Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическая характеристика предприятия




 

Основным показателем деятельности предприятий общественного питания является товарооборот. Весь объем товарооборота складывается из оборота продукции собственного производства и оборота по реализации покупных товаров. В оценке деятельности предприятий общественного питания большое значение придается доле продукции собственного производства во всем товарообороте. Объясняется это тем, что основная задача общественного питания состоит в том, чтобы увеличивать объем продажи продукции собственного производства. Поэтому повышение ее удельного веса во всем обороте оценивается как положительный результат работы предприятия.

Основные показатели хозяйственной деятельности представлены в таблице 4. Находим следующие показатели:

Таблица 4 - Основные показатели хозяйственной деятельности  ООО «Кама - Сервис»

Показатели

2013г.

2014г.

2015г.

Отклонение 2015 г. от 2013 г.

абсолютное, тыс. руб. Темп прироста, %
1. Товарооборот, тыс. руб., в том числе 129020 142100 163000 33980 26,34
- по продукции собственного производства 98 700 126 000 140000 41300 41,84
- по покупным товарам 30320 16100 21300 -9020 -29,75
2. Валовой доход, тыс. руб. 31 990 35 680 48000 16010 50,05
3. Уровень валового дохода, % 24,8 25,1 29,44 4,64 18,71
4. Издержки обращения, тыс. руб. 25640 27 960 33000 7359,6 28,70
5. Уровень издержек обращения, % 19,8 19,5 20,24 0,44 2,22
6. Прибыль от реализации, тыс. руб. 6340,6 7720 15000 8659,4 236,57
7. Рентабельность. % 5 5,4 9,2 4,2 84,00
8. Численность обслуживающего персонала, чел. 15 15 15 0 0,00
9. Товарооборот на 1 работника, тыс. руб./чел. 8600,13 4470,3 10860,66 2260,53 26,28

В отчетном периоде в целом по предприятию товарооборот увеличился на 33980 тыс. руб. или на 26,34 %. При этом рост по товарам собственного производства составил 41300 тыс. руб. или 41,84 %, по покупным товарам товарооборот сократился.

К покупным товарам относится в основном безалкогольная продукция и отдельные виды кондитерских изделий. В 2015 году было налажено собственное кондитерское производство, что решило проблему снабжения ООО «Кама- Сервис».

Представленные данные показывают, что при положительной динамике издержек обращения (темпы роста 128,68 % в 2015 году к 2013 году), их уровень остается достаточно стабильным – примерно 19-20 % к товарообороту.

За анализируемый период издержки обращения увеличились по сумме на 7350,6 тыс. руб., а по уровню выросли на 0,44 % к товарообороту.

Абсолютная и относительная величина валового дохода в целом имеет положительный темп. Анализ прибыли свидетельствует об увеличении прибыли и рентабельности деятельности кафе в 2015 году, а значит, деятельность ООО «Кама- Сервис» в 2015 году была более эффективной.

По итогам анализа можно сделать вывод, что ООО «Кама- Сервис» относительно малое предприятие общественного питания, оно развивается и расширяется. ООО «Кама- Сервис» стремится расширить круг клиентов своего кафе за счет улучшения и расширения ассортимента продукции общественного питания, за счет предоставления сопутствующих услуг, а также используя различные способы реализации продукции, т.е. различные формы платы за готовую продукцию.

Исключительно важную роль в системе оценки результативности, деловых качеств предприятия и степени его надежности играют показатели прибыли и рентабельности. В прибыли аккумулируются все доходы, расходы, обобщаются результаты деятельности предприятия.

Проведем подробный анализ прибыли и рентабельности на примере ООО «Кама- Сервис» Для анализа воспользуемся Бухгалтерским балансом и Отчетом о финансовых результатах за 2013-2015 гг. (данные формы представлены в Приложениях Ж, З).

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. При анализе прибыли важную роль играет анализ влияния факторов (факторный анализ), представляющий собой методику комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.

Общеизвестно, что изменение прибыли от реализации продукции обусловлено изменением следующих факторов:

- объема реализации;

- структуры реализации;

- отпускных цен на реализованную продукцию;

- цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;

- уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Расчет влияния перечисленных факторов на прибыль ООО «Кама- Сервис»  представлен в таблице 6.

Таблица 6 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции  ООО «Кама- Сервис»

                                                                        

Показатель

2013 г.

 

2014 г.

 

2015 г.

 

2014 на объем про-даж 2015 Изменение (±) 2015 к 2014  
Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб. В0 129020 В0 142100 В1 163000 160288 20900
Полная себестоимость от реализации продукции (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220 Ф2), тыс. руб. S0 122679 S0 134380 S1 148000 147018 13620
Прибыль от реализации продукции (стр. 2200 Ф2), тыс. руб. П0 .6341 П0 7720 П1 15000 13270 7280

 

Сравнивая сумму прибыли, предшествующего года и условную, рассчитанную исходя из фактического объема и ассортимента продукции отчетного года, но при ценах и себестоимости базового, узнаем, на сколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции ( ):

= 13270 – 7720 = +5550, тыс. руб.

Чтобы найти влияние только объема продаж, умножим сумму прибыли базового года на процент прироста объема реализации в оценке по себестоимости или в условно-натуральном выражении и результат разделим на 100.

Прирост объема реализации составил: (147018-134380)*100 / 134380 = 9,4%

Влияние объема продаж на сумму прибыли ( ):

 = (7720 *9,4)/100 = +725,68 , тыс. руб.

Определим влияние структурного фактора:

5550–725,68= 4824,32, тыс. руб.

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической себестоимости реализованной продукции в отчетном году с условным показателем, рассчитываемым в ценах базового года:

 = 147018- 148000=- 982, тыс. руб.

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию устанавливается сопоставлением фактической выручки отчетного года с условной, которую предприятие получило бы за фактический объем реализации при ценах базового периода:

 = 163000 -160288 = 2712, тыс. руб.

Общее изменение суммы прибыли:

15000-7720 = 7280, тыс. руб.

В том числе за счет изменения:

Таблица 7 -Расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции

Фактор Обозначение Величина показателя, тыс. руб.
Объем продаж

725,68

Структуры товарной продукции

5550,00

Полной себестоимости

- 982,00

Цен реализации

2712,00

Совокупное влияние факторов

7280,00

 

Следует отметить, что наибольшее влияние на увеличение прибыли оказало изменение структуры товарной продукции.

Теперь, используя данные Отчета о прибылях и убытках, проведем факторный анализ рентабельности продаж, чистой рентабельности.

Отметим, что для анализа рентабельности продаж (R) можно использовать следующую факторную модель:

 

где П — прибыль от реализации продукции;

В — выручка от реализации продукции;

S — полная себестоимость.

При этом влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле:

ΔRВ = (В1S0) / В1 – (В0S0) / В0.

Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости составит:

ΔRS = (В1S1) / В1 – (В1S0) / В1.

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

ΔR = ΔRВ + ΔRS.

Используя данные табл. 2 и формулы, проведем факторный анализ рентабельности предприятия ООО «Кама- Сервис». Результаты факторного анализа рентабельности отразим в таблице 8.

Согласно таблице рентабельность продаж отчетного периода увеличилась по сравнению с рентабельностью прошлого периода на 4,2 %. Данное увеличение произошло под влиянием повышения цен на выпускаемую продукцию (0,12%).

Анализ прибыли свидетельствует об увеличении прибыли и рентабельности деятельности кафе в 2015 году, а значит, деятельность ООО «Кама-Сервис» в 2015 году была более эффективной.

Таблица 8– Факторный анализ рентабельности продаж ООО «Кама- Сервис»

Показатель

2013 г.

 

2014 г.

 

2015 г.

2014 на объем продаж 2015 Изменение (±) 2015 к 2014 тыс. руб.

Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб.

В0 129020 В0

142100

В1

163000

160288 20900

Полная себестоимость от реализации продукции (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220 Ф2), тыс. руб.

S0 122679 S0

134380

S1

148000

147018 13620

Прибыль от реализации продукции (стр. 2200 Ф2), тыс. руб.

П0 .6341 П0

7720

П1

15000

13270 7280

Расчетные данные

Рентабельность продаж, %

R

Изменение рентабельности %

Изменение рентабельности за счет факторов, %

2014 г. R0

2015 г.

R1

Изменение цены

RВ

Изменение себестоимости

RS

5,4

9,2

4,2

0,12

-0,08

                       

 

Располагая своими ресурсами, организация рассчитывает на получение желаемого результата. Но на практике не всегда реальный результат оказывается желаемым. Чтобы избежать такой ситуации целесообразно проводить при планировании своей деятельности факторный анализ финансовых результатов, с помощью которого можно более точно прогнозировать свою деятельность.

Грамотно проведенный анализ финансовых результатов предприятия позволит повысить обоснованность планирования и жесткости нормативов управления, дать оценку достоверности учета и оперативности контроля, а также будет способствовать обеспечению эффективной и бесперебойной организации деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 294.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...