Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 страница




КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ

 

Учебное пособие

 

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 20 декабря 2012 года

 

5-е издание, расширенное и переработанное

 

М.П. СМИРНОВ

 

Смирнов Михаил Петрович (род. 29 июля 1941 г. в г. Бабушкин Московской области), полковник милиции в отставке, полковник налоговой полиции в отставке. Кандидат юридических наук (1983 г.), профессор по кафедре оперативно-розыскной деятельности, член международной полицейской ассоциации. Участник боевых действий в Республике Афганистан (1986 - 1988 гг.). Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова (1977 г.), заочно аспирантуру МГУ им. М.В. Ломоносова (1983 г.).

В 1967 - 1978 гг. работал на оперативной работе в Управлении уголовного розыска ГУВД Мосгорисполкома, ветеран МУРа.

С 1978 по 1992 год работал в Академии МВД СССР: научный сотрудник НЦИПУ, преподаватель, старший преподаватель, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности. С 1986 по 1988 год исполнял интернациональный долг в Республике Афганистан.

С 1993 по 1994 год - заместитель начальника научно-исследовательского отдела Учебно-научного комплекса оперативно-розыскной деятельности Московского института МВД России.

С 1995 года - начальник кафедры специальных дисциплин Института повышения квалификации федеральных органов налоговой полиции России. В 1996 году - первый заместитель начальника института повышения квалификации руководящих работников и специалистов федеральных органов налоговой полиции.

С 1996 по 2000 год работал заместителем начальника Академии налоговой полиции по научной работе. Проходил стажировку в Управлении уголовных расследований министерства финансов США (получил 2 сертификата).

С 2001 г. по настоящее время - профессор кафедры Уголовно-правовых дисциплин Московского нового юридического института.

Основная сфера научной деятельности - оперативно-розыскная деятельность Российской Федерации и зарубежных стран. Принимал участие в работе межведомственной группы по внесению изменений и дополнений в Закон 1992 г. "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации". Вносил предложения по изменению и дополнению Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Опубликовал более 100 научных (открытых и закрытых) работ в области оперативно-розыскной деятельности, в их числе: "Полиция зарубежных стран и ее оперативно-розыскная деятельность" (М., 1995); "Оперативно-розыскная деятельность криминальной (уголовной) полиции зарубежных стран" (М., 1995); "Дознание и предварительное следствие в органах Федеральной службы налоговой полиции России" (М., 1999) (в соавт.); "Зарубежная налоговая и криминальная полиция и их оперативно-розыскная деятельность" (М., 2000); "Комментарии оперативно-розыскного законодательства Российской Федерации и зарубежных стран" (М., 2002, 2003, 2005); "Оперативно-розыскная деятельность в Российской империи в документах и комментариях (XVIII в. - февраль 1917 г.)" (М., 2010) (в соавт.); "Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и за рубежом" (М., 2010).

Профессор М.П. Смирнов в своих работах показывает становление ОРД как вида государственной деятельности в России, ее теоретическое, научное и практическое значение в обеспечении государственной, военной, экономической, экологической безопасности государства и защиты от преступных посягательств, связи с развитием государства и права. Обобщает теорию и практику оперативно-розыскной деятельности зарубежных стран.

М.П. Смирнов, как воин-интернационалист, награжден медалью "За боевые заслуги", Грамотой Президиума Верховного Совета СССР "Воину-интернационалисту", Почетным знаком и Грамотой Организации объединенных наций Европейского комитета по наградам и премиям "За заслуги в развитии международного сотрудничества и успешное выполнение интернационального долга", Почетным знаком "20 лет вывода Советских войск из Афганистана", медалью "Воину-интернационалисту от благодарного Афганского народа", орденом "Слава" Демократической Республики Афганистан. Имеет 28 орденов, медалей и знаков.

Активно участвует в подготовке научных кадров и практических работников правоохранительных органов, проведении исследований по различным направлениям оперативно-розыскной деятельности, внес большой личный вклад в совершенствование ее правовой основы.

