Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методическоемастерствоэкскурсовода.
Экскурсияпредставляетсобойпроцесспознанияпредметовиявлениймира,вкотороммыживем.Руководителемэтогопроцессаявляетсяквалифицированныйспециалист-экскурсовод,владеющийпрофессиональныммастерством.Экскурсоводыотличаютсядруготдругакакспециалистыопределенныхотраслейзнанийивтожевремявсеониодинаковывтакихвопросах,какзнаниеметодикиведенияэкскурсий,педагогическогомастерстваиумениеруководитьгруппойвпроцессепознания. Экскурсоводческоемастерство-этовидмастерства,который,помимосвоейспецифическойпрофессиональнойосновы,включаетвсебяэлементыдругихвидовмастерства(педагогического,лекторскогоидр.).Этомастерствонаходитвыражениевуровнеисполнениятехметодическихрекомендаций,которыеобеспечиваютвысокоекачествопреподнесенияэкскурсионногоматериала. Мастерствоэкскурсоводанеотъемлемоотвладенияосновнымиположениямиэкскурсионнойтеориииметодикииихпостоянногоиспользования. Профессиональноемастерствоэкскурсовода-этоособыйвидискусства,которыйпостроеннаактивномиспользованиииумеломсочетаниипоказаирассказа;участиивпроцессевосприятиявзаимодействиятакихкомпонентов,какэкскурсовод,экскурсантиэкскурсионныеобъекты;примененииметодическихприемовведенияэкскурсии;владенииспецифическимиумениямиинавыками,присущимиданнойпрофессии.Этомумастерствуучатсяуболееопытныхспециалистов,усамихсебявходепрактическойдеятельности. Слагаемыепрофессиональногомастерстваэкскурсоводаможноусловноразделитьнадвегруппы-знанияиумения. Знания:общиезнания(эрудиция)изнанияпоспециальности(эрудицияпоспециальности),знаниеэкскурсионнойтеории,методикиведенияэкскурсии,психологииипедагогики,основораторскогоискусства,логикииэтики. Умение:умениесформулироватьзнания,изложитьсвоимыслидопроведенияэкскурсии(втексте),рассказомикультуройречирасширитькругозорлюдей,припроведенииэкскурсиииспользоватьметодическиеприемы,донестизнаниядоаудиториииуправлятьею,передаватьсвоюубежденностьивестисебявколлективе. Эрудицияэкскурсовода.Отэкскурсоводанетребуется,чтобыонбылподготовленповсемотраслямзнанийимогответитьналюбойвопрос.Экскурсоводами-эрудитамипринятоназыватьтех,ктообладаетглубокимизнаниямиподвум-тремэкскурсиямимогутнаосновеихподготовитьвариантыэкскурсийдляразличныхкатегорийэкскурсантов,прочитатьпосвоейтемелекцию,написатьрефератпоодномуизвопросов,входящихвподтему.Такиеэкскурсоводыхорошоосведомленыолитературепоспециальности. Мастерствоэкскурсоводанеотъемлемоотвладенияипостоянногоиспользованияосновныхположенийэкскурсионнойтеории.Главнаяфункцияэкскурсовода-нетолькопередатьзнаниягруппе,ноидобитьсяихэффективногоусвоенияэкскурсантами.Поэтомуважнойсоставляющейэкскурсоводческогомастерстваявляетсявладениеметодикой,котораяподразумеваетнетолькодоскональноезнаниеметодическихприемовпоказаирассказа,ноипониманиеихтехнологии(т.е.умениеуправлятьпроцессом,входекоторогопроисходитусвоениеэкскурсантамизнаний). Уровеньэкскурсоводческогомастерствазависитотрядафакторов.Ихможноразделитьнадвегруппы:перваягруппа-факторы,которыенезависятотэкскурсовода(уровеньметодическойдокументации,отборобъектовпоказа,построениемаршрута,содержание"портфеляэкскурсовода");втораягруппа-факторы,зависящиеотэкскурсовода(егообщаяэрудиция,знанияпотеме,владениеметодикой,культураречи,умениеустановитьконтактсгруппой,практическиеуменияипрофессиональныенавыки). Важнаячертамастерстваэкскурсовода-умениеруководитьгруппой,установитьисохранитьнеобходимыйконтактсэкскурсантамивтечениевсейэкскурсии.Передэкскурсоводомвстаетзадачапреодолетьнастороженность,котораявозникаетпривстречесэкскурсантами.Здесьопытномуэкскурсоводуприходитнапомощьинтуиция. Интуицияэкскурсовода.Экскурсоводимеетделосгруппами,разнымипозапросамиинтересам,посвоемуотношениюкданнойтеме,настроению,уровнювниманияит.д.Этотребуетотнегоизмененийречивзависимостиотконкретныхситуаций,использованияболеедейственныхсредстввыражениясвоихмыслей.Здесьнапомощьемуприходитинтуиция-способностьпостиженияистиныпутемпрямогоееусмотрениябезобоснованияспомощьюдоказательствиформулированиянаэтойосновесвоихмыслей.Интуицияприходиткэкскурсоводупосленесколькихлетработыинаходитсвоевыражение:вумениибыстроопределитьсоставизапросыэкскурсантов,использоватьврассказенеожиданноеявление,действие,факт,атакжебыстросделатьвыводыпривозникновенииинтересаэкскурсантовкчему-либо;вправильнойреакциинарепликиэкскурсантов;умениинайтиправильныйвыходпривозникновенииконфликтнойситуацииидатьнужныйсоветиоценкувозникшимуэкскурсантовассоциациямит.д. Опытныйэкскурсовод,опираясьнасвоюинтуицию,можетбезпредварительныхопросовэкскурсантовопределитьихинтересыинаэтойосновесократитьилиудлинитьвступительнуючастьрассказа,изменитьсодержаниелогическогопереходаотподтемыкподтеме.Интуицияэкскурсоводаподсказываетему,какойметодическийприемнаиболееэффективенвданнойаудитории.Неменьшуюрольиграетинтуициявопределениинастроенияэкскурсантов,ихотношениякнаблюдаемымобъектам.Онапозволяетэкскурсоводуизбежатьстандарта"усредненной"экскурсииидифференцированноподойтикизложениюматериала. Работаэкскурсоводаноситтворческийхарактер.Творчествовдеятельностиэкскурсоводанаходитсвоевыражениенетольковработееговоображения,ноивповседневнойегоработеприиспользованииметодическихприемов,подборепословиц,поговорок,литературныхизречений,различныхформоживленияречи,впоискахновыхлогическихпереходовмеждуподтемами,всовершенствованиитехникиведенияэкскурсий.Однакотворчествоэкскурсоводавходеведенияэкскурсиинедолжновыходитьзарамкиконтрольноготекстаиметодическойразработки. Важно,чтобыметодическиеработникиируководителиметодическихсекцийзамечалииподдерживалиразумнуюинициативуэкскурсоводов,поощрялиихстремлениекактивнымдействиям,направленнымнасовершенствованиеэкскурсионногодела.Некоторыеэкскурсии,подготовленныеипроводимыеэкскурсоводами,творческиотносящимисякпорученномуделу,являютсяподлиннымиурокамипрофессиональногомастерства. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 341. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |