Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Техникапроведенияэкскурсииитребованиякней.




Эффективностьлюбойэкскурсииопределяетсянетольковыборомобъектовпоказа,разработкоймаршрута,знаниямиэкскурсовода,ноихорошимвладениемимтехникойведенияэкскурсии.Отэтогозависитобеспечениечеткогопорядкананей,созданиеусловийдлявосприятияматериалаэкскурсии.Техникаведенияэкскурсииявляетсясоставнойчастьюпрофессиональногомастерстваэкскурсовода,практическимпроявлениемегокачествкакруководителяэкскурсионнойгруппы.

Ктехникеведенияэкскурсиипричисляютследующее:знакомствоэкскурсоводасгруппой,выходэкскурсантовизавтобуса,движениеотавтобусакобъекту,расстановкагруппыуобъекта,возвращениевавтобус,соблюдениепланаэкскурсиивсоответствиистехнологическойсхемой,ответынавопросыэкскурсантов,использованиеиндивидуальноготекставходеэкскурсии,экспонатовиз«портфеляэкскурсовода»извукозаписей,работасмикрофоном.

Знакомствоэкскурсоводасгруппой.Экскурсовод,подойдякгруппеиливойдявавтобус,долженпреждевсегопознакомитьсясгруппой.Сэтойцельюонприветствуетприсутствующих,представляетсягруппе,называясвоюфамилию,имя,отчество,туристскуюфирму,котораяорганизуетэкскурсию,знакомитэкскурсантовсводителемавтобуса.

Затемонназываеттемуэкскурсии,перечисляетнескольконаиболеевыдающихсяпамятниковизнаменательныхмест,чтобызаинтересоватьмаршрутомэкскурсантов,краткохарактеризуетмаршрут,егопродолжительность,местоивремяначалаиокончаниямаршрута.

Завершаявступление,экскурсоводизлагаетправилаповеденияучастниковэкскурсии:невставатьинеходитьпоавтобусувовремядвижения,неотлучатьсянаостановках,непредупредивэкскурсовода,припосадкезаниматьтолькосвоеместо,некуритьвавтобусе,неотвлекатьводителявовремяегоработывопросами.Важно,чтобыссамогоначалаэкскурсоводподчинилсвоидействияустановившимсявэкскурсионнойпрактикеправиламобщениясгруппой.

Местоэкскурсоводававтобусе.Вступлениеэкскурсоводпроизносит,стоявпереднейчастисалоналицомкэкскурсантамдоначаладвиженияавтобуса.Затемонзанимаетсвоерабочееместовпервомрядусправапоходуирассказывает,чтовидятэкскурсантывправыеилевыеокна.Существующимиправиламинепредусмотрено,чтобыэкскурсоводвелсвойрассказобязательнолицомкэкскурсантам.

Выходизавтобусаипередвижениеэкскурсантов.Наостановках,гдепредусмотренвыходгруппыдлянаблюденияобъекта,экскурсоводдолженвыйтипервыми,отойдянанекотороерасстояниеотавтобуса,ожидатьвсюгруппу.Передвижениеэкскурсантовотавтобусакобъекту,атакжемеждуобъектамииотобъектакавтобусуосуществляетсякомпактно.Местоэкскурсоводавоглавегруппы.Экскурсоводдолженвнимательноследитьзадвижениеминедопускать,чтобыгруппарастягивалась.Расстояниемеждуголовнойчастьюгруппыитеми,ктоидетпоследними,недолжнопревышатьвосьми-десятиметров.Экскурсоводуследуетдобиватьсятого,чтобытемппередвижениягруппыненарушалцелостностиэкскурсии.

Темпдвижениягруппызависитотеесостава(дети,молодежь,среднийвозраст,пожилыелюди),отрельефаместности(например,подъемвгору),неблагоустроенностидороги,отналичияканавирвовнамаршрутахприродоведческихэкскурсий,опасныхзонвработающихцехахидр.Впешеходнойэкскурсиииливпешеходнойчастиавтобуснойэкскурсиитемпдвижениядолженбытьспокойным,неторопливым.

Вовремядвижениянельзяпродолжатьрассказ,таккакегосмогутуслышатьтольконаходящиесярядомсэкскурсоводомчленыгруппы.Целесообразнововремяпередвиженияотвечатьнавопросыотдельныхэкскурсантов,простовестинепринужденнуюбеседу.Хорошо,еслиеетемабудетсовпастьссодержаниемэкскурсии.

Подойдякэкскурсионномуобъекту,преждечемначатьсвоюречь,экскурсоводдолженубедиться,чтовсягруппасобраласьиждетпродолженияэкскурсии.Нопредварительнонужноправильнорасположитьгруппууобъекта.

Втехслучаях,когдавдлительныхгородскихилизагородныхэкскурсияхустраиваетсясанитарнаяостановкаилиостановкадляприобретениясувениров,экскурсоводдолженпредварительносообщитьточноевремяпродолженияэкскурсии-часиминутыотправкиавтобуса.

Расположениегруппыуобъекта.Расположениегруппыуобъектовпоказапреждевсегодолжнообеспечиватьбезопасностьэкскурсантов.Особенноэтокасаетсятехмест,гдерядомведутсястроительныеработы,происходитинтенсивноедвижениетранспорта,атакжевработающихцехахнапроизводственныхэкскурсиях.

Дляосмотраодногообъектатворческойгруппой,создававшейэкскурсию,могутбытьопределеныодна,двеидажеболееточек.Всезависитотсодержанияэкскурсии.Например,дальняяточкавыбираетсятогда,когдаобъектпоказываетсявместесокружающейсредой.Ближняя-еслианализируютсяотдельныедетализдания,сооружения,объектовприроды.Втехнологическойкартеэкскурсиивсеточкирасположениягруппыдолжныбытьуказаны.

Привыбореточкинеобходимоучитыватьвремясуток,сезоныгода.Так,вжаркуюлетнююпоруэкскурсантовследуетрасполагатьвтени,солнценедолжносветитьимвглаза.Наслучайдождяцелесообразнопредусмотретьвариантразмещениягруппыподнавесом,подкронамидеревьев.

Наиболееудобноерасположениегруппыуобъекта-полукольцом.Экскурсоводстановитсяуодногоизкраевполу-'кольцавполоборотакэкскурсантам.Чтобыэкскурсантырасположилисьподобнымобразом,экскурсоводделикатнорекомендуетимэтосделать,показываяжестом,гдеикакстать.Впрактикепроведенияэкскурсийэкскурсоводнередкостановитсявцентреполукруга.Вэтомслучаеегорассказлучшеслышенвсемэкскурсантам,нетребуетсясильнонапрягатьголос,ноприподобнойрасстановкеэкскурсоводстоитспинойкобъекту,чтозатрудняетпоказ,иуказывающиежестыэкскурсоводаневсегдамогутбытьцеленаправленныиточны.

Еслиуодногообъектаодновременнорасполагаетсянесколькогрупп,следуетсохранитьтакоерасстояниемеждуними,чтобыэкскурсоводысвоимирассказаминемешалидругдругу,агруппынемешалинаблюдениюобъекта.

Возвращениеэкскурсантоввавтобус.Припосадкегруппывавтобусэкскурсоводвходитвнегопоследним,интересуется,вселизанялисвоиместа,уселисьлисоседи.Следуетизбегатьпересчитыванияэкскурсантов.Убедившисьвтом,

чтовсеучастникимероприятиянаходятсявавтобусе,ондаетзнакводителюоначаледвиженияипродолжаетэкскурсию.

Соблюдениевременипроведенияэкскурсиипредставляетсобойусловие,котороебеспрекословнодолжновыполнятьсяэкскурсоводом.Онобязанточноследоватьтребованиямтехнологическойкартыэкскурсии,гдедляраскрытиякаждойподтемыуказаноточноевремявминутах.Соблюдениеукапанноговременисвязаносуровнемпрофессиональногомастерстваэкскурсовода,требуетотнегобольшойпрактикииуменияпроведенияэкскурсии.Нонередкоэкскурсияпопричинам,независящимотэкскурсовода,значительносокращаетсяповремени(сопозданиемподанныйавтобус,невовремясобравшаясягруппаипр.).Тогдаэкскурсоводдолженсократитьвремя,отводимоедляраскрытиятехилииныхподтем.Делатьэтоследуетсбольшойосторожностьюиумением,сохраняявсеглавноевсодержанииэкскурсиииубираявторостепенноевпоказеирассказе.Таккакпроведениеэкскурсиизависитотмногихвнешнихфакторов,экскурсоводдолженбытьзаранееготовымквозможномусокращениюфактическогоматериала,чтобынаэкскурсииэтаработаневыгляделасумбурнойинебылаочевиднойдлягруппы.

Паузывэкскурсиях.Паузывэкскурсииявляютсяеесоставнойчастьюидолжнызаранеепланироваться.Оницелесообразнывтехчастяхэкскурсии,гдепомаршрутуотсутствуютобъектыпоказа,связанныестемойэкскурсии.Цельэтихпауз-предоставитьэкскурсантамнекоторыйотдыхотрассказа,датьрасслабиться,обсудитьссоседомзаинтересовавшийегофакт.

Носуществуютидругогородапаузы,когдаэкскурсантамдаетсявремядлясамостоятельногодополнительногоосмотраобъекта,чтоспособствуетболееглубокомупониманиюивосприятиютемы.Экскурсоводвэтомслучаедолженделикатнонаправитьдействияэкскурсантоввовремяпаузы,скорректироватьихпознавательнуюдеятельность.

Реакциянанепредвиденныепроисшествия.Непредвиденныепроисшествиявовремяпроведенияэкскурсиибываютразными.Этоишумныйсвадебныйкортеж,которыйобязательнонавремяотвлечетвниманиеэкскурсантов,инесущаясямимопожарнаямашинасзавывающейсиреной,инеожиданнооткуда-топоявившаясястайкасобак.Каквестисебявэтомслучае?Преждевсегонеследуетделатьвид,чтовыэтогонезамечаете.Лучшевсегопрерватьэкскурсиюиподождать,покапостороннийраздражительнеисчезнетилионбольшенебудетинтересоватьучастниковгруппы,азатемпродолжитьэкскурсию.Неплохо,еслиэкскурсоводдасткраткуюхарактеристикупроизошедшего.Например,расскажеточислесвадеб,сыгранныхвгородевпрошедшемгоду,онаиболеенашумевшейсвадьбеиличто-либоиное.Кнепредвиденномупроисшествиюнужноотноситьсябезраздражения,каккнеожиданнопоявившемусядополнительномуэкскурсионномуобъекту,которыйнепомогаетвраскрытиитемыэкскурсии,нонакоторыйнельзянеобратитьвниманияинесказатьонемнесколькослов.

Ответынавопросыэкскурсантов.Входепроведенияэкскурсииуееучастниковмогутвозникатьвопросы.Еслинанихнемедленнодаватьответы,тоэтобудетотвлекатьаудиториюотвосприятияосновногосодержанияэкскурсии,нарушаяеестройность.Экскурсоводуцелесообразнововступительномсловепредупредитьэкскурсантов,чтонавсевозникшиевопросыонответитвконцеэкскурсии,иследоватьэтойпозиции.Воизбежаниезначительногоколичествавопросовондолженпомнить,чтоэкскурсияобязанаотличатьсяхорошимадреснымпоказом,глубинойизложенияматериала,четкостьюформулировок,достоверностьюфактов,логичностьювыводовпоподтемам,отсутствиемнеясностей.

