Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СМИ в условиях демократизации и гласности (вторая половина 1980-х – начало 1990-х годов XX в.)




 В середине 80-х гг. к руководству партией пришел М. Горбачев. По его инициативе КПСС провозгласила курс на перестройку. После 70 лет ограничений СМИ стали мощным рычагом начавшихся преобразований, способствовали развитию демократизации масс, их психологической перестройке, активизации сознательных действий по слому административно-командной системы. Вместе с тем журналистика оставалась органической структурой однопартийной политической системы со всеми вытекающими отсюда последствиями. В 1987 г. в стране выходило свыше 7,5 тыс. газет, в том числе около тысячи центральных, республиканских, краевых и областных, более 2,5 тыс. журналов. В ведении

партийных комитетов находилось 114 издательств. Тираж «Правды» превысил 11 млн. экз., «Труда» перевалил за 18 млн. экз., за 8 млн. экз. перешагнул тираж «Известий», а «Комсомольской правды» – за 17 млн. экз. В 1989 г. газетно-журнальный мир страны насчитывал 8800 газет. Курс на перестройку, демократизацию и гласность привел к отказу от традиционной однопартийности и переходу к новой, демократической и многопартийной системе. В марте 1990 г. была изменена ст. Конституции СССР, которая признавала только за КПСС право на руководство советским обществом, ликвидировалось монопольное право

 

КПСС на издание периодической печати. В июне 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Он отменил цензуру, предоставил широкие права на учреждение печатных изданий и других средств массовой информации, ввел их регистрацию как проявление новых принципов строительства журналистики в демократическом обществе. По данным Госкомпечати бывшего СССР, на 15 марта 1991 г. в стране было зарегистрировано около 1800 газет и журналов, рассчитанных на общесоюзную аудиторию. Около 850 газет выходило впервые, почти треть всей периодики – частные издания. Создание института учредителей периодических изданий явилось важнейшим шагом в организации видоизменявшейся структуры центральной и местной прессы, позволило типологически расширить систему периодической печати. Переход к рыночным отношениям изменили положение прессы: в тяжелых условиях оказалась демократическая печать России, в выгодных – издания партийных комитетов КПСС, в руках которых были сосредоточены все материально-технические средства – финансы, бумага, полиграфическая база. Конкуренция вызвала к жизни качественно новые издания: «Независимую газету», «Куранты», «Коммерсантъ» (с воскресным приложением), «Совершенно секретно» (ежемесячник). Появились издания Верховных Советов республик: «Россия», «Вестник Грузии», «Голос Армении». В условиях демократизации и гласности в структуре СМИ все большее значение приобретали телевидение и радиовещание. В 1990 г. вещание вел 131-программный телецентр, 176 радиодомов и свыше 5 тысяч местных радиостанций. Передачи Всесоюзного радио велись по 14 программам, включая дубли для всех часовых поясов. Центральное телевидение осуществляло передачи по 14 программам с учетом дублей 1 и 2 общесоюзных программ для 5 вещательных зон. 1990 г. стал последним годом существования Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию. В феврале 1991 г. он был преобразован во Всесоюзную государственную телерадиовещательную компанию, сохранив монопольное право на технические средства. В 1991 г. начался процесс разрушения единого информационного пространства СССР. Национальные республики Союза одна за другой провозглашали свой суверенитет. Освобождаясь от диктата Центра, они рвали десятилетиями установившиеся традиции и в сфере журналистики, по своему усмотрению устанавливали время трансляций теле- и радиопередач из Москвы. Во второй половине 80-х гг. значительные изменения произошли в информационной службе страны. В июле 1985 г. Телеграфное агентство Советского Союза отметило свое 60-летие, оставаясь основным монополистом оперативной информации. Агентство ежедневно готовило и передавало для 4 тыс. советских газет, радио и телевидения СССР 300–325 внутрисоюзных и международных сообщений. Еще больший поток информации направлялся на восьми языках по зарубежным каналам ТАСС. Его подписчиками являлись свыше 600 зарубежных информационных агентств, министерств информации, редакций газет, журналов, телевизионных и радиокомпаний и других организаций из 115 стран. В середине 80-х гг. корреспонденты ТАСС были аккредитованы в 125 зарубежных странах. Первые независимые агентства начали появляться в стране в самом конце 80-х гг. и, конечно, они не составляли сколько-нибудь серьезной конкуренции ТАСС или существовавшему тогда еще АПН. Непривычно звучали их названия – «Интерфакс», «Постфактум», «ИМА-пресс». Организацию их взяли на себя профессиональные журналисты, имевшие опыт работы в центральной прессе.

 

 

23. Особенности использования в журналистике теоретических и эмпириче­ских методов познания действительности.

В журналистике существует две основные группы методов «преобразования» объективной действительности в ее информационный аналог: рационально-познавательные и художественные методы. Рационально-познавательных методы  включают в себя два уровня познания — эмпирический и теоретический.Результат эмпирического исследования предстает в журналистике как поток информационных публикаций. Применение теоретического уровня познания приводит к созданию текстов, составляющих основной поток аналитических публикаций. Такие публикации отличаются прежде всего глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации и т.д.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ. Метод наблюдения. Виды журналистского наблюдения - открытое и скрытое. «включенные» и «невключенные). кратковременные и длительные.  Метод проработки документов. по типу фиксации информации (рукописные; печатные; фото- и кинопленки; магнитные пленки, грампластинки, лазерные диски и т.д.). По типу авторства — официальные и личные. По степени близости к объекту отображения — первоначальные и производные. По степени предназначенности для печати — преднамеренно созданные и непреднамеренно. По сфере деятельности, породившей документ, — бытовые, производственные, государственно-административные, научные. Существуют разные методы анализа документов. Традиционные методы (их еще называют качественные) составляют основу журналистского исследования документов, понимании исследуемого документа. Что касается формализованного метода, основу которого составляет контент-анализ, то он требует изучения большого массива однотипных документов (например, подшивки газет) по определенным параметрам этих документов. Методы интервью, беседы, опроса, анкетирования.. Метод эксперимента - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ. Эти методы можно разделить на две основные подгруппы: фор­мально-логические (методы выводного знания) и содержа­тельно-логические (диалектические). Формально-логические методы. Индуктивное умозаключение - переход от знания о единичном к знанию об об­щем. Два основных вида индукции — полная и неполная. При полной индукции умозаключение обо всем классе предметов (яв­лений) делается на основании изучения каждого из предметов этого класса, при неполной — только отдельных.  Дедуктивное умозаключение - развитие мысли от большей общности знания к меньшей (иногда — от еди­ничного к частному). Традуктивное умозаключение - сравнение и аналогия. Исходя из сходства нескольких признаков двух или более явлений, делается вывод о сходстве всех других признаков этих явлений. Метод сравнения - устанавливаются различие и сходство разных предме­тов, явлений. Его необходимо проводить только по существенным, ве­дущим признакам. Так же как и знание, полученное в результате индукции, умозаключение по аналогии и сравнительное умозак­лючение дают знание в форме догадки, предположения, и поэто­му неполное знание.. Методы анализа и синтеза. Гипотетический метод -выход за пределы непосредственного, сегодняшнего состояния развития явления, опираясь на совокупность известных фактов, попытка предсказать развитие изучаемого явления в будущем. Форма догадки, предпо­ложения, основанная на прежнем опыте, эмпирических наблюде­ниях. Гипотетическое умозаключение, основанное на достоверных фактах, способно дать истинное знание о будущем. Метод историзма при изучении предмета выявляет индивидуаль­ные черты его развития.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 325.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...