Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Российские СМИ в начале 90-х годов XX века.




В июне 1990 года был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Он отменил цензуру, предоставил широкие права на учреждение печати и других СМИ, ввел их регистрацию. В 1991 году начался процесс разрушения единого информационного пространства СССР. 27 декабря 1991 года подписан Закон РФ «О средствах массовой информации». Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Статья 29 гарантирует каждому свободу слова и мысли, гарантирует свободу СМИ и отменяет цензуру. На начало ноября 1991 года Министерство печати и массовой информации РФ зарегистрировало 1269 газет, журналов и информационных агентств; более 2200 различных органов массовой информации получили регистрацию в бывшем союзном ведомстве. Газеты и журналы выходили на 40 языках народов России. Расширяется учредительский состав СМИ: учредителем газеты «Куранты» стала Московская мэрия, газеты «Центр Плюс» – префектура Центрального административного округа и редакция журнала «Столица», газеты «Московский комсомолец» – редакционный коллектив. Вконце 1992 – начале 1993 года российская печать оказалась в состоянии тяжелого кризиса. С переходом к рыночным отношениям (рост цен на бумагу и доставку) возросла стоимость подписки, в результате чего теряли своих подписчиков. Так, у газеты «Труд» тираж сократился на 6 млн. экземпляров, у «Комсомольской правды» – на 5 млн. экземпляров. Была  создана Центральная телерадиовещательная студия МО (ЦТРС).  На фоне кризиса центральной прессы усилились позиции региональных изданий, Развитие получила информационно–коммерческая печать, существующая целиком на доходы от рекламы. Новым явлением стало появление детских и подростковых изданий, возрождение некогда популярных в дореволюционной России энциклопедических журналов для семейного чтения, появились журналы, пропагандирующие культурное наследие («Ясная Поляна в Туле, «Северные просторы» в Архангельске), литературные журналы. Наконец, принципиально

новым для России стало появление электронных газет и журналов, распространяющихся через Интернет («Огонек», «Компьютерра» и др.), самостоятельные издания: «Газета РУ», «Журнал РУ», Полит.РУ» и др.  Особое место в структуре периодической печати занимает деловая (массовые издания: «Деловой мир», (Москва), «Город N» (Ростов-на-Дону), газеты бесплатных

 

 

объявлений («Все для Вас», «Из рук в руки») и аграрная пресса («Сельская жизнь», «Российский фермер», «Крестьянские ведомости»). В систему телерадиовещания России вошли: российская государственная телерадиокомпания – 1 программа «Останкино»; Всероссийская государственная телерадиовещательная компания – П программа; Московская программа – Ш канал; Образовательная программа «Российские университеты» и канал независимого телевидения НТВ – 1V канал; программа «Петербург» – V канал; «ТВ–6 – Москва» – V1 канал. Кроме того действовали краевые, областные, городские и районные телерадиоорганизации. Первой негосударственной телевизионной структурой в Москве, самой крупной в начале 90-х гг. был «Телеканал 2х2», первая программа которого вышла в эфир в конце августа 1990 г. обеспечении москвичей информационной, музыкальной, развлекательной программами. Произошли структурные перемены и в радиовещании: на уровне Федерации радио включало в себя программы «Радио России», ряд новых программ по каналу «Радио-1», круглосуточную программу студии радиостанции «Маяк», программу «Радио–Орфей», круглосуточный канал «Юность». Наряду с государственными в этот период действовали и 23 частные радиостанции, работавшие в УКВ–диапазоне: «Серебряный дождь», «Радио–101», «Ностальжи», «Престиж–радио», «Радио–максимум», «Европа плюс» и др. Радиовещание на зарубежные страны на 46 языках осуществляла радиокомпания «Голос России», ставшая преемником Международного московского радио. Электронные СМИ также затронули процессы регионализации. Появились новые межрегиональные информационные программы, например, «Губернские новости». К концу 1993 года в России насчитывалось 16 информационных агентств, работавших на всю страну: Информационное телеграфное агентство России (ИТАР–ТАСС), Российское информационное агентство (РИА), РИА «Новости», Информационное агентство РАУ–Пресс, кроме того действовало около 300 информационных агентств в регионах и республиках.  Конфликт между законодательной и исполнительной властью, начавшийся в марте 1993 года, привел к разделу российских СМИ на четыре группы: 1.правительственные СМИ («Российская газета», органы администрации, местных Советов с преобладанием радикальных демократов, которые, участвуя в реформах правительства, избегали комментировать их негативные последствия). 2. органы печати Советов («Российская газета», местные издания), выступавшие за смену правительства. 3. «демократическая» пресса (большинство формально независимых от государственных структур изданий типа «Известий», «Московских новостей», «Комсомольской правды» и др.), которые с разной степенью критичности поддерживали правительство. 4. «патриотические» СМИ («Советская Россия», «Литературная Россия», «День» и др.), резко критиковавшие президента и правительство.  В 1995 году создается Общественное российское телевидение (ОРТ), контрольный пакет акций которого получило государство (51%), а остальную часть – крупные бизнесмены Б.Березовский, А.Смоленский и др. С этого момента в России начинается история создания медиа–групп, которые, выражая интересы крупного капитала, предлагают партии власти коммуникационные каналы в обмен на доступ к распределению государственной собственности в ходе приватизации. Медиатизация политики является естественным продолжением политизации российских СМИ в начале 90–х годов. Однако теперь их роль в информационной системе становится менее самостоятельной. Привлеченные эффективностью информационных технологий, крупные экономические группы вкладывают значительные средства в СМИ, что приводит к возникновению целого ряда медиа–групп, между которыми распределяются практически все центральные российские СМИ. Так, в 1997 году предметом инвестирования становится ряд «демократических» изданий, которым еще удавалось сохранить независимость – «Литературная газета», «Известия» и «Комсомольская правда». В результате все они стали частью крупных холдингов на базе компании «АФК–Система», контролируемой Ю.Лужковым, и ОНЭКСИМбанка». То же самое происходит с телевидением – коммерческий канал «СТС–8», принадлежавший американским инвесторам, стал частью холдинга «Альфа–ТВ».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 330.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...