Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 страница




В дальнейшем в целях освобождения полиции от выполнения несвойственных ей функций в 1811 г. из состава МВД было выделено Министерство полиции, которое в 1819 г., не оправдав возложенных на него надежд, было упразднено, и все функции управления полиции были возвращены МВД <1>.

--------------------------------

<1> В период существования Министерства полиции капитану-исправнику в целях контроля за чиновниками местной администрации было дозволено направлять свои донесения о злоупотреблениях непосредственно в министерство, не уведомляя местное начальство.

 

Розыскная деятельность в тот период осуществлялась силами наружной полиции, а также судебными следователями при окружных судах в судебных палатах <1>. По оценке видного ученого-юриста Н. Селиванова <2>, в то время отсутствовала регламентация "правильной организации розыска и смешивались полицейские и судебные функции в лице следователя".

--------------------------------

<1> Институт судебных следователей был введен в России по судебной реформе 1864 г.

<2> Селиванов Н. Судебно-полицейский розыск у нас и во Франции // Юридический вестник. Издание Московского юридического общества. 1884. Февр. С. 293.

 

Законодательными актами, регулирующими деятельность полиции по предупреждению и раскрытию общественных преступлений, в этот период были Указ об учреждении губерний, Устав о предупреждении и пресечении преступлений, Устав уголовного судопроизводства, Общий Устав счетный.

В законодательных актах Российского государства конца XIX в., регулирующих судебно-следственную и полицейскую сферы деятельности, употребляется термин "дознание". Причем отмечается, что "полиции должно предоставить только производство предварительных дознаний и действия ее в этом отношении ограничить самыми необходимыми изысканиями" <1>. Дознание происшествий определялось как "первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без розысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление". Исходя из того, что подавляющая часть предварительных дознаний по уголовным преступлениям осуществлялась методами уголовного сыска, немаловажное значение имело определение пределов оперативно-розыскного обеспечения. В юридической науке того времени существовали различные точки зрения на определение понятия дознания (как формы досудебного исследования преступления, осуществляемого чинами полиции методами уголовно-розыскного характера).

--------------------------------

<1> Термины "орган дознание", "дознаватель" имеются и в ст. ст. 5, 40, 41 и др. УПК РФ.

 

Характеризуя Устав уголовного судопроизводства, следует отметить, что в нем предусматривалась возможность рассмотрения дела у судьи, когда поводом к возбуждению дела было сообщение полиции <1>. Надо учитывать, что сведения, представляемые судье полицией, могли быть получены и оперативно-розыскным путем.

--------------------------------

<1> Российское законодательство X - XX веков. М., 1991. Т. 8. Устав уголовного судопроизводства. Ст. ст. 42, 297.

 

В законодательных актах того времени предполагалось участие полиции в производстве предварительного расследования в следующих формах:

1) дознание;

2) совершение отдельных следственных действий в порядке ст. 258 Устава уголовного судопроизводства;

3) выполнение отдельных поручений следователя, в том числе и розыск.

Таким образом, уголовный сыск (оперативно-розыскная деятельность в современном понимании) уже выделялась как форма участия полиции в раскрытии преступлений, причем как составная часть дознания.

В царской России оперативно-розыскная деятельность была направлена на политическую и экономическую безопасность государства <1>. Если посмотреть на события дореволюционного периода с точки зрения оперативно-розыскной деятельности, то некоторые авторы считают, что "главной причиной безуспешности полиции в годы правительственного кризиса 70-х - начала 80-х годов XIX века - недостатки в оперативно-розыскной деятельности, а точнее, ее негибкость и даже косность. Дело в том, что во второй половине XIX века полиция продолжала искать врагов государства вблизи трона, прямо прозевав этап революционного движения, на котором в борьбу с самодержавием включились разночинцы. Образно говоря, агентурные сети были расставлены слишком высоко и дичь проскальзывала под ними" <2>. С этим трудно согласиться.

--------------------------------

<1> См., например: Никулин А.И. Формирование и развитие оперативно-розыскных органов в царской России // Следователь. 2003. N 5. С. 62 - 63; Ковалев О.Г. Оперативно-розыскная деятельность: историко-правовой и психологический анализ: Учеб. пособие. Владимир, 2003; Елинский В.И. История уголовного сыска в России (X - начало XX в.): Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2004; Полубинский В.И. Уголовный розыск в России: Моногр. М.: ВНИИ МВД России, 2006; Матненко Т.Л. Сыскная полиция Российской империи (1866 - 1917): Моногр. М.: МосУ МВД России, 2007; Синилов Г.К. История оперативно-розыскной деятельности: от древности до современности: Моногр.: В 2 ч. М.: МосУ МВД России, 2008. Ч. 1; Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность в современной России как комплексный объект научного познания: препринт. М.: ИД Шумиловой И.И., 2008; Смирнов М.П. Когда в России родился уголовный розыск? // Оперативник (сыщик). 2009. N 1. С. 3 - 5.

<2> См.: Сизиков М.И., Борисов А.В., Скрипилев А.Е. История полиции России (1718 - 1917 гг.). Вып. 2. Полиция Российской империи XIX - начала XX веков. М.: Ассоциация "Профессиональное образование", 1992. С. 37 - 40.

 

Рост преступности и возникающие в связи с этим проблемы заставили полицейские органы разработать специальные меры поисково-разведывательного характера <1>. Однако "служки" российского уголовного сыска в отличие от чиновников тайных розыскных дел канцелярии, ведших сыск "по государственным делам", такие меры применяли крайне редко. С воцарением на престол Екатерины II (1762) институт сыщиков окончательно был упразднен, а его функции переданы в местные органы общей полиции <2>.

--------------------------------

<1> Родоначальником таких мер в полиции традиционно считается Франсуа Эжен Видок - начальник тайной полиции Парижа. Он разработал и с успехом реализовал такие методы, как осведомительство, негласное наблюдение, организация притонов-ловушек и др.

<2> Примечательно, что институт сыщиков в уголовном розыске вновь был учрежден в 1951 г. и просуществовал около трех лет.

Работа сыщиков регламентировалась Приказом МГБ от 19 января 1951 г. N 0049 "О перестройке уголовного розыска и мерах по усилению борьбы с уголовной преступностью". Институт сыщиков был призван повысить эффективность борьбы с преступным элементом, активизировавшимся в военные и послевоенные годы. В Приказе указывалось на недопустимость пренебрежения сыском; подчеркивалось, что на протяжении ряда лет сыскной работе не уделяется должного внимания и не было проявлено заботы о подготовке из имеющегося персонала сыщиков, хорошо знающих свое дело; предусматривался ряд мер по сознанию профессиональных сыщиков; вводились должности старшего сыщика, сыщика и младшего сыщика, на которые предполагалось назначать лучших оперативных работников уголовного сыска, деятельных и смышленых, обладающих широкой инициативой, хорошей памятью, смелостью, физической выносливостью и способностью свободно ориентироваться в любой среде и обстановке. Этим же Приказом уголовный розыск был переименован в уголовный сыск. Комплектовались сыщики из числа офицеров милиции и госбезопасности. Сыщики должны были изучать и знать повадки и жаргон уголовных преступников, способы совершения ими преступлений и места сбыта краденного, умело производить осмотр места преступления и вести слежку, делать установку и, соблюдая конспирацию, выведывать все, что требуется для выполнения порученных оперативных заданий, в совершенстве владеть научно-техническими методами раскрытия преступлений.

Каждый сыщик действовал в одиночку, но в случае оперативной необходимости получал помощь других сыщиков. Им разрешалось производить вербовку агентуры, предписывалось для выполнения оперативных заданий в соответствующих местах (пивных, ресторанах, скупочных и т.п.) иметь нужных для сыска людей. При совершении преступлений сыщики собирали необходимые сведения на месте и приступали к розыску преступников, широко используя средства маскировки.

В связи с реорганизацией деятельности аппаратов уголовного сыска институт сыщиков согласно Приказу МВД СССР от 30 января 1954 г. N 048 без достаточных на то оснований был упразднен. См.: Елинский В.И. История уголовного сыска в России (X - начало XX в.): Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 27.

 

В связи с новым обострением социально-политической обстановки в стране (покушение на Александра II), активизацией революционного движения 28 апреля 1866 г. П.А. Шувалов <1>, принявший пост главноуправляющего III отделением <2> и шефа Корпуса жандармов, подал на Высочайшее имя докладную записку "О мерах к восстановлению порядка в империи", которая предусматривала, прежде всего, реформирование системы политического розыска. Чтобы защитить страну от "разрушительного действия вредных элементов", следовало "устроить полицию так, чтобы она была в состоянии обнаруживать то, что совершается в среде общества. III отделению были предоставлены широкие права по осуществлению контроля практически за любыми лицами и организациями, деятельность которых могла быть оценена политически или уголовно опасной. К ведению III отделения отнесена была и борьба с фальшивомонетничеством. Большое внимание было уделено и агентурной работе. В III отделении появился секретный архив, где сосредоточивались политические дела и материалы перлюстрации, систематически пополнялась фототека и "Алфавит лиц, политически неблагонадежных". Все поступающие в это отделение сведения подвергались аналитической обработке и докладывались непосредственно императору.

--------------------------------

<1> Шувалов Петр Андреевич (1827 - 1889) - граф, генерал-адъютант, с 1866 по 1874 гг. - шеф жандармов и главноуправляющий III отделением.

<2> III отделение высшей (политической) полиции Собственной Его Императорского Величества канцелярии было учреждено Николаем I по проекту генерала А.Х. Бенкендорфа "Об устройстве высшей полиции" 3 июля 1826 г. Надзор и контроль III отделения распространялись, согласно секретным инструкциям, на все государственные учреждения в центре и на местах. III отделение имело агентурную сеть за границей, которая вела наблюдение за деятельностью революционных организаций в различных странах Европы. Агентура III отделения особенно активизировалась после подавления польского восстания 1830 - 1831 годов, так как участники восстания имели связи с политическими организациями в других странах. Деятельность III отделения была направлена на недопущение распространения революционного движения в Россию. Более подробно см.: Мулукаев Р.С. Полиция в России (IX в. - нач. XX в.). Нижний Новгород, 1993.

 

Главная цель преобразования П.А. Шувалова состояла в образовании политической полиции там, где она еще не существовала и сосредоточение полиции в III отделении Его Императорского Величества канцелярии. В подчинении III отделения поступил специализированный розыскной орган - Отделение по охране государственного порядка и общественного спокойствия (именовавшееся в обычном обиходе "охранными" или "охранкой"), создание которого было вызвано необходимостью оберегать священную особу Государя Императора. Штат III отделения был вначале 16 человек, в 1842 г. - 40 человек, представлявших собой "мозговой центр" так называемой высшей полиции. Охранные отделения взяли на себя основной груз оперативно-розыскной работы, оставляя за чинами отдельного корпуса жандармов дознание, предварительное следствие и административную практику.

История развития уголовного сыска до 1866 г. интересна тем, что в этот период были заложены основы будущей системы, а также выработанные практикой и подвергшиеся определенному теоретическому осмыслению приемы, методы и термины (многие из которых используются и до настоящего времени даже в открытых публикациях) оперативной работы; в правительстве окончательно сформировалось мнение о необходимости и целесообразности организации специализированной службы - сыскной полиции.

Быстрый рост преступности и отсутствие эффективных средств борьбы с ней вызывали серьезное беспокойство наиболее дальновидных руководителей полицейского аппарата. В 1866 году Петербургский обер-полицмейстер генерал-лейтенант Федор Федорович Трепов направил царю Александру II записку, в которой говорилось: "Существенный пробел в учреждении столичной полиции составляло отсутствие особой части со специальной целью производства исследований для раскрытия преступлений изыскания общих мер к предупреждению и пресечению преступлений. Обязанности эти лежали на чинах наружной полиции <1>, которая, неся на себе всю тягость полицейской службы, не имела ни средств, ни возможности действовать с успехом в указанном отношении. Для устранения этого недостатка и предложено учредить сыскную полицию".

--------------------------------

<1> См.: Мулукаев Р.С. Указ. соч. С. 42 - 43.

 

31 декабря 1866 г. в С.-Петербурге впервые в России была учреждена Сыскная полиция, работа которой строилась на использовании негласных методов сил и средств <1>, первым начальником которой стал Иван Дмитриевич Путилин <2> (аналогичное подразделение в Москве было сформировано только через пятнадцать лет). В связи с этим, руководствуясь принципом исторической преемственности (а это наблюдается на примере празднования в 2002 году 200-летия Министерства внутренних дел), по мнению ряда исследователей, следует считать днем образования уголовного розыска - 31 декабря 1866 года <3>, т.е. это было 147 лет назад.

--------------------------------

<1> С.-Петербургская столичная полиция: Краткий исторический очерк. СПб., 1903.

<2> Путилин Иван Дмитриевич, крупный полицейский чиновник, начавший службу с должности квартального надзирателя, а закончивший ее в чине тайного советника. Природный талант, большой опыт и умение, приобретенные И.Д. Путилиным за долгие годы работы в полиции, сделали его грозой преступников, которые называли его "русский Лекок", ставя в один ряд со знаменитым французским сыщиком.

<3> О появлении уголовного розыска как самостоятельного направления правоохранительной деятельности, как считают некоторые исследователи, следует, хотя и с определенной натяжкой, говорить лишь после создания в 1866 году при канцелярии Санкт-Петербургского обер-полицмейстера первой сыскной части. См., например: Сизиков М.И, Борисов А.В., Скрипилев А.Е. История полиции. Вып. 2. М., 1992. С. 24; Реент Ю.А. Общая и политическая полиция России (1900 - 1917 гг.): Монография. Рязань: Узорочье, 2001. С. 133; Елинский В.И. История уголовного сыска в России (X - начало XX в.): Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 25; Смирнов М.П., Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность в Российской империи в документах и комментариях (XVIII в. - февраль 1917 г.): Монография. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2010.

 

Первоначально в штате Петербургского сыскного отделения были 22 оперативных работника при населении города 517 тысяч жителей. Безусловно, что такой малочисленный состав не мог справиться с возлагавшимися на сыскное отделение задачами. Поэтому в одном из официальных документов отмечалось: "...большая часть совершаемых в столице преступлений оставалась нераскрытой". К примеру, в 1867 году "из 719 розысков с успехом закончено 319".

В основу организации работы Петербургского сыскного отделения был положен территориальный принцип: чиновники по особым поручениям распределялись по полицейским частям (отделениям), а полицейские надзиратели - по участкам. В результате вся территория города оказалась под наблюдением чиновников сыскного отделения.

Вслед за Петербургом сыскные отделения начали создаваться в полицейских округах других крупных городов - Москвы, Киева, Риги, Одессы, Тифлиса, Баку, Ростова-на-Дону.

Принятое 14 августа 1881 года Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия разрешало в местностях, объявленных на положении усиленной или чрезвычайной охраны, производить аресты по подозрению в совершении государственного преступления и общей полиции и жандармерии.

В 1883 году было утверждено положение "Об устройстве секретной полиции в Империи", в соответствии с которым осуществлялось создание таких же отделений в наиболее крупных городах. Руководство этими органами возлагалось на Инспектора секретной полиции, которым был назначен подполковник Георгий Порфирьевич Судейкин, планирующий создать и контролируемое революционное подполье <1>. Он развернул широкомасштабную вербовку внутренней агентуры "нового образца" из числа ренегатов революции. Их внедрение в организованные структуры нелегальных партий позволяло, по мысли инспектора столичного охранного отделения, не только контролировать революционное движение, но и манипулировать им. Даже "провал" секретного сотрудника правительства был бы ему на руку, подтачивая силы революционного лагеря, сея в нем подозрительность и неуверенность в своих бойцах. Подрыв бастионов противника следовало вести изнутри, внешнее давление должно было оставаться незаметным. Повальные обыски и скоропалительные аресты сменила тщательно продуманная филерская опека над объектом наблюдения, предварительное установление его связей и т.д.

--------------------------------

<1> См.: Сизиков М.И. и др. Указ. соч. С. 40; Богучарский В.Я. Из истории политической борьбы в 70-х и 80-х годах XIX века. М., 1912. С. 311; Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина XIX - начало XX вв.): Сб. док. Серия "Первая публикация" / Под ред. Г.А. Бордюгова. М.: АИРО-ХХ, 2001. С. 16.

 

В 1898 году дела политического розыска перешли в специально созданный в составе Департамента полиции Особый отдел (название отдела подчеркивало важность возлагаемых на него функций). Особый отдел руководил работой с заграничной и внутренней агентурой, обобщал результаты перлюстрации писем и наблюдал за политическим настроением рабочих. В компетенцию этого отдела входила также выемка и систематизация всех противоправительственных книг, брошюр, воззваний и прокламаций, напечатанных в России и за рубежом. Сюда стекалась вся информация, полученная оперативным путем, отсюда исходили указания, касавшиеся деятельности вновь создаваемых розыскных органов. В связи с этим сотрудники отдела занимались анализом поступавшей информации и прогнозированием развития событий.

Структурно Особый отдел был разделен на четыре стола (отделения). Первый стол занимался дешифровкой перлюстрированных писем, отвечало за наружное наблюдение, работу с химическими текстами. Второй - курировал Заграничную агентуру. Третий - наблюдал за общественным движением и учебными заведениями (учащейся молодежью). Четвертый - ведал военно-политической разведкой и контрразведкой, розыском по данным агентуры и наружного наблюдения <1>. Все сотрудники отдела имели большой практический опыт работы в жандармских управлениях или охранных отделениях. Это были действительно высококлассные специалисты своего дела, которыми заслуженно гордилось МВД.

--------------------------------

<1> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1902. Д. 444. Т. 2. Л. 9 - 11; Реент Ю.А. Общая и политическая полиция России (1900 - 1917 гг.): Моногр. Рязань: Узорочье, 2001. С. 42, 252.

 

Летом 1906 года Особый отдел был реорганизован на две самостоятельные структуры - отдел "А" и отдел "Б". На первый из них возлагался весь комплекс розыскных мероприятий в революционных и либеральных партиях. Из секретных циркуляров следует, что Департамент полиции не только был хорошо осведомлен о всех деталях партийных съездов и конференций даже за пределами России, но и организовывал там собственные "фракции". Кроме того, в условиях военного времени отдел "А" исполнял даже функции внешней контрразведки, в том числе и военной.

Вскоре после создания в 1902 году розыскных отделений, принимается решение о переименовании их в охранные и выводе из состава общей полиции. Однако утвержденное в связи с этим Временное положение от 27 июня 1904 года в вопросах организации службы дублировало Положение о начальниках Розыскных отделений от 12 августа 1902 года.

Охранные отделения создавались исключительно как оперативно-розыскные специальные органы политического сыска. Несмотря на то что непосредственные результаты их деятельности не имели доказательственного значения для суда, получаемая ими информация должна была ощутимо продвинуть вперед дознание и следствие, что и случилось, так как практически все политические дела начинались и велись с помощью охранных отделений.

Весть о создании охранных отделений была встречена в Корпусе жандармов естественно враждебно. Как писал начальник охранного отделения Александр Иванович Спиридович <1>: "...штаб Корпуса видел в реформе усиливающееся влияние Департамента полиции. Часть офицеров уходила из-под его власти и в корпус вливалось статское начало, так как весь уклад службы и обихода охранных отделений резко отличался от жандармских управлений. Появилась новая кличка для части офицеров - "департаментские" или "охранники" <2>.

--------------------------------

<1> Спиридович Александр Иванович (р. 1873 г.) - жандармский офицер. В 1900 г. был прикомандирован к Московскому Охранному Отделению, где служил под руководством С.В. Зубатова. В 1902 г. назначен начальником Таврического, а в 1903 г. - Киевского Охранного Отделения. После покушения на его жизнь секретного сотрудника П. Руденко (май 1905 г.) был отозван в Петербург. С 1906 по 1916 гг. заведовал агентурой при дворцовом коменданте, затем был назначен ялтинским градоначальником, генерал. После Октябрьской революции эмигрировал.

<2> Спиридович А.И. При царском режиме. Записки начальника охранного отделения. М.: Гудок, 1926. С. 28.

 

Охранные отделения вначале существовали только в Петербурге, Москве <1> и Варшаве и лишь в 1902 году были учреждены во всех более или менее крупных городах Российской империи <2>. Каждое охранное отделение состояло из общей канцелярии, отдела внутреннего наблюдения и отдела наружного наблюдения. Штаты охранных отделений были различными и зависели от местной оперативной обстановки. В сентябре 1903 года, например, в Томском охранном отделении числилось 9 человек, а в Петербургском - 151 <3>.

--------------------------------

<1> Московская "охранка" была основана в 1880 году и называлась "отделением по охранению общественной безопасности и порядка в г. Москве"; это учреждение "охраняло" главным образом Москву и Московскую губернию, но как "районное отделение" центральной области оно обслуживало, кроме Московской, еще 12 губерний - Тверскую, Ярославскую, Вологодскую, Архангельскую, Костромскую, Калужскую, Тульскую, Орловскую, Владимирскую, Рязанскую, Нижегородскую и Смоленскую.

<2> См.: Агафонов В.К. Заграничная охранка. М.: Книга, 1918. С. 186.

<3> Федоров К.Г., Ярмыш А.Н. История полиции дореволюционной России. Ростов-на-Дону, 1976. С. 69.

 

14 декабря 1906 года министром внутренних дел и одновременно председателем Совета министров П.А. Столыпиным было утверждено постановление, вводящее в действие Положение о районных охранных отделениях. Эти новые структуры, создававшиеся Особым отделом Департамента полиции, должны были объединить розыскные органы целых районов, с тем, чтобы обработать полученную ими информацию, составить наиболее объективную картину о противоправительственных организациях, действующих на территории района. Кроме этого, районным охранным отделениям предписывалось "учреждение центральной внутренней агентуры, могущей освещать деятельность революционных сообществ вверенной его надзору области". Оперативно реагировать на все изменения в революционном движении помогала налаженная система учета и обобщения информации <1> (знаменитые "разноцветные" досье - красные карточки на эсеров, зеленые на анархистов и т.д.), обязательным был и обмен розыскными данными между заинтересованными учреждениями.

