Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методическиеприемыэкскурсионногопоказа.
Наиболеемногочисленнуюгруппусоставляютприемыпоказа,которыепозволяютупроститьнаблюдениеобъекта,выделяютегоособенности,которыенезаметныприобычномосмотре,даютвозможностьэкскурсантаммысленнорасчленитьпамятникнасоставныечасти,домыслитьутраченныедетали,"видеть"несуществующийвнастоящеевремяобъектвегопервоначальномвиде,историческиесобытия,которыепроисходилимноголетназад. Приемпредварительногоосмотра.Этотприемиспользуетсявтотмомент,когдаэкскурсантынаходятсянаместерасположенияпамятника.Онпредставляетсобойпервуюступеньнаблюденияобъекта.Существуютдвавариантаиспользованияприема.Первыйначинаетсясословэкскурсовода:"Аэтотакой-топамятник,ознакомьтесьсним".Темсамымонприглашаетэкскурсантовсамимпровестипервоначальноенаблюдениеобъекта,познакомитьсясеговнешнимвидом,увидетькакие-тодетали.Послеэтогоэкскурсоводнаправляетвниманиегруппынаопределениесущностиобъекта,чтодаетэкскурсантамвозможность: а)составитьпредставлениеобисторическойместности,гдепроисходилирассматриваемыесобытия; б)представитьданныйобъектвестественнойобстановке; в)датьопределеннуюоценкуобъекту; г)получитьпредставлениеоегоприродномокружении. Второйвариантиспользованияприемапредварительногоосмотрасостоитвтом,чтоначаломслужиткраткоевступительноесловоэкскурсовода,вкоторомонориентируетгруппунато,чтоименноследуетувидетьвходенаблюденияобъекта,какиеегокачестваиконкретныеособенностирекомендуетсявыявитьвходенаблюдения. Приемпанорамногопоказадаетвозможностьэкскурсантамнаблюдать(например,спанорамнойплощадкиВоробьевыхгорвМоскве)видместности.Дляпанорамногопоказамогутбытьиспользованыбашни,колокольни,крепостныестены,мостыидругиевысокиеточки,откудаоткрываетсяпанорамагорода,полясражения,долины,реки.Дляактивизациивосприятияэкскурсантамиширокойкартины,открывающейсяпередними,необходимовнаблюдаемойпанорамевыявитькомпозиционныйцентриобратитьнанеговниманиегруппы.Другаяособенностьпанорамногопоказасостоитвтом,чтовполезренияэкскурсантовпопадаетмногообъектов.Экскурсоводдолженпоказатьтеобъекты,которыераскрываюттему,перейдяотобщегопоказапанорамыкчастному. Приемзрительнойреконструкции(воссоздания).Какужеговорилосьранее,термин"реконструкция"означаетвосстановлениепервоначальноговида(облика)чего-либопоостаткамилиписьменнымисточникам.Сущностьэтогоприемазаключается втом,чтословеснымпутемвосстанавливаетсяпервоначальныйобликисторическогоздания.Делаетэтоэкскурсовод,опираясьназрительныевпечатленияэкскурсантов.Этотприемширокоиспользуютприпоказепамятныхмест,гдепроходиливоенныесражения,народныевосстания,забастовки,революционныемаевки,митингиидругиесобытия.Сюдажеотносятместа,связанныесжизньюидеятельностьюгосударственныхдеятелей,известныхписателей,ученых,композиторов,художников.Задачауказанногоприемадатьэкскурсантамвозможность"зрительно"восстановитьпамятноеместо,здание,сооружениевихпервоначальномвиде,историческоесобытие,котороепроизошлонаданномместе. Еслизданиепревратилосьвруины(следывойны,землетрясения,времени)произвестизрительнуюреконструкциюэкскурсоводупомогаютегоуцелевшиечастиидетали.Еслижепостройканесохранилась,напомощьприходятнаглядныепособия"портфеляэкскурсовода".Используютсяфотографииобъекта,рисунка,чертежи,схемы,изобразительныйматериал,характеризующийобстановку,вкоторойпроисходилисобытия. Успехиспользованияприемазрительнойреконструкциизависитотстепениподготовленностиэкскурсовода.Компетентностьегопозволяетнетолькоубедительнорассказатьэкскурсантамособытии,ноидатьзрительноепредставлениеонем. Приемзрительногомонтажаявляетсяоднимизвариантовметодическогоприемареконструкции.Экскурсовод,используяприемзрительногомонтажа,составляетнужныйобраз,суммируявнешнийобликнесколькихпамятников,атакжеихотдельныхчастей.Составныечастимогутбыть"заимствованы"изтехобъектов,которыевданныймоментслужатпредметомнаблюденияэкскурсантов.Взрительноммонтажемогутбытьиспользованыфотографии,чертежи,рисунки. Приемлокализациисобытий.Важнуюрольвконкретизациисобытийиграетметодическийприемлокализации,т.е.связьсобытийсконкретнымместом.