Использованиеиндивидуальноготекставходеэкскурсии.ПоповодуиспользованияиндивидуальноготекстаприведурекомендацииБ.В.Емельянова(1986):«Экскурсовод,такжекаклектор,можетвовремяэкскурсиипользоватьсясвоиминдивидуальнымтекстом.Поэтомурекомендуетсяперенестиосновноесодержаниерассказанаспециальныекарточки.Карточкаможетсодержатькраткиеданныеобобъекте,основныемыслирассказа,схемуанализапамятника,отдельныецитаты,историческиедаты,цифровойматериал.

Использованиекарточекимеетоднуособенность-экскурсоводнечитаетвовремяпроведенияэкскурсиивесьтекст,нанесенныйнаних,алишьвзглянувнакарточку,уточняетсодержаниерассказа.Вгородскойиособеннозагороднойэкскурсиивовремяпаузэкскурсоводможетещеразпросмотретькарточки,освеживвпамятиматериалдлядальнейшегорассказа.

Карточкидолжныбытьудобнымидляпользованиявходеэкскурсии.Рекомендуетсянебольшойихразмер(Карточкиследуетпронумероватьсучетомраскрываемыхподтем.

Использованиекарточекнаэкскурсии,накоторыхзаписаныосновныеположенияиндивидуальноготекста,являетсяправомкаждогоэкскурсоводанезависимоотегоопыта,знанийиуровняподготовки».

Показэкспонатовиз«портфеляэкскурсовода»происходиттогда,когдатоготребуетизлагаемыйматериал.Этоможетбытькаквовремярассказаобобъектевкачестведополнительногоиллюстративногоматериала(портретавторапамятника,фотографияпервоначальноговидаздания,взначительнойстепениизмененногопозднейшимиреставрационнымиработами,идр.),такинаучасткемаршрута,лишенномобъектовпоказапотемеэкскурсии.

Экспонатыдемонстрируютсянауровнеголовы,чтобыонихорошобыливиднывсемэкскурсантам.Неследуетпоследемонстрациипередаватьэкспонатыэкскурсантамдляболеедетальногоознакомлениясними,таккакэтобудетотвлекатьихотпродолжающегосярассказа.Лишьвовремяпаузыиэкскурсииможнопредоставитьвозможностьееучастникам«•знакомитьсясужепродемонстрированныминагляднымипособиями.Однаконеследуетэтимувлекаться,превращаявсеэкспонаты«портфеляэкскурсовода»внекийраздаточныйматериал.Какправило,вкачествераздаточногоматериалаиспользуютсялишьотдельныеэкспонаты.

Пользованиемикрофоном.Успехэкскурсиинередкозависитотмикрофона.Неумениепользоватьсяконкретнымтипоммикрофона,оказавшимсявавтобусе,неисправныймикрофонвполнемогутсвестинанетвсеусилияэкскурсовода.Нужнопомнить,чтозвук,переданныйусилительнойустановкой,нередкоменееразборчив,тембрголосачастоискажается.Поройвозникаютдополнительнаязвонкость,некоторыесогласныеутрируются,особенно«т»,«п»,«с»,«ш»,«ч»,иногдазвук«плавает».

Недостатки,возникающиеприиспользованиимикрофона,частичноможнонейтрализоватьспомощью:а)особенночеткойартикуляции;б)некоторогоснижениятемпаречи;в)сохраненияравномерногодавленияголосовойвоздушнойструинамикрофон;г)достижениявыразительностизасчет,измененияокраскизвука,анеувеличениясилыголоса.

Вавтобусахустановленыразныетипымикрофонов,поэтомуэкскурсоводунеобходимоещедоначалаэкскурсии(доприходаэкскурсантов)спомощьюводителяпроверитькачествоработымикрофонаиособенностипользованияим,проговоривнесколькофразвнегоиопределивоптимальноерасстояниеотртадомикрофона.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 449.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...