Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Свобода и социальная ответственность прессы.




Свобода журналистики – это свобода ставить вопросы, обсуждать наиболее острые социальные противоречия, критиковать действия правительства и других государственных или частных учреждений, когда эти действия угрожают общественным интересам, подвергать сомнению бездействия властей или злоупотребление властью. Журналистика выполняет функцию общественного контроля за деятельностью власти, а также – информирует общество, воспитывает, развлекает и т.д. Концепция социальной ответственности сформировалась тогда, когда журналистика стала массовой, стала социальным институтом. Положение о социальной ответственности входит практически во все кодексы профессиональной этики журналиста. В российском кодексе профессиональной этикижурналиста положение о социальной ответственности журналиста сформулировано в статье 1, 1 главы (принципы профессиональной этики). “Журналист ответствен перед читателями, зрителями, слушателями, а также перед обществом в целом в лице его конституционных институтов за содержание сообщений, предлагаемых им для обнародования, за правдивое и своевременное информирование аудитории об актуальных проблемах, представляющих общественный интерес. Обеспечение права граждан на информацию - первейшая обязанность журналиста. Недопустимо использование СМИ в ущерб интересам общества, правам и законными интересам личности, для проповеди войны и насилия, национальной, социальной и религиозной нетерпимости, пропаганды жестокости и распространения порнографии, а также для манипулирования общественным мнением и монополизации гласности”. В Международных принципах профессиональной этики журналиста, принятых в Париже 20 ноября 1983, положение о социальной ответственности сформулировано в принципе 3: В журналистике информация понимается как общественное благо, а не как предмет потребления. Журналист разделяет ответственность за переданную информацию. Он ответствен не только перед теми, кто контролирует СМИ, но прежде всего перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием”. С точки зрения общества, долг журналиста - высокий долг, и нужно быть честным по отношению к нему. При сохранении принципиальных основ свободы массово-информационной деятельности, требуется правовое регулирование деятельности СМИ, а это ведет к формированию концепции ответственности свободы СМИ, т.е. законодательная власть имеет право издавать законы и тем самым регламентировать рамки свободной деятельности СМИ, бороться против злоупотребления ими свободой слова. США - несмотря на конституционный запрет издавать законы, ограничивающие свободу печати и слова, в США существует множество актов, определяющих границы использования свободы слова. Цитируем Законм РФ о СМИ. Сегодня можно говорить о свободе журналистики от политической цензуры (контроль официальных властей за содержанием, выпуском и распространением печатной продукции, с тем, чтобы не допускать распространение идей и сведений, признаваемых вредными этими властями). Говорить о полной свободе журналистики пока еще рано, так как контент СМИ напрямую зависит от мнения спонсора (своеобразная коммерческая цензура). Можно, конечно на это плюнуть, но СМИ не сможет долго существовать без денежных вливаний. Имеющаяся свобода предполагает не только права, но и обязанности. То есть журналист несет ответственностьперед обществом в целом, своей аудиторией в частности, перед коллегами, перед героями своих материалов, перед редакцией, где он работает, и, в конце концов, перед самим собой и своей совестью. Однако и этой, слегка ограниченной, свободы пришлось добиваться очень долго - журналистика зависит от государства и, следовательно, от государственного строя. Не только закон должен взывать к ответственности журналиста, но и он сам должен чувствовать свою за то, что он знает и пишет.

Зарождение и развитие института цензуры в Западной Европе. Законодательство XVII-XVIII вв. о печати..

Еще в 15 веке римский император Тиберий, возмутившись опубликованной критикой в свой адрес, запретил «Акта сенатус» (глиняную дощечку, сообщавшую о выступлениях в сенате). Это было первое в истории мировой журналистики запрещение периодического издания и акт проявления цензуры, но в отличие от Средневековья, последовавшей уже по факту публикации, а нем до нее. Цензура в Средние века и эпоху Возрождения.Первым цензором была Католическая церковь. По просьбе служителей церкви папа Иннокентий I (?-417) составил список книг, нежелательных для чтения. Сначала церковные власти указывали только нежелательные книги, но не запрещенные для чтения.

Возникшие в Западной Европе в начале XIII века университеты также начали осуществлять цензорские функции. Университетские преподаватели должны были просматривать рукописи, предназначенные для продажи, и давать свое заключение о возможности их распространения. Университеты в то время находились под сильным влиянием духовенства. Показательно, например, что во Франции цензурой ведал богословский факультет Парижского университет – Сорбонна.

Развитие книгопечатаниявызвало серьезные опасения у власти и стремление контролировать распространение информации и идей. Первое в Европе отделение цензуры на печатные издания в немецком Майнце (1486 год) появляется регламент, который запрещал издание любой литературы на народном языке без цензурного разрешения университетской профессуры. В 1502 году в Испании был принят закон о предварительной цензуре. Закон о цензуре в Англии появился в 1509 году при короле Генрихе VIII. Устанавливалась предварительная светская и духовная цензура: печатная продукция подлежала предварительному просмотру университетскими профессорами и епископом Кентерберийским. В 1515 году буллой папы Льва X (1475-1521) цензура вводится во всех католических странах. Реакцией государства на неподконтрольное распространение идей, мнений и информации, стало повсеместное введение института предварительной цензуры, выдачи специальных разрешений. Одно из первых было выдано в 1480 году в Венеции книге, которая оказалась "ортодоксальна и богобоязненна". В 1515 году на основе решения Латеранского собора Ватикан потребовал сделать предварительную цензуру повсеместной везде. На этот призыв быстро откликнулись. Во Франции с 1539 года разрешение на выход книг давал лично король, а те, кто выпускал книги самостийно, объявлялись еретиками, вплоть до смертной казни. Целые разделы литературы могли быть объявлены вне закона (в 1560 году были полностью запрещены для издания и продажи все книги по астрологии). Согласно же закону 1616 года число типографий было строго регламентировано, за ними был установлен жесткий госконтроль, печатать книги за границей было запрещено. Начало Реформации (1517) сопровождалось усилением цензуры. В некоторых странах наказанию подвергались не только издатели и продавцы крамольных, запрещенных книг, но и покупатели. В 1521 году французский король Франсиск I запретил публиковать любые произведения на религиозные темы без предварительного просмотра профессорами Сорбонны. В 1538 году в Англии был принят закон о необходимости получения королевского патента для типографов. В 1557 году была создана Компания издателей, ставшая органом жесткого контроля за печатью. Только члены этой корпорации получали право заниматься издательской деятельностью в королевстве. С 1559 года все книги и летучие листки в Англии издавались с разрешения Высшего королевского суда. По его решению сокращалось число печатных станков, городов, в которых могли существовать типографии. Типографии дозволялись только в Лондоне, Оксфорде, Кембридже.

В 1559 году цензура всех книг, выходивших в католических странах, была сосредоточена в руках папской инквизиции. В 1559 году папа Павел IV (1476-1559) издал первый печатный индекс запрещенных книг – Index Librorum prohibitorum. Павел IV был известен своей непреклонностью в борьбе с еретиками и жестокостью в отстаивании христианской морали. Индекс стал важным инструментом в его битве за чистоту веры. Переломным моментом в становлении церковной цензуры стал Тридентский собор, проходивший в Италии в 1545-1563 годах. Собором был одобрен так называемый Тридентский индекс (1564), в который были включены все сочинения протестантских религиозных мыслителей. Этот «черный список» стал каноном запрещенных книг для последующих поколений священнослужителей и верующих. Чтение этих книг грозило отлучением от Церкви. Список постоянно пополнялся, к запрещенным в разное время были отнесены сочинения Локка, Мильтона, Шекспира («Король Лир»), Гете («Страдания юного Вертера»), Гейне, Л.Н. Толстого («Анна Каренина») и т.д. Однако, список не достиг своей цели, так как запрещенные книги можно было напечатать в протестантских странах, на которые власть Ватикана не распространялась. В 1571 году папа Пий V (1504-1572) учредил Конгрегацию индексов, в обязанности которой входило составление и регулярное обнародование списков запрещенных книг. С XVI по XX века Церковью было издано более 50 индексов, последняя редакция появилась в 1948 году. В ней запрет налагался на сочинения Декарта, Гоббса, Спинозы, Вольтера, Руссо, Юма, Бальзака, Золя, всего несколько десятков авторов. Особенно строго цензура преследовала рукописные листки новостей. Римские папы Пий V и Григорий XIII издали специальные буллы, которые запрещали распространение каких-либо рукописных газет. Начиная с 1609 г. еженедельные периодические печатные издания стали быстро распространяться по всей Европе. Однако процесс появления первых газет в ряде стран сдерживался строгими цензурными порядками, регулировавшими появление печатной продукции. В Англии право предварительной цензуры получили епископы, Тайный совет и Звездная палата, которая запретила печатать сочинения "против церкви, государства, правительства и добрых нравов". Тех, кто осмеливался нарушить закон, ждал жуткий ужас. Принятие в 1689 г. «Билля о правах» стало важным не только для Англии, но и для всей Европы. В 1695 году в Англии Акт об обязательном лицезировании не был возобновлен, что привело к юридической отмене предварительной цензуры.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...