Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9 страница




 

"1. Национальное центральное бюро Интерпола (далее именуется - НЦБ Интерпола) - подразделение криминальной полиции, входящее в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющее статус главного управления, является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола (далее именуется - Интерпол) и Генеральным секретариатом Интерпола.

(В ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 N 334.)

Министр внутренних дел Российской Федерации в пределах штатной численности органов внутренних дел и выделяемых на их содержание ассигнований может создавать территориальные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола.

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений (филиалов) НЦБ Интерпола осуществляются министром внутренних дел Российской Федерации.

Порядок формирования и деятельности территориальных подразделений (филиалов) НЦБ Интерпола определяется министром внутренних дел Российской Федерации.

2. Главными задачами НЦБ Интерпола являются:

обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях;

оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является Российская Федерация.

3. НЦБ Интерпола в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, Уставом Интерпола, обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Положением.

4. Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, взаимодействия с правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации, а также международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола.

5. НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер".

В соответствии с имеющимися задачами, с марта 2004 года начал функционировать полный банк данных автотранспорта находящегося в российском и международном розыске, либо ввезенных контрабандой и не прошедших на границе законное растормаживание, созданный МВД России и ФТС России. В эту базу поступает информация об угонах из всех подразделений органов внутренних дел, с таможенных постов и по линии российского бюро Интерпола. МВД России участвует в проекте по формированию базы данных по формированию базы данных по похищенным и утраченным документам. Сейчас в электронной памяти более 14 миллионов единиц учета. Из них 70 тысяч - утраченные российские загранпаспорта. За шесть месяцев 2008 года российские правоохранительные органы проверили по этой базе более 13 тысяч человек, въезжающих либо уже въехавших в страну <1>.

--------------------------------

<1> Фалалеев М. Интерпол поделится секретами // Рос. газ. 2008. 8 окт. N 210.

 

Будучи Министром внутренних дел России, Рашид Нургалиев считал, что за прошедшие годы членства в Интерполе российские сотрудники правоохранительных органов в полной мере оценили возможности этой организации. "Для максимальной оптимизации процесса обмена информацией в МВД России созданы региональные подразделения - филиалы Национального центрального бюро Интерпола. Они действуют в 72 регионах, являясь в определенной степени координирующими центрами по борьбе с транснациональной преступностью. Информационный обмен, осуществляемый этими подразделениями, составляет до 150 тысяч документов ежегодно".

С 7 по 10 октября 2008 года на 77-й сессии Генеральной ассамблеи Интерпола, проходившей в Санкт-Петербурге, принимали участие свыше 800 делегатов из 170 стран. В сессии участвовали министры внутренних дел и юстиции, руководители национальных полиций, генеральные прокуроры. На сессии Генеральной ассамблеи обсуждались восемь направлений деятельности Интерпола. Это торговля людьми и сексуальная эксплуатация детей, розыск преступников, оповещение о побегах опасных преступников, преступления в сфере финансов и высоких технологий, нарушение авторских прав и незаконное использование фирменных обозначений, незаконный оборот наркотиков и организованная преступность.

Интерпол вплотную подошел к обеспечению глобальной безопасности. Ведь все 186 стран - членов организации, объединены единой глобальной телекоммуникационной системой связи, позволяющей круглосуточно обмениваться информацией.

Но эти возможности информационного обмена необходимо расширить. Прежде всего предоставить доступ к базам Интерпола национальным полициям, пограничным, таможенным и миграционным службам. По мнению начальника российского Национального центрального бюро Интерпола Тимура Лахонина: "...это кардинально сократит время оперативного, так сказать, общения с иностранными коллегами, уберет ненужный бюрократизм и официозный "бумагооборот".

Российское бюро Интерпола и его филиалы уже на протяжении нескольких лет обращаются к этим досье через систему удаленного доступа. Только за шесть месяцев 2008 года было проверено почти 940 тысяч подозрительных личностей, машин, документов, произведений искусства. Органы внутренних дел 39 регионов через глобальную телекоммуникационную систему уже получили прямой доступ к информационным ресурсам Интерпола" <1>.

--------------------------------

<1> Фалалеев М. Интерпол поделится секретами // Рос. газ. 2008. 8 окт. N 210.

 

В 2008 году наиболее интенсивно по каналам Интерпола осуществлялась информационное взаимодействие с правоохранительными органами Германии - 5,6 процента (4828 документов), США - 3 процента (2639), Литвы - 1,6 процента (1369), Чехии - 1,6 процента (1345), Польши - 1,5 процента (1311) и Украины - 1,3 процента (1114). Только в 2008 году осуществлялось информационное сопровождение свыше двух тысяч уголовных дел и более двухсот дел оперативного учета <1>.

--------------------------------

<1> Нургалиев Р. Дипломатия сыска // Рос. газ. 2009. 10 нояб. N 210. С. 12.

 

В 2009 году по запросам российских правоохранительных органов было объявлено свыше 200 преступников, из которых 61 уже задержан. Всего по инициативе России в розыске по каналам Интерпола значится 1385 обвиняемых и осужденных. Основная масса из них разыскивается за убийство - 329 человек, за причастность к террористической деятельности - 111, а за преступления, связанные с наркотиками, - 62.

Одним из достижением НЦБ Интерпола России стало завершение важного трехлетнего проекта "Модернизация сети Интерпола в России". Его суть - в максимальном расширении числа пользователей информационными ресурсами Генсекретариата Интерпола. В результате прямого доступа к базам данных этой организации получили МВД, ГУВД, УВД 39 российских субъектов, а также ФСБ России, Генпрокуратура и Национальный антитеррористический комитет. Это существенно повысило оперативность обмена информацией с зарубежными правоохранительными органами. По оценке международных экспертов, эта система является одной из лучших среди национальных бюро Интерпола во всем мире.

На сессии Генеральной ассамблеи Интерпола было подписано соглашение с МВД России о создании в Домодедове международного учебного центра под эгидой Интерпола. Это позволит повысить квалификацию и обеспечить профессиональную подготовку сотрудников правоохранительных органов России и стран - членов этой международной полицейской организации <1>.

--------------------------------

<1> Богданов В. Полиция расставила сети // Рос. газ. 2009. 23 дек. N 247. С. 7.

 

При реализации международных актов необходимо руководствоваться нормативными актами, определяющими порядок исполнения соглашений о сотрудничестве и взаимодействии, заключенных с органами других государств.

Руководители центральных информационных служб правоохранительных структур в 2010 году (в Москве) договорились фактически объединить свои сведения о преступном мире, что позволит принципиально повысить качество борьбы с преступностью. Речь идет уже не только об эпизодическом обмене между оперативными подразделениями соседних стран по срочным сведениям. Теперь такое сотрудничество поставят на поток, причем в электронном виде.

Обмен информацией будет идти между министерствами внутренних дел или полициями. В этом процессе примут участие структуры Интерпола и Европола. Но при этом есть и несколько барьеров. Проблема в том, что Интерпол только объявляет в розыск преступников, но оперативной работой не занимается. А Европол координирует действия полиций, но только государств - членов Европейского союза. В общем приходится создавать собственную, универсальную систему информационного обмена, соответствующую реалиям и возможностям СНГ.

В Межгосударственном информационном банке находится более 68 миллионов объектов учета. Ежегодный прирост объема сведений составляет примерно 3 процента. В первом квартале 2010 года поступило более 1 миллиона обращений к учетам <1>.

--------------------------------

<1> Фалалеев М. Банды в банке // Рос. газ. 2010. 27 апр. N 89.

 

За 8 месяцев 2011 года проверены по учетам Интерпола почти 22 миллиона объектов. Это столько же, сколько за весь 2010 год, включая 8,7 миллионов физических лиц, 7,4 миллиона документов, удостоверяющих личность, 5,6 миллиона транспортных средств.

За все время существования российского бюро широкое использование возможностей Интерпола позволило задержать за рубежом и экстрадировать или депортировать в Россию более 550 разыскиваемых лиц. За этот же период из России за рубеж было выдано около 270 разыскиваемых преступников. Установлено 210 пропавших без вести и утративших связь с родственниками. Выдачи и депортации осуществлялись из 63 стран.

Сейчас правоохранительными органами нашей страны по каналам Интерпола разыскивается 1638 обвиняемых и осужденных и 169 пропавших без вести.

Российское бюро одно из первых подключилось к информационно-коммуникационной системе Интерпола I-24/7, работающей 24 часа в сутки и семь дней в неделю, что позволяет осуществлять быстрый обмен оперативной информацией между подразделениями НЦБ. В течение суток в бюро поступает до 300 различных документов из-за рубежа и от подразделений российских правоохранительных органов. Ежегодно обрабатывается свыше 100 тысяч сообщений. За 8 месяцев 2011 года в общей сложности обработано более 48 тысяч сообщений.

Среди значимых выдач в 2011 году - экстрадиция из Украины Вячеслава Рябцева и Владимира Алексеева, обвиняемых в совершении жестокого убийства 12 человек в станице Кущевская Краснодарского края <1>.

--------------------------------

<1> Фалалеев М. Найдут за морем // Рос. газ. 2011. 27 сент. N 215.

 

За рубежом

 

Эффективность работы полиции оценивается населением по ее возможности обеспечить гражданам безопасность, что достигается, прежде всего, эффективной борьбой с преступностью. В структуре полицейских органов имеется подразделение, которое непосредственно занимается этой деятельностью, - служба криминальной полиции.

Если обобщить функции криминальной полиции, то она, осуществляя свои полномочия по борьбе с уголовной преступностью, расследует отнесение законом к ее компетенции уголовные и иные правонарушения: собирает доказательства, арестовывает лиц, совершивших преступления, и оформляет необходимую документацию, ведет оперативные учеты, разыскивает лиц, скрывшихся от следствия и суда, бежавших из-под стражи, а также пропавших без вести, разыскивает похищенное имущество и устанавливает его владельцев, оказывает содействие другим службам полиции. Что же касается борьбы с организованной преступностью как самой сложной задачи, то она возложена не только на криминальную полицию и даже на правоохранительные органы, но и другие государственные структуры <1>.

--------------------------------

<1> Ермолович Г.П. Полиция. Общество. Преступность в США. СПб., 2008.

 

Деятельность криминальной полиции реализуется как в виде установленных законом процессуальных действий, так и оперативно-розыскными мероприятиями, с использованием легальных (гласных) и нелегальных (негласных) сил, средств и методов (мероприятий), регламентируемых чаще всего секретными и другими ведомственными актами. Служба криминальной полиции обычно централизована, хотя полиция, например Великобритании, децентрализована и находит свое место в полной мере лишь в территориальных формированиях. В ФРГ эта служба выделена как в федерации, так и в землях. В то же время охранная полиция и служба регулирования уличного движения выделены только в землях.

Низшим звеном управления криминальной полиции в ее территориальных формированиях в США и Великобритании, как правило, является отделение детективов, входящее в оперативный отдел наряду с патрульным подразделением, регулирования дорожного движения и др. В крупных территориальных формированиях, насчитывающих около 2 тыс. полицейских, где обычно патрульная служба построена по районам, подразделения детективов не делятся по территориальному признаку. Если численность позволяет, отделение детективов подразделяется на группы, специализирующиеся по борьбе с отдельными видами преступлений, например убийствами, подлогами, кражами и т.п. Это не исключает того, что иногда специализация полицейских и детективов носит не только предметный, но и территориальный характер, что позволяет работникам криминальной полиции лучше знать условия места совершения преступлений (при его осмотре сотрудники используют формализованные бланки по видам преступлений, в которых подчеркиваются необходимые сведения, что позволяет значительно сократить время фиксации результатов осмотра).

Большое значение для управления криминальной полиции имеет создание неофициальных центров в наиболее крупных полицейских формированиях, руководство которых нередко принимает на себя функцию оказания помощи в раскрытии наиболее серьезных преступлений силами своих работников. Так, например, в Великобритании руководство полицейских отрядов часто обращается к полиции метрополии (Большого Лондона) с просьбой прислать своих детективов из Скотланд-Ярда для расследования преступлений, вызывающих трудности у местных детективов. При этом представитель Скотланд-Ярда остается в подчинении комиссара столичной полиции, но проводит расследование в составе местной полиции и сообщает о ходе расследования местному главному констеблю <1>. Детективы столичной полиции концентрируются обычно непосредственно в департаменте расследования уголовных преступлений, а часть из них - в территориальных подразделениях столичного округа полиции. Причем детективы департамента (полицейские чиновники, ведущие оперативно-розыскную работу), по общему признанию зарубежных специалистов, представляют собой элиту английской полиции. В составе департамента расследования уголовных преступлений функционируют 13 подразделений, в том числе и научная лаборатория, подразделение по связи с общественностью, секция по предупреждению преступлений и инспекторат. Непосредственную борьбу с уголовными преступлениями в департаменте осуществляет отделение "C", или центральное отделение. В нем собраны высококвалифицированные старшие детективы. Им, как правило, поручается расследование наиболее опасных преступлений (таких, как убийства, крупная торговля наркотиками и т.п.) независимо от места совершения преступления. Особенно часто их посылают в помощь местной полиции для расследования сложных дел. Они также расследуют преступления, совершенные высокопоставленными лицами, ведут борьбу с фальшивомонетчиками, а также проводят (секретное) расследование преступлений, направленных против государства. Кроме того, отделение занимается вопросами выдачи бежавших за границу преступников.

--------------------------------

<1> Полицейский чин.

 

В Соединенных Штатах наиболее квалифицированные кадры по борьбе с наиболее опасными преступлениями сосредоточены в Федеральном бюро расследований (ФБР). Современное ФБР - крупнейший, лучше всех оснащенный и наиболее щедро финансируемый среди следственных подразделений министерства и других федеральных министерств Соединенных Штатов орган расследований. Около трети сотрудников ФБР работают в штаб-квартире Бюро в Вашингтоне, остальные - в 59 отделениях на местах, в 432 наибольших городах, на 12 постах связи в зарубежных странах и в Академии ФБР в Куантико (штат Вирджиния). Являясь подразделением министерства юстиции, ФБР пользуется там фактической автономией. Эта автономия объясняется особенностями расследования в США, функциональными особенностями и политическими традициями, сложившимися "внутри" и "вокруг" ФБР.

Существенную роль в борьбе с организованной преступностью играет Министерство юстиции (ФЮР), Министерство финансов США (Казначейство США), в частности его структурные подразделения: Служба внутренних доходов (Налоговое управление), Таможенная служба, Секретная служба, Бюро по контролю за спиртными напитками, табачными изделиями и огнестрельным оружием (БСТО). Кроме перечисленных, борьбой с организованной преступностью в той или иной степени занимаются и другие центральные ведомства США, деятельность которых контролируется на правительственном уровне. Однако наибольший интерес представляет создание федеральным правительством в рамках программы борьбы с организованной преступностью объединения "Ударные силы", территориальная дислокация которых строится с учетом степени активности организованной преступности и позволяет контролировать всю территорию страны. В задачи "Ударных сил" входит выявление групп организованной преступности, добывание доказательств преступной деятельности их участников и предъявление им обвинения в суде. Весьма плодотворным следует признать включение в целях выполнения поставленных задач в состав каждого подразделения "Ударных сил" государственных обвинителей и оперативных сотрудников ФБР, Таможенной службы, береговой охраны, всех вышеперечисленных и некоторых других ведомств и служб. Эта мера позволяет расширить круг полномочий подразделения в целом и в сочетании с надлежащим уровнем нормативной регламентации создает условия для его высокоэффективной деятельности. Аналогичные межведомственные подразделения имеются в ФРГ и некоторых других странах Западной Европы. В целом для зарубежного опыта борьбы с организованной преступностью <1> характерно гармоническое сочетание тенденций централизации руководства и объединения усилий различных ведомств и служб. Функции этого ведомства неоднородны. При расследовании уголовных преступлений выполняет функцию следственного органа по уголовным делам. При расследовании нарушений законов о национальной и внутренней безопасности ФБР выступает как орган контрразведки и полицейского сыска, хотя его роль в борьбе с уголовной преступностью с каждым годом возрастает. Полномочия ФБР распространяются на все учреждения, вне зависимости от того, каким органам они подчиняются: федеральным, штатов или местным.

--------------------------------

<1> Архипов О.Г. О возможности использования некоторых форм и методов борьбы с организованной преступностью в зарубежных странах для улучшения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Использование зарубежного опыта в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Материалы межвузовской науч.-практ. конф. 27 - 28 мая 1993 г. Санкт-Петербург, 1995. Ч. III. С. 19 - 20.

 

В Японии к криминальной полиции относят (в широком смысле этого понятия) полицейские подразделения, занимающиеся расследованием преступлений как в уголовно-процессуальных, так и в оперативно-розыскных формах, а также профилактической преступности. Первые именуются уголовными (начиная с уголовного департамента Главного полицейского управления), полицейского дознания, научно-техническими. Подразделения, занимающиеся профилактикой преступности, носят наименования профилактических, режимных (имеется в виду режим мест потенциального возникновения преступлений), работы с подростками.

В системе полицейского дознания созданы специализированные бригады по определенным составам преступлений. Сформированы они в важнейших префектурах для расследований взрывов, поддельных ценных бумаг, взяточничества. Помимо ежедневного пешего патрулирования, привычной обязанностью полицейского является опрос жителей околотка. Дважды в год в каждый японский дом приходит полицейский и предлагает ответить на длинный список вопросов. Сколько здесь проживает людей? В каких отношениях они состоят? Сколько им лет? Где они работают? Имеется ли автомобиль? Какой марки? Какой у него номер? Какие ценные вещи имеются в доме? Появились ли новые люди в квартале? Замечено ли что-нибудь подозрительное? Не беспокоят ли соседи? Довольны ли вы муниципальными службами? Полицейский может также осмотреть запоры на дверях и окнах и дать надлежащий совет. Так поддерживается постоянная связь между населением и полицией.

Задумывая противоправное действие (или же задумываясь о нем), японец испытывает страх не столько перед полицией, сколько перед реакцией окружающих его людей. С самого детства будущего гражданина заставляют смотреть на себя глазами других. Наказания, выносимые японским судом, - сравнительно мягкие (намного мягче, чем, скажем, в России) и, за исключением закоренелых преступников, японцы охотно признают свою вину. В японской мафии самым серьезным наказанием считается изгнание провинившегося. И если такое решение принято, то во все "заинтересованные" преступные кланы отправляется извещение с фотокарточкой изгнанника - это служит достаточной гарантией, что никто не примет его в свои ряды <1>.

--------------------------------

<1> Мещеряков А. Преступление и наказание: японский вариант // Иностранная литература. N 11 - 12. С. 307 - 311.

 

Наиболее вероятная причина успеха в борьбе с преступностью - четкость работы японской полиции, т.е. неотвратимость наказания: раскрывается около 80% совершаемых преступлений (по тяжким преступлениям цифра еще выше - 97%). И это притом, что на одного полицейского в Японии приходится 552 жителя, в то время как в США - 363 жителя, Великобритании - 401, во Франции - 284.

На уровне полицейских участков и префектур в Японии имеются отделения и объединения Ассоциации по предупреждению преступности. В члены Ассоциации принимаются все граждане, желающие участвовать в борьбе с преступностью. В их обязанности входит сообщение полиции о совершенных преступлениях, а также патрулирование по улицам в вечернее и ночное время в составе так называемых "отрядов бдительности" <1>. Форпостами Ассоциации являются "пункты контакта", где граждане могут получить помощь и необходимую информацию. Здесь же ведется журнал наблюдений за вверенным районом, туда же обращаются оперативные работники за информацией о местных жителях при совершении преступлений.

--------------------------------

<1> Титов В.Н., Танцоров Л.П. О формах организации и методах работы общественности в зарубежных странах. Вопросы совершенствования деятельности участковых инспекторов милиции. М.: ВНИИ МВД, 1989. N 2. С. 121 - 123.

 

Кроме того, в Японии для предупреждения преступности среди несовершеннолетних существуют так называемые наставники несовершеннолетних, то есть граждане, на добровольной основе осуществляющие патрулирование на улицах и в других общественных местах. Привлечение к деятельности наставников осуществляется с санкции руководства местных органов полиции. Здесь же функционирует добровольное общество посетителей пенитенциарных учреждений, в задачи которого входит оказание различной консультативной помощи заключенным, что вносит значительный вклад в дело предупреждения рецидивной преступности. Аналогичные задачи решает и Совет женщин по содействию реабилитации правонарушителей, созданный в Японии в 1964 году <1>.

--------------------------------

<1> См.: Проблемы преступности в капиталистических странах. М.: ВИНИТИ, 1987. Вып. N 3. С. 46 - 51.

 

Великобритания

 

Центральным отделением полиции Великобритании является национальное бюро Интерпола, возглавляемое помощником комиссара столичной полиции, он же - начальник департамента расследования уголовных преступлений.

 

США

 

Национальное центральное бюро Интерпола в Соединенных Штатах находится под совместным контролем руководства Министерства юстиции и Министерства финансов. Бюро может оказать помощь в проверках по уголовным делам; в проверках, связанных с установлением автомобильных номерных знаков и водительских удостоверений; а также в поиске подозреваемых лиц, лиц, находящихся в розыске, и свидетелей.

 

Австрия

 

Одна из информационных систем полиции Австрии (AS) широко используется в чисто административных целях. Электронная обработка данных в AS производится не круглосуточно, а раз в сутки или раз в неделю. Периодичность ее работы определяется характером информации. Система AS обслуживает, в частности, работу группы "D" МВД Австрии, которая руководит деятельностью полиции и является одновременно национальным Центральным бюро Интерпола. В распоряжении этой группы находится шесть терминалов с дисплеями, подключенными к ЭВМ центра электронной обработки данных. Обработка информации группы "D" осуществляется по специальной программе APID (автоматизированный указатель Интерпола отделения "D").

С этой целью в Австрии в специальном информационном массиве "Угнанные автомашины и прицепы" систематизированы сведения о разыскиваемых австрийской полицией и Интерполом угнанных автомашинах, прицепах, а также похищенных номерных знаках. В данном случае информационный поиск может осуществляться на основании запросов двух видов: стандартного (с указанием полных регистрационных номеров, номеров шасси и двигателя) и нестандартного (с указанием разных признаков - марки, года выпуска, времени и места похищения, времени и места изготовления, а также неполных номеров или букв регистрационных номеров, номеров двигателя). Нестандартная форма запроса наиболее часто используется службами криминальной полиции.

Данные статистики по деятельности полиции в зарубежных стран показывают, что раскрываемость в Австрии - 45 процентов, в Швеции - 40 процентов. Средний уровень раскрываемости зарегистрированных преступлений составляет:

в Италии - 17%;

в США - 22%;

в Великобритании - 30%;

во Франции - 40%;

в Германии - 50% <1>.

--------------------------------

<1> Козлова Н. Безымянные пальцы // Рос. газ. 18 марта. N 55.

 

Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

 

Комментарий к статье 3

 

Под принципами оперативно-розыскной деятельности <1> понимаются основополагающие начала, руководящие идеи, отражающие убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью.

--------------------------------

<1> Принцип (от лат. principium - начало, основа), основное исходное положение к.-л. теории, учения, науки, мировоззрения, политич. организации и т.д.; внутр. убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности; основную особенность устройства к.-л. механизма, прибора (БСЭ. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1975. Т. 20. С. 588).

 

Принципы оперативно-розыскной деятельности сформировались в процессе практической деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел, были обобщены и сформулированы теорией ОРД и получили нормативное закрепление в действующем законодательстве и ведомственном правовом регулировании. Принятие Закона об ОРД придало принципам оперативно-розыскной деятельности статус законодательных норм с соответствующим механизмом их реализации <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Бобров В.Г. К вопросу о гласности и негласности оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 2007. N 1. С. 20 - 36; Павличенко Н.В. К вопросу формирования теоретического подхода к определению понятия "конспирация" // Оперативник (сыщик). 2008. N 1. С. 20 - 26; Хлобустов О.В. О назначении и содержании принципов конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств в оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 2008. N 3. С. 35 - 40.

 

В рассматриваемой статье закреплены четыре основных принципа оперативно-розыскной деятельности: законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...