Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 страница




--------------------------------

<1> Ямшанов Б. Под надзором // Рос. газ. 2008. 22 февр. N 39.

 

Российское законодательство допускает возможность проведения действий, достаточно схожих с оперативно-розыскной деятельностью. Эта деятельность называется частной детективной и охранной <1>. В Федеральном законе она определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Однако на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Кроме того, граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания (ст. 1).

--------------------------------

<1> Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (ред. от 03.12.2011); Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности" (ред. от 07.02.2011); Приказ МВД России от 22 августа 2011 г. N 960 "Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны".

 

Вместе с тем в ходе частной детективной (сыскной) деятельности допускаются (ст. 5) устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в части первой ст. 3 указанного Закона <1>.

--------------------------------

<1> Шаров А. Тайная слежка по заказу // Рос. газ. 2007. 11 сент. N 200.

 

В соответствии с Федеральным законом <1> расширен круг услуг, предусмотренных ст. 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" - охрану имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; Фалалеев М. Без досмотра не уедешь // Рос. газ. 2011. 9 нояб. N 251.

 

В России, по разным данным, частным сыском занимаются свыше 200 тысяч человек <1>. Частные охранные структуры осуществляют охрану 135 тысяч объектов, включая такие, как Сбербанк и еще 85 процентов российских банков, а также "Газпром", "Роснефть" и другие <2>.

--------------------------------

<1> Фалалеев М. Слежку не заказывать // Рос. газ. 2009. 3 февр. N 16.

<2> Шкель Т. Убойная сила // Рос. газ. 2005. 15 янв. N 5.

 

В соответствии с ФЗ от 6 июня 2005 года N 59-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" <1>, не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:

--------------------------------

<1> Принят ГД ФС РФ 20.05.2005; Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ "О внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности" (ред. от 07.02.2011).

 

1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;

2) не достигшие восемнадцати лет;

3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

4) имеющие заболевания, которые препятствуют исполнению ими обязанностей частного охранника;

5) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке).

Два крупнейших российских охранных агентства в 2002 году объявили о слиянии. Холдинг предприятий безопасности "Шериф" и объединение структур безопасности "Оскордъ", контролирующие совместно более трех процентов российского рынка охранных услуг, объединились в единую компанию, чтобы занять лидирующую позицию в России <1>.

--------------------------------

<1> Дульман П. Объединенная охрана // Рос. газ. 2002. 5 июля. N 121.

 

По данным средств массовой информации, в стране зарегистрировано свыше 30 тысяч ЧОПов, в которых работают 745 тысяч сотрудников <1>, на вооружении которых 117 тысяч единиц оружия. Они охраняют 250 тысяч объектов. Эта услуга весьма востребована бизнесом.

--------------------------------

<1> Фалалеев М. Охрана по всей строгости // Рос. газ. 2009. 14 авг. N 151.

 

Средства массовой информации <1> считают, что в 2008 году почти 30 тысяч частных охранных предприятий, в которых числились 762 тысячи бойцов, обязаны были в соответствии с указанным выше Федеральным законом <2>, передать свое оружие на хранение в милицию. Это 116 тысяч стволов. По сведениям начальника Управления организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью ГУВД Москвы Николая Боева в столице зарегистрировано 5117 негосударственных структур безопасности. В них работают 157138 человек. Под охраной ЧОПов и служб безопасности в Москве состоит 43821 объект - банковские офисы, рынки, магазины, гостиницы, больницы, спортклубы, школы, развлекательные комплексы и другие. На вооружении зарегистрировано 22294 единицы служебного оружия. В основном это гладкоствольные карабины "Сайга" и пистолеты <3>.

--------------------------------

<1> Фалалеев М. Частные армии разоружили // Рос. газ. 2008. 26 дек. N 265.

<2> Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности" (ред. от 07.02.2011).

<3> Фалалеев М. ЧОПы разоружают // Рос. газ. 2010. 2 фев. N 10.

 

В средствах массовой информации в 2007 - 2008 годах уделялось большое внимание вопросам контроля за деятельностью частных охранных предприятий (ЧОП) и создания межведомственного комитета Государственной Думы по безопасности для борьбы с недобросовестными ЧОПами <1>.

--------------------------------

<1> Шаров А. Охрану приказано зачистить // Рос. газ. 2007. 10 июля. N 146; Артемьев З. Дольче и кабан // Рос. газ. 2007. 1 авг. N 165; Шаров А. ЧОП-компания // Рос. газ. 2007. 8 авг. N 171; Шаров А. Минюст взялся за оружие // Рос. газ. 2007. 22 авг. N 183; Шаров А. Найти бомбу за 10 минут // Рос. газ. 2007. 28 авг. N 188; Шаров А. Частная безопасность ликвидируется // Рос. газ. 2007. 2 окт. N 218.

 

Контроль и выдача лицензий на право осуществления частной детективной и охранной деятельности возлагается на Министерство внутренних дел (ст. 1). По этому вопросу было принято Постановление Правительства РФ от 14 августа 2002 года N 600 "Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности" <1>, вносились различные изменения <2>.

--------------------------------

<1> Ярочкин В.И. Система безопасности фирмы. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2003. С. 324 - 329.

<2> См.: ред. от 26.01.2007; ред. от 24.09.2010; Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности" (ред. от 07.02.2011).

 

В целях совершенствования организации лицензирования и контроля за негосударственной частной охранной и сыскной (детективной) деятельностью был издан Приказ МВД России от 19 июня 2006 г. N 447 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по лицензированию и осуществлению контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> См.: ред. от 15.08.2011.

 

В связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации со стороны органов внутренних дел, был принят Федеральный закон <1>, который существенно дополнил Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в вопросах лицензирования, профессиональной подготовки сотрудников данных структур, хранения табельного оружия, ответственности за осуществление незаконной частной детективной и охранной деятельности. В своем заключении МВД учитывает, для чего создается охранная организация, какова криминогенная обстановка в местах расположения нуждающихся в охране объектов, можно ли обеспечить охрану другими способами и есть ли специально подготовленные люди для работы в охране.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности" (ред. от 07.02.2011); Приказ МВД России от 18 июня 2012 г. N 589 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью в Российской Федерации".

 

По мнению руководителей МВД, самое главное в законе - дополнительные требования к сотрудникам таких структур. Новые нормы должны исключить зачисление в ЧОПы лиц, ранее судимых, или экстремистов. Предусмотрена даже обязательная процедура дактилоскопирования.

Усиливается уголовная и административная ответственность сотрудников ЧОПов и детективов за правонарушения при исполнении служебных обязанностей, при этом очень важно, что ответственность персональная - наказывать будут конкретных охранников, а не предприятие, как это было ранее.

Только в первом полугодии 2009 года зафиксировано свыше 24 тысяч различных нарушений, к административной ответственности привлечены более 14 тысяч человек <1>.

--------------------------------

<1> Фалалеев М. Охрана по всей строгости // Рос. газ. 2009. 14 авг. N 151.

 

Закон позволяет широко мобилизовывать частных охранников для государственных нужд. Введены отдельные лицензионные требования, условия по каждому виду охранных услуг, в том числе особые требования к ЧОПам, которые обеспечивают безопасность на массовых мероприятиях, охраняют объекты, имеющие особую важность для жизнедеятельности. При департаменте охраны общественного порядка создается координационный совет по взаимодействию с охранно-сыскными структурами. В совет вошли представители МВД, ФСБ, ФСО и руководители ЧОПов Москвы и сорока семи регионов. Это свыше 63 тысяч сотрудников, которые охраняют свыше 50 тысяч объектов. С помощью частных охранников милицией в 2008 году раскрыто 10 тысяч преступлений, задержаны 120 тысяч правонарушителей.

Ряд положений закона действительно не только уточняет, дополняет существующие положения о частных структурах, но и вносит новые права и обязанности. Так, говорится, что в ст. 3 части четвертую и пятую изложить в следующей редакции: "В порядке, установленном Правительством РФ, организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, а частным детективам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений (выделено мной. - М.П.), предупреждении и пресечении административных правонарушений...".

Часть 3 ст. 5 изложена в следующей редакции: "В ходе осуществления своей деятельности частный детектив обязан соблюдать законодательство Российской Федерации в части защиты информации, затрагивающей личную жизнь и имущество граждан..." (выделено мной. - М.П.).

В соответствии с п. 9 ч. 4 ст. 6 установлено, что лицензия не выдается "гражданам, не прошедшим обязательной государственной дактилоскопической регистрации" (выделено мной. - М.П.) <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" (ред. от 28.12.2010).

 

В ч. ч. 7 - 10 ст. 6 грубым нарушением осуществления частной детективной деятельности считается "совершение лицензиатом в ходе оказания сыскных услуг действий, которые повлекли за собой нарушение прав граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений..." (выделено мной. - М.П.).

Эти оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан, могут проводиться только субъектами ОРД в соответствии со ст. ст. 6, 7, 8 Закона об ОРД, допускаются только на основании судебного решения и при наличии информации (ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ).

В соответствии с новыми пунктами 10 и 11 ст. 7 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", частным детективам запрещено:

"использовать документы и иные сведения, полученные в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности органами, уполномоченными в данной сфере деятельности";

"получать и использовать информацию, содержащуюся в специальных и информационно-аналитических базах данных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в нарушение порядка, установленного законодательством Российской Федерации" (выделено мной. - М.П.).

Кроме того, п. п. 7 - 11 части второй ст. 11.1 ("Правовой статус частного охранника") в рассматриваемом Законе говорится о категории граждан, которые не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника. Среди этих лиц - "досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет".

Законодатель внес изменения не только в название статьи 12, которая теперь называется "Дополнительные условия осуществления частной охранной деятельности", но и в первую ее часть, где говорится:

"Работникам частной охранной организации не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях". Данный Федеральный закон был дополнен ст. 1.1 "Основные понятия" <1> и ст. 12.1 "Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны" <2>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 301-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

<2> Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 298-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

 

В настоящее время часть вторая статьи 3 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности" дополнена пунктом 8 следующего содержания:

"8) поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, на договорной основе с взыскателем..." <1>.

--------------------------------

<1> Статья 1 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

Данное дополнение дает право взаимодействия указанной частной структуры с Федеральной службой судебных приставов Минюста РФ.

В процессе своей деятельности МВД РФ осуществляет взаимодействие и с различными банковскими структурами. Так, например, такое взаимодействие осуществляется в соответствии с Соглашением между МВД России и Ассоциацией российских банков "О взаимодействии в области обеспечения банковской безопасности" <1>.

--------------------------------

<1> Ярочкин В.И. Система безопасности фирмы. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2003. С. 340 - 344.

 

Совместными решениями руководителей основных оперативных подразделений ФСБ и МВД России создана межведомственная рабочая группа по координации деятельности и организации взаимодействия со структурами негосударственной безопасности. На региональном уровне осуществляются определенные взаимодействия территориальных органов безопасности и внутренних дел с положительно зарекомендовавшими себя негосударственными предприятиями. Все это позволило сделать выводы:

1. В большинстве регионов наметилась объективная потребность в скорейшем объединении предпринимателей вокруг государственных структур для организации и эффективного взаимодействия.

2. Возникновение и успешное функционирование консультативного совета при ФСБ России инициировало процесс создания на местах аналогичных организационно-правовых форм объединений негосударственных предприятий безопасности, формирующихся при органах безопасности и внутренних дел.

3. Негосударственные предприятия безопасности, ориентирующиеся на оказание помощи государственному обеспечению экономической безопасности в борьбе с криминальными проявлениями, по праву должны быть призванными элементами общей системы обеспечения национальной безопасности.

