Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экскурсионныеобьекты,ихклассификация.
Экскурсионныйобъект–этопредметилиявление,несущиеинформативнуюфункцию.Объектвэкскурсии–этонетольковнешняясторона,ноиконкретноепомещение,гдепроисходиликонкретныесобытия,гдедействовалиживыеконкретныелица.Еслианализироватьобъектсостороныпознавательныхаспектов,томыдолжныпризнать,чтоэто,впервуюочередьзнак,символневербальнойкоммуникации,котораяпроходитмеждуразличнымикультурамиисоциальнымислоямиобщества. «Визуальнаякоммуникациянеобладает…наборомзаранееустановленныхединиц.Отсутствиеэлементарныхединицделаетболееуниверсальнымпроцессвосприятиявизуальнойкоммуникации,посколькунетребуетпредварительногознанияспискаединицдляпониманиясообщения».Поэтомунетединойклассификацииэкскурсионныхобъектов.Вданнойработеихпредставленонесколько,втомчислеинетрадиционныеклассификации. ТРАДИЦИОННЫЙПОДХОД Дляоценкиобъектов,которыевключаютсявэкскурсию,рекомендуетсяиспользоватьследующиепоказатели:познавательнуюценность,известность,необычностьилиэкзотичностьобъекта,выразительностьобъекта,сохранностьиместорасположениеобъекта,егофункциональноеикачественное(вкакомкачествепоказывается)значениевэкскурсиях. Классификацияпокачественномузначению: 1.памятныеместа,связанныесисторическимисобытиямивжизнинашегонарода,развитиемобществаигосударства; 2.зданияисооружения,мемориальныепамятники,связанныесжизньюидеятельностьювыдающихсяличностей,произведенияархитектурыиградостроительства,жилыеиобщественныездания,зданияпромышленныхпредприятий,инженерныесооружения(крепости,мосты,башни),мавзолеи,зданиякультурногоназначенияидругиепостройки; 3.природныеобъекты–леса,рощи,парки,реки,озера,пруды,заповедники,заказники,отдельныедеревья,реликтовыерастения; 4.экспозициигосударственныхинародныхмузеев,картинныхгалерей,постоянныхивременныхвыставок,например,выставкивбиблиотекеим.Белинского,передвижныевыставкимузеевдругихгородов; 5.памятникиархеологии–городища,древниестоянки,поселения,курганысзахоронениями,земляныевалы,дороги,горныевыработки,загоны,святилища,каналыидр.; 6.памятникиискусства–произведенияизобразительного,декоративно-прикладногоискусства,скульптура,садово-парковоеидр. Следующаяклассификацияобъектовданапосодержанию: 1.одноплановые–этопроизведенияживописи,река,растение,животное,дом; 2.многоплановые–этоархитектурныйансамбль,лес,улица,поле,площадьгорода. Предлагаетсяклассифицироватьобъектыпоихфункциональномуназначению: 1.основные–этиобъектыслужатосновойдляраскрытияподтем; 2.дополнительные–показываютсявовремяпереездов(переходов)междуосновнымиобъектамивходелогическихпереходовврассказе. Довольноважнаклассификацияпостепенисохранности: 1.полностьюсохранившиеся,например, 2.дошедшиедонашихднейсозначительнымиизменениями 3.частичносохранившиеся,утраченные. Иногдапредлагаетсяклассифицироватьобъектыпопознавательнойценностииповыразительности.Ноданнаяклассификация,скореевсегонесовсемоправдана,т.к.ипознавательнаяценность,ивыразительностьприпоказеобъектазависятотквалификацииэкскурсовода. Правильныйотборобъектовобеспечиваетзрительнуюосновувосприятияэкскурсионногоматериалаиглубокоераскрытиетемы.Желательно,чтобыодниитежеобъектынекочевалиизэкскурсиивэкскурсию.Повозможностиукаждойэкскурсионнойтемыдолжныбытьсвоиобъекты.