Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы и этапы развития налогообложения




 

Каждый субъект хозяйствования при осуществлении операционной деятельности сталкивается с практикой налогообложения. Поэтому для успешного ведения бизнеса, не противоречащего действующему законодательству, необходимо четко понимать не только сущность этого понятия, но и вести грамотную политику фискального планирования.

Налогообложение – это слово, которое ранее дословно означало жертвоприношение, рабский труд и даже военные трофеи. Испокон веков государственная казна пополнялась всевозможными способами, не всегда гуманными. Каждый дееспособный гражданин просто обязан был отдать должное правительству за то, что он может зарабатывать на хлеб себе и своей семье на этой территории.

Но со временем правосознание в обществе росло, и государство пришло к пониманию более гуманных и регулируемых способов пополнения собственной казны. Поэтому сегодня налоги – это не только дань и укрепление государственного бюджета, это осознанное обязательство субъектов хозяйственной деятельности. Поэтому практически каждый из нас понимает, для чего он платит деньги в казну [24].

Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли одновременно с государством. В развитии налогообложения всех государств, принято выделять следующие основные периоды:

IV в. до н. э. – V в. н. э. – появляются налоги, начинает складываться механизм их взимания. Вначале они носят нерегулирующий характер, взимаются по мере необходимости в натуральной форме. По мере увеличения государственных расходов, налоги начинают взиматься в денежной форме, и регулярно увеличивается их размер. Постепенно они становятся основным источником доходов государства.

V–XVIII вв.: существуют определенные налоговые системы, которые запутаны и развиты крайне слабо. Налоги вводятся на определенный период в связи с необходимостью финансирования целевых затрат – взимаются одновременно, когда в казне заканчиваются средства. Большое внимание уделяется косвенному налогообложению, впервые вводятся акцизы с ввозимых и вывозимых товаров. Но сбор налога на данном этапе – вид предпринимательской деятельности: право сбора налога выкупается у государства отдельными гражданами. Налог становится главным источником формирования государственной казны.

Конец XVIII – конец XIXв.: происходит процесс юридизации налога, формируются принципы налогообложения, и предпринимается попытка сформулировать определения налогового платежа, происходят споры о месте налогов в системе государства. К середине XIX в. число налогов увеличено, и большое значение придается соблюдению юридической формы при введении и взимании налогов. Разрабатываются теоретические основы налогообложения. Налоги стали устанавливаться исходя из принципа всеобщности.

С начала XX в. – становление конструкций современных налоговых систем, основанных на научных принципах налогообложения. Ведущее место занимает прямое налогообложение. Данный этап характеризуется непрекращаемыми налоговыми реформами, направленными на поиски оптимальной налоговой системы [24] .

Необходимо отметить, что политические и экономические изменения неизбежно приводили и к изменению систем налогообложения. Процесс эволюции налогообложения условно можно разделить на 2 этапа:

1) акты о налогообложении, обеспечивающие защиту и признание прав только государства, основные принципы налогообложения – общеобязательность и безусловность, нормативные акты фиксируют право государства на изъятие определенной части собственности своих подданных по случаю возникшей необходимости;

2) акты о налогообложении начинают защищать права и интересы не только государства, но и обязанных лиц. На смену принципу безусловности приходят принципы законности, соблюдение прав налогоплательщика, соразмерности налогового бремени, справедливости.

Сегодня объект налогообложения – это любое имущество, с части стоимости, которого предприниматель или любое лицо, получающее прибыль, обязано уплатить государству. Несмотря на обязательность исполнения уплаты, в подавляющем большинстве случаев данная процедура носит добровольный характер, что говорит о высоком уровне правосознания современных граждан [18].

В основу современной мировой налоговой системы положены принципы налогообложения, которые разработал А. Смит и дополнил А. Вагнер. Шотландский экономист А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.) впервые сформулировал четыре основных правила налогообложения . Суть их состоит в следующем.

¾ Правило равномерности - подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке правительства по возможности соответственно тем доходам, которые получает каждый под покровительством правительства.

¾ Правило определенности, или известности - налог, который должен уплачивать каждый, должен быть определен точно, а не произвольно. Время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

¾ Правило удобства-налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика.

¾ Правило экономности - налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в казну государства[18].

В отличие от А. Смита, который считает, что налоги являются источником покрытия непроизводительных расходов государства, немецкий экономист А. Вагнер исходил из теории коллективных потребностей . В соответствии с этой теорией он дополнил принципы налогообложения, новыми принципами, в основу которых положил интересы государства. Предложенные принципы он объединил в четыре группы (рис. 2).

 

 

 


      Рисунок 2 –Группировка принципов налогообложения

 

В теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, которая сочетает в себе интересы, как государства, так и налогоплательщиков. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем развивалась и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения.

Так, например, разработанные в ХVII-ХIХ вв. и уточненные в ХХ в. с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформулированы в определенную систему. Данную систему принципов можно объединить в три направления налогообложения (Приложение В).

В Российской Федерации функционирует ряд принципов, которым данный экономический институт соответствует:

1. Всеобщность. Это значит, что казну обязаны пополнять все, как физические, так и юридические лица, соответствующие требованиям НК РФ. Никакого дискриминационного характера налогообложение не носит по определению.

2. Равенство. Налоговое бремя распределяется в соответствии с возможностями каждого субъекта и регулируется путем льгот.

3. Ясность. Трактуется законодательство непротиворечивым путем, поэтому каждый плательщик может найти необходимую для себя информацию в НК РФ.

4. Законность. Государство предусматривает ряд оснований, исходя из которых, лицо обязано выплатить долю прибыли в казну.

Нередко теоретики и практики налогообложения выделяют также и другие принципы: принцип федерализма, принцип плавности, принцип единства налоговой и финансовой политики, принцип равноправия субъектов Федерации в сфере налогообложения, принцип социальной направленности, принцип разделения законодательной и исполнительной ветвей власти и т.д. [15]. Неслучайно поэтому экономическая наука к настоящему времени так чётко и не определила принципы налогообложения.

Налогообложение – это процесс, который регулируется государственной политикой одновременно по нескольким направлением. Одним из таких является методика начисления налогового бремени на субъектов хозяйствовании, которая представляет собой динамику изменения фискальных ставок, которые могут колебаться в зависимости от изменения размеров бюджетной базы.

В данном аспекте налоги и налогообложение – это непрерывный процесс регулирования объемов казны. Итак, к фискальным методикам можно отнести следующие:

¾ Равная - означает, что на каждого субъекта хозяйствования накладывается идентичное относительно прочих бремя. В данный момент практически не используется, поскольку является устаревшей.

¾ Регрессивная - характерна уменьшением налоговой ставки в соответствии с ростом базы казны. Зачастую используется в том случае, если уровень бюджета зависит от четко установленной суммы, а не от уровня дохода населения.

¾ Прогрессивная - действует обратно от регрессивной, активно используется в РФ.

¾ Пропорциональная - характерна твердой ставкой и не колеблется в зависимости от динамики уровня дохода субъектов хозяйствования.

Подводя итоги вышеизложенному, необходимо отметить, что исторически основополагающими положениями налогообложения являются правила, разработанные А. Смитом и дополненные А. Вагнером. Современные принципы построения систем налогообложения объединяют в экономические, организационные и юридические направления. Важнейшим экономическим принципом налогообложения является принцип равенства и справедливости. При формировании налоговых систем должны применяться экономические, также организационные и юридические принципы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 352.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...