Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 20 страница




В Положении указываются учреждения, проводящие обязательную государственную геномную регистрацию; основания для ее проведения; виды бланков информационных карт; правила получения, учета, хранения, использования, передачи и уничтожения биологического материала и другие необходимые организационные меры.

Реализация данного Постановления осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных для Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний на указанные цели <1>.

--------------------------------

<1> Куликов В. Гены и злодейство // Рос. газ. 2011. 19 окт. N 234; Злодеи и ДНК // Рос. газ. 2011. 20 окт. N 236.

 

Министерство юстиции РФ и Министерство внутренних дел РФ подписали совместный Приказ, который утверждает Положение об оперативном обмене информацией <1>. Данный документ способный решить дальнейшую судьбу осужденного: сидеть ли ему еще какой-то срок, или уже можно выйти на свободу.

--------------------------------

<1> Приказ Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. N 178/851 "Об утверждении Положения об оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании".

 

Новое Положение регламентирует взаимодействие между ФСИН России и МВД России. Ранее для решения этих вопросов требовались многие согласования.

Очень важно, совместный Приказ позволяет обмениваться информацией не только о тех, кто находится в местах лишения свободы и которые надеются выйти на свободу по решению о помиловании. Сотрудники ФСИН России зачастую очень нуждаются в дополнительной информации о своих осужденных с места жительства или работы, об их родственниках, друзьях, оставшихся возможных подельниках. Также и полицейским необходима информация об освободившихся и вернувшихся домой бывших заключенных, чтобы своевременно поставить их на оперативный учет, а если надо, взять под наблюдение. Еще важнее своевременная информация о тех бывших заключенных, кто не приехал в заявленное место пребывания. Контроль над такой категорией граждан, считают в полиции, важная профилактическая мера <1>.

--------------------------------

<1> Фалалеев М. Можно ли помиловать // Рос. газ. 2012. 10 окт. N 233.

 

В целях обеспечения реализации требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных при их автоматизированной обработке и определения порядка выполнения мероприятий по защите персональных данных, содержащихся в информационных системах органов внутренних дел Российской Федерации, Приказом МВД России была утверждена соответствующая Инструкция <1>.

--------------------------------

<1> Приказ МВД России от 6 июля 2012 г. N 678 "Об утверждении Инструкции по организации защиты персональных данных, содержащихся в информационных системах органов внутренних дел Российской Федерации".

 

Огромная база данных о гражданах имеется не только в правоохранительных органах. Так например, в Пенсионном фонде РФ - около ста миллионов граждан. Кроме детей в этой базе все. Огромная база данных в налоговой инспекции, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

 

Оперативно-розыскная информация

об организованной преступной деятельности

 

1. Наиболее ответственен первоначальный этап получения оперативно-розыскной информации, когда появляются сведения (о конкретных лицах, группах, фактах) специфического содержания. Набор этих сведений не постоянен, чаще всего в первичной информации фигурируют различные сочетания фактов. О них может быть известно оперативным аппаратам, населению, по ним может вестись журналистское расследование, могут публиковаться сообщения в средствах массовой информации, но еще нет оперативно-тактической констатации признаков организованной преступной деятельности. Фактически оперативные аппараты по борьбе с организованной преступностью сталкиваются с мало познанными явлениями, не получившими в теории и практике достаточно детальной интерпретации. Во многих случаях эти явления не охватываются накатанными индивидуальными программами отбора информации, которые годами складывались в профессиональном сознании оперативных работников и негласных сотрудников, и базируются на категориях общественной опасности деяний, знании элементов и характеристик составов преступлений. Многие же признаки организованной преступности базируются на специфических правилах преступной среды и культивируемых в ней отношениях. В силу этого достижение целей получения первичной информации можно обеспечить на нескольких направлениях:

1) путем изучения образа жизни, связей, рода деятельности рецидивистов, ранее судимых, лиц, взятых в оперативную проверку, т.е. тех, кто составляет преимущественный контингент лиц, состоящих на учете (это направление привычно, оно организационно отработано, в частности в блоке взаимодействия разных служб органов внутренних дел);

2) путем анализа и дополнительного изучения сигналов о незаконных поставках: приобретении сырья, оборудования, подозрительных финансовых операциях (в таких ситуациях также сразу очерчивается круг конкретных лиц, деятельность которых необходимо проверять, и круг задач, на решение которых следует направлять проверки);

3) путем взятия под наблюдение должностных лиц по сигналам о признаках коррупции (наблюдение направлено на определение ее масштабов, сообщников и механизма);

4) анализом и обобщением данных о преступлениях, которые совершались серийно с участием одних и тех же лиц, что позволяет предполагать о функционировании преступной организации (такие данные могут быть рассредоточены в уголовных делах, делах оперативного учета, "отказных" материалах, письмах граждан);

5) анализом и оперативной проверкой фактов, устанавливаемых журналистским расследованием, которое также ведется вокруг конкретных лиц и фактов. В этом варианте непосредственные и опосредованные (через других журналистов) контакты с авторами публикаций могут "вывести" на ценные источники информации, на конкретных лиц, с которыми могут быть установлены конфиденциальные отношения и с помощью которых начата углубленная оперативная проверка.

Как видим, те традиционные программы получения информации, которые используются в обычном оперативном поиске (выявлении лиц и фактов, представляющих оперативный интерес), дополняются новыми признаками, новыми источниками информации <1>. Министерства и ведомства РФ обязаны оказывать органам внутренних дел, иным органам, осуществляющим ОРД, необходимую помощь в формировании коллекций предметов, образцов веществ и материалов, создании каталогов и иных справочных данных.

--------------------------------

<1> Приказ МНС России от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96 "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов".

 

Сроки нахождения лиц, предметов и событий на соответствующем виде учета, порядок их постановки на тот или иной учет и снятия с него регулируются подзаконными ведомственными нормативными актами оперативно-розыскных ведомств. При этом ни одно лицо не может быть поставлено на учет органами внутренних дел без наличия достаточных к тому оснований. Таким основанием для постановки на профилактический или иной вид учета органов внутренних дел служит наличие задокументированных фактов противоправной деятельности, исчезновения либо обнаружения лица (протокольные материалы, уголовные или розыскные дела, дела по установлению личности и др.). Все учеты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, формируются и размещаются с соблюдением условий, исключающих несанкционированный доступ к информации, содержащейся в них, посторонних лиц.

Правом обращения к учетам органов внутренних дел для получения необходимой информации обладают должностные лица правоохранительных и других органов в пределах своей компетенции. Сведения, полученные сотрудником правоохранительных органов при обращении к учетам, могут быть использованы только для ведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий либо в ходе судебного рассмотрения уголовного или гражданского дела.

2. Для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, органы внутренних дел могут заводить дела оперативного учета. В МВД России ведутся следующие дела оперативного учета:

1) предварительной оперативной проверки;

2) оперативное;

3) оперативно-поисковое;

4) розыскное.

Приведенный в п. п. 1 - 6 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД перечень оснований для заведения дел оперативного учета - общий для всех оперативных аппаратов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Ведомственными нормативными правовыми актами эти основания детализированы для каждого конкретного вида дел оперативного учета.

Дело предварительной оперативной проверки заводится на лицо (группу лиц), достигшее установленного законом возраста уголовной ответственности, для подтверждения достоверности первичной информации, сбора дополнительных сведений о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, обнаружения признаков преступления. Дело заводится только по фактам, проверка которых требует проведения ОРМ.

Оперативное дело заводится на лицо (группу лиц), достигшее установленного законом возраста уголовной ответственности, обоснованно заподозренное в подготовке или совершении преступления, пресечение и раскрытие которого связано с необходимостью проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий, сбора и анализа большого количества информации.

Оперативно-поисковое дело заводится по факту нераскрытого преступления, если лицо (группа лиц), совершившее это преступление, при проведении неотложных следственных действий и первоначальных оперативно-розыскных мероприятий установлено не было.

Розыскное дело заводится для установления местонахождения лица, пропавшего без вести или скрывшегося от следствия и суда.

Порядок ведения дел оперативного учета определяется ведомственными нормативными актами МВД России. Сам факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов гражданина. Однако в процессе производства по такому делу эти права могут быть ограничены, но лишь при условиях и на основаниях, предусмотренных ст. 9 Закона об ОРД.

3. Производство по делам оперативного учета представляет собой проведение комплекса ОРМ, перечисленных в комментируемом Законе, для решения задач ОРД, если другими силами, средствами и методами решить эти задачи невозможно либо крайне затруднительно. Таким образом, наличие оснований, предусмотренных п. п. 1 - 6 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД, не является обязательным требованием для заведения дела оперативного учета.

Правовым основанием для заведения дела оперативного учета служат решения соответствующих исполнителей и их руководителей, перечень которых определяется ведомственными нормативными актами МВД России.

На каждое заведенное дело оперативного учета составляются установленные ведомственными нормативными актами учетно-регистрационные документы.

4. В процессе ведения дел оперативного учета собираются, систематизируются и закрепляются фактические данные, которые после соответствующего уголовно-процессуального оформления могут быть использованы для подготовки и принятия следственных и судебных решений, проведения последующих оперативно-розыскных мероприятий. Такими данными являются:

1) факты, относящиеся к событию преступления (время, место, способ и другие обстоятельства) либо свидетельствующие о причастности лиц (лица), на которых заведено дело оперативного учета, к подготовке или совершению противоправного деяния;

2) обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность;

3) сведения о характере и размере ущерба, причиненного лицами, на которых заведено дело оперативного учета: о местонахождении орудий преступления, предметов преступного посягательства и нажитых преступным путем ценностей; о причинах и обстоятельствах, способствовавших совершению противоправного деяния.

Полученные фактические данные отражаются в различных оперативных документах, которые концентрируются в делах оперативного учета.

5. Дело оперативного учета прекращается, если:

а) истекли сроки его ведения, которые устанавливаются ведомственными нормативными актами МВД России;

б) выявлено, предупреждено, пресечено или раскрыто преступление, а также выявлены и установлены лица, его подготавливающие, совершающие или совершившие;

в) разысканы лица, скрывающиеся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющиеся от уголовного наказания или пропавшие без вести.

Дело оперативного учета прекращается и в случае установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения задач оперативно-розыскной деятельности. К ним, в частности, относятся:

1) разобщение преступной группы, сформировавшейся с преступными целями, и отказ членов этой группы от совершения подготавливаемого преступления, для пресечения которого было заведено дело оперативного учета, если фактически совершенные ими деяния не содержат состава иного преступления;

2) смерть лица, на которого было заведено дело;

3) пребывание его в условиях, исключающих возможность совершения подготавливаемого преступления (арест, осуждение к лишению свободы по уголовному делу, не связанному с материалами дела оперативного учета, тяжелая и продолжительная болезнь и др.), для пресечения которого было заведено дело оперативного учета, если фактически совершенные им деяния не содержат состава иного преступления;

4) неподтверждение данных, на основании которых заведено дело оперативного учета, или отсутствие в них признаков состава преступления;

5) акт амнистии, если он устраняет применение наказания за преступные деяния лица, на которого было заведено дело оперативного учета.

Министерство внутренних дел в борьбе с преступностью старается применить самые новые технологии. Запуск в ноябре 2003 г. универсальной космической платформы "Ямал" позволил получать для МВД России самую разнообразную информацию, например о подпольных врезках в нефтепроводы; нелегальной миграции; контрабанде и др. "Электронная карта", применяемая с октября 2003 г. в подмосковном городе Королеве, уже способствовала раскрытию ряда преступлений по горячим следам.

"Система слежения за патрульно-постовыми автомобилями позволяет направлять в нужную точку в кратчайшее время автомобиль при обнаружении преступников. Электронная карта города позволяет рассматривать ситуацию в разных масштабах, вплоть до видения отдельно стоящего здания". Четыре видеокамеры, расположенные в Москве на выезде на Ярославское шоссе и в криминогенных зонах (рынок, торговые точки), позволяют не только наблюдать за правопорядком, но и эффективно бороться с угонами. Камеры наблюдения считывают номерные знаки и сверяют их с 14 видами баз данных, подавая сигнал в дежурную часть. В штаб-квартире Центра управления полетами и ракетно-космического комплекса "Энергия" уже внедряются научные методы борьбы с преступностью. Первые шаги были сделаны в Омской, Тюменской, Пермской областях и в г. Москве. Пока при помощи системы спутникового слежения сотрудники МВД контролировали движение машин служб инкассации, перевозку ценных и опасных грузов (и по железной дороге), поддержание правопорядка в дачных поселках, а также при борьбе с угонами. Тенденция планомерного осуществления космической программы МВД будет продолжаться и дальше <1>.

--------------------------------

<1> Михайлов А. Мне сверху видно все // Рос. газ. 2003. 21 окт. N 211.

 

С мая 2003 г. в Санкт-Петербурге начала действовать Единая система общественной безопасности (ЕСОБ), главная задача которой - объединение усилий силовых структур и подразделений по обеспечению безопасности в северной столице. Региональная ЕСОБ в Санкт-Петербурге создана в рамках федерального проекта организации на территории РФ "Системы оперативного контроля состояния объектов и ресурсов", предусмотренного программой "Электронная Россия". Действующая система общественной безопасности способна помочь решению многих серьезных проблем, начиная от проведения антитеррористических мероприятий, завершая раскрытием краж из квартир и угонов автомобилей. Созданная на нашей отечественной базе система призвана решить важные задачи для обеспечения безопасности, как всего государства, так и каждого гражданина". Эта система создается в рамках проекта организации на территории страны федеральной системы оперативного контроля всех значимых объектов и ресурсов.

Технологическая основа ЕСОБ - комплексная радиопеленгационная система безопасности ARKAN, созданная отечественной компанией "БалтАвтоПоис" для точного определения координат и состояния контролируемого объекта, обеспечения охраны и слежения за местоположением и состоянием различных объектов - стационарных и мобильных, таких как автомобили ГУВД, городской автотранспорт, машины "скорой помощи", пожарные и аварийные бригады. Сеть радиопеленгации принимает радиосигналы от оборудованных радиомаяками объектов и передает их на диспетчерский пульт управления, откуда и осуществляется мониторинг контролируемых объектов. Местоположение подвижных объектов определяется с вероятностью 0,95, а емкость системы составляет 50000 объектов с одновременным сопровождением 1000 единиц <1>.

--------------------------------

<1> Широков Е. Всевидящее око северной столицы // Рос. газ. 2003. 29 мая. N 101.

 

С марта 2004 года начал функционировать полный банк данных автотранспорта, находящегося в российском и международном розыске, либо ввезенных контрабандой и не прошедших на границе законное растаможивание, созданный МВД России и ФТС России. В новую базу также будет поступать информация об угонах из всех подразделений органов внутренних дел, с таможенных постов и по линии российского бюро Интерпола. Теперь через несколько секунд сотрудники ГИБДД и таможенных органов могут получить ответ, где, когда и кем был приобретен автомобиль, уплачены ли за него все таможенные платежи, и не числится ли за ним какой-то криминальной информации <1>. Для розыска угнанного автотранспорта с января 2004 года начала использоваться система "Поток-М" позволяющая проводить проверку движущихся автомобилей по информационной базе угнанного и похищенного транспорта в автоматическом режиме. Помимо угонов машины также проверяются и по другим параметрам - таможенной базе, по административным нарушениям и на предмет, если машина и ее водитель фигурируют в протоколах ДТП и скрылись с места происшествия <2>.

--------------------------------

<1> Зыкова Т. Приехали // Рос. газ. 2004. 28 фев. N 40.

<2> Аширова Э. Противоугонный "Поток" // Рос. газ. 2004. 25 июня. N 134.

 

В 2005 году в налоговой службе начала функционировать база данных, в которой воедино сведены наиболее типичные схемы уклонения от уплаты налогов, т.к. в середине 90-х годов до 95 процентов предприятий использовали десятки и даже сотни различных схем по уклонению от налога на прибыль. Эта база предназначена только для служебного пользования <1>.

--------------------------------

<1> Зыкова Т. Теперь у всех свои "черные списки" // Рос. газ. 2004. 2 июля. N 140.

 

В соответствии с ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1> еще в 2002 году появилась необходимость создания информационного ресурса. Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. N 186 было утверждено Положение <2> "О создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации". Основное назначение такого банка - создание инструмента, позволяющего государству контролировать миграционную обстановку, иметь аналитическую информацию для выработки управленческих решений, а также прогнозировать развитие миграционного процесса. Вторая цель - обеспечить контроль за тем, как иностранцы выполняют требования российского законодательства. В первую очередь не нарушают ли они порядок пребывания в России. И принимать адекватные меры как в отношении иностранных граждан, нарушающих наше законодательство, так и в отношении россиян, нарушающих права и свободы иностранцев на территории России. Главный источник информации для этого банка - пограничная служба, которая фиксирует факт пересечения границы. Кроме того, будет поступать информация от министерства иностранных дел о выданных визах на въезд, а также от органов внутренних дел, выдающих приглашения на въезд иностранных граждан в Россию.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ред. от 06.12.2011).

<2> Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. N 186 "Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (ред. от 10.03.2009).

 

Основные учетные данные вносятся в объеме миграционной карты. Кроме того, в информационную систему будут заносить данные о месте пребывания (регистрации), о разрешении на трудовую деятельность, а также информацию об изменениях статуса иностранца. Ответственность за создание банка, сбор информации и бесперебойную эксплуатацию всего комплекса несет Федеральная миграционная служба. А пользоваться собранным материалом будут центральные и региональные органы государственной власти, в том числе Центробанк, Счетная палата, Центризбирком, а также Генеральная прокуратура <1>.

--------------------------------

<1> Смольякова Т. Иностранцев поставят на учет // Рос. газ. 2005. 14 апр. N 76.

 

Главное управление Федеральной службы судебных приставов <1> по Москве в октябре 2005 года объявило о создании специальной базы данных имущества должников. В эту базу, формируемую судебными приставами столицы совместно с Российским фондом федерального имущества, вносить все акты описи и ареста имущества. Кроме того, в Российский фонд федерального имущества передано более пятисот уведомлений о готовности к реализации арестованного имущества более чем на миллиард рублей. В связи с тем что многие должники стараются скрыть свое наиболее ценное имущество, службе судебных приставов приходится заниматься и розыском <2>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (ред. от 06.12.2011); Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" (ред. от 05.05.2010).

<2> Орлов П. В розыск объявлена дача // Рос. газ. 2005. 3 нояб. N 248.

 

В конце 2005 года российские правоохранительные органы запустили грандиозный проект "Единый правовой портал", который размещен по электронному адресу www.112.RU. Он открывает доступ рядовым пользователям Интернета ко многим сведениям МВД, ФСБ, Федеральной налоговой службы и других ведомств.

На сайте работают большое количество сервисных страниц правоохранительных органов. "Найденные дети" - принципиально новый информационный ресурс. С его помощью можно в кратчайшие сроки вернуть в семью пропавших несовершеннолетних. Теперь, как только сотрудники полиции обнаружат беспризорного ребенка, они тут же передадут информацию о нем вместе с его фотографией в базу данных. Все это в считанные секунды появится в открытом доступе на сайте.

Еще один ресурс - "Паспортная проверка" - позволит проверить личность человека, например при приеме на работу. Достаточно внести номер и серию документа, и потом на ваш электронный адрес придет письмо, числится ли документ среди недействительных, похищенных или утерянных. Кроме того, на сайте хранятся база лиц, находящихся в розыске, размещены список и фотографии исчезнувших предметов искусства. С помощью портала можно обратиться с вопросом или заявлением к силовым структурам, и это обращение будет доставлено в соответствующее ведомство в кратчайшие сроки. Можно оформить справку, например, для получения загранпаспорта. А также можно узнать телефон и адрес ближайших подразделений полиции, ФСБ, МЧС, миграционной, налоговой и таможенной служб и других ведомств.

С 2007 года ФСКН России каждое задержание наркокурьера, изъятие партии наркотиков, способы их доставки и производства, а также другие сведения, напрямую касающиеся этой большой для страны проблемы, заносятся не только в протоколы и отчеты, но и накапливаются в едином банке данных. Новую аналитическую информационную систему назвали "Наркоконтроль". Помимо криминальных данных, поступающих от правоохранительных структур, в едином банке аккумулируется информация о лицензиях, выданных минэкономразвития компаниям, которые легально ввозят в Россию наркотикосодержащие, психотропные вещества и прекурсоры. Лица, злоупотребляющие наркотиками и осужденные за наркопреступления, также будут фиксироваться в электронном досье. В общей сложности в "Наркоконтроль" стекаются различные данные из 13 федеральных министерств и ведомств.

Основной обмен информацией будет происходить между правоохранительными структурами, которые непосредственно занимаются борьбой с наркопреступлениями, - МВД России, ФСКН России и ФСБ России. Эти ведомства утвердили совместную инструкцию, которая регулирует порядок пополнения базы данных. Разработчики антинаркотической программы предусмотрели многие детали. В том числе возможность обработки информации независимо от того, в каком формате она записана. Сведения можно присылать даже на бумаге.

Доступ к антинаркотической базе строго ограничен. Получить информацию оттуда можно только по письменным запросам. Это касается не только коллег из других правоохранительных структур, но и сотрудников ФСКН России. Как считают в ФСКН России, такая жесткая регламентация позволит исключить несанкционированный доступ к банку данных <1>.

--------------------------------

<1> Шаров А. Черкесов перепишет наркоманов // Рос. газ. 2007. 14 марта. N 51.

 

За рубежом

 

Средства массовой информации пишут, что американскими биохимиками было установлено, что каждый человек обладает индивидуальным запахом. Теперь доказано, что формируется он на генетическом уровне. И замаскировать его практически невозможно. Полученные учеными данные показывают, что индивидуальный запах, как и отпечатки пальцев, может быть использован в качестве методов установления личности <1>.

--------------------------------

<1> Богданов В. Преступника вычислят по запаху // Рос. газ. 2009. 16 июня.

 

Западные СМИ сообщили, что, используя ДНК-анализы, американский профессор Марк Шрайвер из университета Пенсильвании научился составлять особые генетические карты, которые на молекулярном уровне позволяют реконструировать степень пигментации кожи человека, а также черты его лица.

Благодаря новой технологии удалось составить своеобразный фоторобот серийного убийцы из США Дерека Тодда Ли. Его много лет разыскивали за убийства семи женщин. Сначала полиция исходя из свидетельских показаний - разыскивала светлокожего преступника. Однако эксперты настояли на розыске афроамериканца. И не ошиблись. В итоге он был арестован и приговорен к смертной казни <1>.

--------------------------------

<1> Богданов В. Портрет преступника на волоске // Рос. газ. 2009. 19 фев. N 28.

 

Идентификация личности методом ДНК-анализа успешно используется в Великобритании, США, Канаде и ряде других стран. Так, в США с 1994 года действует закон об идентификации по ДНК, предусматривающий забор генетических материалов у преступников и подозреваемых, и перешли на всеобщую биометрическую регистрацию своих граждан. ФБР приступило к созданию специального биометрического банка данных с целью получения биометрических данных на максимально большое число жителей всей Земли.

В Великобритании национальная база ДНК-профилей содержит порядка 4,5 миллионов генотипов правонарушителей, и с помощью этих данных еженедельно раскрывается до 2 тысяч преступлений <1>.

--------------------------------

<1> Шкель Т. Сам себя выдает // Рос. газ. 2008. 1 июля. N 139.

 

В Германии в 1998 году принят закон об идентификации личности с помощью анализа ДНК, предписывающий брать образцы ДНК у подозреваемых в совершении преступлений. Закон позволил полиции создать генетические базы данных преступников, где хранится около 1 миллиона проб. Активно собираются биометрические данные, в частности, в муниципалитетах, что позволяет широко внедрять систему автоматического контроля.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...