Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структуртекстаэкскурсии,еесожержание.
Послеутверждениямаршрутаэкскурсиитворческаягруппаначинаетработунадсозданиемтекстаэкскурсии.Вэкскурсионнойпрактикеегопринятоназыватьконтрольнымтекстом,илитекстомбюро.Внеговноситсянеобходимыйматериалдляпроведенияразрабатываемойэкскурсии,подготовленныйчленамитворческойгруппой.Отбираетсясамоеглавное,намечаетсялогическийходизложения,формируютсяобобщения,формулируютсявыводы.Совершеннонеобходимовконтрольномтекстесохранитьуказаниянаисточникииспользуемыхматериалов. Излагатьсятекстможеткаквхронологическомпорядке,такисогласнорасположениюэкскурсионныхобъектовнамаршруте,т.е.поочередностираскрываемыхподтем.Вконтрольномтекстеприводятсятакжематериалы,которыемогутсоставитьсодержаниевступления,заключенияилогическихпереходовмеждуподтемами.Внегомогутвключатьсяисведенияобобъектах,непредусмотренныхразрабатываемойэкскурсией,ноотносящихсякеетеме.Этоделаетсясцельюдальнейшегоихиспользованиявслучаесозданиявариантовэкскурсиинатужетему. Напрактикеустановлено,чтообъемконтрольноготекстадля3-часовойавтобуснойэкскурсиисоставляет40-50страництекстаКомпьютерногонабора(шрифт14через1,5интервала),дляпешеходной25—30страниц. Контрольныйтекстэкскурсии,подготовленныйтворческойгруппойиутвержденныйруководствомтуристскойорганизации,представляетсобойосновудляразработкииндивидуальныхтекстовотдельныхэкскурсоводов. Средиформальных,обязательныхтребованийкоформлениюконтрольноготекстаследуетуказатьнанеобходимостьтитульноголиста.Нанеговыносятсяназваниетуристско-экскурсионногоучреждения,организовавшегоподготовкуновойэкскурсии,наименованиееетемы,составтворческойгруппы,датаутверждениятекста. Требованияклюбомутексту:краткость,четкостьформулировок,необходимоеколичествофактическогоматериала(даты,цифры,факты,названия,фамилииидр.),наличиеинформациипотеме,обязательноеполноераскрытиетемы,хорошийлитературныйязык. Контрольныйтекствбольшинствебюросодержитхронологическоеизложениематериала,неотражаетструктурыэкскурсииинестроитсявмаршрутнойпоследовательности.Практическионявляетсятщательноподобраннымивыверенным(соссылкаминаисточники)материалом,изложеннымвсоответствиистребованияминаучности.Вконтрольныйтекствсоответствиистребованиямиметодическойразработкидолжныбытьвключенысодержаниевступительногословаизаключения,атакжелогическиепереходымеждуподтемамиэкскурсии.Вотличиеотиндивидуального,текставнеммогутсодержатьсяматериалы,связанныесобъектамииподтемами,невключеннымивмаршрутданнойэкскурсии. Индивидуальныйтексткаждыйэкскурсоводсоставляетсамостоятельнопослеознакомлениясобъектами,изучениялитературыидругихисточников,рекомендованныхпотеме.Приэтомониспользуетположения,фактическийматериаливыводы,которыесодержатсявконтрольномтексте. Основноеотличиеиндивидуальноготекстаотконтрольногосостоятвтом,чтоонотражаетструктуруэкскурсииипостроенвполномсоответствиисеемаршрутом.Материалразмещаетсявтойпоследовательности,вкоторойпоказываютсяобъекты.Индивидуальныйтекстделитсяначасти,каждаяпосвященаоднойизподтем.Построениевсехиндивидуальныхтекстоводинаково.Онисостоятизтрехчастой:вступления,основнойчастиизаключения. Вступлениеподразделяетсянаорганизационнуюиинформативнуючасти.Ворганизационнойэкскурсоводсообщаетсвоеимя,отчество,фамилию,называеторганизацию,проводящуюэкскурсию,знакомиттакжегруппусводителемавтобуса,называеттему,сообщаетмаршрут,продолжительностьэкскурсии,местоееокончания(гдежелающиемогутпокинутьавтобус),проводитинструктажоправилахповедениявавтобусе. Винформационнойчастиэкскурсоводкраткоизлагаетсодержаниеэкскурсии,называетнаиболеезначимыеобъекты,которыеувидятэкскурсанты,несколькоподтем,скоторымиихпознакомят.Вступлениенедолжнозаниматьболее5-7минут,иегорекомендуетсяпроводитьдоначаладвиженияпомаршруту. Вступлениедолжнобытьярким,лаконичным.Наэтомэтапеустанавливаетсяконтактсэкскурсантами,ониполучаютпервоепредставлениеобэкскурсоводе.Вступление-этоответственныймоментэкскурсии,которыйможетпредопределятьуспех,такинеудачуэкскурсовода.Ужевовремявовремявступленияопытныйэкскурсоводможетнащупатьточкивзаимопониманиясгруппой,вызватьксебеинтерескаккзнающемуспециалистуиинтересномучеловеку,чтоспособствуетуспешномупроведениюэкскурсии. Основнаячастьэкскурсиистроитсянасочетаниипоказаирассказаисостоитизотдельныхраскрываемыхнаразличныхобъектахподтем,соединенныхмеждусобойлогическимипереходами.