Вместе с тем известно, что организованные криминальные структуры, коррумпированные лица, в целях легализации своей противоправной деятельности создают собственные негосударственные предприятия безопасности, с помощью которых решают задачи в личных или корпоративных корыстных интересах. Совершают правонарушения и преступления, в том числе отнесенные к компетенции органов безопасности. Проникновение организованной преступности в ряды частных охранных сыскных структур дискредитирует негосударственную систему безопасности, указывает на несовершенство механизма ее государственного регулирования <1>.

--------------------------------

<1> Воронцов И. Частные охранные структуры и правоохранительные органы: партнерство на благо безопасности страны // Офицеры. 2003. Ноябрь-декабрь. N 6(8). С. 32 - 35.

 

МВД России не только занимается вопросами лицензирования частных детективов и частных охранников, но и контролем за их специальной подготовкой <1>. С этой целью МВД России издает приказы <2>.

--------------------------------

<1> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 сентября 2010 г. N 909 "О требованиях к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации руководителей частных охранных организаций".

<2> Приказ МВД России от 6 декабря 2007 г. N 1161 "О дополнительных мерах по организации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением отдельных типов огнестрельного оружия"; Приказ МВД России от 29 июня 2012 г. N 647 "Об утверждении Положения о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств"; Фалалеев М. ЧОП и ЧИП // Рос. газ. 2010. 23 марта. N 61.

 

Вопросы предоставления права учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной, решаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 82 <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 82 "Об утверждении Правил предоставления права учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной".

 

Постановлением Правительства РФ от 26 января 2012 г. N 10 <1> в Федеральный закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" были внесены ряд изменений и дополнений об официальном сотрудничестве полицейских с ЧОПами, на основании специальных договоров, разработанных МВД России, среди которых:

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 26 января 2012 г. N 10 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587".

 

Правила предоставления частным охранным организациям права содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и предоставления частным детективам права содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений;

Правила подготовки заключения о невозможности допуска гражданина Российской Федерации к осуществлению частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности.

 

Становление оперативно-розыскной деятельности в России

 

1. В становлении и развитии отечественной оперативно-розыскной деятельности и ее нормативной регламентации в период с XVIII в. - по февраль 1917 г. имеются основания для выделения следующих этапов:

1) сыскная работа и ее нормативная регламентация, связанная с преобразованиями Петра I (1701 - 1725 гг.);

2) розыскная работа и ее нормативная регламентация в период от царствования Екатерины I до начала царствования Александра I (1726 - 1800 гг.);

3) сыск и его нормативная регламентация в период с начала царствования Александра I и до момента учреждения Сыскной полиции (1801 г. - 31 декабря 1866 г.);

4) оперативно-розыскная деятельность и ее нормативное регулирование с момента учреждения Сыскной полиции до начала первой революции в России (1867 - 1904 гг.);

5) оперативно-розыскная деятельность и ее нормативное правовое регулирование в период между двух революций (1905 г. - февраль - март 1917 г.).

2. Современная профессиональная оперативно-розыскная деятельность и ее нормативная правовая регламентация имеют достаточно длинную предысторию. В частности, начиная с XVIII в. до 1866 г. в России произошло немало событий и вызванных ими реформ, в значительной мере повлиявших на становление сыска как одной из профессиональных функций государства. Прежде всего это государственно-правовые преобразования Петра I, затем завершение процесса централизации государственной власти в Российской империи (царствование Александра I), а также серия реформ в области полицейского дела, проведенная Александром II.

3. Становление и деятельность системы розыскных учреждений Российской империи тесно связано с тенденцией развития революционного процесса, ставившего на первый план (с 1861 г.) террористическую борьбу, развивая ее формы и методы, что обусловливало становление приемов и методов работы сыска.

4. Ни в специальной литературе, ни в ведомственных нормативных актах не имелось однозначного определения оперативно-розыскной деятельности и пределов оперативно-розыскного обеспечения деятельности полиции. Вместе с тем различные рассуждения причастных к сыску должностных и иных лиц о месте и роли сыскной (оперативно-розыскной) работы в раскрытии преступлений явились предтечей для формирования в дальнейшем "теории оперативно-розыскной деятельности" <1>.

--------------------------------

<1> Смирнов М.П., Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность в Российской империи в документах и комментариях (XVIII в. - февраль 1917 г.): Моногр. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2010. С. 32 - 33.

 

Из истории зарождения системы уголовного сыска на Руси в период XVI - XVII вв., можно заключить, что сыск и поимка татей (злоумышленников) и разбойников предусматривали:

1) деятельность сыщиков и сыскных приказов (в лице губных старост) в уездах;

2) деятельность писцов по составлению переписных книг, которая обеспечивала возможность официальной регистрации как убывших, так и прибывших беглых крестьян;

3) непосредственное участие приставов <1> в сыске беглых и разбойников;

--------------------------------

<1> Федеральная служба судебных приставов в настоящее время входит в Министерство юстиции РФ. Одна из задач судебных приставов - розыск лиц уклоняющихся от уплаты алиментов, установление места нахождения ценных вещей, для последующего изъятия по решению суда.

 

4) деятельность воевод в уездах;

5) полицейские функции слежки за пришлым населением выборными чинами местной администрации - сотскими, десятскими, целовальниками, приказчиками и др. <1>.

--------------------------------

<1> Реент Ю.А. Общая и политическая полиция России (1900 - 1917 гг.): Моногр. Рязань: Узорочье, 2001; Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина XIX - начало XX вв.): Сб. док. Серия "Первая публикация" / Под ред. Г.А. Бордюгова. М.: АИРО-ХХ, 2001; Елинский В.И. История уголовного сыска в России (X - начало XX в.): Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2004; Смирнов М.П. Когда в России родился уголовный розыск? // Оперативник (сыщик). 2009. N 1. С. 3 - 5; Синилов Г.К. История оперативно-розыскной деятельности: от древности до современности: В 2 ч. М.: МосУ МВД России, 2009.

 

В общую систему уголовного сыска входил сыск самих помещиков, получивших военно-административную помощь. Лишь Указом от 1702 г. должности губных старост и сыщиков были окончательно отменены. Вместе с тем, исходя из Указа от 12 октября 1711 г., которым предписывалось всем губерниям не препятствовать сыщикам преследовать воров и разбойников, сыщиков использовали для розыска преступников и позднее.

Представляет интерес и уяснение сущности тех или иных категорий права, которыми законодатель оперирует при нормотворчестве, регулирующем сферу уголовного сыска (розыска). Анализ правовых документов того и современного периодов, специальной литературы позволяет сделать вывод, что термин "розыск" ("сыск") в XVII в. имел троякий смысл.

С одной стороны, он означал установление истины при расследовании обстоятельств. Отсюда формулировки в законах: "сыщится до прямо" (будет установлено доподлинно), "по сыску" (по расследованию дела), "сыскивати всякими сыски накрепко" (расследовать дело всеми способами) и т.п.

С другой стороны, под розыском, или сыском, понималась особая форма судопроизводства, следственный процесс. Различия между оперативно-розыскными мероприятиями (с точки зрения обоснованности их осуществления, субъектов, а также доказательственного значения) и следственными действиями в законодательных документах того времени четко не разграничиваются.

С третьей стороны, сыск (розыск) подразумевал действия уполномоченных на то лиц по поиску и задержанию преступников.

Руководство полицейской службой в России было возложено на Департамент внутренних дел, который состоял из трех экспедиций: государственного хозяйства; медицинской управы; спокойствия и благочиния. В последней и сосредоточивалось управление полицейскими органами страны. В свою очередь, экспедиция спокойствия и благочиния делилась на два отделения: первое собирало сведения по губерниям о всех происшествиях, занималось "делами цензуры", контролировало проведение массовых зрелищ, публичных собраний; в компетенцию второго отделения входили вопросы охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, "прямого неповиновения власти и восстановления порядка". Здесь сосредоточивались сведения о количестве совершенных и раскрытых преступлений, массовых беспорядках, пожарах, несчастных случаях и о деятельности полиции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...