Разнообразиеобъектовдаетвозможностьобеспечитьправильноечередованиевпечатленийуэкскурсантов,позволяетсохранитьэлементновизныприизученииразличныхтем. Еслиневозможноисключитьтотилиинойобъектизэкскурсиипредполагаемогомаршрутаввидуего,которыепоказываютсяврядеэкскурсий(обзорной,исторической,искусствоведческойит.д.),тотакойобъектдолженбытьраскрытособо.Приегопоказедолжныбытьвыявленытехарактерныечерты,которыененашлиотражениявэкскурсияхнадругуютематику.Припоказетакихобъектовврассказедолженбытьиспользованинойматериал.Поэтомуинтересэкскурсантовприихповторномосмотре,какправило,неснижается. Впрактикеподготовкиэкскурсийвыработанаопределеннаяметодикаоценкиэкскурсионныхобъектов.Применениеэтойметодикиособенноважновтехслучаях,когдасоздателиновойэкскурсии,встречаясьнамаршрутеснесколькимиобъектами,сходнымипосодержанию,могутвыбратьтеизних,которыенаиболееинтересныдляданнойтемы.Дляоценкиобъектов,которыевключаютсявэкскурсию,рекомендуетсяиспользоватьследующиекритерии: 1.связьобъектасконкретнымисторическимсобытием,сопределеннойэпохой,жизньюитворчествомопределенногодеятелянаукиикультуры,художественныедостоинствапамятника,возможностьихиспользованиясцельюэстетическогопоказа; 2.известностьобъекта,егопопулярностьсрединаселения; 3.необычность,экзотичностьобъекта,егоособенность,неповторимостьпамятникаисторииикультуры,здания,сооружения.ЭкзотичностьможетбытьприродногоНеобычностьобъектаможетбытьсвязанаскаким-тоисторическимсобытием,котороепроизошловданномздании,наместеустановленияданногопамятника,легендойилиисторическимсобытием(сооружениеплотиныдляжелезоделательногозавода). Важнооценитьвыразительностьобъекта,еговзаимодействиесфоном,окружающейсредой–зданиями,сооружениями,природой.Здесьважнодляосмотраподобратьправильноерасположениегруппы,нужноевремясуток,учестьвлияниеприродныхусловийивременгода.Благодаряотсутствиюзаранеезаданнойопределенностиединицвизуальноесообщениенесетбольшеечислоинформационныхпрочтений.Известно,чтонавизуальномуровнесуществуютпредварительныенормы,определяющиеформунеобходимогосообщения.ИзучивпримерыА.Маслоу,можнотожесамоесделатьивэкскурсионномпроцессе.А.Маслоусмотритнапроблемуещешире,когдаговорит,чтонехваткакрасотыможетбытьпатогеннымфактором."Чтобыдоказатьэтоположение,япредпринялрядэкспериментов,связанныхскрасивымиуродливым.Так,например,япредъявлялиспытуемымфотографииобычныхлюдей,снятыхвнепригляднойобстановке,ииспытуемыесклонныбылиописыватьэтихлюдейкакпсихотиков,параноиковилипреступников.Этоговоритзато,чтовуродливомокружениилицалюдейи,вероятно,самилюдибудутказатьсянамплохими,уродливыми,неприглядными. Местонахождениеобъектаиграетважнуюрольвпроцессеотбораегодляпоказа.Приотбореобъектовдолжныучитыватьсярасстоянияотпамятникадопамятника,удобствоподъездакобъекту,пригодностьдорогидляавтотранспорта,возможностьподвозакобъектуэкскурсантов,природнаяобстановка,окружающаяданныйобъект,наличиеместа,пригодногодлярасположениягруппысцельюнаблюдения. Временноеограничениепоказаобъектаможетпроисходитьтогда,когдапосещениеиосмотробъектаневозможныиз-заплохойвидимостиилисезонности. Экскурсиянедолжнабытьперегруженабольшимколичествомпосещаемыхобъектов,таккакэтоувеличиваетеедлительностьивызываетутомляемостьэкскурсантов,авниманиеиинтересприэтомослабевают.Оптимальнаяпродолжительностьгородскойэкскурсиисоставляет2–4часа,приэтомэкскурсантывоспринимаютнеболее15–20экскурсионныхобъектов. Вэкскурсиюмогутвходитьобъектыкакоднойгруппы,такинесколькихгрупп(памятныеместа,историческиепамятники,жилыездания,природныеобъекты).Наборобъектовзависитоттемыэкскурсии,еесодержания,составаэкскурсионнойгруппы.Неправильно,когдавсяобзорнаяэкскурсияпостроенанапоказепамятниковскульптурыимонументов.Следуетизбегатьпостроенияоднообразиязрительногоряда.Зрительныевпечатленияэкскурсантовбудутнеполными,есливмаршрутнарядуспамятникамиимонументаминебудетвведенпоказотдельныхзданийиулиц,объектовприроды. Входеподготовкиэкскурсииследуетвниманиеизучатьпоказуобъектовнаместе,вихестественнойобстановке.Необходимыеисходныеданныедаетизучениеобъектовпоисточникам–книгам,альбомам,фотографиям.Встречасэкскурсионнымобъектомнепосредственнонаместеегорасположения,изучениеразличныхегосторонпозволяютэкскурсоводувбудущем,приегоработесгруппой,свободноориентироватьсяупамятника,квалифицированновестиегопоказ. Отборобъектовзаканчиваетсясоставлениемкарточки(паспортаобъекта)накаждыйизних.Данныекарточки(паспорта)используютсякакдляконкретноразрабатываемойтемы,такидлябудущихэкскурсий. Впаспортобъектоввносятследующиеданные: 1.наименованиеобъекта(первоначальноеисовременное),атакженазвание,подкоторымобъектизвестенунаселения. 2.историческоесобытиескоторымсвязанобъект,датасобытия; 3.местонахождениеобъекта,егопочтовыйадрес,начьейтерриторииобъектрасположен(город,поселок,промышленноепредприятие,музей); 4.описаниеобъекта(подъездкнему,егоавтор,датасооружения,изкакихматериаловизготовлен,текстмемориальнойнадписи); 5.источникисведенийопамятнике(литература,архивныеданные,устныепредания); 6.сохранностьпамятника; 7.накоговозложенаохранаобъекта; 8.вкакихэкскурсияхобъектиспользуется; 9.датасоставлениякарточкииличныеданныееесоставителя. Вкарточкинаархитектурные,природные,археологическиеобъектымогутбытьвключеныдругиесведения.Например,вкарточкунапамятникархитектуры(здание)включаютсясведенияоналичиискульптуры,изразцов,стенописи,вдекоративномубранствепамятника(снаружи,внутри),угеологическихпамятниковследуетотметитьэпоху,вкоторуюформировалсяданныйобъект,уобъектовживотногоирастительногопроисхождения–класс,вид,экологическоевзаимодействие. Наличиепаспортовобъектоввэкскурсионномбюроускоряетподготовкуновыхэкскурсионныхтем. НЕТРАДИЦИОННЫЙПОДХОДКПРОБЛЕМЕ Следующаяклассификацияэкскурсионныхобъектовнетрадиционна,нонеменеесущественна.Онаосновываетсявпервуюочередьнаданныхсоциологииикоммуникавистики.«…Продвижениеквещаместьобстоятельнаяработа,преждевсегопризваннаяустранитьпредрассудки,закрывающаяотвзглядавещи».ПроанализировавсказанноеМ.Хайдеггером,приходимквыводу,чтолюбоговиденияобъектовнеможетбытьистинносамостоятельным.Мыникогданевидим,таккаконоесть.Мывидимзрением,сформированнымсоответствующейкультуройинашимиповседневнымипотребностями. Удавшаясяэкскурсиявсегдатрансцендентна.Онадаетвыходзапределыналичного,индивидуальногобытиясубъекта. Художественноепроизведение,аэкскурсия–этосвоегородахудожественноепроизведение,характеризуетпроцессотстранения,созданияновоговзглядадаженастарыйиизвестныйобъект. Гармонияицелостностьвнешнегомиранесутьпорожденияоргановчувств.Кчувствамприсоединяетсямозг,накопленныйвмозгепрошлыйопыт,ум,способныйизвлекатьинварианты,синтезироватьфрагментычувственныхвпечатлений.Мывидимнетолькото,чтонанасдействует,ноито,очеммыдумаем.«Мировоззрение,тоестьтеоретическийвзгляднамир,неотделимоотмировосприятиякакформывидениямира.Взглядылюдей,принявшиеформумировоззрения,переживаютсяносителямиэтихвзглядовнекакатрибутывнутреннейреальностимышления,акакмир,существующийвнеинезависимоотсознания,как"объективный"мир». Есливседавноужезнакомо,еслимывидимислышимобовсемэтомнеодинраз,томыимеемсформировавшиесявзгляды,онидавноукоренились.Экскурсоводу,работающемусместнымнаселением,невсегдаудаетсясломатьэтиужесложившиесясхемы,длятого,чтобыпривнестивнихнечтоновое,неизведанное.Экскурсовод,работающийсвъезднымигруппами,испытываеттрудностисовсемдругогопорядка. Поэтомупредлагаюклассификациюиэкскурсийиобъектов,вкоторыхследуетотразить,длякакоготипаэкскурсантовэтиобъектыбылипредназначены: 1.дляместногонаселения,которыевовремяэкскурсиипопадаютвопределеннуюинформационнуюсреду.Обовсехилиопочтивсехобъектахэкскурсантыужечто-тознают,приэтомониуверены,чтоэтизнанияявляютсянепоколебимоправильными. Резкиеизмененияввосприятииэкскурсантовпредставленныхобъектовпрактическиневозможны.Экскурсантомважнораскрытьдругие,длянихмалоизвестные,спервоговзгляданевидимыесторонывпознанииобъектов,вихсимволике.Важноудивить,поразить,включитьэкскурсантоввигру.Играздесьдолжнастатьещеоднимважнымэкскурсионнымобъектом.Онейважноговоритьееважнораскрыватьвовсейеезначимости. 2.длявъездныхгрупп,которыевовремяэкскурсиипопадаютвнеопределеннуюинформационнуюсреду.Неопределеннаяинформационнаясредапредполагаетследующиепараметры:а)отсутствиеинформациионекоторыхобъектах(неполнотаинформацииилиотсутствиезнанияоданныхобъектахвообще),б)наличиенеправильнойинформациионекоторыхобъектах. Вданномслучаевозможнырезкиеизмененияуэкскурсантовопредставленныхобъектах.Интереснынетолькосамиобъекты,ноивозрастаетролькоммуникатора,т.е.экскурсоводавформированиивосприятияэкскурсионныхобъектов. Экскурсоводдолженсделатьвсеотнегозависящее,чтобвозбудитьвоображениеэкскурсантов.Поэтомуобъектыследуетразделитьна: 1.зрительно-осязательныйряд-визуальныйзнакдолженобладатьследующимитипамихарактеристик:а)оптическими(видимыми),б)онтологическими(предполагаемыми),в)условными.ПодпоследнимиУ.Экопонимаетиконографическиекодытоговремени.Подписиподобъектами,комментарииэкскурсоводасделанныенаестественномязыке,позволяютостановитьмногозначность,задатьверныйуровеньвосприятия."Напрактикемывсеравносначалачитаемизображение,анетекст,егосформировавший:рольтекста,вконечномсчете,сводитсяктому,чтобызаставитьнасвыбратьодноизвозможныхозначаемых". 2.звуковойряд; 3.объекты,действующиенаобонятельныеощущения. Даннаяклассификацияпоможетотобратьименнотеобъекты,которыебудутболееярковозбуждатьвоображение,действуянавсеорганычувств. «Восприятие–этонетолькоприем,ноивыдачаинформации…Объектпознаниянесоздаетсясубъектом,хотявычленяетсяиконцептуализируетсясамимсубъектом».Экскурсоводотбираетобъекты,исходяизсвоеговидения,котороеможетнесовпадатьсвидениемэкскурсантов.Вданномслучаерекомендуетсяпроворитьрядсоциологическихисследованийповопросувосприятияэкскурсантамиданныхобъектов,втомчислеиобыкновенныхопросов.Классификацияобъектовдолжнабытьпроведенапопринципуихзначимостидляразличныхэкскурсионныхгруппииндивидов.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 494. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |