Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отечественная журналистика в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности. «Комсомольская правда» при А.И. Аджубее.




Во второй половине 50–х годов одной из ведущих тем сообщений советских СМИ стала тема преодоления последствий культа личности И.Сталина. Опубликованная в «Правде» 26 марта 1956 года статья «Почему культ личности чужд духу марксизма–ленинизма?», содержавшая основные положения доклада Н.Хрущева на ХХ съезде, вызвала в советской прессе волну дискуссий.  «Оттепель», ее ознаменовал выход в 1962 году в журнале «Новый мир» повести А.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича», произведения С.Залыгина, Ч.Айтматова, В.Белова, Ф.Абрамова, которые долгие годы не могли увидеть свет. В журналах также публиковались дискуссионные материалы по вопросам экономического и социального развития страны. Н.Хрушев «догнать и перегнать США по производству мяса, молока и масла на душу населения» -  перевод политической активности масс в русло хозяйственного строительства, особенно с/х производства. При этом все неудачи объяснялись  не объективными причинами, а некомпетентностью руководства на местах и отношением его к расширению посевов кукурузы, независимо от природно–климатических условий ( «Правды», «Советской России», «Правды Украины», «Казахстанской правды», «Советской Киргизии»). Еще одним «экспериментом» нового руководства, широко пропагандировавшимся советскими СМИ, стала «коммунизация деревни». Во второй половине 50–х годов реформаторство Н.Хрущева коснулось вопросов управления индустриальной сферой (переход от отраслевого к территориальному принципу управления промышленностью, вместо министерств начали создаваться Совнархозы). Журналисты предпочитали не замечать негативной тенденции, сообщая об отдельных проявлениях трудового энтузиазма («Правда» - серия очерков «Герои наших дней», о передовиках производства). На радио новые рубрики «Время, события, люди», «Трибуна новаторского опыта», «Репортер на стройках и заводах». На телевидении новые

 

информационные телепрограммы: «Эстафета новостей», «Время», «Новости», «Сегодня в мире». Еще одной важной темой в работе советских СМИ в начале 60–х годов стал показ достижений СССР в области науки и техники. 12 апреля 1961 года вышли специальные экстренные выпуски «Правды» и «Известий» о космическом полете Ю.Гагарина, и с этого дня космическая тематика прочно утверждается на полях советских газет. В середине 60–х годов в «Правде»  статьи профессора К.Сергеева (псевдоним академика С.Королева), посвященных освоению космического пространства, о достижениях в области ядерной физики в «Правде», «Известиях», «Правде Украины»  выступали академики Л.Ландау, И.Курчатов, С.Лебедев.

В 1960 году в СССР издается 4 тысячи журналов, но подписка на многие особенно интересные остается ограниченной. Газет тогда же выходило около 3 тысяч общим тиражом 20 тысяч экземпляров, подписка на них была неограниченной и даже обязательной.

Принимаемые Хрущевым в конце 50-х – начале 60-х гг. непродуманные решения как в промышленности, так и, особенно, в сельском хозяйстве свидетельствовали об отступлении от демократических тенденций. Было очевидно, что в партийном и государственном руководстве утвердился волюнтаризм – принцип принятия единоличного, необоснованного решения. Волюнтаризм Н. Хрущева, подавался официальной пропагандой как исторические действия выдающейся личности. Парализующе на сознание и мышление журналистов, пытающихся  хоть как-то предотвратить волюнтаризм Первого секретаря ЦК КПСС Хрущева и не допустить нанесения огромного урона сельскому хозяйству действовали его  слова произнесенные на I Всесоюзном съезде советских журналистов, о том, что журналисты – подручные партии («послушные», «находящиеся всегда под рукой», слепо и безропотно выполняющие указания партии). Если находился журналист, который пытался высказать здравое суждение или показать, к чему может привести выполнение опасных директив, он попадал в опалу или изгонялся из редакции (двое сотрудников газеты «Советская Киргизия»).

 «Комсомольская правда» при А.И. АджубееАджубей Алексей Иванович (10 января 1924, Самарканд - 19 марта 1993, Москва), российский журналист. В 1940-41 Аджубей работал в геологоразведочной экспедиции в Казахстане, с 1942 служил в армейском ансамбле песни и пляски. После войны учился в Школе-студии МХАТ, а с 1947 на факультете журналистики МГУ. Его первой женой была Ирина Скобцева, но недолго: сменив профессию актера на профессию журналиста, Аджубей в стенах МГУ познакомился со студенткой Радой Хрущёвой и в 1949 году рискнул стать зятем секретаря сталинского ЦК. Пришел в "Комсомольскую правду", будучи студентом ФЖ  на практику в 1950 г стажером в отдел спорта «Комсомольской правды» и остался в газете. Первое журналистское задание — написать о стрелковых соревнованиях на стрельбище «Динамо» в Мытищах (пять строк, набранных петитом в подбор с другой информацией). Разбирал письма читателей.«КП» 50-х годов: две-три маленькие фотографии на четырех страницах, а чаще и без фотографий (на «украшательство» существовал строгий лимит), «слепые» колонки статей, небольшие заголовки, никаких броских аншлагов, минимум рисунков— каждый сантиметр площади для дела. Засушивало газету обилие официальных протокольных заметок. Заведовал отделом студенческой молодежи, потом отделом искусств и, наконец, стал заместителем главного редактора. «Любил газету, как женщину». Не будь он зятем Хрущева, карьера не оказалась бы такой быстрой. Руководители комсомола, с которыми он был на «ты», очень быстро поставили Аджубея во главе газеты. Его предшественника, главного ред. Дмитрия Петровича Горюнова при котором «КП» расцвела, повысив, убрали из редакции, чтобы освободить кресло хрущевскому зятю. В апреле Аджубей 1957 г. был назначен главным редактором. В одном но­мере газеты соседствовали официозные партийные материалы и обнов­ленная журналистика, жанровые новации, определя­ющие линию десталинизации советской прессы: структур­ных новшеств (сломан устоявшийся десятилетиями ди­зайн, стр-ра не утверждалась сверху), газета  стала более «репортажной»; тематических и жанровых (начала обращаться к лич­ной жизни человека, читатель становится автором га­зеты, с его мнением счи­таются и ждут откликов). Газета получила возможность заговорить о безнравст­венности в среде руководителей страны или критиковать косные советские стандарты искусства. В годы работы в "Комсомолке" Алексей Иванович проявил себя прекрасным организатором: он привлек ребят с ФЖ МГУ. Пропаганда людей-примеров. Совершенно очевидно, что Аджубей «раскопал» в архивах газеты ту давнюю историю о Петре Дьякове, потому что название статьи, которая в 1957 году появилась в «Комсомольской правде», осталось прежним — «Огненный тракторист». С мая 1959 г - главный редактор «Известий», а в 1960 году он становится лауреатом Ленинской премии. Широкое распространение получила тогда пословица: «Не имей сто рублей, а женись, как Аджубей». В 1964 году, день в день со своим всемогущим тестем, он был отправлен в сокрушительную отставку.

 

24. Модели развития современных российских СМИ.

В настоящее время наблюдается тенденция ко все большей специализации СМИ, причем не только по тематическому признаку, но и по степени оперативности реакции на изменение ситуации. Разделение на оперативные и неоперативные СМИ в современных условиях приобрело специфические черты. Совр. модель оперативных СМИ ориентирована на подачу факта, основное ее преимущество – идеологическая нейтральность, отсутствие аналитического комментирования. Она согласуется с рыночным механизмом функционирования СМИ и базируется на ряде приемов, оказывающих «побочное» воздействие на потребителя нвостей: придание мозаичности ряду новостей (что облегчает внедрение блоков рекламы, создает ощущение «случайности» подбора новостей); изъятие аналитического сопровождения (сокр. время на подготовку сообщения, формирование потока событий, даже при повторении сохраняющих атрибуты новостей); констатация факта вне контекста (упрощает процесс верстки выпуска (не нужно формировать целостную композицию), стимулирует ложную познавательную активность потребителя новостей (поиск аргументации в рамках выпуска или издания); выделение аналитических сообщений в отдельный блок или выпуск (расширение аудитории, за счет привлечения потребителей новостей, не имеющих мотивации на изучение документов, изъятие логики, анализа и и интерпретации ориентирует на эмоциональное восприятие новостей); акцент на передаче частных подробностей (создание темпа передачи материала при обеднении потока новостей, погружение в ситуацию, эмоциональная синхронизация).Все эти приемы призваны обеспечить высокий рейтинг.Развернутая аргументация первоисточника усекается, теряет рациональную компоненту, приобретая эмоциональную окраску(потребитель сам достаточно умен, чтобы дать оценку). Положительный эффект от разделения СМИ на оператив. и неоператив.(идеологичически ангажированные, полемические) проявляется преимущественно в коммерческой сфере. По существу, речь идет о разделении СМИ на оперативыне массовые (эмоции) и аналитические элитарные (логика).Данная модель не гарантирует нейтральности, говоря о ней, СМИ не обязуются нивелировать источниковую базу, новостной ряд, особенности подачи материала, переориентируя потребителя на эмоциональное восприятие событий. СМИ разделяются на два относительно самостоятельных компонента: система сбора информации (рейтинговые, ИА, производящие «ленты новостей») и систему доведения информации(собственно, СМИ). СМИ сами становятся потребителями новостей от ИА, способных применить в их отношении способ навязывания повестки дня (частный телеканал Аль-Джезира, приобретший статус эксклюзивного поставщика новостей «Талибан», монополия в освещении событий, спровоцированных экстремистами).

Социологические методы в деятельности журналиста.

Социология - наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Ж. и социология близки, т.к. изучают общество, обращаются к нему, только социолог пытается выстроить унифицированную картину, получить обобщенные результаты. Ж. показывает индивидуальные черты конкретного чел., стремится к многоплановой, развернутой информации. «Метод» это комплекс действий, направленных на решение определенных задач. Ж. используют соц методы сбора информации,  с возможностью детально изучить социальное явление в его целостности и взаимосвязи с другими .Качественные методы: глубинные интервью по месту жительства, фокус-группы, опрос с копией газеты в руках, креативные группы. Количественные методы - контент-анализе,социометрии, совокупности опросных методов.Среди традиционных методов - наблюдение.Метод наблюдения активно используется в репортерской практике. Включенное наблюдение в журналистике зачастую отождествляют с методом эксперимента. В эксперименте объект является средством для создания искусственной ситуации. Интервью- документальные, направленные на изучение событий прошлого, уточнение фактов, и интервью мнений. Нетрадиционные для журналистики методы: интервью-анкета, вопрос-ответ, прессовый опрос. Их характерным признаком служит обращение не к единичным собеседникам, а к многочисленной группе людей (социологические виды интервью). Анкета опрос с целью получить стандартизированные ответы, чтобы на их основе сделать обобщенные выводы. «Вопрос-ответ» выборочное  использование ответов на анкету, тем самым обогащая свои произведения мнением читателей.Дискуссии или «круглые столы». Журналист руководит всем процессом диалога, ход дискуссии во многом зависит от установившегося взаимодействия собеседников. Контент-анализ -строгий подсчет частоты и объема упоминаний тех или иных содержательных единиц исследуемого документа. Методы получения информации: опрос (анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое тестирование), наблюдение (стандартизированное и свободное, включенное и не включенное, открытое или инкогнито, лабораторное или полевое), анализ документов (традиционный, формализованный, контент-анализ),  эксперимент (лабораторный или полевой, линейный или параллельный, констатирующий или формирующий), выборочный метод - метод получения информации, основанный на изучении небольшой части объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность, экспресс-опросы.Области применения социологических данных в журналистике: 1) проектирование и оценка деятельности СМИ; 2) определение целевой аудитории, ее величины и особенностей; 3) планирование работы редакции; 4) подготовка аналитических материалов (анализ социальных процессов); 5) определение подходов к изучаемым проблемам. Источники социологических исследований: издания (СОЦИС, монографии, пресс-релизы), заказ исследования (или блока исследований). ВЦИОМ, фонд общественного мнения.

