Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методическоемастерствоэкскурсовода.




Экскурсияпредставляетсобойпроцесспознанияпредметовиявлениймира,вкотороммыживем.Руководителемэтогопроцессаявляетсяквалифицированныйспециалист-экскурсовод,владеющийпрофессиональныммастерством.Экскурсоводыотличаютсядруготдругакакспециалистыопределенныхотраслейзнанийивтожевремявсеониодинаковывтакихвопросах,какзнаниеметодикиведенияэкскурсий,педагогическогомастерстваиумениеруководитьгруппойвпроцессепознания.

Экскурсоводческоемастерство-этовидмастерства,который,помимосвоейспецифическойпрофессиональнойосновы,включаетвсебяэлементыдругихвидовмастерства(педагогического,лекторскогоидр.).Этомастерствонаходитвыражениевуровнеисполнениятехметодическихрекомендаций,которыеобеспечиваютвысокоекачествопреподнесенияэкскурсионногоматериала.

Мастерствоэкскурсоводанеотъемлемоотвладенияосновнымиположениямиэкскурсионнойтеориииметодикииихпостоянногоиспользования.

Профессиональноемастерствоэкскурсовода-этоособыйвидискусства,которыйпостроеннаактивномиспользованиииумеломсочетаниипоказаирассказа;участиивпроцессевосприятиявзаимодействиятакихкомпонентов,какэкскурсовод,экскурсантиэкскурсионныеобъекты;примененииметодическихприемовведенияэкскурсии;владенииспецифическимиумениямиинавыками,присущимиданнойпрофессии.Этомумастерствуучатсяуболееопытныхспециалистов,усамихсебявходепрактическойдеятельности.

Слагаемыепрофессиональногомастерстваэкскурсоводаможноусловноразделитьнадвегруппы-знанияиумения.

Знания:общиезнания(эрудиция)изнанияпоспециальности(эрудицияпоспециальности),знаниеэкскурсионнойтеории,методикиведенияэкскурсии,психологииипедагогики,основораторскогоискусства,логикииэтики.

Умение:умениесформулироватьзнания,изложитьсвоимыслидопроведенияэкскурсии(втексте),рассказомикультуройречирасширитькругозорлюдей,припроведенииэкскурсиииспользоватьметодическиеприемы,донестизнаниядоаудиториииуправлятьею,передаватьсвоюубежденностьивестисебявколлективе.

Эрудицияэкскурсовода.Отэкскурсоводанетребуется,чтобыонбылподготовленповсемотраслямзнанийимогответитьналюбойвопрос.Экскурсоводами-эрудитамипринятоназыватьтех,ктообладаетглубокимизнаниямиподвум-тремэкскурсиямимогутнаосновеихподготовитьвариантыэкскурсийдляразличныхкатегорийэкскурсантов,прочитатьпосвоейтемелекцию,написатьрефератпоодномуизвопросов,входящихвподтему.Такиеэкскурсоводыхорошоосведомленыолитературепоспециальности.

Мастерствоэкскурсоводанеотъемлемоотвладенияипостоянногоиспользованияосновныхположенийэкскурсионнойтеории.Главнаяфункцияэкскурсовода-нетолькопередатьзнаниягруппе,ноидобитьсяихэффективногоусвоенияэкскурсантами.Поэтомуважнойсоставляющейэкскурсоводческогомастерстваявляетсявладениеметодикой,котораяподразумеваетнетолькодоскональноезнаниеметодическихприемовпоказаирассказа,ноипониманиеихтехнологии(т.е.умениеуправлятьпроцессом,входекоторогопроисходитусвоениеэкскурсантамизнаний).

Уровеньэкскурсоводческогомастерствазависитотрядафакторов.Ихможноразделитьнадвегруппы:перваягруппа-факторы,которыенезависятотэкскурсовода(уровеньметодическойдокументации,отборобъектовпоказа,построениемаршрута,содержание"портфеляэкскурсовода");втораягруппа-факторы,зависящиеотэкскурсовода(егообщаяэрудиция,знанияпотеме,владениеметодикой,культураречи,умениеустановитьконтактсгруппой,практическиеуменияипрофессиональныенавыки).

Важнаячертамастерстваэкскурсовода-умениеруководитьгруппой,установитьисохранитьнеобходимыйконтактсэкскурсантамивтечениевсейэкскурсии.Передэкскурсоводомвстаетзадачапреодолетьнастороженность,котораявозникаетпривстречесэкскурсантами.Здесьопытномуэкскурсоводуприходитнапомощьинтуиция.

Интуицияэкскурсовода.Экскурсоводимеетделосгруппами,разнымипозапросамиинтересам,посвоемуотношениюкданнойтеме,настроению,уровнювниманияит.д.Этотребуетотнегоизмененийречивзависимостиотконкретныхситуаций,использованияболеедейственныхсредстввыражениясвоихмыслей.Здесьнапомощьемуприходитинтуиция-способностьпостиженияистиныпутемпрямогоееусмотрениябезобоснованияспомощьюдоказательствиформулированиянаэтойосновесвоихмыслей.Интуицияприходиткэкскурсоводупосленесколькихлетработыинаходитсвоевыражение:вумениибыстроопределитьсоставизапросыэкскурсантов,использоватьврассказенеожиданноеявление,действие,факт,атакжебыстросделатьвыводыпривозникновенииинтересаэкскурсантовкчему-либо;вправильнойреакциинарепликиэкскурсантов;умениинайтиправильныйвыходпривозникновенииконфликтнойситуацииидатьнужныйсоветиоценкувозникшимуэкскурсантовассоциациямит.д.

Опытныйэкскурсовод,опираясьнасвоюинтуицию,можетбезпредварительныхопросовэкскурсантовопределитьихинтересыинаэтойосновесократитьилиудлинитьвступительнуючастьрассказа,изменитьсодержаниелогическогопереходаотподтемыкподтеме.Интуицияэкскурсоводаподсказываетему,какойметодическийприемнаиболееэффективенвданнойаудитории.Неменьшуюрольиграетинтуициявопределениинастроенияэкскурсантов,ихотношениякнаблюдаемымобъектам.Онапозволяетэкскурсоводуизбежатьстандарта"усредненной"экскурсииидифференцированноподойтикизложениюматериала.

Работаэкскурсоводаноситтворческийхарактер.Творчествовдеятельностиэкскурсоводанаходитсвоевыражениенетольковработееговоображения,ноивповседневнойегоработеприиспользованииметодическихприемов,подборепословиц,поговорок,литературныхизречений,различныхформоживленияречи,впоискахновыхлогическихпереходовмеждуподтемами,всовершенствованиитехникиведенияэкскурсий.Однакотворчествоэкскурсоводавходеведенияэкскурсиинедолжновыходитьзарамкиконтрольноготекстаиметодическойразработки.

Важно,чтобыметодическиеработникиируководителиметодическихсекцийзамечалииподдерживалиразумнуюинициативуэкскурсоводов,поощрялиихстремлениекактивнымдействиям,направленнымнасовершенствованиеэкскурсионногодела.Некоторыеэкскурсии,подготовленныеипроводимыеэкскурсоводами,творческиотносящимисякпорученномуделу,являютсяподлиннымиурокамипрофессиональногомастерства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 341.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...