Онидолжнывытекатьизсодержания,последующейподтемыипомочьперейтикизложениюследующей.Логическиепереходымогутноситьхарактеробобщения,сравнения,дополненияит.д.Удачныйлогическийпереходсвидетельствуетовысокомпрофессиональноммастерствеихорошейметодическойподготовкеэкскурсовода. Нередко,заканчиваяоднуподтемуипереходякобъектупоказадругой,экскурсоводыпользуютсяформальнымипереходами,которыенесвязаныссодержаниемэкскурсии.Например,«Сейчасмысвамипройдемдальшеиосмотрим...»«Атеперьмыпроедемкследующемупамятнику...».Такиеформальныепереходы,заменяющиесобойлогические,относятсякнедоработкамвэкскурсиях.Онинеспособствуютустановлениютеснойсвязимеждуотдельнымичастямиэкскурсии. Взаключительнойчастиэкскурсииподводятсяитогитому,чтоувиделиуслышалэкскурсант.Экскурсоводизлагаетвыводынотемевцелом,подчеркиваетосновное,какбыобобщаетвпечатленияэкскурсантов.Виндивидуальномтекстеэтозанимаетнеболееполутора-двухстраниц. Индивидуальныйтекстпредставляетсобойготовыйдля«исполнения»рассказ,вкоторомнеможетбытьсокращенийприизложенииисторическихсобытий,оценкеихзначения,ввыводахпоподтемам.Недопускаетсятакжеупоминаниефактовбезихдатировки,безссылокнаисточники,Втожевремятекстотражаетособенностируки«исполнителя». Посвоемусодержаниюобатекста–контрольныйииндивидуальный–совпадают.Аэтоозначает,чтоувсехэкскурсоводовбюро,освоившихданнуютему,экскурсии«стандартны»,т.е.одинаковыпосодержанию,совпадаютвоценкахисторическихсобытийифактов,ввыводахпоотдельнымподтемамипотемевцелом.Проводяанализодногоитогожеобъекта,экскурсоводыпоказываютирассказываютодноитоже.Вэтомсостоитсмыслконтрольноготекстакакобразца,которомуследуетподражать. Приодинаковомсодержанииэкскурсоводымогутиспользоватьразныеоборотыречи,могутизлагатьрекомендуемыефактывинойпоследовательности.Одноитожеположение,выдвинутоенесколькимиэкскурсоводамивсоответствиистекстомбюро,можетбытьраскрытонаразныхпримерах.Всеэтопридаетиндивидуальныеособенностикаждойэкскурсии,неменяяглавного–еесодержанияиидейнойнаправленности. Индивидуальныйтекстявляетсяосновойрассказаэкскурсоводаилипредставляетсобойготовыйдляисполнениярассказ.Индивидуальныйтекстсодержитполноеичеткоеизложениетого,чтоследуетрассказатьнаэкскурсии.Материалразмещаетсявтойжепоследовательности,вкоторойпоказываютсяобъекты,иимеетчеткоеделениеначасти.Каждаяизнихпосвященаоднойизподтемэкскурсии.Всечастииндивидуальноготекстастроятсяпоследующейсхеме:характеристикаобъекта;общийматериал,посвященныйопределенномупериодуистории,вцеломпогороду,району,краю;локальныйматериал,характеризующийконкретныесобытия,связанныесданнымобъектомилиместом;обобщенияивыводыпораскрываемойподтеме;логическийпереходкследующейподтеме. Основноеотличиеиндивидуальноготекстаотконтрольногосостоитвтом,чтоонотражаетструктуруэкскурсииистроитсявполномсоответствиисмаршрутомэкскурсии.Индивидуальныйиконтрольныйтекстысовпадаютпосодержанию,воценкахисторическихсобытийифактов,ввыводах,которыеделаютсяпоотдельнымподтемамипотемеэкскурсиивцелом. Ведь,находясьуодногоитогожезрительногообъекта,экскурсоводыпоказываютирассказываютодноитоже,ноделаютэтопо-разному.Поэтомуидентичноесодержаниевразныхиндивидуальныхтекстахможетпередаватьсяразнымиоборотамиречи,тоестьиметьразноесловесноенаполнение,можетизлагатьсясразличнойпоследовательностьюодинаковогоматериалврассказеи,наконец,можетподтверждатьсяразнымифактами.Кромеэтого,уэкскурсоводов,ведущихэкскурсиюнаоднуитужетему,можетбытьразнаястепеньэмоциональностиионимогут,находясьуодногоитогожеобъекта,использоватьразличныеприемыпоказаирассказа. Такимобразом,имеяодинконтрольныйтекствкачествеэталонасодержания,можнопостроитьнесколькоиндивидуальныхтекстов,вкоторыхнайдутотражениеособенностиречиэкскурсоводаиегоманераведенияэкскурсии. Индивидуальныйтекстследуетписатьот1лица,темсамымвыражаясвоюиндивидуальность. Дляудобствапользованияиндивидуальныйтекстрекомендуетсяперенестинакарточки,гдеполностьюиливкраткойформезаписываютсяданныеотобъекта,основныемыслирассказа,цитаты,историческиедаты.Покаждойподтемезаполняютсянесколькокарточек(обычнопочислуосновныхвопросов). Наличиеиндивидуальноготекстанеозначает,чтоонвесьдолжензаучиватьсянаизустьидоноситьсядоэкскурсантовдословно.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 479. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |