Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экономическое содержание, функции и признаки налоговСтр 1 из 10Следующая ⇒
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: Налогообложение субъектов малого предпринимательства на примере ООО «Кама- Сервис» г.Кирова
Руководитель: Ларинина Татьяна Ивановна, к.э.н., доцент
Допущен к защите «_____» ___________________ 2016 г. Зав. кафедрой _____________________________________
Великие Луки 2016 СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ. 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 6 1.1. Экономическое содержание, функции и признаки налогов. 6 1.2.Принципы и этапы развития налогообложения. 12 1.3. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства. 17 1.4. Нормативное регулирование по упрощенной системе налогообложения в РФ 21 2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ООО «КАМА-СЕРВИС». 25 2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия. 25 2.2. Экономическая характеристика предприятия. 32 2.3. Налоговая система и налоговая нагрузка предприятия. 38 2.4 Особенности начисления и уплаты единого налога по упрощенной системе налогообложения на предприятии ООО «Кама-Сервис». 42 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ООО «КАМА-СЕРВИС». 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 61 ПРИЛОЖЕНИЕ. 65
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса актуальны во многих странах, в том числе и в России, что связано с существующими противоречиями в налоговом законодательстве и его нестабильностью. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса зависят также от страны, от форм собственности, от льгот, которые предоставляются тем или иным видам деятельности предприятий малого бизнеса. В последнее десятилетие в России много говорится об исключительной важности малого бизнеса для развития экономики, формирования «среднего класса», обеспечения политической и социальной стабильности в обществе. В эти же годы принято немало законов, указов, постановлений и других нормативных актов, направленных на поддержку малого предпринимательства. Это не намного улучшило положение представителей малого бизнеса в России. И самая главная причина этому - непосильные налоги. Налоговая система является одним из важнейших элементов системы финансов любого государства, поскольку обеспечивает наполнение его бюджета. Многие страны, в том числе и Российская Федерация, столкнулись в последнее время с проблемой, когда предприятия стремятся использовать легальные методы уменьшения налоговых платежей. Это так называемая минимизация налогов, или налоговая экономия. В России данное явление больше известно под термином «оптимизация налогообложения», которое определятся как законный способ обхода налогов с применением всех допускаемых законом налоговых льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Для современного российского малого предприятия жизненно важным является проблема выбора наиболее экономически выгодного варианта налогообложения из предложенных современным налоговым законодательством, включая общий режим налогообложения и специальные режимы налогообложения (упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход), который позволяет оптимизировать налоговую нагрузку предприятия. Минимизация налогов является в настоящее время составной частью налоговых правоотношений, возникающих между налогоплательщиком и государством. Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в том, что малое предпринимательство является важным составным элементом рыночной экономической системы, малый бизнес придает экономике должную гибкость, мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения, несет мощный антимонопольный потенциал, обеспечивает освоение новых перспективных производств. Актуальность проблем, связанных с оптимизацией налогообложения, определяется стремлением предприятий обеспечить собственную конкурентоспособность, финансовую стабильность и возможности дальнейшего роста. В настоящее время, наверное, не существует человека, не пользующегося услугами ресторанов, баров, кафе. В данной сфере действует огромное количество организаций и индивидуальных предпринимателей, различающихся между собой по типам предприятий, по видам услуг, а также по масштабам своей деятельности: от мелких закусочных – до ресторанов класса люкс. Все эти заведения входят в так называемую систему общественного питания, которая должна подчиняться специальным правилам и соответствовать определенным требованиям. Целью исследования выпускной квалификационной работы является изучение налогообложения на малом предприятии общественного питания ООО «Кама-Сервис». В соответствии с поставленной целью исследования определены следующие задачи: - изучить теоретические аспекты и нормативное регулирование налогообложения субъектов малого предпринимательства; - изучить организационно-экономическую характеристику ООО «Кама-Сервис»; - исследовать особенности налогообложения для выбранного малого предприятия; - рассчитать налоговую нагрузку для выбранного предприятия; - предложить оптимизацию налоговой нагрузки для выбранного предприятия. Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Кама-Сервис» Предметом исследования являются теоретические, методические и практические положения и закономерности, связанные с налогообложением малого предприятия. Теоретической и методологической базой исследования явились труды российских и зарубежных ученых по особенностям налогообложения малого предприятия. В ходе исследования использованы следующие методы: графический, системный, сопоставления, группировок, факторный др. Информационной базой исследования послужили данные о финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия ООО «Кама- Сервис». Данная дипломная работа состоит из 3-х глав. В первой главе рассматриваются экономическое содержание, функции и признаки налогов, принципы и этапы развития налогообложения. Также особенности налогообложения и нормативное регулирование субъектов малого предпринимательства и. Во второй главе исследуется особенности начисления и уплаты единого налога по упрощенной системе налогообложения на исследуемом предприятии. На примере выбранного предприятия производятся расчеты налоговой нагрузки при существующем режиме налогообложения. В третьей главе осуществляются теоретические разработки путей оптимизации налоговой нагрузки. В заключении работы приводятся сделанные в соответствии с поставленными целями выводы. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Экономическое содержание, функции и признаки налогов
Современные авторы не дают однозначного определения налогов. Зачастую смешиваются понятия «налоги» и «налогообложение», «налоговый платеж» и «налоговое обязательство», «налоговое бремя». Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами денежных средств с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций..[2]. Как отмечал Ж. Прудон: «в сущности, вопрос о налоге есть вопрос, о государстве». Теория налога и практика налогообложения развивались вместе с теорией государства и практикой его функционирования. Одновременно налоги были и остаются основообразующими источниками государственных доходов . По мнению А. А. Соколова - один из виднейших русских теоретиков в области финансов и права начала XX века.: «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента» . А. А. Исаев (российский и советский экономист, статистик и социолог) считает, что: «Налоги - обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления». Экономист и статистик И. И. Янжул высказал свое мнение следующим образом: «Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек» . Впервые экономическая сущность была исследована в работах Давида Риккардо, последователя Адама Смита. Он писал, что налоги составляют ту долю труда и продукта страны, которая идёт на пополнение доходов бюджета и они всегда уплачиваются из доходов страны . Например, профессор Родионова считает, что экономическая сущность налогов – это денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами в процессе уплаты налогов. Наиболее распространенной точкой зрения является понимание экономической сущности, как изъятие государством определенной части ВВП в виде обязательного взноса. Исторические направления основных теоретических представлений сущности налогов приведены Приложении А. [24] В соответствии с Налоговым кодексом под налогомпонимается обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований [1]. Налог– это одно из основных понятий финансовой науки. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление. Он представляет собой обязательный, принудительный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований. Обязательность, принудительность и безвозмездность являются признаками налога (рис. 1).
Рисунок 1 – Основные признаки налога
1. Обязательный взнос: налоги уплачиваются в принудительном порядке, силой государства (с помощью правоохранительных и налоговых органов); 2. Индивидуальная безвозмездность, т.е. государство, когда получает налоги в бюджет, не принимает на себя каких-либо встречных обязательств перед налогоплательщиком и не должно что-либо сделать в его пользу; 3. Отчуждение денежных средств, т.е. переход права собственности от налогоплательщика государству; 4. Направленность на финансирование деятельности государства любого уровня. 5. Легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций. Налоги как экономическую категорию следует рассматривать с точки зрения их места в экономической системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплательщиков) [26]. Экономическая сущность налога заключается в определении источника обложения (дохода, капитала) и иного влияния, которое налог оказывает на гражданина, юридическое лицо и в целом на народное хозяйство как единое целое. Экономическая сущность налогов проявляется через их функции. Функции налогов заложены в их сущности, проявляющейся в способе действий или непосредственно через их свойства. Фискальная функция налога распространяется на все физические и юридические лица, которые согласно действующему налоговому законодательству обязаны платить налоги. Распределительная функция заключается в том, что с помощью налогов государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Стимулирующая функция налогов - система налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Контрольная функция налогов проявляется в проверке эффективности хозяйствования и в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Исследования в развитых зарубежных странах показывают, что между кейнсианской и неоклассической школами идет ведутся споры о том, какую роль играют налоги в экономике их стран. Представители кейнсианского направления считают, что налоги – это самый важный инструмент государственной политики, поэтому они выполняют регулирующую роль. Неоклассические школы считают, что государственное регулирование должно быть минимальным, а налоги – это только фискальный инструмент. В России в настоящее время используется следующая группировка функций налогов (Приложение Б). Наиболее распространенными точками зрения являются выделение двух функций налогов: 1. Фискальная – происходит формирование денежных фондов государства в целях его материального обеспечения; 2. Регулирующая – налоги используются в качестве важнейшего финансового регулятора всех распределительных процессов в обществе, которые воздействуют на состояние экономики в целом [24]. Социально-экономическая природа налогов, их назначение и влияние на экономическую и политическую жизнь государства определяются государственным строем и политикой, проводимой властью. Налоги с социальной точки зрения являются средством эксплуатации общества и по своей сути выступают одним из элементов грабежа (безвозмездно изымается часть дохода). Особенно это характерно в условиях возрастания налогового бремени (увеличение числа налогов, расширение круга налогоплательщиков, расширение налоговой базы, повышение налоговых ставок и т. д.). С точки зрения формирования бюджетов, налоги являются экономической составляющей, обеспечивающей решение задач, возлагаемых на государство, а именно: —удовлетворение общественных потребностей на содержание аппарата управления, органов безопасности, обороны, правопорядка, решение социальных проблем и т. д.; —регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования и развитие инфраструктуры; —решение вопросов освоения новых технологий, программ и производств; —обеспечение международных договорных обязательств и т.д. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определен субъект налога (налогоплательщик) и элементы налога. В налогах, как экономической категории, можно выделяют ряд элементов, без которых налог не может считаться установленным. Элементы налога отражают его социально-экономическую сущность, которая определяет условия налогообложения, организацию, порядок исчисления и изъятия налога. Основными элементаминалога являются: ¾ объект (предмет) налогообложения - это имущество, прибыль, доход, стоимость работ или услуг, с которых в соответствии с законом взимается налог (сбор, госпошлина); ¾ налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта (предмета) налогообложения; ¾ источник налога - доход субъекта налога, из которого вносится оклад налога (взимается налог); ¾ налоговая ставка - размер налога или величина налогового исчисления на единицу измерения налоговой базы.; ¾ налоговый оклад - сумма налога, исчисляемая на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в соответствующий бюджет; ¾ единица (масштаб) налога - единица измерения объекта (предмета) налога, принятая за основу для начисления оклада налога и выраженная в рублях, тоннах, килограммах, квадратных метрах и других единицах измерения; ¾ сумма налога - сумма налога, уплачиваемая субъектом налога с объекта (предмета) обложения ; ¾ налоговая льгота - снижение размера налогообложения или предоставление субъекту налога преимущества по отношению к другому плательщику налога; ¾ налоговый период - календарный год или иной период времени, по окончании которого исчисляется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет; ¾ порядок и сроки уплаты налога - срок, в который уплачивается налог. Он оговорен в законе; за его нарушение автоматически взимается пеня независимо от вины нарушителя срока внесения налогового платежа [18]. Элементы налога составляют структуру налога, которая характеризуется: —зависимостью экономики (бюджета) от налогов на различные виды доходов; —влиянием налогов (сборов) на доходы субъектов налога; —зависимостью колебания цен на товары (продукты) от налогов (сборов); —зависимостью колебания самих налогов (налоговых ставок) от изменения параметров элементов налога и т. д. Подведя итоги, можно сказать, что налог – обязательный, безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж. Данный платеж уплачивается организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Он является одновременно экономической, финансовой и правовой категорией. Налог характеризуется основными признаками и элементами. Сущность налогов в условиях формирования рыночных отношений проявляется через фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 532. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |