Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экскурсионныеобьекты,ихклассификация.




Экскурсионныйобъект–этопредметилиявление,несущиеинформативнуюфункцию.Объектвэкскурсии–этонетольковнешняясторона,ноиконкретноепомещение,гдепроисходиликонкретныесобытия,гдедействовалиживыеконкретныелица.Еслианализироватьобъектсостороныпознавательныхаспектов,томыдолжныпризнать,чтоэто,впервуюочередьзнак,символневербальнойкоммуникации,котораяпроходитмеждуразличнымикультурамиисоциальнымислоямиобщества.

«Визуальнаякоммуникациянеобладает…наборомзаранееустановленныхединиц.Отсутствиеэлементарныхединицделаетболееуниверсальнымпроцессвосприятиявизуальнойкоммуникации,посколькунетребуетпредварительногознанияспискаединицдляпониманиясообщения».Поэтомунетединойклассификацииэкскурсионныхобъектов.Вданнойработеихпредставленонесколько,втомчислеинетрадиционныеклассификации.

ТРАДИЦИОННЫЙПОДХОД

Дляоценкиобъектов,которыевключаютсявэкскурсию,рекомендуетсяиспользоватьследующиепоказатели:познавательнуюценность,известность,необычностьилиэкзотичностьобъекта,выразительностьобъекта,сохранностьиместорасположениеобъекта,егофункциональноеикачественное(вкакомкачествепоказывается)значениевэкскурсиях.

Классификацияпокачественномузначению:

1.памятныеместа,связанныесисторическимисобытиямивжизнинашегонарода,развитиемобществаигосударства;

2.зданияисооружения,мемориальныепамятники,связанныесжизньюидеятельностьювыдающихсяличностей,произведенияархитектурыиградостроительства,жилыеиобщественныездания,зданияпромышленныхпредприятий,инженерныесооружения(крепости,мосты,башни),мавзолеи,зданиякультурногоназначенияидругиепостройки;

3.природныеобъекты–леса,рощи,парки,реки,озера,пруды,заповедники,заказники,отдельныедеревья,реликтовыерастения;

4.экспозициигосударственныхинародныхмузеев,картинныхгалерей,постоянныхивременныхвыставок,например,выставкивбиблиотекеим.Белинского,передвижныевыставкимузеевдругихгородов;

5.памятникиархеологии–городища,древниестоянки,поселения,курганысзахоронениями,земляныевалы,дороги,горныевыработки,загоны,святилища,каналыидр.;

6.памятникиискусства–произведенияизобразительного,декоративно-прикладногоискусства,скульптура,садово-парковоеидр.

Следующаяклассификацияобъектовданапосодержанию:

1.одноплановые–этопроизведенияживописи,река,растение,животное,дом;

2.многоплановые–этоархитектурныйансамбль,лес,улица,поле,площадьгорода.

Предлагаетсяклассифицироватьобъектыпоихфункциональномуназначению:

1.основные–этиобъектыслужатосновойдляраскрытияподтем;

2.дополнительные–показываютсявовремяпереездов(переходов)междуосновнымиобъектамивходелогическихпереходовврассказе.

Довольноважнаклассификацияпостепенисохранности:

1.полностьюсохранившиеся,например,

2.дошедшиедонашихднейсозначительнымиизменениями

3.частичносохранившиеся,утраченные.

Иногдапредлагаетсяклассифицироватьобъектыпопознавательнойценностииповыразительности.Ноданнаяклассификация,скореевсегонесовсемоправдана,т.к.ипознавательнаяценность,ивыразительностьприпоказеобъектазависятотквалификацииэкскурсовода.

Правильныйотборобъектовобеспечиваетзрительнуюосновувосприятияэкскурсионногоматериалаиглубокоераскрытиетемы.Желательно,чтобыодниитежеобъектынекочевалиизэкскурсиивэкскурсию.Повозможностиукаждойэкскурсионнойтемыдолжныбытьсвоиобъекты.Разнообразиеобъектовдаетвозможностьобеспечитьправильноечередованиевпечатленийуэкскурсантов,позволяетсохранитьэлементновизныприизученииразличныхтем.

Еслиневозможноисключитьтотилиинойобъектизэкскурсиипредполагаемогомаршрутаввидуего,которыепоказываютсяврядеэкскурсий(обзорной,исторической,искусствоведческойит.д.),тотакойобъектдолженбытьраскрытособо.Приегопоказедолжныбытьвыявленытехарактерныечерты,которыененашлиотражениявэкскурсияхнадругуютематику.Припоказетакихобъектовврассказедолженбытьиспользованинойматериал.Поэтомуинтересэкскурсантовприихповторномосмотре,какправило,неснижается.

Впрактикеподготовкиэкскурсийвыработанаопределеннаяметодикаоценкиэкскурсионныхобъектов.Применениеэтойметодикиособенноважновтехслучаях,когдасоздателиновойэкскурсии,встречаясьнамаршрутеснесколькимиобъектами,сходнымипосодержанию,могутвыбратьтеизних,которыенаиболееинтересныдляданнойтемы.Дляоценкиобъектов,которыевключаютсявэкскурсию,рекомендуетсяиспользоватьследующиекритерии:

1.связьобъектасконкретнымисторическимсобытием,сопределеннойэпохой,жизньюитворчествомопределенногодеятелянаукиикультуры,художественныедостоинствапамятника,возможностьихиспользованиясцельюэстетическогопоказа;

2.известностьобъекта,егопопулярностьсрединаселения;

3.необычность,экзотичностьобъекта,егоособенность,неповторимостьпамятникаисторииикультуры,здания,сооружения.ЭкзотичностьможетбытьприродногоНеобычностьобъектаможетбытьсвязанаскаким-тоисторическимсобытием,котороепроизошловданномздании,наместеустановленияданногопамятника,легендойилиисторическимсобытием(сооружениеплотиныдляжелезоделательногозавода).

Важнооценитьвыразительностьобъекта,еговзаимодействиесфоном,окружающейсредой–зданиями,сооружениями,природой.Здесьважнодляосмотраподобратьправильноерасположениегруппы,нужноевремясуток,учестьвлияниеприродныхусловийивременгода.Благодаряотсутствиюзаранеезаданнойопределенностиединицвизуальноесообщениенесетбольшеечислоинформационныхпрочтений.Известно,чтонавизуальномуровнесуществуютпредварительныенормы,определяющиеформунеобходимогосообщения.ИзучивпримерыА.Маслоу,можнотожесамоесделатьивэкскурсионномпроцессе.А.Маслоусмотритнапроблемуещешире,когдаговорит,чтонехваткакрасотыможетбытьпатогеннымфактором."Чтобыдоказатьэтоположение,япредпринялрядэкспериментов,связанныхскрасивымиуродливым.Так,например,япредъявлялиспытуемымфотографииобычныхлюдей,снятыхвнепригляднойобстановке,ииспытуемыесклонныбылиописыватьэтихлюдейкакпсихотиков,параноиковилипреступников.Этоговоритзато,чтовуродливомокружениилицалюдейи,вероятно,самилюдибудутказатьсянамплохими,уродливыми,неприглядными.

Местонахождениеобъектаиграетважнуюрольвпроцессеотбораегодляпоказа.Приотбореобъектовдолжныучитыватьсярасстоянияотпамятникадопамятника,удобствоподъездакобъекту,пригодностьдорогидляавтотранспорта,возможностьподвозакобъектуэкскурсантов,природнаяобстановка,окружающаяданныйобъект,наличиеместа,пригодногодлярасположениягруппысцельюнаблюдения.

Временноеограничениепоказаобъектаможетпроисходитьтогда,когдапосещениеиосмотробъектаневозможныиз-заплохойвидимостиилисезонности.

Экскурсиянедолжнабытьперегруженабольшимколичествомпосещаемыхобъектов,таккакэтоувеличиваетеедлительностьивызываетутомляемостьэкскурсантов,авниманиеиинтересприэтомослабевают.Оптимальнаяпродолжительностьгородскойэкскурсиисоставляет2–4часа,приэтомэкскурсантывоспринимаютнеболее15–20экскурсионныхобъектов.

Вэкскурсиюмогутвходитьобъектыкакоднойгруппы,такинесколькихгрупп(памятныеместа,историческиепамятники,жилыездания,природныеобъекты).Наборобъектовзависитоттемыэкскурсии,еесодержания,составаэкскурсионнойгруппы.Неправильно,когдавсяобзорнаяэкскурсияпостроенанапоказепамятниковскульптурыимонументов.Следуетизбегатьпостроенияоднообразиязрительногоряда.Зрительныевпечатленияэкскурсантовбудутнеполными,есливмаршрутнарядуспамятникамиимонументаминебудетвведенпоказотдельныхзданийиулиц,объектовприроды.

Входеподготовкиэкскурсииследуетвниманиеизучатьпоказуобъектовнаместе,вихестественнойобстановке.Необходимыеисходныеданныедаетизучениеобъектовпоисточникам–книгам,альбомам,фотографиям.Встречасэкскурсионнымобъектомнепосредственнонаместеегорасположения,изучениеразличныхегосторонпозволяютэкскурсоводувбудущем,приегоработесгруппой,свободноориентироватьсяупамятника,квалифицированновестиегопоказ.

Отборобъектовзаканчиваетсясоставлениемкарточки(паспортаобъекта)накаждыйизних.Данныекарточки(паспорта)используютсякакдляконкретноразрабатываемойтемы,такидлябудущихэкскурсий.

Впаспортобъектоввносятследующиеданные:

1.наименованиеобъекта(первоначальноеисовременное),атакженазвание,подкоторымобъектизвестенунаселения.

2.историческоесобытиескоторымсвязанобъект,датасобытия;

3.местонахождениеобъекта,егопочтовыйадрес,начьейтерриторииобъектрасположен(город,поселок,промышленноепредприятие,музей);

4.описаниеобъекта(подъездкнему,егоавтор,датасооружения,изкакихматериаловизготовлен,текстмемориальнойнадписи);

5.источникисведенийопамятнике(литература,архивныеданные,устныепредания);

6.сохранностьпамятника;

7.накоговозложенаохранаобъекта;

8.вкакихэкскурсияхобъектиспользуется;

9.датасоставлениякарточкииличныеданныееесоставителя.

Вкарточкинаархитектурные,природные,археологическиеобъектымогутбытьвключеныдругиесведения.Например,вкарточкунапамятникархитектуры(здание)включаютсясведенияоналичиискульптуры,изразцов,стенописи,вдекоративномубранствепамятника(снаружи,внутри),угеологическихпамятниковследуетотметитьэпоху,вкоторуюформировалсяданныйобъект,уобъектовживотногоирастительногопроисхождения–класс,вид,экологическоевзаимодействие.

Наличиепаспортовобъектоввэкскурсионномбюроускоряетподготовкуновыхэкскурсионныхтем.

НЕТРАДИЦИОННЫЙПОДХОДКПРОБЛЕМЕ

Следующаяклассификацияэкскурсионныхобъектовнетрадиционна,нонеменеесущественна.Онаосновываетсявпервуюочередьнаданныхсоциологииикоммуникавистики.«…Продвижениеквещаместьобстоятельнаяработа,преждевсегопризваннаяустранитьпредрассудки,закрывающаяотвзглядавещи».ПроанализировавсказанноеМ.Хайдеггером,приходимквыводу,чтолюбоговиденияобъектовнеможетбытьистинносамостоятельным.Мыникогданевидим,таккаконоесть.Мывидимзрением,сформированнымсоответствующейкультуройинашимиповседневнымипотребностями.

Удавшаясяэкскурсиявсегдатрансцендентна.Онадаетвыходзапределыналичного,индивидуальногобытиясубъекта.

Художественноепроизведение,аэкскурсия–этосвоегородахудожественноепроизведение,характеризуетпроцессотстранения,созданияновоговзглядадаженастарыйиизвестныйобъект.

Гармонияицелостностьвнешнегомиранесутьпорожденияоргановчувств.Кчувствамприсоединяетсямозг,накопленныйвмозгепрошлыйопыт,ум,способныйизвлекатьинварианты,синтезироватьфрагментычувственныхвпечатлений.Мывидимнетолькото,чтонанасдействует,ноито,очеммыдумаем.«Мировоззрение,тоестьтеоретическийвзгляднамир,неотделимоотмировосприятиякакформывидениямира.Взглядылюдей,принявшиеформумировоззрения,переживаютсяносителямиэтихвзглядовнекакатрибутывнутреннейреальностимышления,акакмир,существующийвнеинезависимоотсознания,как"объективный"мир».

Есливседавноужезнакомо,еслимывидимислышимобовсемэтомнеодинраз,томыимеемсформировавшиесявзгляды,онидавноукоренились.Экскурсоводу,работающемусместнымнаселением,невсегдаудаетсясломатьэтиужесложившиесясхемы,длятого,чтобыпривнестивнихнечтоновое,неизведанное.Экскурсовод,работающийсвъезднымигруппами,испытываеттрудностисовсемдругогопорядка.

Поэтомупредлагаюклассификациюиэкскурсийиобъектов,вкоторыхследуетотразить,длякакоготипаэкскурсантовэтиобъектыбылипредназначены:

1.дляместногонаселения,которыевовремяэкскурсиипопадаютвопределеннуюинформационнуюсреду.Обовсехилиопочтивсехобъектахэкскурсантыужечто-тознают,приэтомониуверены,чтоэтизнанияявляютсянепоколебимоправильными.

Резкиеизмененияввосприятииэкскурсантовпредставленныхобъектовпрактическиневозможны.Экскурсантомважнораскрытьдругие,длянихмалоизвестные,спервоговзгляданевидимыесторонывпознанииобъектов,вихсимволике.Важноудивить,поразить,включитьэкскурсантоввигру.Играздесьдолжнастатьещеоднимважнымэкскурсионнымобъектом.Онейважноговоритьееважнораскрыватьвовсейеезначимости.

2.длявъездныхгрупп,которыевовремяэкскурсиипопадаютвнеопределеннуюинформационнуюсреду.Неопределеннаяинформационнаясредапредполагаетследующиепараметры:а)отсутствиеинформациионекоторыхобъектах(неполнотаинформацииилиотсутствиезнанияоданныхобъектахвообще),б)наличиенеправильнойинформациионекоторыхобъектах.

Вданномслучаевозможнырезкиеизмененияуэкскурсантовопредставленныхобъектах.Интереснынетолькосамиобъекты,ноивозрастаетролькоммуникатора,т.е.экскурсоводавформированиивосприятияэкскурсионныхобъектов.

Экскурсоводдолженсделатьвсеотнегозависящее,чтобвозбудитьвоображениеэкскурсантов.Поэтомуобъектыследуетразделитьна:

1.зрительно-осязательныйряд-визуальныйзнакдолженобладатьследующимитипамихарактеристик:а)оптическими(видимыми),б)онтологическими(предполагаемыми),в)условными.ПодпоследнимиУ.Экопонимаетиконографическиекодытоговремени.Подписиподобъектами,комментарииэкскурсоводасделанныенаестественномязыке,позволяютостановитьмногозначность,задатьверныйуровеньвосприятия."Напрактикемывсеравносначалачитаемизображение,анетекст,егосформировавший:рольтекста,вконечномсчете,сводитсяктому,чтобызаставитьнасвыбратьодноизвозможныхозначаемых".

2.звуковойряд;

3.объекты,действующиенаобонятельныеощущения.

Даннаяклассификацияпоможетотобратьименнотеобъекты,которыебудутболееярковозбуждатьвоображение,действуянавсеорганычувств.

«Восприятие–этонетолькоприем,ноивыдачаинформации…Объектпознаниянесоздаетсясубъектом,хотявычленяетсяиконцептуализируетсясамимсубъектом».Экскурсоводотбираетобъекты,исходяизсвоеговидения,котороеможетнесовпадатьсвидениемэкскурсантов.Вданномслучаерекомендуетсяпроворитьрядсоциологическихисследованийповопросувосприятияэкскурсантамиданныхобъектов,втомчислеиобыкновенныхопросов.Классификацияобъектовдолжнабытьпроведенапопринципуихзначимостидляразличныхэкскурсионныхгруппииндивидов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 494.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...