Этотприемдаетвозможностьограничитьвниманиеучастниковэкскурсииизвестнымирамками,приковатьихвзглядывданнойконкретнойтерритории,именноктомуместу,гдепроизошлособытие. Приизложенииматериалаэтотприемпредусматриваетпереходотобщегокчастному.(Например,эффективноиспользованиеприемапривязкисобытийкопределенномуместувэкскурсияхнапроизводственныетемы:"Вэтомцехебылпостроенпервыйвстранетрактор".). Приемабстрагированияпредставляетсобоймысленныйпроцессвыделенияизцелогокаких-либочастейсцельюпоследующегоглубокогонаблюдения.Этотметодическийприемпозволяетэкскурсантамрассмотретьтепризнакипредмета(памятникаисторииикультуры,монументальнойскульптуры),которыеслужатосновойдляраскрытиятемы(подтемы).Приемабстрагированияпостроеннанаблюдении:а)одногоизобъектовспомощьюмысленногоотвлеченияотдругихобъектов,расположенныхрядом,натойжеплощадиилиулице;б)однойизчастейздания(этажа,балкона,крыльцаидр.)приотвлеченииотдругихегочастей,которыеменеесущественныилиненужныдлярассмотренияданнойтемы.Этотприемполучилсвоеназваниеоттермина"абстрагирование",означающегомысленноевыделение,вычленениеотдельныхпризнаков,свойств,связейиотношенийконкретногопредмета.Использованиюэтогоприемапредшествуетобъяснениеэкскурсовода,какиечастипредмета,зданияявятсяпредметомпоказа.Абстрагированиепозволяетэкскурсантам"невидеть"того,чтонеимеетотношениякданнойэкскурсии. Приемзрительногосравнения.Вэкскурсионнойметодикеиспользуютсяразличныевидысравнения:зрительное,словесное,сравнениезрительновоспринимаемогообъектасобъектоммысленнореконструируемымилипоказаннымэкскурсантамранее.Данныйприемпостроенназрительномсопоставленииразличныхпредметовиличастейодногообъектасдругим,находящимсяпередглазамиэкскурсантов.Приэтомсравниваютдругсдругомкаксхожие,такиразныепосвоемувнешнемуобликуобъекты. Использованиеприемазрительногосравнениядаетвозможностьэкскурсантампредставитьдействительнуювеличинуобъекта(например,высотупамятника,длинукрепостныхстен,ширинуулицы),позволяетсократитьколичествоцифрврассказе,числоиспользуемыхфактовипримеров,времязатрачиваемоенаобъяснение. Однаиззадачданногометодическогоприема-выявитьхарактерныечерты,особенностиобъекта,показатьегооригинальность,неповторимость.Подведяитоги"наблюдению"экскурсоводназываетсходныеэлементыдвухобъектовилиихотличиедруготдруга. Приеминтеграции(восстановление,восполнение)построеннаобъединенииотдельныхчастейнаблюдаемогообъектавединоецелое.Использованиеприемаинтеграцииневызываеттрудностей,ведьдлякаждогочеловекапознаниеокружающегомираначинаетсясизученияединичныхпредметовифактов.Показываяздание,сооружение,памятноеместо,экскурсоводидетпутеминтеграции,т.е.объединенияразличныхсторон,деталейсвойстввединоецелое. Действиеметодическогоприемаинтеграциивэкскурсиисвязаносметодомсинтеза-соединенияотдельныхчастей,деталей,обобщенияразорванныхфактоввединоецелое.Например,приеминтеграцииможетбытьиспользованприпоказеархитектурногоансамбля.Сначалапоказываетсякаждоезданиевотдельности,затемэкскурсоводобъединяет(интегрирует)зрительныевпечатления,полученныеэкскурсантамипринаблюденииотдельныхобъектов.Назаключительномэтапепоказагруппанаблюдаетансамблькакединствонесколькихзданий.Иэкскурсоводформулируетвыводы,характеризуяансамбльвцелом. Приемзрительнойаналогииоснованнадействииодногоизобщихметодовнаучногопознания-методааналогии.Приеманалогиипостроеннасравнении: а)данногообъектасфотографиейилирисункомдругогоаналогичногообъекта; б)наблюдаемогообъектастемиобъектами,которыеэкскурсантынаблюдалиранее. Механизмдействияэтогоприемасостоитвтом,чтоэкскурсовод"ставит"передэкскурсантамидваобъекта,причемтолькоодинизнихфизическинаходитсяпередихглазами.Например,вэкскурсии"АрхитектурныепамятникиВологды"онпредлагаетсравнитьнаходящуюсяпередэкскурсантамиколокольнюСофийскогособорасколокольнейИванаВеликоговМоскве;стеныКирилло-БелозерскогомонастырясостенамиМосковскогоКремля.ОнитолщестенМосковскогоКремляисозданысучетомдостиженийфортификационнойтехникисвоеговремени. Приемзрительнойаналогииболеесложен,чемприемзрительногосравнения.Призрительномсравнениисопоставляютсядвасхожихмеждусобойздания,сооружения,монумента,растения,памятныхместа,портрета,находящихсявданныймоментпередэкскурсантами.Задачаэкскурсовода,использующегоэтотприемприпоказеобъекта,-привлечьэкскурсантовкактивномупоискуаналогии,вызватьвпамятипредставлениеовнешнемвидеаналогичногообъекта,которыйонивиделинапрежнихэкскурсиях.Приэтомукаждогоэкскурсантаможетбытьсвояаналогия. Приемзрительнойаналогиииногданазываютприемомассоциации.Особенночастоэтотприемпоказастроитсянаассоциациипосходству.Режеиспользуютсяассоциациипопротивоположности(черное-белое,холод-тепло,свет-темнота),попорядкувремен,поединствуместарасположенияобъектовилидействий(историческихсобытий). Приемпереключениявнимания.Посленаблюденияобъектаэкскурсантыпопредложениюэкскурсоводапереносятсвойвзгляднадругойобъект(например,переносвзглядасдома,построенноговначалепрошлоговека,нанынешнеемногоэтажноеилипереходнаблюденияпанорамыгородакнаблюдениюобъектовприроды).Наличиеконтрастаобогащаетновымивпечатлениями.Сравнениеобъектовпозволяетлучшепонятьпервоначальнонаблюдаемыйобъект. Методическийприемдвижения.Следуетразличатьдвапонятия:"движение"какпризнакэкскурсиии"движение"какметодическийприем.Эторазныевещи. Движениевэкскурсиикакметодическийприемпредставляетсобойдвижениеэкскурсантоввблизиобъектасцельюлучшегоегонаблюдения(например,осмотркрепостныхстен,движениеэкскурсантоввдольконвейераназаводеидр.).Врядеслучаевдвижениегруппыиспользуетсядлятого,чтобыэкскурсантыполучилипредставлениеокрутизнесклонагоры,высотебашни(колокольни,минарета),глубинерва,расстоянииобъектаит.п.Кромеэтогодвижениевэкскурсияхиспользуетсякакметодическийприемпоказаэкскурсионныхобъектовотдельныхзданий,сооружений,улиц,архитектурныхансамблей,площадей.Врядеслучаевиспользуютзамедленноедвижениенаавтобусевокругкомплексаобъектов.Вовремятакогодвижениякомплекснаблюдаемыхобъектовнаглазахэкскурсантовкакбывращается,выявляявсеновыеобъекты. Иногдадвижениепешеходнойгруппыорганизуетсяприпанорамномпоказе,например,можноповестидвижениеэкскурсионнойгруппывдольсмотровойплощадкинаВоробьевыхгорах,напротиввысотногозданияМГУим.М.В.Ломоносоваидр.Этотметодическийприемдаетвозможностьвестимногоплановыйпоказпанорамы,позволяетвыявлятьповторяемостьдеталей,сходствообъектов,ихразличия,характерныеособенности. Другойвариантдвижениякакметодическогоприема-обходвокругздания,сооружения,памятника.Движениевокругжилогомикрорайонапомогаетвыявитьпреимуществоновойзастройкигорода,показатьрациональностьрасположениязданий-жилых,коммунально-бытовых,культурно-просветительныхидр.,выявитьихфункциональныеособенности.Третийвариант-движениекпамятнику.Методическионопостроенотакимобразом,чтовходепередвиженияавтобуснойилипешеходнойгруппыобъектначинаетпостепенновырисовываться,всеявственнейвозникаяиувеличиваясьвразмерахнаглазахэкскурсантов.Этопозволяетэкскурсоводувыявитьособенностиобъекта,обращаянанихвниманиегруппы,подвестиэкскурсантовкнеобходимымвыводам. Наибольшуюэффективностьдаетиспользованиеприемадвижениявтехслучаях,когдапозамыслуавторовэкскурсииееучастникидолжныощутитьдинамикуконкретногособытия.Экскурсоводвовремяпоказа(например,поля,гдепроходилосражение)предлагаетучастникамсамимпроделатьпуть,которымследовалигероисобытия.Сэтимприемом,вчастности,связанпоказБрестскойкрепостиилиМалаховакурганавВолгограде,памятныхмест,гдедействовалипартизанскиеотрядывБелоруссии.Такоепередвижение(обход)позволяетощутитьрасстояние,размерыдревнегогорода,ратногополя. Профессиональноподготовленныеэкскурсоводыумелоиспользуютформыивариантыдвижениявэкскурсии,добиваясьтемсамымболееэффективногоусвоениянаглядногоматериала. Показмемориальнойдоски.Приналичиинаэкскурсионномобъектемемориальнойдоскиэкскурсоводуследуетначинатьсанализаобъектаирассказаособытиях,снимсвязанных.Толькопослеэтоговниманиеэкскурсантовобращаетсянамемориальнуюдоску,котораянаданномобъектеустановлена.Еслимемориальнаядоскахорошовиднаэкскурсантамиониужепрочлинадписьнаней,экскурсоводунеследуетпрочитыватьеевслух. Освещениеподтемыможетбытьначатосмемориальнойдоскивтомслучае,еслионаустановленаназдании(сооружении,мемориале),воздвигнутомнаместе,гдепроизошлоисторическоесобытие,т.е.объект,окоторомидетречь,несохранился.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 357. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |