Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структуртекстаэкскурсии,еесожержание.




Послеутверждениямаршрутаэкскурсиитворческаягруппаначинаетработунадсозданиемтекстаэкскурсии.Вэкскурсионнойпрактикеегопринятоназыватьконтрольнымтекстом,илитекстомбюро.Внеговноситсянеобходимыйматериалдляпроведенияразрабатываемойэкскурсии,подготовленныйчленамитворческойгруппой.Отбираетсясамоеглавное,намечаетсялогическийходизложения,формируютсяобобщения,формулируютсявыводы.Совершеннонеобходимовконтрольномтекстесохранитьуказаниянаисточникииспользуемыхматериалов.

Излагатьсятекстможеткаквхронологическомпорядке,такисогласнорасположениюэкскурсионныхобъектовнамаршруте,т.е.поочередностираскрываемыхподтем.Вконтрольномтекстеприводятсятакжематериалы,которыемогутсоставитьсодержаниевступления,заключенияилогическихпереходовмеждуподтемами.Внегомогутвключатьсяисведенияобобъектах,непредусмотренныхразрабатываемойэкскурсией,ноотносящихсякеетеме.Этоделаетсясцельюдальнейшегоихиспользованиявслучаесозданиявариантовэкскурсиинатужетему.

Напрактикеустановлено,чтообъемконтрольноготекстадля3-часовойавтобуснойэкскурсиисоставляет40-50страництекстаКомпьютерногонабора(шрифт14через1,5интервала),дляпешеходной25—30страниц.

Контрольныйтекстэкскурсии,подготовленныйтворческойгруппойиутвержденныйруководствомтуристскойорганизации,представляетсобойосновудляразработкииндивидуальныхтекстовотдельныхэкскурсоводов.

Средиформальных,обязательныхтребованийкоформлениюконтрольноготекстаследуетуказатьнанеобходимостьтитульноголиста.Нанеговыносятсяназваниетуристско-экскурсионногоучреждения,организовавшегоподготовкуновойэкскурсии,наименованиееетемы,составтворческойгруппы,датаутверждениятекста.

Требованияклюбомутексту:краткость,четкостьформулировок,необходимоеколичествофактическогоматериала(даты,цифры,факты,названия,фамилииидр.),наличиеинформациипотеме,обязательноеполноераскрытиетемы,хорошийлитературныйязык.

Контрольныйтекствбольшинствебюросодержитхронологическоеизложениематериала,неотражаетструктурыэкскурсииинестроитсявмаршрутнойпоследовательности.Практическионявляетсятщательноподобраннымивыверенным(соссылкаминаисточники)материалом,изложеннымвсоответствиистребованияминаучности.Вконтрольныйтекствсоответствиистребованиямиметодическойразработкидолжныбытьвключенысодержаниевступительногословаизаключения,атакжелогическиепереходымеждуподтемамиэкскурсии.Вотличиеотиндивидуального,текставнеммогутсодержатьсяматериалы,связанныесобъектамииподтемами,невключеннымивмаршрутданнойэкскурсии.

Индивидуальныйтексткаждыйэкскурсоводсоставляетсамостоятельнопослеознакомлениясобъектами,изучениялитературыидругихисточников,рекомендованныхпотеме.Приэтомониспользуетположения,фактическийматериаливыводы,которыесодержатсявконтрольномтексте.

Основноеотличиеиндивидуальноготекстаотконтрольногосостоятвтом,чтоонотражаетструктуруэкскурсииипостроенвполномсоответствиисеемаршрутом.Материалразмещаетсявтойпоследовательности,вкоторойпоказываютсяобъекты.Индивидуальныйтекстделитсяначасти,каждаяпосвященаоднойизподтем.Построениевсехиндивидуальныхтекстоводинаково.Онисостоятизтрехчастой:вступления,основнойчастиизаключения.

Вступлениеподразделяетсянаорганизационнуюиинформативнуючасти.Ворганизационнойэкскурсоводсообщаетсвоеимя,отчество,фамилию,называеторганизацию,проводящуюэкскурсию,знакомиттакжегруппусводителемавтобуса,называеттему,сообщаетмаршрут,продолжительностьэкскурсии,местоееокончания(гдежелающиемогутпокинутьавтобус),проводитинструктажоправилахповедениявавтобусе.

Винформационнойчастиэкскурсоводкраткоизлагаетсодержаниеэкскурсии,называетнаиболеезначимыеобъекты,которыеувидятэкскурсанты,несколькоподтем,скоторымиихпознакомят.Вступлениенедолжнозаниматьболее5-7минут,иегорекомендуетсяпроводитьдоначаладвиженияпомаршруту.

Вступлениедолжнобытьярким,лаконичным.Наэтомэтапеустанавливаетсяконтактсэкскурсантами,ониполучаютпервоепредставлениеобэкскурсоводе.Вступление-этоответственныймоментэкскурсии,которыйможетпредопределятьуспех,такинеудачуэкскурсовода.Ужевовремявовремявступленияопытныйэкскурсоводможетнащупатьточкивзаимопониманиясгруппой,вызватьксебеинтерескаккзнающемуспециалистуиинтересномучеловеку,чтоспособствуетуспешномупроведениюэкскурсии.

Основнаячастьэкскурсиистроитсянасочетаниипоказаирассказаисостоитизотдельныхраскрываемыхнаразличныхобъектахподтем,соединенныхмеждусобойлогическимипереходами.Онидолжнывытекатьизсодержания,последующейподтемыипомочьперейтикизложениюследующей.Логическиепереходымогутноситьхарактеробобщения,сравнения,дополненияит.д.Удачныйлогическийпереходсвидетельствуетовысокомпрофессиональноммастерствеихорошейметодическойподготовкеэкскурсовода.

Нередко,заканчиваяоднуподтемуипереходякобъектупоказадругой,экскурсоводыпользуютсяформальнымипереходами,которыенесвязаныссодержаниемэкскурсии.Например,«Сейчасмысвамипройдемдальшеиосмотрим...»«Атеперьмыпроедемкследующемупамятнику...».Такиеформальныепереходы,заменяющиесобойлогические,относятсякнедоработкамвэкскурсиях.Онинеспособствуютустановлениютеснойсвязимеждуотдельнымичастямиэкскурсии.

Взаключительнойчастиэкскурсииподводятсяитогитому,чтоувиделиуслышалэкскурсант.Экскурсоводизлагаетвыводынотемевцелом,подчеркиваетосновное,какбыобобщаетвпечатленияэкскурсантов.Виндивидуальномтекстеэтозанимаетнеболееполутора-двухстраниц.

Индивидуальныйтекстпредставляетсобойготовыйдля«исполнения»рассказ,вкоторомнеможетбытьсокращенийприизложенииисторическихсобытий,оценкеихзначения,ввыводахпоподтемам.Недопускаетсятакжеупоминаниефактовбезихдатировки,безссылокнаисточники,Втожевремятекстотражаетособенностируки«исполнителя».

Посвоемусодержаниюобатекста–контрольныйииндивидуальный–совпадают.Аэтоозначает,чтоувсехэкскурсоводовбюро,освоившихданнуютему,экскурсии«стандартны»,т.е.одинаковыпосодержанию,совпадаютвоценкахисторическихсобытийифактов,ввыводахпоотдельнымподтемамипотемевцелом.Проводяанализодногоитогожеобъекта,экскурсоводыпоказываютирассказываютодноитоже.Вэтомсостоитсмыслконтрольноготекстакакобразца,которомуследуетподражать.

Приодинаковомсодержанииэкскурсоводымогутиспользоватьразныеоборотыречи,могутизлагатьрекомендуемыефактывинойпоследовательности.Одноитожеположение,выдвинутоенесколькимиэкскурсоводамивсоответствиистекстомбюро,можетбытьраскрытонаразныхпримерах.Всеэтопридаетиндивидуальныеособенностикаждойэкскурсии,неменяяглавного–еесодержанияиидейнойнаправленности.

Индивидуальныйтекстявляетсяосновойрассказаэкскурсоводаилипредставляетсобойготовыйдляисполнениярассказ.Индивидуальныйтекстсодержитполноеичеткоеизложениетого,чтоследуетрассказатьнаэкскурсии.Материалразмещаетсявтойжепоследовательности,вкоторойпоказываютсяобъекты,иимеетчеткоеделениеначасти.Каждаяизнихпосвященаоднойизподтемэкскурсии.Всечастииндивидуальноготекстастроятсяпоследующейсхеме:характеристикаобъекта;общийматериал,посвященныйопределенномупериодуистории,вцеломпогороду,району,краю;локальныйматериал,характеризующийконкретныесобытия,связанныесданнымобъектомилиместом;обобщенияивыводыпораскрываемойподтеме;логическийпереходкследующейподтеме.

Основноеотличиеиндивидуальноготекстаотконтрольногосостоитвтом,чтоонотражаетструктуруэкскурсииистроитсявполномсоответствиисмаршрутомэкскурсии.Индивидуальныйиконтрольныйтекстысовпадаютпосодержанию,воценкахисторическихсобытийифактов,ввыводах,которыеделаютсяпоотдельнымподтемамипотемеэкскурсиивцелом.

Ведь,находясьуодногоитогожезрительногообъекта,экскурсоводыпоказываютирассказываютодноитоже,ноделаютэтопо-разному.Поэтомуидентичноесодержаниевразныхиндивидуальныхтекстахможетпередаватьсяразнымиоборотамиречи,тоестьиметьразноесловесноенаполнение,можетизлагатьсясразличнойпоследовательностьюодинаковогоматериалврассказеи,наконец,можетподтверждатьсяразнымифактами.Кромеэтого,уэкскурсоводов,ведущихэкскурсиюнаоднуитужетему,можетбытьразнаястепеньэмоциональностиионимогут,находясьуодногоитогожеобъекта,использоватьразличныеприемыпоказаирассказа.

Такимобразом,имеяодинконтрольныйтекствкачествеэталонасодержания,можнопостроитьнесколькоиндивидуальныхтекстов,вкоторыхнайдутотражениеособенностиречиэкскурсоводаиегоманераведенияэкскурсии.

Индивидуальныйтекстследуетписатьот1лица,темсамымвыражаясвоюиндивидуальность.

Дляудобствапользованияиндивидуальныйтекстрекомендуетсяперенестинакарточки,гдеполностьюиливкраткойформезаписываютсяданныеотобъекта,основныемыслирассказа,цитаты,историческиедаты.Покаждойподтемезаполняютсянесколькокарточек(обычнопочислуосновныхвопросов).

Наличиеиндивидуальноготекстанеозначает,чтоонвесьдолжензаучиватьсянаизустьидоноситьсядоэкскурсантовдословно.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 479.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...