиидлямладшихшкольниковможновоспользоватьсяразнообразнымиприемамипоказаирассказа,чтосделаетэкскурсиюинтереснойизапоминающейся. Ещеоднимприемом,которыйможновключатьвэкскурсиюявляетсяприемзрительногосравнения.Восновеприемасопоставлениеразличныхпредметовиличастейодногообъектасдругим,находящимсяпередглазамиэкскурсантов.Б.Е.Емельяновотмечает:"Можносравниватькаксхожие,такиразличныепосвоемуобликуэкспонаты.Однаиззадачданногоприема-выявитьхарактерныечерты,особенностиобъекта,показатьегооригинальность,неповторимость.Послечегоможноназватьсходныеэлементыдвухэкспонатовилиихотличиядруготдруга".Этотприемособенноуместноиспользоватьвработесдетьми,таккаконразвиваетпамять,внимание. Однимизинтересныхприемов,направленныхнаактивизациювниманияявляетсяприемвопросов-ответов.Данныйприемпозволяетактивизироватьзрительноевниманиеучеников,воспитываетспособностьксамостоятельнойоценкеувиденного,стимулируетсовершенствованиенавыкасамостоятельногознакомствасобъектомбезпомощиучителя,экскурсовода.Прииспользованиивопросо-ответногоприемажелательноставитьчеткие,понятныедетямвопросы. Впалитреметодическихприемоврассказаважноеместозанимаетприемзаданий,которыемогутвыдаватьсянаразныхэтапахпроведенияэкскурсии:вначале,середине,конце.Задачаприема-заинтересоватьэкскурсантов,активизироватьихмыслительнуюдеятельность,память,восприятие,воображение.Такимобразом,учетспецифическихособенностейорганизацииипроведенияэкскурсийсмладшимишкольникамипозволитсделатьданнуюработуинтереснойипродуктивнойкакдляэкскурсантов,такидляэкскурсоводов.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 337. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |