Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенностиподготовкиипроведенияэкскурсийдляшкольников.




Школьныеэкскурсииимеютдвавида:

-урочные-проводимыевучебноевремя.Урочныеэкскурсиивходятвсистемууроковпотемамучебныхпредметов,поэтомуучительзаранеепланируетпроведениеэкскурсиивсвоемплане.Всвязисэтим,педагогможетсамостоятельносоздаватьспециальныеусловия,длярешениякоторыхнеобходимаэкскурсиявшкольноймузейилизаегопределы.Такжеэкскурсиюможновключитьивпоследующиеуроки,соблюдаятематическуюлинию.

Тематикойурочныхэкскурсиймогутбыть:патриотическоевоспитаниеобучающихся,знакомствоскультуройиприродойродногокрая,литературноеиисторическоепрошлоенаселенногопункта,знаменитыеземляки,географическиеибиологическиеособенностиместности,производствоит.д.

-внеурочные-факультативные-проводимыедоилипослезанятийвклассе.Материал,рассматриваемыйнавнеурочныхэкскурсиях,можетвыступатьдополнениемкшкольномукурсу,аможетинестивсебеотвлеченную,развивающуюинформацию.

Внеурочныеэкскурсиимогутбытьорганизованыпотемамкраеведческогопоиска,изучениябыта,особенностямпраздничныхприготовлений,обрядовит.д.

Внешкольныеэкскурсиинаправленынарасширениекультурногокругозорадетей,воспитаниеихвдухепатриотизма,любвииуважениюктруду,даютвсестороннеегармоничноевоспитание.

Объектамивнешкольныхэкскурсийчащевсегостановятсяпроизводственныеипромышленныепредприятия,чтопрофессиональноориентируетобучающихся;выходынаоткрытуюместностьдлязнакомствасприродойкреке,водоканалу,роще;посещениеисторическихмест,архитектурныхансамблей;историческизнаменитыхзданийит.д.

Особенностьювнешкольнойэкскурсииможносчитатьто,чтодлядетейпредусматриваютсявыходыдлянаблюдениякаждогоизобъектов,рассказвтакихэкскурсияхболеекраток.

Ненужнозабывать,чтовсеэкскурсиипроводимыедляобучающихсядолжнысодержатьвсебеэлементразрядки-игры,вопрос-ответит.д.

Отличительнойособенностьюэкскурсиидлядетейвсравнениисэкскурсиейдлявзрослыхявляетсято,чтовнихзначительноеместозанимаютобщеобразовательныеэлементы,адляэкскурсийорганизованныхдлядетейбольшедолжнобытьпознавательныхивоспитательныхмоментов.

Экскурсоводдолжендатьобзорнуюинформацию,использоватьприэтомвыдержкиизпроизведенийхудожественнойлитературы,сравнений,стихов,интересныхфактов.

Показвэкскурсиидолженпреобладатьнадрассказом.Такимобразом,показэкскурсионныхобъектовнеявляетсяпростойдемонстрацией,этомаксимальнонаглядныйанализзрительнойинформации,получаемыйэкскурсантами.Особенностьюпоказаявляетсявозможностьобнаружитьтекачестваобъекта,которыенезаметныприпервомвзгляденапредмет.Желательноначинатьописаниеобъектасвнешнихособенностей,азатемпостепеннопереходитьканализуеговнутреннегосодержания.

Особенностипроведенияэкскурсийдлямладшегошкольноговозраста

Младшийшкольныйвозрастявляетсясензитивнымпериодомдляприобщениядетейкмирумузеев.Напервыйвзглядможетпоказаться,чтопровестиэкскурсиюсданнойвозрастнойгруппойпросто.Насамомделеприработесучащимисяначальнойшколыважнопомнитьоспецифическихвозрастныхособенностях.

Мирэмоцийпревалирует,поэтомунестоитдаватьимконкретныедаты,лучшеформироватьчувствоистории,делаяакцентнаэмоциональныепереживанияичувства.Походуэкскурсиижелательносоздаватьситуации,способствующиеличностнымпереживаниям.Большимивозможностямивэтомпланеобладаютхудожественныемузеи.Вчастности,экспозиции,гдепредставленыизделиядекоративно-прикладногоискусства.

Однойизвозрастныхособенностейдети6-7летявляетсято,чтоимприсущаслабостьпроизвольноговнимания,егосравнительнонебольшаяустойчивость.Поэтомуприразработкеэкскурсиизрительныйряджелательномаксимальноразнообразить.Выборэкспонатовпопринципуконтрастапозволитподдерживатьэмоциональнуюреакцию,будетспособствоватьпробуждениюнеожиданныхассоциаций.Контрастможетбытьвыраженчерезразмерыэкспонатов.

Особенностьюзрительногорядавэкскурсиидлямладшихшкольниковдажепостроенногонаосновечередованияразнообразного,контрастногоматериалаявляетсяналичиенеболее6-7произведений.Послетогокакэкспонатыдляэкскурсииподобраны,разрабатываятекстважнопомнить,чтомладшиешкольникиэффективноусваиваютинформациювпервые15-25минут.Поэтомуеслиученикампредлагаетсяновыйсложныйматериалегожелательноизлагатьвсамомначале,тогдакаквтораячастьэкскурсииможетбытьболееоблегченнойиориентировананазакреплениепройденного.Таккаквэкскурсииведущимявляетсяпринципнаглядности,токаждоеновоепонятие,положениенеобходимоподтверждатьзрительнонаконкретныхпримерах.

Работаянадсоставлениемтекстаэкскурсиидлямладшихшкольниковможновоспользоватьсяразнообразнымиприемамипоказаирассказа,чтосделаетэкскурсиюинтереснойизапоминающейся.

Ещеоднимприемом,которыйможновключатьвэкскурсиюявляетсяприемзрительногосравнения.Восновеприемасопоставлениеразличныхпредметовиличастейодногообъектасдругим,находящимсяпередглазамиэкскурсантов.Б.Е.Емельяновотмечает:"Можносравниватькаксхожие,такиразличныепосвоемуобликуэкспонаты.Однаиззадачданногоприема-выявитьхарактерныечерты,особенностиобъекта,показатьегооригинальность,неповторимость.Послечегоможноназватьсходныеэлементыдвухэкспонатовилиихотличиядруготдруга".Этотприемособенноуместноиспользоватьвработесдетьми,таккаконразвиваетпамять,внимание.

Однимизинтересныхприемов,направленныхнаактивизациювниманияявляетсяприемвопросов-ответов.Данныйприемпозволяетактивизироватьзрительноевниманиеучеников,воспитываетспособностьксамостоятельнойоценкеувиденного,стимулируетсовершенствованиенавыкасамостоятельногознакомствасобъектомбезпомощиучителя,экскурсовода.Прииспользованиивопросо-ответногоприемажелательноставитьчеткие,понятныедетямвопросы.

Впалитреметодическихприемоврассказаважноеместозанимаетприемзаданий,которыемогутвыдаватьсянаразныхэтапахпроведенияэкскурсии:вначале,середине,конце.Задачаприема-заинтересоватьэкскурсантов,активизироватьихмыслительнуюдеятельность,память,восприятие,воображение.Такимобразом,учетспецифическихособенностейорганизацииипроведенияэкскурсийсмладшимишкольникамипозволитсделатьданнуюработуинтереснойипродуктивнойкакдляэкскурсантов,такидляэкскурсоводов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 337.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...