Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10 страница




Два из них сам законодатель назвал конституционными, а остальные специалисты относят к специальным.

Для оперативно-розыскной деятельности особое значение имеют конституционные нормы, закрепленные в ст. ст. 2, 17, 19, 23, 25, 46, 49 и 55 - признание государством высшей ценностью человека, его прав и свобод.

К конституционным относятся принципы: 1) законности; 2) уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Эти принципы в теории оперативно-розыскной деятельности традиционно относятся к общеправовым принципам, т.е. характерным для всех отраслей права. Данными принципами должны руководствоваться все государственные служащие, к которым относятся и сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Принципы деятельности полиции изложены в главе 2 (ст. ст. 5 - 10) Федерального закона "О полиции" <1>. К этим принципам законодатель отнес как традиционные, так и совершенно новые, которые не были предусмотрены (по названию) в законодательстве об оперативно-розыскной деятельности и в современной специальной литературе:

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (ред. от 06.12.2011).

 

соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина (ст. 5);

законность (ст. 6);

беспристрастность (ст. 7);

открытость и публичность (ст. 8);

общественное доверие и поддержка граждан (ст. 9);

взаимодействие и сотрудничество (ст. 10);

использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст. 11).

Все указанные принципы прежде всего основаны на соблюдении и уважении прав и свобод человека и гражданина.

К новым принципам (не указанным в Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности") деятельности полиции законодатель добавил: "Беспристрастность" (ст. 7); "Открытость и публичность" (ст. 8); "Общественное доверие и поддержка граждан" (ст. 9); "Взаимодействие и сотрудничество" (ст. 10); "Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем" (ст. 11).

Принцип "беспристрастность" - этот принцип включает основные положения принципа "законности" (ст. 3 ФЗ об ОРД). В соответствии с этим принципом сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций (что предусмотрено и в ст. 5 ФЗ об ОРД).

Принцип "открытость и публичность", имеющий 6 пунктов, в которых говорится об открытой для общества деятельности полиции в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

В соответствии с этой статьей, граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать о полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Принцип "общественное доверие и поддержка граждан" заключается о том, что полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями (эти вопросы регламентируются и в ст. 5 ФЗ об ОРД).

Принцип "взаимодействие и сотрудничество" по своему содержанию не является новым. Он предусматривает, что полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации (это предусмотрено и п. 6 ст. 7, п. 3 ст. 14 ФЗ об ОРД и др. нормативными правовыми актами РФ и международных соглашений).

Принцип "использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем" состоит в том, что полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

Вопросы использования информационных систем, видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств, не наносящих ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, закреплены в ст. 6 ФЗ об ОРД.

Принципы службы в органах внутренних дел закреплены в ст. 4 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ:

"1. Служба в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации (далее - государственная служба), установленными Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

2. Принципами службы в органах внутренних дел являются:

1) единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах внутренних дел;

2) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника органов внутренних дел;

3) взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел (далее также - сотрудник).

3. Принципы службы в органах внутренних дел реализуются при соблюдении следующих положений:

1) сотрудник органов внутренних дел в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом;

2) сотрудник органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям (начальникам). Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником); сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по подчиненности; старшинство сотрудников определяется замещаемой должностью, а в случае, если сотрудники замещают равнозначные должности, - по специальному званию;

3) обязательным для сотрудника органов внутренних дел является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону;

4) ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудника органов внутренних дел допускается федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и для обеспечения безопасности государства;

5) сотрудник органов внутренних дел не вправе отказаться от выполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел (далее - контракт) или должностным регламентом (должностной инструкцией) и для выполнения этих обязанностей приняты необходимые меры безопасности;

6) сотруднику органов внутренних дел запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций".

 

Первый принцип

 

Общеправовой принцип законности заключается, прежде всего, в безусловном и точном исполнении законов и иных нормативных актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, всеми должностными лицами органов, ее осуществляющих. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется исключительно субъектами, уполномоченными на то федеральным законом.

Принцип законности является основополагающим в ряде статей Закона об ОРД <1>. Так, в ст. 5 запрещается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных данным Законом; ст. 6 запрещает проведение ОРМ и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами; в ст. 7 определены основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а в ст. 8 определяет условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, и т.д.

--------------------------------

<1> Крапива И.И. Соблюдение законности в оперативно-розыскной деятельности и провокация // Журнал российского права. 2000. N 3.

 

Принцип законности оперативно-розыскной деятельности включает в свое содержание обязанность уполномоченных прокуроров осуществлять надзор за исполнением законов Российской Федерации органами, осуществляющими эту деятельность (и их должностными лицами), а также ответственность руководителей указанных органов за соблюдением законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Законность в оперативно-розыскной деятельности гарантируется проведением и судебного контроля.

Обеспечение законности зависит от таких факторов, как высокий уровень правосознания, наличие юридической ответственности оперативного работника. Несоблюдение любого из других принципов означает и нарушение принципа законности.

Конституция РФ предусматривает, что ограничение права на:

1) неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 и ч. 1 ст. 24 Конституции);

2) тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД) - допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23), и устанавливает запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24), исходя из необходимости защиты прав личности.

Указанное конституционное положение является реализацией закрепленного в ст. 9 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., права на тайну телефонных переговоров и иных сообщений. В Декларации особо отмечено, что ограничение этого права допускается в соответствии с законом только на основании судебного решения.

Большое и серьезное значение законодатель уделил в УПК РФ вопросам, связанным с контролем и записью переговоров. Так, в статье 13 УПК РФ "Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений" указывается, что ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения.

Принцип законности стоит на первом месте и в УК РФ (ст. 3), и в законодательных актах, определяющих нормативно-правовой статус органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. "...Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств (сюда входят и бытовые диктофоны, фотоаппараты, видеокамеры и др. - Прим. М.П.), предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами" (ч. 5 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").

Принцип законности, безусловно, должен соблюдаться и в деятельности полиции (ст. 6) <1> (ранее был указан и в ст. 3 Закона РФ "О милиции", но в ней не раскрывалось его содержание).

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (ред. от 06.12.2011).

 

Соблюдение законности для полиции заключается в следующем:

"1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допускается только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции".

Вопросы законности регламентируются и в пп. 36 п. 13 раздела II "Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации" <1>, в котором сказано, что территориальный орган "обеспечивает соблюдение законности при осуществлении сотрудниками и государственными служащими территориальными служащими территориального органа, подчиненных органов и организаций оперативно-служебной деятельности, поддержание служебной дисциплины; организует воспитательную, психологическую, социальную, культурно-просветительную работу с этими сотрудниками и государственными служащими".

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 249 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации".

 

Эти же вопросы законности рассматриваются и пп. 14 п. 14 раздела II данного Типового положения.

 

Второй принцип

 

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст. 12 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. "никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств". Впоследствии эти положения были отражены и развиты в ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН и ст. 8 Европейской декларации о защите прав человека и основных свобод (1953 г.). В соответствии с последней каждый имеет право на неприкосновенность частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции.

В РСФСР на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-1 была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина. В преамбуле Декларации говорится: "Утверждая права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства, отмечая необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, Верховный Совет РСФСР принимает настоящую Декларацию". Основные положения Декларации были провозглашены в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Федеральным законом от 4 февраля 2010 г. N 5-ФЗ был ратифицирован Протокол N 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящих изменения в контрольный механизм Конвенции, от 13 мая 2004 года <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 4 февраля 2010 г. N 5-ФЗ "О ратификации Протокола N 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции, от 13 мая 2004 года".

 

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом государственных служащих, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года говорится: "...принятие в 1993 году Основного Закона, провозгласившего высшей ценностью человека его жизнь, его права и собственность, стало беспрецедентным событием в истории российской нации...".

Часть 1 ст. 24 Конституции РФ ставит общее условие в отношении сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица только с его согласия. Однако подобное согласие не требуется, если сбор, хранение, использование и распространение сведений о частной жизни лица производится при проведении следствия, дознания, оперативно-розыскных мероприятий. Порядок работы правоохранительных органов с информацией персонального характера регулируется уголовно-процессуальным законодательством и ведомственными подзаконными нормативными актами.

В п. п. 1, 2 ст. 3 "Основные принципы противодействия коррупции" Федерального закона "О противодействии коррупции" <1> указываются:

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

 

"1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность".

В Законе об ОРД говорится, что в случаях нарушения прав гражданина заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой в судебные органы и прокуратуру. Таким образом, указанные фундаментальные правовые акты в области защиты прав человека создают базу для защиты от неправомерного вторжения в сферу частной жизни. Частную жизнь можно определить как физическую и духовную сферу, которая контролируется самим индивидом, т.е. свободную от внешнего воздействия.

Законодательство не может вторгаться в эту сферу, оно призвано ограждать ее от любого незаконного вмешательства. Иными словами, в понятие "частная жизнь" включатся та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит не противоправный характер. Неприкосновенность частной жизни означает запрет для государства, его органов и должностных лиц вмешиваться в личную жизнь граждан, право последних на свои личные и семейные тайны, наличие правовых механизмов и гарантий защиты своей чести и достоинства от всех посягательств на указанные социальные блага. От уровня гарантированности сохранения тайн личной жизни граждан зависят степень свободы личности в государстве, демократичность и гуманность существующего в нем политического режима <1>.

--------------------------------

<1> Назаров А.И., Праницкая Т.О. Институт личной тайны и оперативно-розыскное вмешательство // Адвокатская практика. 2006. N 6.

 

Конституционный принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина также относится к общеправовым, находящим реализацию в оперативно-розыскной деятельности. Эта деятельность затрагивает многие из прав и свобод человека и гражданина, установленных гл. 2 Конституции РФ. В этой связи Закон об ОРД предусмотрел ст. 5, посвященную соблюдению прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. В данной статье определен ряд важных правовых гарантий соблюдения прав и свобод граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскной деятельности <1>.

--------------------------------

<1> Руднев А. Защита конституционных прав граждан, затрагиваемых при оперативно-розыскной деятельности // Законность. 2007. N 2; Табаков А.Р. Некоторые вопросы правового регулирования оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина // Российский следователь. 2008. N 2.

 

В соответствии с этой статьей отдельные физические и юридические лица имеют право получать от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, письменное объяснение по поводу ограничения их прав и свобод и обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Однако оперативно-розыскным органам запрещается передавать и разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, если их разглашение может причинить ущерб оперативно-розыскным органам, интересам человека и безопасности государства.

Рассматриваемый принцип ОРД в первую очередь распространяется на законопослушных граждан, которые могут оказаться в числе близких (родственных) связей лиц, ставших объектами оперативно-розыскной деятельности. В отношении таких лиц недопустимо никакое ограничение их конституционных прав и свобод. В то же время Конституционный Суд в ряде своего определения указывает на допустимость распространения оперативно-розыскных мероприятий на вступающих в контакты с лицом, в отношении которого осуществляются эти мероприятия, поскольку задача ОРМ заключается в установлении связей проверяемого лица.

В Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год, в разделе "Право на достоинство", отмечалось: "...Тем не менее почта Уполномоченного, практика как российских судов, так и Европейского суда по правам человека, сообщения СМИ свидетельствуют о том, что подобные преступления (пытки, насилие, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию - Прим. М.П.) по-прежнему отнюдь не изжиты. Совершают их прежде всего сотрудники так называемых силовых структур, то есть как раз те должностные лица, в чьи служебные обязанности входит защита конституционных прав граждан.

В целом не менее одной трети всех поступающих к Уполномоченному жалоб подаются на нарушение прав задержанных, подозреваемых, обвиняемых и потерпевших, допускаемых сотрудниками правоохранительных органов в ходе производства дознания, предварительного следствия, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий..." <1> (выделено мной. - М.П.).

--------------------------------

<1> См.: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (ред. от 28.12.2010); Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации "Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений" от 27 мая 2008 г.; Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год // Рос. газ. 2009. 17 апр. N 68.

 

Больше всего количество жалоб на нарушение прав конкретных лиц поступило Уполномоченному и в 2009 г. Их общее количество составило 32043 единицы. По сравнению с 2008 годом, данный показатель <1> возрос на 16,2%, при этом увеличение числа жалоб отмечается в большинстве субъектов Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год // Рос. газ. 2010. 28 мая. N 115.

 

Должностным лицам оперативно-розыскных органов постоянно приходится иметь дело с гражданами во время проведения их опроса, получения от них образцов для сравнительного исследования, оперативного эксперимента, установления сотрудничества на конфиденциальной основе. Статья 21 Конституции РФ обязывает уважать достоинство личности в этих отношениях и предписывает, что ничто не может быть основанием для его умаления.

Недопустимо проявление в любой форме насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с гражданами, даже если они обоснованно подозреваются в совершении преступлений.

Вопросы данного принципа также нашли отражение в статье 9 УПК РФ "Уважение чести и достоинства личности", где говорится:

"1. В ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья.

2. Никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению".

Статья 10 УПК РФ "Неприкосновенность личности" также имеет непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу. В ней указывается:

"1. Никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных настоящим Кодексом. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного настоящим Кодексом.

3. Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью".

Приведенные ранее положения конституционных норм означают, что оперативно-розыскные мероприятия не могут преследовать цель получения сведений о частной жизни, личной и семейной тайне, если за ними не кроются криминальные события. Однако в сфере борьбы с преступностью нередко возникает вынужденная необходимость ограничения права на неприкосновенность частной жизни, на сохранение личных и семейных тайн. Закон об ОРД предусматривает возможность весьма широкого вторжения в частную жизнь граждан посредством скрытого наблюдения за ними, контроля почтовых отправлений, прослушивания телефонных и иных переговоров, снятия информации с технических каналов связи, если эти мероприятия необходимы для обнаружения признаков преступлений и решения других задач оперативно-розыскных органов, о которых речь шла выше.

Сведения о частной жизни, о личных и семейных тайнах могут не интересовать оперативных работников, но они подчас становятся известными, поскольку оказываются неразрывно связанными с криминально значимой информацией. Невозможно прочитать переписку, подвергнутую контролю так, чтобы избежать ознакомления со сведениями, касающимися исключительно семейных, бытовых, интимных отношений граждан, и остановиться только на моментах, представляющих интерес с точки зрения оперативной разработки. При прослушивании записи телефонных и иных переговоров приходится фиксировать всю информацию, в ожидании той, которая прольет свет на обстоятельства преступления. Причем сведения о личной жизни, не имеющие криминального характера, приходится сохранять на магнитных носителях информации. Наличие на магнитной ленте стертой записи, каких-то купюр породит затруднения в использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальном доказывании.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...