 

25. Журналистика и общественное мнение. Методы и способы воздействия прессы на общественное мнение.

 Термин «ОМ» возник в Англии и с конца 19 века стал активно использоваться в науке. Он несет две смысловые нагрузки:1. социальный институт, специфический механизм принятия решений на различных уровнях жизни общества;2. суждение, разделяемое более или менее широким кругом людей по поводу различных событий, явлений общественной жизни.

Развитие структуры СМИ в послевоенные годы. Подготовка журналист­ских кадров.

К маю 1945 г. структура советской печати представляла собой тщательно разработанную систему военной и тыловой прессы, рассчитанной на условия военного времени. Окончание войны вызвало необходимость реорганизовать систему печати и направить ее усилия в сторону проблем хозяйственного строительства. Перед страной стояла задача восстановления и развития народного хозяйства. Послевоенные годы приводят к значительным изменениям во всех звеньях системы средств массовой информации. Они были связаны в первую очередь с реорганизацией их структур.

После окончания войны почти все местные газеты выходили в уменьшенном объеме – на двух полосах (городские и районные – половинного формата «Правды»), что лишало их возможности наиболее полно освещать жизнь. Остро ощущались бедность МТБ, недостаток журналистских кадров. Возникла необходимость всесторонней помощи печати - перевод высвободившихся из военной печати журналистов, денежных средств, полиграфической техники, бумаги. Постепенно увеличивался объем изданий, шло восстановление сети республиканских (с1946 г. издаются «Львовская правда», «Калининградская правда», «Минская правда»), а затем и областных, молодежных газет.

Выпускались новые центральные отраслевые издания, потребность в которых диктовалась неотложными задачами восстановления народного хозяйства: газеты «Промышленность стройматериалов», «Водный транспорт»,«Культура и жизнь», «За прочный мир, за народную демократию», реорганизованная в журнал «Проблемы мира и социализма». Вновь создаются вечерние газеты («Вечерний Ленинград»). Развитие получила  национальная пресса (1945 г., Молдавия,«Жизнь села»). Как и в довоенный период, продолжался количественный рост газетных изданий. В 1946 г. выходило 7309 газет, разовый тираж которых составлял 29,6 млн. экз. В 1959 г. издавалось 10547 газет, тираж которых достиг 68 млн. экз. Газеты выходили на 67 языках народов СССР и 7 иностранных языках. Из новых центральных газет наибольшего внимания заслуживают «Советская Россия» (основана 1 июня 1956 г. как орган Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР, затем – орган ЦК КПСС), «Рабочая газета» (массовая республиканская газета, издававшаяся на украинском и русском языках в Киеве с 1957 г.), «Литература и жизнь» (орган Союза писателей Российской Федерации, создана в начале 1958 года, далее выходит как еженедельник под названием «Литературная Россия»).Особое место среди центральных изданий занимала газета «Культура и жизнь». Будучи органом отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), она в условиях тоталитарного режима выполняла функции директивного органа, указания которого были обязательны для прессы и других идеологических институтов.. Газета выходила с 28 июня 1946 г. по 28 февраля 1951 г.