--------------------------------

<1> Смирнов М.П. Становление регистрации преступников в полиции дореволюционной России. Библиографический указатель литературы СИФ МВД СССР. 1982. N 28.

 

Особенностью формирования новых учреждений являлся до этого не применявшийся принцип административного подразделения территорий. При делении Империи на районы имелись в виду главным образом географические и национальные особенности местностей. Кроме того, учитывались и территории, охваченные воздействием тех или иных региональных партийных комитетов. В первую очередь принимались во внимание социалисты-революционеры и социал-демократы.

Положение об охранных отделениях было принято 9 февраля 1907 года министром внутренних дел Петром Аркадьевичем Столыпиным. Начальнику охранного отделения вменялось в обязанность сосредоточить в своих руках все дело розыска в данной местности и главное внимание обратить на негласное наблюдение за подозреваемыми при помощи секретных сотрудников и филеров. Это Положение требовало от ведущих розыск строгой конспиративности и предписывало начальникам отделений каждый раз доносить в департамент "обо всех случаях обнаружения следствием или дознанием личности секретных сотрудников отделения или приемов его агентурной деятельности".

Этот документ еще раз подчеркнул, что оперативно-розыскные мероприятия по государственным преступлениям должны проводиться исключительно охранными отделениями, которые обязаны питать агентурной информацией производящиеся жандармами дознания. Положение указывало на необходимость постановки и ведения оперативного учета с тем, "чтобы начальник отделения в каждый данный момент мог дать все сведения о преступной деятельности известного отдельного лица".

В дополнение и пояснение Положения об охранных отделениях, в 1907 году Департамент полиции подготовил и направил две инструкции: по организации внутреннего (агентурного) наблюдения и инструкцию по организации наружного филерского наблюдения.

Агентурная работа охранных отделений достигла высокой эффективности почти исключительно благодаря широкому внедрению своих сотрудников практически во все сколько-нибудь значимые партийные и общественные формирования. С учетом документации, оказавшейся за пределами России и ранее неизвестной широким кругам исследователей, британский ученый Н. Шлейфман подсчитал и опубликовал в своей книге "Скрытые агенты в русском революционном движении: 1902 - 1914 гг." (Оксфорд, 1988) любопытные статистические сведения. Из 1024 крупных функционеров партии социалистов-революционеров, действовавших до начала Мировой войны и попавших в поле его зрения, 82 человека с высокой степенью достоверности можно назвать агентами "охранки". Только в 1909 году ЦК партии официально признал провокаторами 5 человек. Не лучшее положение было и в рядах РСДРП. В 1908 году было обвинено в сотрудничестве с полицией 7 человек, а всего из 635 активистов, наиболее известных в этот период, агентами признано 53 <1>.

--------------------------------

<1> Панеев Я.И. Рецензия // Вопросы истории. 1989. N 9. С. 164; Реент Ю.А. Указ. соч. С. 267 - 268.

 

Создание охранных отделений поставило вопрос о подготовке квалифицированных кадров, владеющих навыками политического сыска. Для этого стали создаваться специальные школы. В частности, филерская школа действовала при Московском охранном отделении. Вскоре после образования уголовно-сыскных отделений во Владимире была открыта школа работников уголовного сыска. Для подготовки начальников сыскных отделений в Петербурге в 1909 году начали функционировать временные курсы <1>. Были открыты курсы в Царском Селе, проводились занятия непосредственно в самих охранных отделениях. Для обмена опытом работы Департамент полиции стал созывать съезды начальников охранных отделений. Первый такой Съезд был проведен в 1908 году <2>.

--------------------------------

<1> См.: Мулукаев Р.С. Полиция в России (IX в. - нач. XX в.). Н. Новгород, 1993. С. 56.

<2> См.: Мулукаев Р.С. Указ. соч. С. 58.

 

На съезде начальников сыскных отделений, состоявшемся 26 июня 1913 года, с учетом мирового опыта были намечены конкретные мероприятия и основные направления развития борьбы с уголовной преступностью. Они затрагивали как организационную сторону, так и тактико-технические вопросы <1>.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 309.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...