В области наук награжден Дипломом лауреата конкурса "Гран Москвы" (Департамент образования г. Москвы - 2005 г.); Дипломом и золотой медалью Н.Н. Моисеева "За заслуги в образовании и науке" (Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области - 2009).

 

Рецензенты:

 

Карпиченко Н.П., доктор исторических наук, профессор.

Кувалдин В.П., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.

Шумилов А.Ю., доктор юридических наук, профессор, член Российской академии юридических наук.

 

В книге рассматриваются основы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности и практики ее использования в дореволюционной и современной России, а также в зарубежных странах. Работа подготовлена с учетом Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Учебное пособие с современными нормативными правовыми актами 2011 - 2012 гг. (ФЗ "О полиции", ФЗ от 07.02.2011, 19.07.2011, 21.11.2011, 30.11.2011, 03.12.2011, 06.12.2011, 07.12.2011, 08.12.2011, 10.07.2012, 29.11.2012; Указами Президента РФ от 01.03.2011 N 248 - 254, постановлениями Правительства РФ; международных, межведомственных и ведомственных нормативных актов, структурами органов внутренних дел) и приложениями предназначено для оперативных и других сотрудников правоохранительных органов, российских спецслужб, студентов, аспирантов, адъюнктов, научных сотрудников и преподавателей юридических вузов.

Предыдущие издания выходили в 2002, 2003 и 2005 годах под названием "Комментарии оперативно-розыскного законодательства Российской Федерации и зарубежных стран" и "Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и за рубежом" в 2010 г.

 

Условные сокращения

 

ГК РФ - Гражданский кодекс РФ

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс РФ

Закон о государственной тайне РФ - Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"

Инструкция о результатах ОРД - Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (объявлена Приказом МВД РФ N 368, ФСБ РФ N 185, ФСО РФ N 164, ФТС РФ N 481, СВР РФ N 32, ФСИН РФ N 184, ФСКН РФ N 97, Минобороны РФ N 147 от 17.04.2007)

КоАП РФ - Кодекс РФ об административных правонарушениях

Конституция - Конституция Российской Федерации

МВД России - Министерство внутренних дел РФ

Минкомсвязи России - Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Минобороны России - Министерство обороны РФ

Минфин России - Министерство финансов РФ

Минэкономразвития России - Министерство экономического развития РФ

Минюст России - Министерство юстиции РФ

ОРД - оперативно-розыскная деятельность

ОРМ - оперативно-розыскные мероприятия

Роскомнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Рособоронпоставка - Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств

Россвязь - Федеральное агентство связи

Росфинмониторинг - Федеральная служба по финансовому мониторингу

СВР России - Служба внешней разведки РФ

СМИ - средства массовой информации

СК РФ - Следственный комитет РФ

ТК ТС - Таможенный кодекс Таможенного союза

ТрК РФ - Трудовой кодекс РФ

УИК РФ - Уголовно-исполнительный кодекс РФ

УК РФ - Уголовный кодекс РФ

УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс РФ

ФАС России - Федеральная антимонопольная служба

ФЗ о наркотиках - Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"

ФЗ об ОРД - Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"

ФЗ о связи - Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"

ФЗ о Следственном комитете - Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации"

ФЗ о полиции - Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"

ФМС - Федеральная миграционная служба

ФНС России - Федеральная налоговая служба

ФСБ России - Федеральная служба безопасности РФ

ФСИН России - Федеральная служба исполнения наказаний РФ

ФСКН России - Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков

ФССП России - Федеральная служба судебных приставов

ФСО России - Федеральная служба охраны РФ

ФТС России - Федеральная таможенная служба

ФСНП РФ - Федеральная служба налоговой полиции РФ <1>

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"; распоряжение Администрации Президента РФ N 943, Аппарата Правительства РФ N 788 от 16 июля 2008 года "О Перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 23.09.2010).

 

Работа посвящается 147-летию образования

уголовного розыска России

 

Предисловие

 

Данное учебное пособие базируется на открытых положениях Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" 1995 г. в ред. Федеральных законов (включая ФЗ от 28.12.2010 N 404-ФЗ, внесший изменения и дополнения в ст. ст. 7, 11, 12, 14; от 21.11.2011 N 329-ФЗ в ст. 7; от 08.12.2011 N 424-ФЗ в ст. 13; от 10.07.2012 N 114-ФЗ в ч. 1 и ч. 2 ст. 9; от 29.11.2012 N 207-ФЗ в абзац третий пункта 1 части первой ст. 15).

В работе используются новые нормативные правовые акты Российской Федерации: Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Союза Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (в ред. ФЗ от 16 апреля 2010 года); Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"; Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации"; Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (ред. от 01.07.2011 N 169-ФЗ; 19.07.2011 N 247-ФЗ; 21.11.2011 N 329-ФЗ; 30.11.2011 N 340-ФЗ; 03.12.2011 N 389-ФЗ; 06.12.2011 N 410-ФЗ); Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О полиции"; Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 08.11.2011); Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"; Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции"; Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ст. 18 Уголовно-исполнительного кодекса); Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной охране" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; редакций кодексов Российской Федерации 2011 года; Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (утвердивший Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и структуру центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации); Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 249 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 250 "Вопросы организации полиции"; Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 251 "О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 252 "О предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 253 "Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий"; Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 254 "О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 23 мая 2011 г. N 668 "Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах"; Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 1021 "О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 1022 "Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы"; Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1232 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения"; международные, межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты (Приказ Генпрокурора РФ от 15 февраля 2011 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" (вместе с Инструкциями); Приказ ФТС России от 20 июня 2011 г. N 1278 "Об утверждении перечня подразделений таможенных органов Российской Федерации и должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности"; Приказ МВД России от 24 июня 2011 г. N 723 "О реорганизации Четвертого управления внутренних дел МВД России"; Приказ Генпрокурора РФ от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия"; Приказ Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) от 8 ноября 2011 г. N 58 "О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов"; Приказ МВД России от 29 ноября 2011 г. N 1176 "О внесении изменений в Положение о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 14 декабря 2009 г. N 960" (ред. от 15.03.2012); Приказ МВД России от 10 января 2012 г. N 8 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции"; Приказ МВД России от 14 марта 2012 г. "О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"; Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России"; Приказ ФТС России от 12 октября 2012 г. N 2066 "Об утверждении перечня подразделений таможенных органов Российской Федерации и должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, время службы в которых засчитывается на льготных условиях при участии в оперативно-розыскной деятельности"; материалы служебной командировки автора в Налоговое управление (Служба внутренних доходов) США; специальные фонды Государственного архива Российской Федерации и Российской государственной библиотеки; специальная и справочная литература (включая и СПС "КонсультантПлюс") и др. <1>.

--------------------------------

<1> Данной работе предшествовали открытые публикации автора: Смирнов М.П. Полиция зарубежных стран и ее оперативно-розыскная деятельность: Учеб. пособие / Академия МВД России. М., 1995. 128 с.; Смирнов М.П. Оперативно-розыскная деятельность криминальной (уголовной) полиции зарубежных стран: Учеб. пособие. М.: Московский юрид. институт МВД РФ, 1995. 60 с.; Смирнов М.П. Зарубежная налоговая и криминальная полиция и их оперативно-розыскная деятельность. М.: АНП; Издательство МГУ; ЧеРо, 2000. 584 с.; Смирнов М.П. Оперативно-розыскная деятельность полиции зарубежных стран. М.: Центр юридической литературы "Щит", 2001. 239 с.; Смирнов М.П. Комментарии оперативно-розыскного законодательства Российской Федерации и зарубежных стран: Учеб. пособие. М.: Экзамен, 2002. 544 с.; Смирнов М.П. Комментарии оперативно-розыскного законодательства Российской Федерации и зарубежных стран: Учеб. пособие. 2-е изд., стереотип. М.: Экзамен, 2003. 544 с.; Смирнов М.П. Комментарии оперативно-розыскного законодательства Российской Федерации и зарубежных стран: Учеб. пособие. 3-е изд. М.: Издательство МНЮИ, 2005. 600 с.; Смирнов М.П. Учебно-методический комплекс: оперативно-розыскная деятельность. М.: Издательство МНЮИ, 2006. 126 с.; Смирнов М.П. Когда в России родился уголовный розыск? // Оперативник (сыщик). 2009. (18) январь. N 1; Смирнов М.П., Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность в Российской империи в документах и комментариях (XVIII в. - февраль 1917 г.): Моногр. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2010 (Теория и практика профессионального сыска). 184 с.; Смирнов М.П. Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и за рубежом: Учеб. пособие: В 2 ч. 4-е изд., расширенное и перераб. МНЮИ. М.: Изд. Интеллект-Центр, 2010. 864 с.

 

В материалах изложены обоснования различных государственных органов для дополнения ст. 13 ФЗ об ОРД о наделении их правами осуществления оперативно-розыскной деятельности. В их числе: Высший Арбитражный Суд РФ (создание в высших судах службы безопасности с наделением функциями, по существу, оперативно-розыскной деятельности. Смысл таких новаций - борьба с коррупцией); Следственный комитет РФ (такая функция необходима не для оперативного сопровождения уголовных дел, а исключительно для обеспечения безопасности сотрудников Следственного комитета, работающих на местах происшествий); Федеральная служба по финансовому мониторингу (для противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма и экстремизма); Министерство обороны РФ (одна из актуальных, еще не решенных проблем - предупреждение и раскрытие преступлений, совершенных военнослужащими. Разработан проект Федерального закона "О военной полиции". По мнению военных специалистов введение в армии федеральной независимой военной полиции позволит профессионально бороться с преступностью, вести соответствующую оперативно-розыскную работу); Федеральная служба судебных приставов (о создании в их службе нового подразделения, которое будет заниматься оперативно-розыскной деятельностью для розыска должников по многочисленным судебным искам, его имущества или розыск ребенка); Федеральная налоговая служба (не вправе вести оперативно-розыскную деятельность, средствами которой в основном и выявляются сложные преступные схемы уклонения от налогов. Необходимы полномочия органа дознания. Как вариант также может быть рассмотрена возможность создания в России качественно нового ведомства - финансовой полиции, обладающей правом ведения оперативно-розыскной деятельности).

Структурно учебное пособие состоит из текстов статей Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" с имеющимися редакциями. К каждой статье дается комментарий и материалы о дореволюционном периоде нормативной базы царской полиции и полиции зарубежных стран (если они есть). В конце пособия даются приложения, которые содержат дополнительную информацию для лучшего усвоения юридической дисциплины государственного стандарта высшего профессионального образования. Повсеместное изучение на юридических факультетах высших образовательных учреждений России курса "Правовые основы оперативно-розыскной деятельности" базируется на открытых нормативных правовых актах и учебных материалах. Введение этой дисциплины во многом обусловлено тем, что студентам уголовно-правовой специализации для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей в должности оперативного сотрудника, дознавателя, следователя, прокурора, судьи, адвоката требуется знание основ оперативно-розыскной деятельности, ее организации, структуры и целевого назначения оперативно-розыскных мероприятий, умение правильно применить полученные при их проведении результаты.

Материалы учебного пособия призваны способствовать получению знаний, умений и обладанию навыками, предусмотренными изучением курса "Правовые основы оперативно-розыскной деятельности".

Предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальностям 030501 (021100) "Юриспруденция", 030500 (521400) "Юриспруденция (бакалавр)", для курсантов, слушателей, аспирантов, адъюнктов и преподавателей юридических вузов и практических работников правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность, а также научных сотрудников и граждан, интересующихся историей российского законодательства и права.

 

Введение

 

Профессионалы утверждают: разведка - одна из самых древнейших профессий (в Древнем Риме, например, раб мог получить свободу, если он сообщал сведения о фальшивомонетчике). Более точно, такая деятельность, конечно, появилась при возникновении специальных государственных служб, сотрудники которых для получения информации действовали как гласно, так и негласно, используя кроме помощи населения и специально приспособленные технические средства.

Разведывательная деятельность законодательно регулируется в большинстве государств - от США, Бельгии и Великобритании до Аргентины, Перу и Намибии. Там исходят из того, что налогоплательщики должны знать о существовании в своей стране секретной службы, о задачах, которые она решает, и том, какую пользу приносит. При этом вопросы сил и средств, используемых разведывательными службами, форм и методов их работы регламентируются закрытыми правовыми актами. И, безусловно, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну <1>. В связи с этим появилось высказывание: "Кто владеет информацией - тот владеет миром". Информация стала товаром, иногда даже самым дорогим.

--------------------------------

<1> Елисеев И. Разведчики без партбилетов // Рос. газ. 2007. 16 фев. N 33.

 

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) является не только интересным, важным и сложным направлением специальной деятельности уполномоченных на это государственных органов, но и продолжает иметь огромное теоретическое, научное и практическое значение в обеспечении государственной, военной, экономической, экологической безопасности государства и борьбы с преступностью.

История оперативно-розыскной деятельности в России напрямую связана с развитием государства и права. Становление современных отечественных правоохранительных органов и специальных служб Российской Федерации происходило не на пустом месте, ими использовался и большой опыт обеспечения государства при помощи купцов, путешественников, ученых и, конечно, полиции.

На территории Российской Федерации до 13 марта 1992 года оперативно-розыскная деятельность осуществлялась более ограниченными субъектами (чем в настоящее время) и регламентировалась их секретными ведомственными нормативными правовыми актами. Закон Российской Федерации от 13 марта 1992 года N 2506-1 "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" введен в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 марта 1992 года N 2507-1 <1>.

--------------------------------

<1> Закон РФ от 13 марта 1992 г. N 2506-1 "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 02.07.1992) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 23.04.1992. N 17. Ст. 892. Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ.

 

Данный Закон являлся событием исключительной важности в ряду практических мер, осуществленных в тот период в целях совершенствования правовой базы борьбы с преступностью. Кстати, необходимо отметить, что во всех странах дальнего зарубежья (например, США, ФРГ и др.) такого Федерального закона нет до настоящего времени.

В Законе впервые было дано определение оперативно-розыскной деятельности; раскрыты ее содержание, задачи и принципы; сформулированы основные положения, устанавливающие правомерность, условия и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, использования их результатов в раскрытии преступлений; закреплены права и обязанности лиц, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, регламентированы вопросы их социальной и правовой защиты. С введением Закона в действие удалось решить, таким образом, две основные задачи:

1) создать в нашей стране единую правовую основу оперативно-розыскной деятельности;

2) придать оперативно-розыскной деятельности официальный статус государственно-правовой формы борьбы с преступностью.

Вместе с тем этот Закон опередил по времени принятие Конституции РФ, в связи с чем в нем оказалось некоторое несоответствие Основному Закону. Кроме того, имелась определенная декларативность, неконкретность отдельных положений, недостаточно проработанный механизм гарантий соблюдения прав и свобод граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Закон был ориентирован преимущественно на сферу борьбы с преступностью. Поэтому возникла необходимость внесения изменений и дополнений, приведения его в соответствие с Конституцией РФ 1993 года.

5 июля 1995 г. в новой редакции был принят Государственной Думой и 12 августа 1995 г. утвержден Президентом РФ <1> Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД), в котором предусмотрен ряд принципиально новых правовых решений.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349; 2005. N 49. Ст. 5128; 2007. N 31. Ст. 4011; 2008. N 52. Ст. 6227, 6235; 2001. N 1. Ст. 16 (в ред. от 08.12.2011).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 347.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...