За первое послевоенное десятилетие было принято около 50 документов о печати и других средствах информации. Классификация их позволяет обозначить три основные группы вопросов, на которые в первую очередь обращалось внимание. Первая из них была связана с необходимостью усиления проблемно-тематического и идейного содержания печати и повышения ее роли в политическом воспитании трудящихся.

Качественному улучшению советской журналистики в годы первых послевоенных пятилеток признан был способствовать созданный в 1955 г. журнал «Советская печать» (с 1967 г. – «Журналист»).

Советская журналистика в условиях тоталитарного государства, став структурным звеном административно-командной системы, слепо выполняла ее волю. В своем стремлении любой ценой реализовать постановления ЦК по идеологическим вопросам она встала на путь манипулирования общественным мнением. Послевоенная перестройка системы СМИ потребовала реорганизации структуры ТАСС. На Украине, Белоруссии, Молдавии, в Прибалтике восстанавливались и расширялись республиканские отделения, был создан ряд республиканских агентств – РАТАУ, БелТА, ЛатТАГ и др. В центральном аппарате ТАСС были созданы региональные главные редакции. Радикальные перемены, связанные с падением после Второй мировой войны системы

 

 

колониализма, повлекли за собой открытие новых корреспондентских пунктов ТАСС в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, Азии, Африки, Латинской Америки, а также создание в центральном аппарате региональных редакций по группам стран и континентам. Основной темой сообщений печати и радио в послевоенный период являлось восстановление разрушенного войной хозяйства (в руинах лежали более 70 тыс. городов, 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км железных дорог и более 4 тыс. железнодорожных станций). В марте 1946 года был утвержден 4–й пятилетний план, целиком направленный на восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства. Газета «Труд» в 1947 году положила начало новой форме  массовой работы – «Стахановским вторникам», проводившимся совместно с отраслевыми министерствами и профсоюзами для распространения передового опыта. Газеты «Ленинградская правда», «Уральский рабочий», «Горьковская коммуна» практиковали проведение общественных рейдов на предприятия, в колхозы и совхозы. С 1953 года в сообщениях советской печати появляется новая тема – освоение целинных земель Казахстана; в Средней Азии и Казахстане работают выездные редакции «Правды», «Комсомольской правды»; выходят объединенные номера газет республик Средней Азии и Казахстана. Большой цикл материалов о ходе судебного процесса над нацистскими военными преступниками, проходившего в Нюрнберге с ноября 1945 по октябрь 1946 года. Ход заседания постоянно освещали журналисты «Правды» Вс.Вишневский, Л.Леонов, Е.Кононенко и «Красной звезды» П.Трояновский, К.Симонов, художник–карикатурист Б.Ефимов. В 1945 г. возобновляется телевизионное вещание в Москве. В 1947 г. существенно повышается доля радио в общем информационном процессе. Выдвинут лозунг радиофикации все страны. В 1948 году была предпринята реорганизовать районное радиовещание путем слияния редакций районных радиостанций и газет, однако она не принесла желаемых результатов, и через несколько лет районные редакции вновь были разделены.

7 мая 1945 года в СССР впервые отмечается День радио, и в этот день возобновляются прерванные войной телевизионные передачи. В конце 40–х годов в работе столичных тележурналистов начинают использоваться передвижные телевизионные станции (ПТС), позволявшие вести внестудийные передачи. Это способствовало появлению нового жанра – телерепортажа (спортивного, производственного, событийного).С 1956 года ежедневным становится Московское, а с 1956 года – Ленинградское телевидение, вступает в строй Свердловская телестудия. В 1951 г. началось ежедневное телевизионное вещание в Москве. Дальнейшее развитие радио, в том числе и беспроводного, ставит перед партией задачу ограничить идеологически чуждое влияние западных радиостанций, вещающих на СССР. Эта задача особенно обострилась с началом в 1946 г. “холодной войны” (войны идей, за умы людей). Ведется активное глушение западных радиостанций. Используются другие методы борьбы против инакомыслия за единомыслие. Организовывается система пропаганды советского образа жизни за рубежом посредством издания советских СМИ на иностранных языках. К середине 50-х гг. в стране сформировалась система подготовки журналистских кадров для печати, радио, а в дальнейшем и для телевидения. На базе отделений журналистики филологических факультетов Московского, Ленинградского и ряда других университетов были созданы факультеты журналистики. Подготовка журналистских кадров осуществлялась также в системе высшего партийного образования, в региональных и межреспубликанских партийных школах.

Университетская система подготовки журналистов пришла на смену КИЖам. Московский КИЖ (Красный институт журналистики) был закрыт в 1938 г., а первый факультет журналистики появился в Уральском государственном университете в 1941 г. В 1944 г. был создан факультет журналистики в Белорусском университете, в 1946 г. началась подготовка журналистов в Ленинградском, 1947 – Московском, 1954 – Львовском университете. Бурный рост новых отделений и факультетов журналистики происходит в 1960-е годы, когда подготовка работников средств массовой информации началась в Дальневосточном, Воронежском, Иркутском, Казанском, Кишиневском, Ростовском и других университетах. В августе 1941 года Свердловский государственный институт журналистики им. В.В. Маяковского, оставшись из пяти ГИЖей единственным на российской территории СССР, вошел в состав Свердловского университета на правах факультета. ГИЖ получил все преимущества университетского образования.

 

 26. Медиаизмерения. Технология и техника. Особенности медиаизмерений в массовой телекоммуникации.

Измерение аудитории ведет свой отсчет с 1992 года. требовалась в первую очередь крупным транснациональным корпорациям, и этот спрос был платежеспособным. Тогда на рынок вышли маститые зарубежные компании: британский Gallup и французский Mediametrie. Позднее, в 1994, одним из директоров британского института Гэллапа была организована компания Russian Research, продолжившая проведение исследований телеаудитории, создав общероссийскую телевизионную панель. Помимо этого, в первой половине 90-х из состава Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) выделился ряд фирм, ставших впоследствии достаточно крупными игроками на рынке медиаизмерения: Фонд «Общественное мнение» (1991) и Комкон (1994). В настоящее время основным поставщиком измерений и монополистом рынка является Gallup Media Russia. Монопольное положение одного измерителя существует практически во всех странах - рынок просто не может позволить себе содержать две панели. Методы исследований: Количественные методы - информация о большом количестве объектов исследования (потребителей, предприятий). Качественные методы нацелены на получение глубинной мотивации потребителя, развернутой информации о предмете исследования. В медиа-метрии сегодня применяют в основном количественные методы исследования: 1. Индивидуальные интервью – используют для исследования печати. Это очень дорогой метод. 2. Телефонные интервью – здесь используют разные подходы, напр. Day after recall – значит, что вы смотрели вчера. Либо day before recall. Также довольно дорогое, но качественное исследование. Минусы – много отказов.3. Электронные опросы – более правдивые и менее затратные по сравнению с остальными. 4. Телефонные – моментальный опрос, что вы сейчас смотрите. Не используется для производства рейтингов. Выборка в данном опросе случайная. 5. Самые используемые опросы – дневники и счетчики.  Дневники - таблица где собраны все каналы и издания. Заполняется с указанием соц. демографических характеристик. Граница исследования 4+ (т.е. от 4-х лет). Для контроля используют открытые вопросы (ответ без подсказки), закрытые вопросы (с вариантами ответов) и контрольные вопросы. Минусы – возврат 50 %, произвольная информация. Счетчики - электронные опросы. Прошли большую эволюцию. Сначала это были счетчики на ТВ, которые фиксировали присутствие перед экраном. Затем, с середины 80-хх гг. новые счетчики, фиксирующие индивидуальное потребление. Методы контроля: проверка работы счетчика. Обычно очень дорогое исследование. Комбинируют два метода. Методы выборки: стихийная выборка используется в некоторых исследованиях, когда формирование выборочной совокупности по-иному попросту невозможно. Вероятностный (случайный) отбор - один из основных, используемых в социологических исследованиях. Главный принцип подобного отбора – обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную. С этой целью используются таблицы случайных чисел, лотерейный подбор, механический отбор; квотный (стратифицированный) отбор, в основе которого лежит построение качественной модели генеральной совокупности, затем - отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность, исходя из имеющейся модели (например по слоям населения, возрастному, половому признакам и т.д.). Одноступенчатая (простой отбор с использованием соответствующего принципа из генеральной совокупности в выборочную); Серийная (в качестве единиц отбора выступают серии - семьи, классы, бригады). Многоступенчатая. Россия разбивается на географические зоны, затем на юг, север, восток, запад, потом области, районы, улицы и наконец номера домов, квартиры. Статистическая погрешность зависит от количества участников, обычно 3-5 %. Exit poll – на выхода из участка голосования. Выборка до 80 тысяч. Личные интервью - опрос респондента в личной беседе. Глубинные - это индивидуальная беседа, проводимая по заранее разработанному сценарию. Фокус-группы – интервью участников эксперимента. Кабинетные исследования опираются на различные источники информации, что позволяет получать большие объемы данных, сравнивать и анализировать полученные результаты. В

 

кабинетных исследованиях данные всегда являются нецелевыми, поскольку не создаются в ходе исследования, а берутся из других источников уже готовыми к анализу. Экспертные опросы это сбор первичных данных, основанный на использовании опыта, знаний и интуиции экспертов в исследуемых областях.

Тема восстановления и дальнейшего подъёма народного хозяйства в со­ветской прессе 40-х - 50-х гг. XX века. К маю 1945 г. структура советской печати представляла собой тщательно разработанную систему военной и тыловой прессы, рассчитанной на условия военного времени. Назрела необходимость не только реорганизовать систему печати, но и направить ее усилия в сторону проблем хозяйственного строительства. В региональной и местной печати осуществлялся выпуск новых центральных отраслевых изданий. В послевоенную пору в числе первых создаются газеты «Промышленность стройматериалов», «Водный транспорт». Выходят также «Культура и жизнь», «За прочный мир, за народную демократию», затем реорганизованная в журнал «Проблемы мира и социализма» и другие газеты. Первые послевоенные месяцы для журналистики оказались особенно сложными. Приходилось резко перестраивать ее характер и содержание, направлять усилия масс на восстановление разрушенного войной хозяйства. В руинах лежали более 70 тысяч городов, поселков и деревень. Предстояло восстановить около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров железных дорог, более 4 тысяч железнодорожных станций. В марте 1946 г. был утвержден четвертый пятилетний план, целиком направленный на восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства. Обнародовав Закон о пятилетнем плане на 1946–1950 гг.2, печать развернула большую работу по его разъяснению. публиковала подборки информации под рубриками «На стройках пятилетки», обращения трудовых коллективов с призывами начать Всесоюзное соревнование по различным отраслям за перевыполнение плана пятилетки. Газета «Труд» в 1947 году положила начало новой форме массовой работы – «Стахановским вторникам», проводившимся совместно с отраслевыми министерствами и профсоюзами для распространения передового опыта. Газеты «Ленинградская правда», «Уральский рабочий», «Горьковская коммуна» практиковали проведение общественных рейдов на предприятия, в колхозы и совхозы. Редакции газет, журналов, радио систематически помещали материалы, показывавшие, чего достигнет страна в результате выполнения послевоенной пятилетки. Причем на первых порах главное внимание уделялось восстановительным задачам пятилетки. Постоянно присутствовал призыв: «Быстрее залечим раны, нанесенные стране войной!» Газеты вдохновляли на подъем из руин Донбасса и Днепрогэса, на восстановление промышленного и сельскохозяйственного потенциала, на добросов. труд. Из номера в номер на первых полосах газет помещались подборки материалов, сопровождаемых рубрикой «На стройках пятилетки». Газеты публиковали репортажи, хронику восстановительных работ, фотоокна, отдельные фотоснимки. Как и в годы предвоенных пятилеток, печать оказала заметное воздействие на возрождение лозунга «Пятилетку – в четыре года!». Так, «Правда» опубликовала обращение коллектива Макеевского металлургического завода с призывом начать Всесоюзное соревнование по отраслям промышленности за выполнение и перевыполнение пятилетки. О передовиках и новых разработках. В сентябре 1947 г. страна торжественно отметила 800-летие Москвы. Материалы центральных и московских газет были посвящены героическому прошлому и настоящему столицы. В одном из февральских номеров за 1946 г. «Известия» писали: «поднять сельское хозяйство будет еще труднее». действительно так. Трудности привели к тому, что и писать о с/х стали мало, коротко о ремонте техники в МТС, о ходе сельскохозяйственных кампаний, о темпах сдачи зерна государству. В октябре 1952 г. на XIX съезде Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) – ВКП(б) – получила новое название – Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС). Тема радио - восстановление разрушенного войной хозяйства. Опубликовав в новогоднем номере за 1946 год предстоящие задачи, «Правда» отметила, что труженики должны продолжить патриотический подвиг военной поры в условиях мирного строительства.

