Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3 страница




--------------------------------

<1> В тексте статей законов изменения и дополнения выделены полужирным шрифтом, в скобках курсивом указаны Федеральные законы, которыми внесены изменения.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

 

Комментарий к статье 1

 

Так как термин "оперативно-розыскная деятельность" вызывает много споров, то необходимо вспомнить становление этой деятельности на территории России (что мы еще будем рассматривать и в дальнейшем).

В законодательных актах Российского государства конца XIX в., регулирующих судебно-следственную и полицейскую сферы деятельности, употребляется термин "дознание". Причем отмечается, что "полиции должно предоставить только производство предварительных дознаний и действия ее в этом отношении ограничить самыми необходимыми изысканиями" <1>. Дознание происшествий определялось как "первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без розысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление".

--------------------------------

<1> Термины "орган дознание", "дознаватель" имеются и в ст. ст. 5, 40, 41 и др. УПК РФ.

 

Продолжительное время в ведомственных нормативных актах и специальной литературе РСФСР для обозначения оперативно-розыскной деятельности употреблялись разнообразные термины: "негласное расследование", "уголовно-розыскная работа", "уголовный сыск", "оперативная работа". Термин "оперативно-розыскная деятельность" был введен в практический оборот только после принятия в 1958 г. Основ уголовного судопроизводства Союза СССР и союзных республик и издания УПК РСФСР 1960 г. (ст. 29 Основ и ст. 118 УПК РСФСР). Именно в уголовно-процессуальном законодательстве впервые содержалось указание на необходимость осуществления органами дознания оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших. Такое указание в законе позволило впервые не только обозначить государственную необходимость в ОРД <1>, легализовать эту деятельность и обязать органы дознания принимать оперативно-розыскные меры в целях борьбы с преступностью, но и послужило исходным положением для определения ее понятия и сущности <2>.

--------------------------------

<1> Ранее в УПК РСФСР 1923 г. отсутствовало упоминание об оперативно-розыскных мерах.

<2> Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. Г.К. Синилова. М.: Юрайт; Высшее образование, 2009.

 

По мнению А.Ю. Шумилова, термин "оперативно-розыскная деятельность" приживался непросто. Если в органах внутренних дел он со временем в основном заменил широко употреблявшиеся ранее в подзаконных нормативных правовых актах и специальной литературе такие термины, как "сыск", "уголовный сыск", "негласное расследование", "уголовно-розыскная работа", "агентурно-оперативная деятельность" или "оперативная" работа, то в органах государственной безопасности (КГБ СССР и т.п.), а также в органе военной разведки Минобороны (ГРУ ГШ МО) этот термин широкого распространения не получал вплоть до принятия в 1992 г. Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы: В 2-х кн.: Учеб.-практ. пособие. 3-е изд., пересм. и испр. М.: ИД Шумиловой И.И., 2008. Кн. I: Общие положения.

 

До принятия Закона "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" 1992 года понятие оперативно-розыскной деятельности в справочной литературе не давалось. Так, в Большой советской энциклопедии <1> 1974 года дается только понятие оперативно-розыскным действиям, а оперативный учет определяется как один из видов хозяйственного учета, составляющий вместе с бухгалтерским учетом и статистикой единую систему народно-хозяйственного учета используемых для оперативного планирования и текущего наблюдения за ходом хозяйственной работы <2>.

--------------------------------

<1> Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1974. Т. 18. С. 416.

<2> Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 930.

 

Не было дано определения "оперативно-розыскной деятельности" и в Советском энциклопедическом словаре 1987 года <1>, а понятие "оперативная группа" рассматривалось как: "1) временное объединение войск, действующих на определенном операционном направлении и решающих одну оперативную задачу; 2) группа офицеров, направляемая в соединение войска (штаба) для поддержания с ним взаимодействия или в подчиненные соединения для руководства определенной группировкой войск (сил)". Даже "оперативное искусство" рассматривалось как "составная часть военного искусства, охватывающая вопросы теории и практики подготовки и ведения совместных и самостоятельных операций и боевых действий оперативными объединениями видов вооруженных сил на различных театрах военных действий". И только в Большом юридическом словаре 1997 года <2> в соответствии со ст. 1 рассматриваемым Законом об ОРД дается действующее определение.

--------------------------------

<1> Там же.

<2> Большой юридический словарь. М.: Инфра-М, 1997. С. 449 - 450.

 

До настоящего времени у ряда работников правоохранительных органов и ученых нет единого мнения в написании термина: "оперативно-роз(раз)ыскная деятельность". Так, в своих выступлениях в "Российской газете" Рашид Нургалиев, являясь Министром МВД России, говоря об оперативной работе, неоднократно использует: "оперативно-разыскная деятельность" <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Мининформсвязи РФ N 5, ФСБ РФ N 8 от 15 января 2008 г. "Об утверждении типовых Требований к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий" (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.01.2008 N 11055); Приказ Минкомсвязи РФ от 19 мая 2009 г. N 65 "Об утверждении Требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий"; МВД России: вчера, сегодня, завтра // Рос. газ. 2009. 15 июля. N 128; От Петра до Петровки // Рос. газ. 2009. 1 окт. N 185; Электронный патруль // Рос. газ. 2009. 16 окт. N 197; Нургалиев Р. Дипломатия сыска // Рос. газ. 2009. 10 нояб. N 210; Фалалеев М. Без базара // Рос. газ. 2010. 14 апр. N 78.

 

Для решения этого вопроса в июне 2009 года ФСИН России провел анализ нормативно-правовой базы, в результате которого было установлено, что из 270 документов:

термин "оперативно-розыскная деятельность" содержат 196 документов, из них:

7 кодексов Российской Федерации;

9 законов Российской Федерации;

53 федеральных закона;

11 постановлений Правительства Российской Федерации;

4 указа Президента Российской Федерации;

23 приказа МВД России;

5 приказов Минюста России;

106 приказов министерств и ведомств;

9 совместных приказов;

термин "оперативно-разыскная деятельность" содержат 65 документа, из них:

1 федеральный закон;

30 постановлений Правительства Российской Федерации;

14 указов Президента Российской Федерации;

6 приказов МВД России;

10 приказов министерств и ведомств;

4 совместных приказа.

Даже в Федеральном законе "О полиции" 2011 г. в ст. ст. 12 и 13 "оперативно-разыскная деятельность" написана с буквой "а", что вызывает массу возмущений у специалистов в области оперативно-розыскной науки и практики.

Кроме того, в 10 документах встречается двойное написание термина с "о" и "а" - постановление Правительства Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации, 2 приказа МВД России, 2 приказа Минюста России, приказ Мининформсвязи России, 2 приказа ФТС России <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Постановление Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538 "Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность" (ред. от 13.10.2008); Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. N 790 "О внесении изменения в Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность".

 

Согласно разъяснению сектора культуры русской речи Института русского языка им. В.П. Виноградова РАН следует писать: "оперативно-разыскная", "разыскивать", "разыскной" (Русский орфографический словарь. М., 1999; Большой толковый словарь русского языка. СПб., 2001; Свод правил русского правописания. Орфография. Пунктуация. М.: Азбуковник, 2000).

Ранее в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации направлялся проект Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", однако он остался без рассмотрения в части замены слов "оперативно-розыскная деятельность" на слова "оперативно-разыскная деятельность" <1>.

--------------------------------

<1> Атмажитов В.М., Бобров В.Г. Какая же все-таки деятельность (оперативно-розыскная или оперативно-разыскная) урегулирована законами? // Оперативник (сыщик). 2011. Апрель. N 2(27). С. 15 - 18.

 

В то же время Минюст России, МВД России (министерства, с которыми ФСИН России взаимодействует в большей степени) в своих документах употребляют слова "оперативно-розыскная деятельность". В современной специальной литературе термин "оперативно-розыскная деятельность" рассматривается в "узком" и "широком" смысле <1>. Есть книги связанные с оперативно-розыскной деятельностью, имеющие и нетрадиционные названия <2>.

--------------------------------

<1> См., например: Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы: В 2-х кн.: Научно-практическое пособие. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2005. Кн. 1: Общие положения; Вагин О.А., Исиченко А.П. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" со словарем законодательных терминов. М.: Экзамен, 2006; Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2006; Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности". С приложением решений Конституционного Суда РФ и Европейского суда по правам человека / Вступ. ст. В.Д. Зорькина. М.: Норма, 2006; Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2006; Водько Н.П. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" в системе российского законодательства: проблемы и решения: Монография. М.: ИД Шумиловой И.И., 2007; Гавриков В.А., Соцков Е.А., Федощев А.Г. Оперативно-розыскная деятельность в схемах и определениях: Учебно-методическое пособие. Калуга, 2007; Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие / Под ред. А.Е. Чечетина. 3-е изд. доп. и перераб. Барнаул: Барнаульский юрид. ин-т МВД России, 2007; Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности": Научно-практический комментарий / Под ред. проф. А.Е. Чечетина. 12-е изд., перераб. и доп. Барнаул: Барнаульский юрид. ин-т МВД России, 2007; Шумилов А.Ю. Феномен научных школ профессионального сыска: Монография. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2007; Шумилов А.Ю. Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности". 7-е изд., доп. и перераб. М.: ИД Шумиловой И.И., 2007; Киселев А.П. Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2008; Смушкин А.Б., Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" / Под рук. А.Б. Смушкина. М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2008; Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность в схемах и определениях: Учебное наглядное пособие. 4-е изд., испр. и доп. М., 2008; Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2008; Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие / Под ред. заслуженного деятеля науки, д.ю.н., проф. Г.К. Синилова. М.: Высшая школа, 2009; Ильичев В.А. Оперативно-розыскная деятельность: Курс лекций. М.: Эксмо, 2009; Ильичев В.А., Шумилов А.Ю. Сборник практических упражнений и рекомендуемой литературы по оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2009. Вып. 2; Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2009; Козловский А.Ю. О сыскной (оперативно-розыскной) деятельности отечественных таможенных органов и возможности ее изучения с позиции сыскологии // Оперативник (сыщик). 2011. Апрель. N 2(27). С. 35 - 41.

<2> См., например: Нилов Арсений. Красная Москва. Записки православного опера. М.: Артос Медиа. М., 2007.

 

Оперативно-розыскная деятельность тесно связана с различными нормами права <1>, такими, например, как: уголовное, уголовно-процессуальное (уголовный процесс), уголовно-исполнительное, гражданское, административное право и юридическими дисциплинами: криминалистика, методика расследования преступлений, криминология, прокурорский надзор, правовая статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология, и др.

--------------------------------

<1> Ильичев В.А., Маматов В.Г., Смирнов М.П., Шумилов А.Ю. О преподавании учебной дисциплины "Основы оперативно-розыскной деятельности" в открытых высших и средних специальных образовательных учреждениях // Оперативник (сыщик). 2005. Апрель. N 2(3). С. 17 - 19; Смирнов М.П. Комментарий оперативно-розыскного законодательства Российской Федерации и зарубежных стран: Учеб. пособие. М.: Московский новый юридический институт, 2005; Горяинов К.К. Некоторые направления развития оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе // Оперативник (сыщик). 2006. N 1. С. 16 - 19; Ильичев В.А. Основные направления становления и развития оперативно-розыскной психологии // Оперативник (сыщик). 2006. N 3; Синилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию: Учебное пособие. М., 2006; Юдин Е.Г. Некоторые вопросы истории развития оперативно-розыскной деятельности и ее правовой основы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. N 5; Водько Н.П. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" в системе российского законодательства: проблемы и решения: Моногр. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2007; Еникеев М.И. Психология оперативно-розыскной деятельности // Юридическая психология. 2008. N 2; Зиборов Д.В. Роль оперативно-розыскной науки на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. N 4; Миллер Л.Ю. Интеграционный метод в теории и практике оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Монография / Под общ. ред. Г.К. Синилова. М.: ИД Шумиловой И.И., 2008; Оперативно-розыскная деятельность в схемах и определениях: Учеб. пособие. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2008; Оперативно-розыскной словарь: Учеб. пособие / Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М., 2008; Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2008; Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность в схемах и определениях: Учебное наглядное пособие. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2008; Богданов А.В., Гавриков В.А., Дубоносов Е.С., Соцков Е.А. Оперативно-розыскная деятельность: Учебное пособие в схемах и определениях / Под ред. проф. Е.С. Дубоносова. М.: Книжный мир, 2009; Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: Учебное пособие. М.: Проспект, 2009; Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. Г.К. Синилова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2010; Гриб В.Г., Ильин И.С. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций / Под ред. В.Г. Гриба. М.: Маркет ДС, 2010; Смирнов М.П. Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и за рубежом: Учеб. пособие: В 2-х частях. Московский новый юридический институт. 4-е изд., расширенное и перераб. М.: Интеллект-Центр, 2010; Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012; Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012.

 

Анализ определения оперативно-розыскной деятельности, который дан в ст. 1 этого Закона, свидетельствует о том, что она характеризуется следующими признаками:

1) является разновидностью деятельности государства <1>, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными настоящим Законом;

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 21.11.2011); Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. N 261 "О Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" (ред. от 12.01.2010).

 

2) правом на осуществление оперативно-розыскных мероприятий в указанных целях обладают органы, уполномоченные на то настоящим Федеральным законом (ст. 13 Закона об ОРД);

3) оперативно-розыскные мероприятия вместе со следственными действиями направлены на защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Впервые оперативно-розыскной деятельности был придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью, характерной чертой которой является разведывательно-поисковая сущность, направленная на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений.

Оперативно-розыскная деятельность является составной частью уголовно-правовой политики. Признание процессуального статуса ОРД в уголовном судопроизводстве <1> в части выявления и фиксации доказательств не приводит к какому-либо изменению основополагающих принципов уголовного процесса, цели и задач: идет лишь обычный процесс приведения законодательства в соответствие с реалиями современной действительности становления демократического государства и активизации борьбы с наиболее опасными преступлениями.

--------------------------------

<1> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.06.2012); Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 05.06.2012); Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 62-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"; Ефремов А.М. Процессуальный статус оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве // Оперативник (сыщик). 2004. Сентябрь. N 1(1). С. 9; Зиборов Д.В. Роль оперативно-розыскной науки на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. N 4.

 

Среди всех видов государственной деятельности, уголовное судопроизводство больше других вторгается в сферу частной жизни, ограничивает права и свободы граждан. Обусловлено это публичностью уголовного процесса. Интересы общества и государства состоят в том, чтобы установить истину по уголовному делу, привлечь виновных к ответственности, преодолеть возможное сопротивление заинтересованных лиц. В результате права частных лиц могут быть ограничены. Так, осуществляющие расследование органы заключают обвиняемого под стражу, подвергают свидетеля или потерпевшего приводу, проводят обыск в жилище, арестовывают имущество, контролируют телефонные переговоры и т.д.

Оперативно-розыскная деятельность является самостоятельной функцией органов уголовной юстиции также и за счет ее структурно-организационного обособления, что предполагает создание отдельных служб, ее осуществляющих. В ст. 13 Закона об ОРД они обозначены как органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Таких органов в настоящее время - 8 (один из них может проводить ОРМ только для обеспечения собственной безопасности). Законодателем указано, что оперативно-розыскная деятельность ограничена пределом компетенции оперативных подразделений по проведению оперативно-розыскных мероприятий.

В самом понятии "оперативно-розыскная деятельность" определено, что она проводится двумя взаимодополняющими способами - гласно и негласно. В зависимости от конкретной ситуации, конечной цели проводимых оперативно-розыскных мероприятий должностные лица оперативного подразделения имеют право официально (гласно) представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени <1>. Так, оперативный работник, прибывший в составе следственно-оперативной группы на место происшествия, не скрывает перед гражданами своей принадлежности к оперативным аппаратам, цели прибытия, интересующие его вопросы. Вместе с тем сотрудник оперативного аппарата или гражданин, содействующий проведению оперативно-розыскной деятельности, могут осуществить свои правомочия, предоставленные Федеральным законом и негласным путем, т.е. скрывая свою принадлежность не только к оперативным аппаратам, но и даже к правоохранительным органам, что его интересует и в связи с чем.

--------------------------------

<1> Бобров В.Г. К вопросу о гласности и негласности оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 2007. N 1. С. 20 - 26.

 

Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений, например, органов внутренних дел комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступлений при помощи только следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно. В современных условиях эффективная организация борьбы с преступностью, а тем более с ее наиболее опасными формами - организованной преступностью и терроризмом - может быть обеспечена лишь при условии сочетания надлежащих оперативно-розыскных мероприятий со следственными действиями. Иными словами, замаскированным, тайно совершенным преступлениям и лицам, их совершившим, нужно противопоставить такие действенные меры негласного характера, которые позволяли бы своевременно предотвращать и быстро раскрывать подобные преступления.

Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации посредством:

1) добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (далее - разведывательная информация);

2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Статья 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке" (ред. от 08.12.2011); Федеральный закон от 14 февраля 2007 г. N 20-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О внешней разведке".

 

Различия между следственными действиями и оперативно-розыскными мероприятиями в нашей стране обусловлены различными по субъекту, правовой базе, пределам производства процессуальных (розыскных) действий, методам и использованию результатов процессуальных (розыскных) действий. Если рассмотреть эти различия более подробно, то:

во-первых, они осуществляются разными субъектами - следователями (ст. 38 УПК РФ), органами прокуратуры и суда и сотрудниками оперативных подразделений (или лицам, которым они поручили проведение оперативно-розыскного мероприятия) и оперативными подразделениями;

во-вторых, следователь имеет право дать поручение органу дознания на проведение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а оперативный работник обязан их только выполнять;

в-третьих, неодинакова правовая база для их проведения, поскольку следователь действует на основании уголовно-процессуального закона и не допущен к оперативно-розыскной деятельности, а оперативный работник осуществляет свою деятельность и в соответствии с уголовно-процессуальном законодательством и Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности";

в-четвертых, различны пределы производства упомянутых действий: для производства следственных действий необходимо наличие возбужденного уголовного дела, в то время как оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться и до возбуждения уголовного дела;

в-пятых, следственные действия проводятся гласно и в присутствии понятых, проведении оперативно-розыскных мероприятий может осуществляться гласно и негласно, понятые <1> при этом отсутствуют;

--------------------------------

<1> Статья 60 УПК РФ; Козлова Н., Качусов В. Непонятные понятые // Рос. газ. 2011. 13 окт. N 231.

 

в-шестых, следственные действия оформляются в виде соответствующих протоколов, а результаты оперативно-розыскных мероприятий не только в виде протоколов, но и в виде справки, рапорта и др. документов, которые в специальной литературе справедливо предлагается отнести к числу процессуальных источников доказывания с разработкой процессуального порядка их фиксации <1>;

--------------------------------

<1> См.: Ефремов А.М. Процессуальный статус оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве // Оперативник (сыщик). 2004. Сентябрь. N 1(1). С. 9.

 

в-седьмых, результаты следственных действий приобщаются к материалам уголовного дела, а результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий прежде всего приобщаются к делам оперативного учета, а при возможности соблюдения принципа конспирации и к материалам уголовного дела. В результате проведения оперативно-розыскной деятельности получаются фактические данные (непроцессуальные сведения), которые могут стать источником доказательств только после их проверки и закрепления процессуальным путем. Итог процессуальных действий - получение доказательств (если они были добыты на предварительной стадии расследования, то признавать их в качестве доказательств будет суд).

В пользу законодательного обеспечения оперативно-розыскной деятельности, а не принижения ее роли свидетельствует и факт существования латентной преступности (скрытой от правоохранительных органов и их регистрации), а также преобладание в структуре регистрируемых преступлений, совершенных в условиях неочевидности, и тайных с элементами маскировки преступлений, в том числе совершенных в тяжких формах.

По вопросу о возможности проведения оперативно-розыскной деятельности в отношении судей члены Президиума Ассоциации юристов России говорят следующее. М. Барщевский обращается к А. Александрову: "Как ты считаешь, в отношении судей оперативно-розыскная деятельность допустима?". А. Александров: "Да. Но оперативно-розыскную деятельность в отношении судьи должен вести не тот орган, который имеет мотив накопать то, чего не было. Например, оперативной деятельностью в отношении районного судьи должен заниматься не районный, а более высокий оперативный орган, у которого никакого интереса скомпрометировать конкретного районного судью из каких-то личных, низменных интересов нет" <1>.

--------------------------------

<1> Следствие собирают в кулак // Рос. газ. 2010. 25 нояб. N 267.

 

После завершения 21 февраля 2008 года итоговой коллегии Генеральной прокуратуры РФ Юрий Яковлевич Чайка на вопрос корреспондента "Российской газеты" об оценке нынешнего уровня криминальной угрозы страны отметил, что в 2007 году более 1 миллиона 800 тысяч преступлений не раскрыто. В том числе каждое седьмое убийство. Среди многих причин такого положения - недостатки оперативно-розыскной работы, которая недостаточно результативна, уровень ее низок и не соответствует масштабам преступности. Оперативным путем раскрывается только треть преступлений... Из изученных 400 тысяч дел оперативного учета надзирающими прокурорами выявлены нарушения по каждому четвертому. Дела заводятся с нарушением сроков, работа по сбору и анализу информации неэффективна, еще во многих местах контроль со стороны руководителей ослаблен. Почти 240 тысяч лиц скрылись от органов дознания, следствия и суда, они до сих пор не найдены. В бегах каждый пятый убийца, больше половины совершивших умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Поэтому задача - чтобы розыск преступников был реальным, а не на бумаге..." <1>.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...