Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Второй этап – макетирование




Третий этап – верстка

Четвертый этап – корректура.

Производство и выпуск издания. Основные этапы.

Вольная русская пресса за границей. Участие А.И. Герцена и Н.П. Огарева в создании неподцензурной печати, редактировании газет, литературных и художественно-публицистических сборников: «Русская потаенная литература», «Полярная звезда» и «Колокол», «Голоса России» и др..

В самой России создание вольной печати было невозможно. Поэтому Герцен, покинувший отечество в самом начале 1847 г., задумал начать, по его словам, «заграничную русскую литературу» В феврале 1853 г. Герцен напечатал воззвание «Братьям на Руси», в котором объявлял о создании «вольного русского книгопечатания в Лондоне Вольная типография была создана 22 июня 1853 г. Через несколько дней появилось первое издание – брошюра «Юрьев день!

Юрьев день! Русскому дворянству». 20 июля вышла вторая брошюра – «Поляки прощают нас» – по вопросу о независимости Польши и за нею третья – «Крещеная собственность». Положение Вольной русской типографии было в то время очень тяжелым. Начавшаяся Крымская война почти полностью разорвала слабые связи типографии Герцена с Россией. «В 1854 – начале 1855 г. Герценом были опубликованы лишь старые и новые его произведения – «Прерванные рассказы», «Тюрьма и ссылка», «Письма из Франции и Италии», «С того берега», речи на организованных революционной эмиграцией «сходах», Полярная звезда». 25 июля 1855 г., в годовщину казни декабристов, вышел его первый номер. На обложке альманаха были изображены профили пяти казненных декабристов: Пестеля, Рылеева, Бестужева-Рюмина, Муравьева-Апостола и Каховского, а эпиграфом к нему служили слова из «Вакхической песни» Пушкина: «Да здравствует разум». русское периодическое издание, выходящее без цензуры, исключительно посвященное вопросу русского освобождения и распространению в России свободного образа мыслей. Первая книга журнала, кроме статей, заметок и больших отрывков из «Былого и дум» самого Герцена, содержала статью Энгельсона «Что такое государство?», переписку Белинского с Гоголем по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями» (в том числе знаменитое зальцбруннское письмо Белинского), письма Гюго, Прудона, Мишле, Маццини, приветствовавших «Полярную звезду».

Второй номер по содержанию был разнообразнее первого: кроме произведений Герцена, в него вошли присланные в Лондон запрещенные стихи Пушкина, Рылеева и других поэтов, статьи Н.И. Сазонова и Н.П. Огарева, два письма из России.

Рукописей из России слишком много поэтому сборник «Голоса из России». Первый из них вышел в свет в июле 1856 г В начале апреля 1856 г. в Лондон приехал старый друг и единомышленник Герцена – Николай Платонович Огарев. «Колокол», который появился 1 июля 1857 г. «Колокол» представлял собой небольшой журнал на восьми страницах с подзаголовком: «Прибавочные листы к «Полярной звезде». Девизом были выбраны начальные слова «Песни о колоколе» Шиллера: «Vivos voco» – «Зову живых Изредка помещались в «Колоколе» стихотворения Огарева, Некрасова, М. Михайлова и др. В 1860-е годы в журнале не раз публиковались и перепечатывались революционные прокламации. Революционная организация московских студентов (кружок П.Г. Заичневского) создала типографию для литографирования «Колокола» и отдельных сочинений

Герцена; в Воронеже семинаристы переписывали «Колокол» от руки Уже с 15 февраля 1858 г. он выходит дважды в месяц, а не один раз, как раньше. Тираж его был увеличен до 2500–3000 Особенно большое значение придавали Герцен и Огарев публикации материалов о жизни и деятельности декабристов В основу программы «Полярной звезды» и «Колокола» была положена теория «русского социализма». Главной чертой направления «Колокола» и всей вольной печати была борьба за освобождение крестьян от крепостного права. Журнал систематически разоблачал «ужасы помещичьей власти Наряду с освобождением крестьян «Колокол» и вольная печать защищали всестороннюю демократизацию государственного строя в России и боролись против самодержавия. С октября

1859 по 1862 г. Герцен и Огарев выпускали в качестве приложения к «Колоколу» особый листок «Под суд!», посвященный разоблачению преступлений и безобразий, творившихся в России (вышло тринадцать номеров). Одним из наиболее явных отступлений Герцена от демократизма к либерализму явилась статья «Very dangerous!!!» («Очень опасно!!!»), опубликованная в №44

 

 

«Колокола» 1 июня 1859 г. В ней он резко напал на руководителей «Современника» и «Свистка» за их насмешки над либерально-обличительной литературой и отрицательное отношение к «лишним людям». Поездка Чернышевского в Лондон не была бесполезной и безрезультатной. В №49 «Колокола» появилось разъяснение, в котором Герцен признавал ошибочными свои выпады против руководителей «Современника» Разногласия между руководителями «Колокола» и разночинной демократией были глубоко вскрыты в «Письме из провинции» («Колокол», №64), подписанном «Русский человек», и в предисловии к нему Герцена. Автор «Письма» до сих пор неизвестен, но, несомненно, он разделял взгляды Чернышевского и Добролюбова. Было также решено издавать для читателей и корреспондентов из народа новое прибавление к «Колоколу». Под названием «Общее вече» оно стало выходить с 15 июля 1862 г. С осени 1863 г. начался период упадка «Колокола» и Вольной типографии. Резко уменьшаются поток корреспонденции и количество читателей.

Статья герцена «Что нужно народу» - 5000 экз. В ПЗ – путешествие из П в М Радищева. В 1968г издание предлагается закрыть (1 дек). Все что было напечатано в Пз и Кол было программой изменения России.

Герцен и Огарев выпустили отдельными изданиями «Думы» Рылеева, сборники «Русская потаенная литература XIX столетия», «Свободные русские песни», перепечатали книгу Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Было издано и много произведений редакторов «Колокола».

"РУССКАЯ ПОТАЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX СТОЛЕТИЯ" - литературный Сборник, изданный в Лондоне в 1861 с предисловием Н. П. Огарева. Опубликованы поэмы, памфлеты, эпиграммы политической направленности, а также эротическая лирика русских поэтов. Среди авторов - А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Е. А. Баратынский, А. А. Дельвиг, К. С. Аксаков, К. Ф. Рылеев, И. П. Мятлев и др. Сборник нелегально распространялся в России.

Издания Герцена: альманах “Полярная звезда” (1855) и газета “Колокол” (1857-1867).Альманах выходил в Лондоне. Название полностью повторяет заглавие альманаха декабристов. Отражено это и в оформлении – на обложке портреты всех казненных декабристов. Первый номер вышел к годовщине их казни – 25 июля 1855 г. Главное в нем – письмо императору Александру II, в котором он требовал свободы слова и освобождения крестьян. Издание получило распространение в России. Через год вышел второй номер. В нем были опубликованы запрещенные стихи Пушкина, Рылеева и других поэтов. Литературные произведения и у Герцена играли пропагандистскую роль и воспринимались как публицистические материалы читателями. Таковы были особенности времени. Альманах выходил редко. Герцен решил выпускать в дополнение к ней газету “Колокол”. Эта первая революционная газета имела эпиграф “Зову живых!”. Выходила раз в месяц, а став самостоятельным изданием в 1861 г., – два раза в месяц. Главная тема выступлений газеты определялась провозглашенным в “Полярной звезде”девизом:Везде, во всем, всегда быть со стороны воли против насилия, со стороны разума против предрассудков, со стороны науки против изуверства…” Здесь публиковались злободневные острые сообщения из России. Многие материалы были написаны в жанре революционных воззваний за освобождение крестьян от гнета помещиков, за отмену цензуры и свободу слова. За освобождение крестьян от побоев. В своих выступлениях Герцен беспощадно критиковал самодержавие, помещиков, сановников-казнокрадов. Он способствовал развитию новых жанров революционной публицистики: передовой статьи, критической корреспонденции, памфлета открытого письма. Отмена крепостного права сначала обрадовало Герцена. Но потом стало ясно, что проблем едва ли стало меньше. Крестьяне без земли, власти все так же ведут антинародную политику. Словом, для публикаций у Герцена недостатка в темах не было. Пишет для этого издания и его друг Огарев. Успех газеты в России был огромен. Ее читали многие. Тираж составлял 2500-3000 экземпляров. Естественно, издавалась газета на собственные средства издателя. Однако цели своей Герцен не достиг – революции в России не произошло. Свобода слова не была обретена. Демократия не сформировалась. Он испытал некоторое разочарование. И понял, что стихийные крестьянские бунты, бессмысленные и беспощадные, по его словам, не могут привести к успеху. В последние годы он стал больше материалов в газете посвящать опыту революционной борьбы в европейских странах, деятельности I Интернационала. В 1867 г. издание прекращается. Однако влияние публицистики Герцена на русское общество и на журналистику в целом весьма значительны.

 

 

41 Основные принципы и приёмы подготовки теле- и радиопрограмм.

Сегодня телеканалы могут самостоятельно принимать решения по формированию программной политики, руководствуясь корпоративными интересами и политической целесообразностью. В результате достаточно часто зрителю предлагаются передачи, соответствующие формуле «4 С» («секс», «скандалы», «страх», «смерть»), что обусловлено прежде всего коммерциализацией вещания, борьбой за рейтинги. Ведь главная задача любого телеканала – привлечение и удержание внимание зрителя. Особенно отрицательно такая «продукция» влияет на психику детей и подростков. Даже современные мультфильмы порой имеют недопустимо высокий «коэффициент жесткости». Разработке новой телепрограммы:  1. Планирование –составлением планов телепрограммы, которые содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют  оследовательность действий, ресурсы и время выполнения работ.  2. Организация – формирования структуры телепрограммы, а также обеспечению всем необходимым для его осуществления: персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами.  3. Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей телепрограммы.
4. Контроль – количественная и качественная оценка результатов работы организации. 5. Координация – функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность.

67. «Молодая редакция» журнала «Москвитянин»: деятельность А.Н. Островского, Ап. Григорьева и др.

«МОСКВИТЯНИН» — «учено-литературный журнал», издававшийся в Москве М. П. Погодиным в 1841—1856. До 1849 выходил ежемесячно, позднее — два раза в месяц. Сотрудниками Погодина были С. П. Шевырев, И. И. Давыдов, Ф. Н. Глинка, В. И. Даль и др. Орган крупной торговой буржуазии 40—50-х гг., «М.» стоял на позиции официальной народности. В первой же книге журнала Шевырев в своей статье развивал знаменитую формулу николаевской эпохи — «православие, самодержавие, народность». Это полностью соответствовало патриотической настроенности русской торговой буржуазии, не помышлявшей о сколько-нибудь заостренной критике крепостнического государства. Столь же закономерно «М.» выступал против немецкой философии, прочно завладевшей умами как дворянской, так и подымающейся демократической интеллигенции. «М.» делал ударение на торговой буржуазии. Эта ориентация Погодина была углублена и продолжена членами той «молодой редакции» «М.», которой Погодин передал журнал в 1850 и в которую входили А. Н. Островский, Е. Н. Эдельсон, Т. Филиппов и др. Ей удалось напр. в значительной степени освободиться от гнета той идеологии «официальной народности», которая вполне владела Погодиным, объективно блокировавшимся с славянофилами. Однако основные тенденции журнала, в частности напр. отрицательное отношение к западникам, остались неизменными. Крах Крымской кампании, вскрывший разложение феодального режима, углубивший классовые противоречия, сделал невозможным дальнейшую идеализацию патриархализма. Крайне слабо читавшийся в эту пору «М.» закрылся в 1856. Но в начале 60-х гг. А. Григорьев, Писемский, Островский, Эдельсон и другие члены его редакции объединились вокруг «почвеннических» журналов братьев Достоевских «Время» и «Эпоха» (см.), органически продолживших (в более либеральной форме) идеи славянофильства. МОЛОДАЯ РЕДАКЦИЯ «МОСКВИТЯНИНА», образовалась в февр. 1851 после публикации в «Москвитянине» пьесы А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся» (1850. № 6). С. В. Максимов описывает дебют молодого драматурга: «Поздравляю вас, господа, с новым светилом в отечественной литературе!» — торжественно, с привычным пафосом, сказал профессор русской словесности С. П. Шевырев, признававшийся тогда корифеем эстетической критики и бывший соредактором М. П. Погодина в «Москвитянине». Успех был не только литературный, но и коммерческий. В течение полугода число подписчиков журнала возросло с 500 до 1100, что тоже сыграло не последнюю роль в приглашении Островского в «Москвитянин». Но Островский пришел не один. К этому времени он уже был признанным главой «нового направления» в литературе, «глашатаем правды новой». «Явился Островский, — отмечал А. Григорьев, — и около него как центра — кружок, в котором нашлись все мои, дотоле смутные верования». Этот кружок Островского и составил ядро «молодой редакции» «Москвитянина». Все они действительно были молоды. Старшему из них, А. Григорьеву, было 28, Островскому — 27, Эдельсону — 26, Филиппову — 25, Алмазову — 23, Максимову — 20. И почти все — недавно учились или продолжали учиться в Московском университете. Либеральная пресса создала культ Т. Н. Грановского, читавшего курс лекций по всемирной истории и напоминавшего, по словам современника, «революционеров-проповедников времен Реформации». Но в эти же самые 40-е в

 

 

Московском университете курс лекций по древнерусской литературе и народной словесности читал С. П. Шевырев. «Открытием нового мира нашей словесности» называл эти лекции И. В. Киреевский («Москвитянин». 1845. № 1). Таким же открытием были лекции по древнерусской истории Погодина. Яростные споры между западниками и славянофилами велись не только в литературном салоне Киреевских—Елагиных у Красных ворот, но и в студенческой среде. Западники пополнили ряды ревдемократов, а славянофилы вошли в «молодую редакцию» «Москвитянина».

«Кружок Островского» (они называли себя «коренниками»), а затем и «молодой редакции» «Москвитянина», объединяло сродство душ, осознание себя коренными русскими. В России, как и во многих др. странах, национальное возрождение начиналось с возрождения фольклора, народной песни. Почти все ранние славянофилы принимали участие в создании первого национального свода фольклора — Собрания народных песен П. В. Киреевского. В «молодой редакции» буквально царил культ русской песни, в нее входили такие выдающиеся собиратели фольклора, как П. И. Якушкин, М. А. Стахович, М. А. Максимович. Но С. В. Максимов не случайно подчеркивал и разницу: «Перлы народного творчества здесь получали живое художественное толкование. Песня оживала не в мертвых записях, а в своих цельных образах». Почти во всех воспоминаниях о «молодой редакции» запечатлен образ Т. Филиппова как замечательного исполнителя народных песен, которому не было равных в Москве 50-х. Через многие годы, став крупнейшим чиновником — государственным контролером, он издал в 1883 сборник народных песен в гармонизации Н. А. Римского-Корсакова. В его сановном доме на Миллионной жила выдающаяся «народная поэтесса» И. Федосова.Круг единомышленников «молодой редакции» был в достаточной степени широк. В него входили выдающиеся актеры П. Садовский и И. Горбунов, художники П. М. Боклевский и Н. А. Рамазанов, композиторы А. И. Дюбюк и Н. Рубинштейн, уральский казак И. И. Железнов. Сближение с «молодой редакцией» совершило переворот в жизни и творчестве адепта «чистого искусства» Л. Мея, в результате чего русская литература обогатилась его фольклорными стихами и песнями, историческими драмами, одним из лучших переводов «Слова о полку Игореве». Всего год входил в «молодую редакцию» С. В. Максимов (в 1852 он переехал в Петербург), но и этого оказалось достаточным, чтобы определить его дальнейшую судьбу как выдающегося писателя-этнографа, исследователя народной жизни.В «молодой редакции» в полной мере раскрылся критический и публицистический дар А. Григорьева. Его обзорные статьи «Русская литература в 1851 году» (1852. № 1—4), «Русская изящная литература в 1852 году» (1853. № 1) стали программными, определившими основные пути развития русской критической мысли. Со статьями, рецензиями, обзорами выступали Б. Н. Алмазов, Е. Н. Эдельсон, Т. И. Филиппов. В 1853 в «молодую редакцию» вошел П. И. Бартенев. Не менее значимыми были публикации в отделе прозы и поэзии. После пьесы «Свои люди — сочтемся» Островский опубликовал в журнале «Бедную невесту» (1852), «Не в свои сани не садись» (1853), «Не так живи, как хочется» (1855). «Москвитянин» открыл имя А. Ф. Писемского, на его страницах впервые появились «мужицкие драмы» А. А. Потехина и «раскольничьи рассказы» П. И. Мельникова (Печерского), «Записки мелкотравчатого» Е. Э. Дриянского, охотничьи рассказы и отрывок из «Семейной хроники» С. Т. Аксакова, стихи Ф. И. Тютчева, И. С. Никитина, Я. П. Полонского, Н. В. Берга, А. А. Фета, Н. Ф. Щербины.«Москвитянин» благодаря «молодой редакции» стал первым из центральных журналов в литературной жизни н. 50-х. А. Григорьев ратовал за органичное искусство, свободное от идеологических схем. Ему были глубоко чужды западники «за их затаенную мысль узаконить, возвести в идеал распутство, утонченный разврат, эмансипированный блуд». Но и славянофилы, как считал он, «подвергают народное обрезанию и холощению во имя узкого, условного, почти пуританского идеала». Эти взгляды не находили понимания у издателя и редактора журнала Погодина, принадлежавшего к старшему поколению славянофилов, придерживавшихся более консервативных взглядов. «О старцы, старцы! — восклицал по этому поводу А. Григорьев. — Прошло уже много лет с тех пор, как мы, т. е. кружок, во главе которого стояли Погодин и Островский, несли со всем пылом и энергией молодости, с ее весельем и свежестью лучшие силы, лучшие соки жизни на служение национальному направлению и не могли, однако, поднять наш журнальный орган, именно потому только, что глава редакции, Погодин, не мог отречься от губительных солидарностей». В 1856 журнал «Москвитянин» прекратил свое существование, а вместе с ним и «молодая редакция». Островский переехал в Петербург, дав согласие Н. А. Некрасову на постоянное сотрудничество с «Современником». А. Григорьев уехал в Италию, пытаясь смягчить фанатизм веры в Россию. Но все они так и остались «коренниками», для которых самые лучшие годы жизни были связаны с «молодой редакцией» «Москвитянина».

 

42 Современная электронная редакционно-издательская техника. Работа журналиста в Интернете.

 Общая характеристика журналистики 40-х гг. XIX века. «Отечественные записки» в 1840-е годы.

40-е гг 19в-один из интереснейших периодов истории отечест-ной журнал-ки. Время напряженных теоретических исканий,о дин из ключевых этапов в развитии русской обществен-ой мысли. В.Г.Белинский назвал 40-е гг «эпохой сознания».Специфика идейной жизни определялась процессом разложения феодально-крепостнич-х отношений, кризисным состоянием госуд-го строя. В 40-е гг активизация обществ мысли обусловила поиски наиболее действенных ср-в влияния на сознание современников. Таким ср-вом стала журнал-ка. Положение печати как СМИ определялась политикой самодержавия. Рус журн-ка была лишена права не только критики, но и обсуждения любых действий правительства и лиц, находившихся на госслужбе. Для усиления контроля-Третье отделений.1841-42 организована 5-я цензурная экспедиция. Правительство продолжает расширять сферы своего влияния на умонастроения в обществе. Одна из них-укрепление провинц-ной прессы.1838-«Губернские ведомости». Из 2-х частей-офиц-ной и неофиц-ной. В офиц-ной-приказы и распоряжения губернских правлений. В неофиц-ной-известия о чрезвыч-х проишествиях, рыночных ценах,состоянии фабрик и заводов, способах улучшения с/х и домоводства.с 1839 по 1848 было открыто 53 издания.Основную массу изданий составляли журналы, альманахи, сборники. Газет было <ше. Попытка парализовать вредное влияние «Отеч-х записок» созданием новых общест-литерат-х жур-в: «Маяк»(1840), «Московитянин» (1841).Проповедованли казенный патриотизм.Встала проблема осмысления путей дальнейшего развития, места России среди других гос-в.Опора идеологии-теория офиц-ной народности.(постулаты сформ-ны С.С.Уваровым-православие,самодержавие,народность).На другом полюсе-идеология русской демократии: непримиримость к крепостнич строю,стремление к соц-му переустр-ву общ-ва. Оформляются либеральные течения западничества и славянофильства.

Славянофилы считали, что у России особый, самобытный путь исторического развития. Они идеализировали допетровскую Русь и мечтали о патриархальных отношениях между крестьянами и дворянством, монархией, православной церковью. В России не будет ни революций, ни капитализма, утверждали славянофилы, ей останутся чужды и опасные учения социалистов, и философия, оторванная от веры. Большие надежды в связи с этим они возлагали на сельскую общину, в которой видели оплот против разрушительных потрясений и безверия. Острая идейная борьба между Белинским, Герценом, их союзниками и славянофилами заполняет собою все сороковые годы. Против славянофильства и «официальной народности» Белинский и Герцен выступали вместе с либералами-западниками: Грановским, Кавелиным, Боткиным, Анненковым и др. Революционные демократы подвергали критике капиталистические порядки, либералы-западники восхваляли их. Постепенно противоречия между представителями революционной демократии и либералами делаются столь явными и острыми, что Белинский и Герцен начинают выступать не только против славянофилов, но и против западников “Официальные народники” (М.П.Погодин, С.П.Шевырев), “западники” (В.Н.Боткон, Т.Н.Грановский), “славянофилы” (И.В. и П.В.Киреевские, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков), “революционные демократы” (В.Г.Белинский, А.И.Герцен).
Утверждается тип «литературной газеты». «Литерат газ»-один из лидеров газетного рынка, разделяла демокр-е позиции «Отеч-х зап-к ».1841-1845гг в газ сотрудничал Н.А.Некрасов,1844-1845-В.Г.Белинский.Общест-литерат позиция в полемике с «Сев пчелой». Демокр печать рассматривала булгаринские издания как ср-во дезориентации читателя. Утверждение в в лит-ре принципов критич реализма, защита завоеваний натур школы, воспитание мыслящего читателя-проблемы, затрагивавш-ся газетой. Активизация полемики с Булг в «ЛГ»совпала с кампанией против главы «рептильной» лит-ры, кот в 1842-43 вел Бел-кий в «ОЗ».Не упускал случая ответить на злые выпады издателя «Сев пчелы» или прокомментир-ть его мнение. На стр-х изд Булг-на постоянно подверг-лись критике произ-я Гоголя. Трактовка произв Гоголя-одна из главных тем полемики 40-х гг. В 1842 вышло собр сочинений Г-ля, «ЛГ» поспешила сообщить об этом читателям. Она называла замечательными впервые напечатанные там повесть

«Шинель» и пьесу «Женитьба». «ЛГ» обратила внимание на тв-во Лермонтова.

 

Выступления «ЛГ» по ?-сам театрального иск-ва также представляют большой интерес. Направления критики: неудовлетворенность репертуаром театров,стремление повлиять на формирование эстетич-х вкусов зрителя; серьезные раздумья о специфике и назначении драматургич-х жанров;борьба с псевдопатриотичностью.Большой интерес представлял в «ЛГ» отдел «Записки для хозяев».Г-та «Московские ведомости» изменила направление с 1843г. Ред-р

Е.Ф.Корш.Интерес к исслед-ю соц-х проблем.Эконом-е ?-сы,?-сы торговли, тарифные системы. Острые материалы антикрепостнического хар-ра,статья «Освобождение негров во франц-х колониях»,где в иносказат-ной форме звучало треб-е освобождения русских крестьян.1847 попытка создать городскую газету-«Московский городской листок»,кот просущ-л 1год.(2 раза в нед),ред-р В.Драшусов публиковал постоянную инф-ю о Москве.Наладить информац-ю службу не удалось, не смогла ред-я определиться с направлением.Состав редакции пестрый.1845г в Петербурге стал издаваться ж-л «Финский вестник »(1845-1850).Цели:знакомить Россию со Скандинавией и Финляндией,знакомить Финляндию с Россией.Ж-л задумывался по энциклопедической программе, а направленность ориентиров-сь на «ОЗ».В программной статье «От редакции» декларировалась верность позиции В.Г.Белинского.Полностью реализовать прогр-у не удалось.Ж-л носил научно-литературный,нежели обществ-политич-кий хар-р,сторонился освещения серьезных общест-х проблем.Либерально-просветительское.

“Маяк” (1840-1845) - одно из ведущих изданий этого направления. Его ориентиры – религиозность, патриотизм, народность. Издатели и редакторы его – П.Корсаков и С.Бурчак. На страницах журнала критиковали Пушкина за недостаточную религиозность, отрицательно относились к французской литературе, особенно к Гюго и Жорж Санд. Убеждали читателей, что единственная, достойная внимания культура – это русская, а западная европейская культура русским не нужна, она чужда им. Тираж журнала около 800 экземпляров. Позиция сторонников “официальной народности” была близка к славянофильской. Несколько изданий у них были общими – это “Московский наблюдатель” и “Москвитянин”. Журнал «Отечественные записки» был основан чиновником коллегии иностранных дел П.П. Свиньиным в 1818 г. Издатель заполнял его статьями на исторические и географические темы, а также сообщениями о быте и нравах русского народа, будто бы благоденствующего под властью царя, помещиков и церкви.С августа 1839 г. Белинский начал печататься в «Отечественных записках», а в конце октября переселился из Москвы в Петербург и принял на себя руководство критико-библиографическим отделом журнала. В «Отечественных записках» появились лучшие произведения русской литературы, созданные в 1840-х годах.

Тургенев передал «Отечественным запискам» почти все свои произведения, созданные до «Записок охотника» С начала 1840-х годов в, журнале сотрудничал Некрасов Достоевский, Салтыкова-ЩедринаЖурнал ратовал за просвещение и свободу за прогрессивные формы экономической, политической и культурной жизни страны, за всестороннее развитие России, отстаивал интересы народных масс. Передовые идеи находили выражение не только в статьях Белинского и Герцена Защитникам православия, самодержавия и крепостного права был противопоставлен подлинный патриотизм, не отделимый от борьбы за освобождение народаВ некоторых статьях «Отечественных записок» велась пропаганда утопического социализма. Так, в статье «Пролетарии и пауперизм в Англии и Франции» (1847, №1–4) В.А. Милютин утверждал: «Одна из самых главных и самых деятельных причин нищеты заключается в экономическом устройстве европейских обществ Из выступлений Белинского против Сенковского и его журнала наиболее значительным является «Литературный разговор, подслушанный в книжной лавке» (1842, №9), дополняющий ту блестящую характеристику «Библиотеки для чтения», которую критик ранее дал в статье «Ничто о ничем», Разногласия с трусливым Краевским, борьба против почти всех изданий.Покидая «Отечественные записки», критик первоначально предполагал осуществить издание огромного альманаха «Левиафан», но когда летом 1846 г. выяснилось, что Некрасов и Панаев намерены выпускать новый журнал, Белинский с радостью откликнулся на их предложение принять участие в нем. Майков вместо Белинского. Популярность не вернулась.

 

 

43 Основные принципы оформления газеты.

Композиционно-графическая модель – система внешнего облика издания. Графическая модель — воплощение тематической модели издания графическими, шрифтовыми и изобразительными средствами. Основой графического моделирования является: а) конструкция номера в целом и всех его полос по отдельности; б) шрифтовая политика; в) подача иллюстраций и инфографики;

г) использование изобразительных средств второго плана (как-то — подложек, рамок, линеек и др.). Конструкция номера — дело сугубо индивидуальное для каждого издания. Базируется она на выборе определенной системы верстки: вертикальной и горизонтальной, плоской и объемной (характеризуется активным использование средств, придающих странице газеты объемный вид. При таком виде верстки смело используется поворот текстов, используются различные подложки). Вариантов конструкции номера может быть бесконечное множество, но необходимо иметь в виду, что выбрав ту или иную конструкцию, следует придерживаться ее постоянно. В противном случае возникает впечатление хаотичности и эклектики, что в читательском восприятии в любом случае оставит отпечаток неаккуратности, если не просто безвкусицы. Важным является и постоянство в выборе определенного числа колонок. Отход от традиционного количества колонок является дополнительным выделительным средством верстки, когда редакция хочет обратить внимание аудитории именно на эту полосу. Следует помнить, что такой прием является довольно сильным средством, поэтому использовать его нужно крайне осторожно. По некоторым наблюдениям, общая площадь подобных материалов не должна превышать 1/4 от общей площади номера, применять этот прием оптимально в масштабах целой полосы).

Принципы газетного оформления:

принципы верстки должны быть традиционными в рамках одно­го издания (если редакция практикует простую вертикальную вер­стку — она должна продолжаться из номера в номер как мини­мум в течение года). Кардинальные изменения, если в таковых все же назрела необходимость, предлагается вводить с начала полугодия (что связано с подпиской), а лучше — с начала года;

· общий объем рабочего текста не должен превышать 2/3 общей площади запечатанного поля, в противном случае есть риск ос­тавить полосу «слепой»;

· при отработке того или иного экстравагантного приема верстки читатель должен понять, что оформитель руководство­вался собственными задумками, а не верстка вынудила его это при­менить. Не надо надуманности.

·  специализированные или рекламные полосы лучше делать в кор­не отличными от традиционных — то есть вводить новые базо­вые элементы верстки. Как-то: другое количество колонок (или вообще новую модульную сетку); «свои» шрифты —как рабочие, так и заголовочные; изменить соотношение Заголовок — Подза­головок — Врубка; новую форму подачи иллюстративного ряда; смелее использовать «воздух»; попробовать новые подложки и т. д.

· наиболее практичным и гарантирующим недопущение серьезных ошибок при верстке является принцип асимметрии; он может быть достигнут, например, довольно простым способом — отсе­чением целой колонки справа или слева на полосе. Такой прием можно использовать в качестве некоего рефрена, проходящего сквозь весь номер; особенно эффектен он в многостраничном издании.

· – рефрен — повторяющийся заметный элемент верстки — весьма же­лателен для стягивания всей конструкции номера. Он служит организующим началом, а также может выполнять функции не­коего фирменного знака издания, что обеспечит данному изда­нию узнаваемость и своеобразие. Это может быть не только «от­битая» колонка, но и колонтитул, материал на подложке, систе­ма рисованных заставочных рубрик, особая рамка и т. д.;

· – дубликат — принцип «поддержки» какого-либо локального новшества или простого нестандарта. Вы применили на развороте новую заголовочную гарнитуру, и если это начало внедрения но­вого шрифта в практику ваших заголовков, то нелишне где-ни­будь на этом же развороте или вообще в номере хотя бы еще один раз применить этот же шрифт. То же самое касается и нео­жиданной подачи фотографий, новой формы врубок, оформле­ния графиков и проч.;

Ст. 27 Закона о СМИ: Выходные данные Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения: 1) название издания; 2) учредитель (соучредители); 3) фамилия, инициалы главного редактора; 4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет - также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое); 5) индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи; 6) тираж; 7) цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно"; 8) адреса редакции, издателя, типограф

65. В.Г. Белинский - журналист в 30-е и 40-е годы XIX века.

Виссарион Григорьевич Белинский родился 11 июня (по старому стилю - 30 мая) 1811 года в крепости Свеаборг (Финляндия), в семье флотского врача, а позднее - уездного лекаря. Мать Белинского была типичной провинциальной кумушкой, а отец, человек не без дарований, опустился под влиянием провинциальной жизни. Дедом его был священник, отец Никифор, по семейным преданиям - праведник-аскет и подвижник. Характеры отца и матери отразились и на сыне. Темперамент матери, резкость и прямота отца проявились уже в юности писателя. В 1816 году семья переехала в город Чембар (позднее был переименован в город Белинский) Пензенской губернии. В 1820 году поступил в уездное училище, а с 1825 года учился в пензенской гимназии. Не кончив учения в гимназии, в 1828 году Белинский решил поступить в Московский университет. В конце 1829 года ему удалось стать студентом Московского университета: будущий писатель поступил на словесный факультет.Из всего того, что было напечатано Белинским, только три произведения увидели свет не на страницах периодики – книга «Основания русской грамматики» (М., 1837), брошюра «Николай Алексеевич Полевой» (Спб., 1846) и работа «О жизни и сочинениях Кольцова». Работ больше тысячи. Полемику ценил выше чем критику. В Москве Белинский в 1835 г. редактировал журнал «Телескоп» и газету «Молва», в 1838–1839 гг. руководил журналом «Московский наблюдатель». В Петербурге, куда Белинский переехал в октябре 1839 г., он стоял во главе журналов «Отечественные записки» и «Современник». Туберкулез, трудоголик. Расширяет пределы критики. открыл дорогу Чернышевскому, Добролюбову, Писареву. Вся восемнадцатилетняя деятельность критика распадается на два периода: московский (1830-е годы) и петербургский (1840-е годы). В 1830-е годы Белинский выступал как демократ, но демократ-просветитель; в это время он борется против крепостного права, за свободу человеческой личности, за счастье народа, но свои надежды возлагает на развитие просвещения и еще не говорит о революционном переустройстве общества Уже в После статьи «Литературные мечтания» борьба Белинского за литературу, правдиво отражающую действительность, ведется в двух направлениях. Первое – развитие талантов, второе – борьба с вычурностью. Сотрудничая в «Телескопе» и «Молве», Главное в творчестве В.Г.Белинского – революционно-демократическая устремленность критика, его связь с идеями освободительного движения своего времени. Он был первым профессиональным демократическим журналистом, который своими поисками и размышлениями в области истории и теории журналистики заложил основы науки о печати. Он впервые в России сформулировал те требования, которым должно отвечать журналистика, в статье “Ничто о ничем, или отчет г. издателю “Телескопа” за последнее полугодие (1835) русской литературы”. Статья написана в форме обозрения. Заголовок позволяет затронуть множество тем и сюжетов. Белинский рассматривает только журналы. В них находит наиболее полное выражение ведущих тенденций времени. Широко освещает вопросы журналистики. Это одна из первых теоретических работ в этой области. Он касается вопросов о направлении журнала и о способах влиять на публику. Цели и функции периодического издания и различных его отделов – все это нашло отражение в статье. Белинский видел в журнале огромную идеологическую силу и хотел направить ее на решение демократических задач. Он расширил понятие о журналистике - не только способ интеллектуального развития народа, но и единственный способ пробуждения его политического и правового сознания. “Журнал должен иметь... физиономию, характер; альманачная безличность для него всего хуже. Физиономия и характер журнала состоят в его направлении, его мнении, его господствующем учении, которого он должен быть органом...”. Статья интересна для понимания журнальной борьбы 30-х гг. XIX в. В ней выковывалась демократическая пресса. Статья направлена против антидемократических концепций и охранительной деятельности журнального триумвирата. Публицист Белинский выступает против Булгарина, который, как он считает, издевается над русским народом и его литературой, против издателя “Библиотеки для чтения” Сенковского, провозгласившего, как он утверждает, беспринципность и безыдейность основой своей редакторской деятельности. Он осуждает субъективный характер критики “Московского наблюдателя”. Белинский пытается понять причины роста журнальной промышленности, причины влияния журналистики торгового направления. Оно было довольно значительно. При неразвитости в России капиталистических отношений, русские буржуа научились извлекать выгоду из печатного слова. Благородная просветительская и гуманистическая роль прессы уступила место откровенной торговле словом - доходы издателей находились в прямой зависимости от обесценивания идей, выражаемых журналами. Он старается понять причину их популярности. Учит распознавать истинные ценности и ложные декларации. Статья полна пафоса и борьбы против журнального триумвирата (Сенковского, Булгарина и Греча с их изданиями). Они, по мнению Белинского, своей пошлостью, ограниченность и явным расчетом на помещичьи вкусы стояли на пути прогрессивной журналистики, которая хотела приобщить русских людей к достижениям европейской культуры, возбудить их жажду знания, интерес к прогрессу и стремление к свободе. В торговой журналистике он видит и положительные черты – ее занимательность, доступность, разнообразие и богатство материалов. Он считает необходимым использовать это передовой журналистикой. Но безусловно выступает за идейность изданий одновременно с использованием способов “завоевания” читателей. Но этим не ограничивается вклад Белинского в отечественную журналистику. Он развил и сделал универсальным жанр литературной критики, который стал ведущим в журналистике второй половины XIX в. Белинский создает теорию реализма, основными тезисами которой являются самобытность и народность (т.е. правдивость, верность) литературы. Работы критика долгое время были нравственными и эстетическими ориентирами для интеллектуальной части общества. Белинский начал создавать свой журналистский кодекс, вырабатывать твердую систему взглядов по вопросам журналистики, по теории и практике журнального и газетного дела. «Ничто о ничем» – первый для Белинского опыт обзора литературы за определенный период Первое открытое упоминание Белинского о «Московском наблюдателе» находится в рецензии на книгу Н. Давыдова «Сцены на море» («Молва», 1835, №19). В статьях «Ничто о ничем» и «О критике и литературных мнениях «Московского наблюдателя» Белинский настаивает, что отделы критики и библиографии являются важнейшими в журнале: “Современник”. Журнал, основанный А.С.Пушкиным в 1846 г. приобретают у Плетнева Некрасов и Панаев. Среди ведущих его сотрудников – Белинский, фактически осуществлявший идейное руководство. Он работал здесь всего два года, но это самый заметный период в жизни обновленного журнала. “Письмо к Гоголю” - своеобразное программное произведение Белинского, долгое время известное только в рукописном варианте. Здесь выражен его взгляд на роль литературы и публицистики в борьбе с крепостничеством, с произволом власть имущих, с пережитками самодержавия. Именно с такой меркой подходит Белинский к оценке современной ему литературы и публицистики, в этом ключе реагирует на выступления других журналов, с таких позиций участвует в полемике с оппонентами. Это обеспечило успех журнала. тираж 3100,  доход.

44 . Графическая концепция и дизайн различных типов периодических изданий.

Графическая модель — воплощение тематической модели издания графическими, шрифтовыми и изобразительными средствами. Основой графического моделирования является: а) конструкция номера в целом и всех его полос по отдельности; б) шрифтовая политика; в) подача иллюстраций и инфографики;

г) использование изобразительных средств второго плана (как-то — подложек, рамок, линеек и др.). Композиционно-графическая модель издания является составной частью перспективного планирования газеты, которые есть и сейчас в каждом издании. Самым крупным форматом является А2 (420X594 мм) – четверть печатного листа. На этом формате печатаются «Известия», «Коммерсант», «Санкт-Петербургские ведомости», «Вести», «Вечерний Петербург». Но самым распространенным форматом является А3 (297X420).

Формат А4 (210 X297 мм) – в данном виде выходит большая часть малотиражных газет. Необходимо сказать, что в зависимости от формата бумаги и соответствующего ему формата газетной полосы определяются формат и число газетных колонок. А2 – восьмиколонная верстка. А3 –газеты приняли пятиколонную верстку,. С укрупнением кегля набора (с 8 до 8,5 – 10 пунктов - корпус) – многие газеты вернулись на пятиколонную верстку, а некоторые стали верстать на четыре и три колонки. А4 – применяется трехколонная и четырехколонная верстка.

 

Журналистская деятельность А.С. Пушкина. Роль А.С. Пушкина в формировании литературного журнала и альманаха нового типа.

ПСЕВДОНИМЫ. В июле 1814 года Пушкин впервые выступил в печати, в издававшемся в Москве журнале «Вестник Европы». В тринадцатом номере было напечатано стихотворение «К другу-стихотворцу», подписанное псевдонимом Александр Н.к.ш.п. псевдоним составлен из согласных букв фамилии поэта, поставленных в обратном порядке. Феофилакт Косичкин — журнальный псевдоним Александра Сергеевича Пушкина Иван Петрович Белкин, , P., Ст. Арз. (Старый Арзамасец), А. Б.Журналистская деятельность Пушкина развивалась в трех направлениях: литературная критика, полемика и публицистика. такие важные вопросы, как народность и общественная роль литературы, историческая обусловленность литературного процесса, понимание истинно прекрасного в искусстве, значение литературной критики и т.д. Предшественником Белинского Пушкин был и в жанре полемики. Пародия, сатира, иносказания, Пушкин охотно прибегал к острому слову, остроумным выражениям, каламбурам, эпиграммам, афоризмам Пушкин явно тяготел к малым формам литературной критики и публицистики. За исключением памфлетов, статьи Пушкина, как правило, невелики по размеру: от пяти страниц журнального текста до нескольких фраз. Это скорее даже не статьи, а миниатюрные заметки. В наброске статьи «О прозе» (1822) Пушкин писал: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Заветным желанием Пушкина было, по его собственным словам, «пуститься в политическую прозу» (письмо к Вяземскому от 16 марта 1830 г.), но строгие цензурные условия не позволяли ему печатать открыто публицистические статьи. В конце 1833 г. Пушкин начал работать над большим публицистическим сочинением «Путешествие из Москвы в Петербург», Первое выступление Пушкина-журналиста в периодической печати относится к 1824 г. В мае этого года в «Сыне отечества» (Греч, нач 1812) (№18) появилась присланная из Одессы полемическая заметка Пушкина – его «Письмо к издателю «Сына отечества». В 1825 г. Вяземский привлекает Пушкина к сотрудничеству в «Московском телеграфе» Николая А. Полевого; здесь Пушкин напечатал несколько своих стихотворений. Самое острое из них – эпиграмма «Жив, жив, курилка!», направленная против «Вестника Европы», не была пропущена цензурой. Одновременно Пушкин выступает в «Московском телеграфе» с критическими статьями. Начав в 1827 г. сотрудничать в «Московском вестнике» Михаила Погодина, Пушкин, однако, скоро убедился, что ему не удастся руководить журналом. В 1825–1830 гг. Пушкин сотрудничал в альманахе Антона Антоновича Дельвига «Северные цветы», сначала как поэт, а после 1827 г. как критик и полемист. Дельвиг упросил цензурный комитет разрешить ему выпуск «Литературной газеты» без всякой примеси политики, и 1 января 1830 г. появился ее первый номер.«Литературная газета» выходила один раз в пять дней, на восьми полосах; каждая полоса была разбита на две колонки. Рабочая редакция «Литературной газеты» состояла из трех человек: издателя-редактора Дельвига, его помощника, литератора и журналиста Сомова, и секретаря редакции В. Щасного. Кроме Пушкина, участвовали О. Сомов, П. Вяземский, Д. Давыдов, Е. Баратынский, П. Катенин, Н. Языков, Ф. Глинка, Н. Гоголь и др. Борьба против “продажной” журналистики Булгарина и Греча. П. редактировал “ЛГ” в 1830, пока Дельвига не было в Пб. “ЛГ” была литературным и литературно-критическим изданием, соответственно имелись литературный и критический отделы. Газета стояла на позициях романтизма. Но уже критически оценивала его крайности. “ЛГ” вступала против “ВЕ”, “Северной пчелы” и “Сына отечества”. Вяземский и П. вели полемику и с Полевым. Само издание прекращается в 1831 из-за цензурных стеснений.Сотрудничая в “ЛГ” Дельвига, П. одновременно печатался в московском журнале “Телескоп”. В 1831 - две фельетонные статьи П., направленные против Булгарина и Греча: “Торжество дружбы, или оправданный Александр Анфимович Орлов” и “Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем”Стремясь создать собственный печатный орган, П. в 1832 безуспешно пытается организовать газету “Дневник” с правом публикации политической информации. Только в 1836 ему удалось наконец организовать собственный

 

 

журнал - “Современник”, чрезвычайно ограниченный в возможностях (журнал был разрешен как чисто литературный, с невыгодной периодичностью - 4 номера в год). В первом номере “С” не было опубликовано никакой программы, что вызвало нарекания (Объяснение: Литературный журнал все объясняет). Внешним видом он напоминал альманах, имея всего два отдела – «Стихотворения» и «Проза». 2/3 – исторические материалы. В «Современнике» помещались не только художественные произведения, критика, библиография, статьи по истории и теории литературы, но и такие статьи, в которых затрагивались вопросы современной политики (конечно, не прямо, а «обиняками»), экономики, отечественной истории, культуры и просвещения, велась острая полемика с реакционным «журнальным триумвиратом». Были напечатаны не только “Капитанская дочка” и “Скупой рыцарь”, но и “Путешествие в Арзрум”. Его “Путешествие в Арзерум” создает основы русского очерка (один из первых очерковых циклов в русской журналистике, фактичность воспроизведения и стремление охватить злободневные вопросы - элементы публицистики, изображая события на Кавказе, П. оправдывал присоединение этого региона к России; изображение войны “буднично”, лишено романтизации, читатель видит ужасы войны, но вместе с тем П. высоко оценивает исторический смысл побед русского оружия). У Пушкина были большие планы в отношении журнала, но смерть не позволила их исполнить. Вообще именно Пушкин в России заговорил о нарушении авторских прав (его кинули с «Кавказским пленником», оплатили книгами, журналами, продуктами и «Бахчисарайским фонтаном»), об этом он переписывался с французом. Бестужев-Рюмин его стихи ненапечатанные чуть переделал и выдал за свои в «Северной пчеле». Так же печатались самовольно его стихи и благодарили неведомого А.П. за них. И со своих первых публикаций не был доволен вознаграждением, и говорил, что работает не только ради слова, но и ради денег. Пока он был в ссылке над ним тут издевались. Дробили произведение на несколько частей и следовательноза ёю публикацию получал маленький гонорар. Смердин ему платил 10-11 рублей золотом за одну строку и 1200 или 2000 за стих «Гусар». Много дененг проигрыва в карты и отдавал кредиторам. Пока был в ссылке 1821-25 изданием его стихов занимался брат Лев. Работал в полярной звезде с рылеевым и бестужевым александром, которые платили золотом за золотые стихи. При жизни Пушкина вышли все четыре тома «Современника», высокий гонорар. Пушкин, в обход цензуры, стремился освещать в своем журнале социально-политические вопросы. Во время «битвы» с цензурой он потерял «убитыми» собственную статью о Радищеве, «Записку о древней и новой России» Карамзина, «Два демона» Тютчева и переводную статью о «Применении системы Галля и Лафатера к изображениям пяти участников покушения на жизнь Луи-Филиппа». «Израненными и изрубленными» он вывел на страницы журнала «Хронику русского» А.И. Тургенева и «Прогулку по Москве» М. Погодина, «Взятие Дрездена» и «О партизанской войне» Дениса Давыдова, «Не то, что мните вы природа» Тютчева. Были, разумеется, у поэта и победы в этих «боях». Почти без единой царапины он провел свои произведения: «Капитанскую дочку», «Пир Петра первого», «Путешествие в Арзрум», «Скупого рыцаря», «Полководца» и многое другое. С почетом привел к победе гоголевские «Коляску», «Нос», «Утро делового человека». Кроме старых своих соратников — Вяземского, Жуковского, Давыдова, Языкова, Баратынского — Пушкин позвал на помощь молодых поэтов Тютчева и Кольцова, впервые по-настоящему познакомив с ними читателей. Привлек и героя войны 1812 года — Надежду Дурову. Главными «неприятельскими силами», стоявшими против Пушкина, были министр народного просвещения Уваров, ненавидевший поэта за только что напечатанную на него сатиру «На выздоровление Лукулла», и «правая рука» министра по цензурному ведомству — Дондуков-Корсаков — тот самый «князь Дундук», заседавший по пушкинской эпиграмме «в академии наук» отнюдь не по научным своим заслугам. Кроме них существовали еще и Бенкендорф, все Третье отделение, и, наконец, сам Николай I. Первый бой пришлось дать из-за статьи Гоголя, напечатанной в первом же номере «Современника» под названием «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 г.г.». Гоголь принял самое ближайшее участие в составлении первого номера журнала, взяв на себя даже типографские и редакционные хлопоты. Статья его, носящая программный характер, била по булгаринской клике и по Сенковскому . Статья Гоголя была напечатана без подписи. Для Пушкина это было тем более ясно, что прослышавший о статье в «Современнике» Сенковский, убежденный, что автором ее является Пушкин, уже объявил войну еще не вышедшему журналу на страницах «Библиотеки для чтения». И Пушкин решил этот удар целиком принять на себя. Он задерживает выпуск журнала, перепечатывает последние его 24 страницы с двоякой целью: ему нужно вставить в конец раздела «Новые книги» принципиально важную для него заметку и изъять имя Гоголя из оглавления. Это было сделано, и все «громы и молнии» обрушились на голову поэта. Не желая, однако, дальнейшей войны с «Библиотекой для чтения», Пушкин в третьем томе «Современника» помещает «Письмо к издателю» за подписью «А. Б.», в примечании к которому отмежевывается от авторства статьи «О движении журнальной литературы» (не выдавая, разумеется, Гоголя) и говорит, что она «не есть и не могла быть программою Современника». Не понявший всех этих «шахматных ходов» Пушкина Гоголь обиделся на поэта, прекратив свое ближайшее участие в «Современнике». Пушкин понимал, что для издания «Современника» помощи верных его друзей — Жуковского, Плетнева, Вяземского, Дениса Давыдова — недостаточно. Он понимал также, что выбранное им направление журнала, по существу продолжавшего «Литературную газету» Дельвига, рассчитанное на ограниченный круг образованных читателей, никогда не завоюет ему широкие круги подписчиков, какие имеет «Библиотека для чтения».

 

 

45 Иллюстрация в газете и журнале.

Декабристы в изданиях: «Сын Отечества», «Полярная звезда», «Мнемозина» и др.

Декабристы были революционерами по своей программе и тактике: выдвинув два требования – отмену крепостного права и уничтожение самодержавия, они рассчитывали добиться этого через вооруженное восстание. 14 декабря 1825 г. В России с 1816 г. создаются тайные политические организации: Союз спасения (1816–1817), Союз благоденствия (1818–1821), Южное общество (1821 – начало 1826), Северное общество (1821–1825), Общество соединенных славян (1823–1825). Одновременно декабристы усиливают свое участие в легальных литературных организациях, стремясь придать им желаемое направление. Прежде всего в сферу влияния декабристов попало литературное общество «Арзамас», куда в 1817 г. вошли три видные деятеля движения – Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов и H.M. Муравьев. В 1818 г. в Петербурге возникает тайная литературная организация «Зеленая лампа», которой руководит Союз благоденствия; членами «Зеленой лампы» были декабристы Ф.Н. Глинка, С.П. Трубецкой, Я.Н. Толстой и другие, входили в нее также Пушкин, Гнедич, Дельвиг. Из всех литературных организаций наибольшее значение имело Вольное общество любителей российской словесности, существовавшее в 1816–1825 гг. Общество было периферийной декабристской организацией и руководилось сначала Союзом благоденствия, а позже Северным обществом. Членами Общества были К. Рылеев, А. и Н. Бестужевы, А. Корнилович, В. Кюхельбекер, Н. Тургенев, а также О. Сомов, П. Вяземский и другие передовые литераторы и критики. Декабристы создавали агитационные произведения, которые нелегально распространяли среди солдатВ 1818 г. строжайше запрещаются какие бы то ни было упоминания о крепостном праве; цензорам предписывается зорко следить за тем, чтобы в печать не проникало «никаких мыслей и правил, нетерпимых нынче правительством». В том же году Голицын ограничил выдачу разрешений на издание журналов: издателем мог выступить только человек, вполне благонамеренный и имеющий известность в ученых кругах, причем вопрос о новом периодическом издании решал сам министр С декабристами были связаны журналы: «Сын отечества» (1816–1825), «Соревнователь просвещения и благотворения» (1818–1825), «Невский зритель» (1820–1821) и альманахи: «Полярная звезда» (1823–1825), «Мнемозина» (1824–1825) и «Русская старина» (1825). Журнал Н.И. Греча «Сын отечества» в 1816–1825 гг. по составу сотрудников, качеству материалов и строгой периодичности (выходил регулярно раз в неделю) занимал одно из первых мест среди русских изданий. От других журналов этой поры «Сына отечества» отличало и то, что в 1813–1818 гг. при нем существовало два еженедельных приложения, посвященных политическим новостям Европы. «Сын отечества» СПб, октябрь 1812 – другие взгляды. По 1852 год Греч – преподаватель русской словесности и секретарь цензурного комитета Стал выпускать журнал после того, как царь дал 1000 р на расходы. «Сын отечества» был историческим, политическим и литературным журналом. Как и в 1812 г., в «Сыне отечества» 1816–1825 гг. участвовали две группы сотрудников: умеренно-либеральные во главе с Гречем, а также декабристы и их союзники. Участие в журнале декабристов Ф. Глинки, Н. Тургенева, Н. Муравьева, Н. Кутузова, А. Мартоса, К. Рылеева, А. Бестужева, В. Кюхельбекера и близких к ним писателей: Пушкина, Грибоедова, Куницына, Вяземского, Сомова – вновь сделало журнал Греча прогрессивным органом печати. Декабристская линия в журнале прежде всего была представлена научно-публицистическими статьями. Примером их может послужить «Рассуждение о необходимости иметь историю Отечественной войны 1812 года» Ф. Глинки. Сочувствие «Сына отечества» крепостному крестьянину проявилось также в полемике с петербургским изданием «Дух журналов». В этом году «Сын отечества» уделял большое внимание национально-освободительному движению в Европе и Америке. Декабристы мечтали о введении республиканского строя в России, поэтому они приветствовали создание Соединенных Штатов Америки. Однако декабристы, как позже и Пушкин, довольно критически относились к американской «демократии», подчеркивая варварское отношение «цивилизованных» американцев к «цветному народу». Глубокое сочувствие неграм, страстный протест против расовой дискриминации, узаконенной в США, содержатся в статье «Опыты северных американцев переселить черных соотчичей своих обратно в Африку» (1825, № 20). Здесь говорилось: «Предрассудок, ставящий черное африканское поколение,

 

которое так долго осуждено было на тягостное рабство, гораздо ниже белого, столь повсеместно царствует в Америке, что и просвещенные Соединенные Штаты не могли освободиться от оного. Черный цвет тела в глазах американцев служит признаком душевных недостатков и почти поводом к презрению».Одним из последних выступлений декабристов в «Сыне отечества» была статья Рылеева «Несколько мыслей о поэзии», напечатанная в № 22, за месяц до восстания. Рылеев возражает против формального разделения поэзии на классическую и романтическую, ибо все дело в «духе поэзии» (внутреннее содержание художественного произведения, выразившееся в его гражданской направленности, в отражении в нем высоких мыслей и чувств), а не в форме. Своей статьей Рылеев как бы завершает борьбу декабристов за самобытную по форме, высокоидейную, гражданскую по содержанию литературу. Он обращается к своим современникам: «Оставив бесполезный спор о романтизме и классицизме, будем стараться уничтожить в себе дух рабского подражания и, обратясь к источнику истинной поэзии, употребим все усилия осуществить в своих писаниях идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин, всегда близких человеку и всегда недовольно ему известных». Рылеев настоятельно подчеркивает, что только такое на­правление литературы соответствует «духу времени», т.е. общественно-политическим задачам, стоящим перед русской интеллигенцией.
Таким образом, вплоть до событий на Сенатской площади декабристы продолжали сотрудничать в «Сыне отечества», хотя в их распоряжении находились и более близкие им издания. Поступали так они потому, что декабристские журналы, как правило, издавались не чаще раза в месяц, небольшим тиражом 300–500 экземпляров, а «Сын отечества» выходил еженедельно и тираж его достигал 1200 экземпляров. Он был самым популярным журналом в Петербурге, Москве и провинции. И это вполне устраивало декабристов, заинтересованных в широком распространении своих общественно-политических и литературно-эстетических взглядов.Цели журнала определены в его названии «Соревнователь» был создан как научно-литературный журнал с четырьмя постоянными отделами: «Науки и художества», «Изящная проза», «Стихотворения», «Смесь». Центральное место занимали научные статьи по русской и зарубежной истории, философии и эстетике, географии и этнографии, истории и теории литературы, по русскому народному творчеству. Отдел политики отсутствовал, экономических и публицистических статей печаталось немного, зато более широко был представлен художественный материал. Кроме «Соревнователя просвещения и благотворения», с Вольным обществом любителей российской словесности был связан еще один петербургский журнал – «Невский зритель». Он издавался ежемесячно с января 1820 по июнь 1821 г. магистром этико-политических наук И. М. Сниткиным. По своему типу «Невский зритель» являлся журналом научно-литературным, точнее – научно-публицистическим, с заметным интересом к политической истории, экономике, вопросам воспитания. В журнале были постоянные отделы: «История и политика», «Государственное хозяйство», «Воспитание», «Нравы», «Литература», «Критика», «Изящные искусства» (музыка, живопись, архитектура), «Смесь». Петербургский альманах «Полярная звезда» – одно из самых интересных периодических изданий первой четверти XIX в. Его выпускали А.А. Бестужев и К.Ф. Рылеев; вышло три книжки – на 1823, 1824 и 1825 гг. «Полярная звезда» – это не столько литературно-художественный, сколько общественно-политический альманах. К сотрудничеству в «Полярной звезде» издатели привлекли лучшие литературные силы – Пушкина, Грибоедова, Ф. Глинку, Кюхельбекера, Д. Давыдова, Вяземского, Сомова «Мнемозина» была создана в 1824 г. как трехмесячный сборник, но последняя книжка ее запоздала и вышла уже в следующем году. Инициатива издания «Мнемозины» принадлежала К.В. Кюхельбекеру, «Мнемозина» только названием и периодичностью напоминала альманах. В действительности же это был настоящий журнал и по составу и по характеру материалов. В «Мнемозине» имелись отделы: «Философия», «Военная история», «Изящная проза», «Стихотворения», «Путешествия», «Критика и антикритика», «Смесь». Исторический и одновременно литературный альманах «Русская старина. Карманная книжка для любителей и любительниц отечественного» издавалась декабристом А.О. Корниловичем; вышла всего одна книжка – на 1825 г.

 

46 Тема и идея журналистского произведения.

Общая характеристика журналистики начала XIX века.

Новый век ознаменовался обновлением и оживлением жизни общества в связи с убийством деспотичного Павла I и восшествием на престол Александра I (1801-1825)1796-1801 гг – правление Павла I, очень деспотичный монарх, поэтому Александр I хотел успокоить общественное мнение и понял необходимость реформ. Возвращает из ссылок и тюрем много людей, осужденных за вольномыслие, разрешил ввоз из-за границы книг и периодических изданий, разрешает опять частный типографии, появляются новые учебные заведения и расширяется читательская аудитория. 1801 – Александр I создает «Негласный комитет», который составляет общий план проведения реформ. 1803 он распущен. 1804 – первый в России цензурный устав. Цензура предварительная (до появления текста в печати читают и могут не допустить) и карательная (за материал может быть наказание: арест, закрытие, штраф).  В 1802 году Александр I уничтожает предварительную цензуру. В 1804 возвращает, свертывает либеральную политику. Две стороны: - расширение прав писателей и журналистов; разрешено дискутировать о внутренних делах, но все скромно, без вольномыслия. Ничего нельзя критиковать. Если у статьи несколько интерпретаций (нейтральная и вольнодумная), то истолковывают выгодно для автора. - нельзя критиковать правительственные законы, Божьи традиции и личные достоинства человека.

В результате в первом десятилетии 19 века в России отмечается количественный прирост печатной периодики – 84 новых издания, в том числе в Санкт–Петербурге – 47, в Москве – 34, в других городах – 3. Новым явлением, характерным для этого периода. Стало возникновение отраслевой периодики, посвященной экономическим, административным, научно–техническим, военным вопросам («Журнал полезных изобретений», «Экономический журнал», «Военный журнал», «Артиллерийский журнал»); также появлялись музыкальные, театральные, педагогические и др. журналы. Новые жанры – обзоры, статьи, очерки.

Помимо издававшихся еще с прошлого столетия «Санкт–Петербургских новостей» и «Московских новостей» появилось еще несколько новых газет правительственных учреждений, среди которых наибольшую популярность имела «Северная почта», издававшаяся почтовым департаментом Министерства иностранных дел в 1809–1819гг. Появляются также две частные газеты: «Московские ученые ведомости», издававшиеся профессором Московского университета И.Буле в 1805–1807гг. и «Гений времен», издававшийся в Санкт–Петербурге Ф.Шредером совместно с И.Делакроа и Н.Гречем в 1807–1809гг.

Наряду с центральными появляются и провинциальные газеты. В 1911году адъюнкт Казанского университета И.Запольский основывает газету «Казанские известия»; позже газеты появляются и в крупных торговых центрах: Астрахани (1813г.), Одессе (1820г.). Однако в тот период газета не была востребована большим количеством читателей, поскольку рыночные отношения только начинали развиваться, и господствующим изданием по–прежнему оставался журнал. Анализ содержания ведущих журналов позволяет выделить три основных направления в русской журналистике начала 19 века: 1) умеренно–либеральное; 2) демократическое; 3) консервативное.К умеренно–либеральному направлению, представители которого поддерживали либеральные реформы Александра 1 и его окружения, относились журналы «Вестник Европы» Н.Карамзина, выходивший в 1802–1830гг., и издания «карамзинистов»: П.Макарова, В.Измайлова, П.Сумарокова, В.Жуковского, П.Вяземского. Все они выступали за идею просвещенной монархии, за «сердечную связь, царя с подданными, а помещиков – с крестьянами.Демократическое направление представляли издания «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», созданного И.Борном и В.Попугаевым на волне демократизации общественной жизни в 1801 году. В изданиях общества («Свиток муз», «Периодическое издание», «Журнал российской словесности», особенно на начальном этапе, когда у его руководства стояли представители радикально–демократического крыла (И.Борн, И.Пнин, А.Востоков), приветствовалось свержение «тирана» – Павла 1, и отстаивалось право народа на свержение недостойных монархов, говорилось о необходимости политического просвещения масс. В изданиях «Вольного общества» сотрудничали многие будущие декабристы, и впоследствии демократическое направление русской журналистики начала 19 века перерастет в декабристское. + Спб вестник, северный вестник Мартынова, журнал российской словестности Бруссилов в 1805. Консервативное направление, сторонники которого отстаивали незыблемость самодержавной власти и призывали к борьбе с «вредными умствованиями», идущими из Европы, было представлено журналами «Русский вестник» С.Глинки (1808–1820гг.) и «Чт











Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...