 


 


 

27. Объективность как позиция журналиста. Способы обеспечения объективности.

У СМИ есть спонсоры, но дело не только в финансовой стороне предприятия. Журналист – это творческая личность, и в процессе своей работы он испытывает на себе давление многих факторов, зачастую их просто не замечая. Это может быть авторитет редактора, традиции, групповое внушение, религиозные взгляды, личная система ценностей, воспитание, интересы и т.д. Существует точка зрения, что журналистский материал в принципе не может быть объективным, что, в частности, доказывается психологическими особенностями пишущего. Для журналистов объективность не означает математическую или научную точность, а скорее такое освещение фактов, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений. В Канонах журналистики есть пункт «Беспристрастность», который гласит: «В существующей газетной практике принято проводить резкую грань между соотношением новостей и выражением мнений. Хроникальные сообщения не должны содержать мнений или отличаться какой-либо тенденциозностью. Это правило не распространяется на так называемые специальные статьи, сам характер которых и подпись под ними обеспечивают автору право на собственную интерпретацию». Первым пунктом в Хартии телерадиовещателей: «Проведение чётких различий между сообщениями о фактах, комментариями и предположениями во избежание их отождествления». Большинство специалистов, изучающих проблему объективности, соглашаются, что это правило должно строго соблюдаться. Таким образом, налицо, что в последнее время теория объективности стала допускать аналитическое освещение событий, которое далеко выходит за рамки беспристрастного описания. Другими словами, в журналистику допускается субъективность. Американский исследователь СМИ Дж. Мэррилл говорит о том, что журналистская объективность невозможна: «Реальное состояние дел таково, что каждый журналист, комментатор или обозреватель в работе над материалом идёт дальше простого описания фактов. Журналисты не могут быть объективными, даже если они этого захотят. Они попадают в естественную ловушку субъективности. Их индивидуальность неотъемлемо присутствует в материале. Они, например, решают, какие части материала сократить, а какие нет. Они принимают решение о том, на чём заострить внимание, а что сгладить, какие цитаты использовать, а какие нет, что перефразировать, а где использовать прямую речь. Несмотря на то, что такая журналистика не может назваться объективной, в ней нет ничего предосудительного». Итак, как видим, требование объективности, которое является главным во всех кодексах журналистской этики, на деле невыполнимо уже постольку, поскольку журналист – это, прежде всего, личность. Но объективность можно рассматривать как метод представления информации или стиль. три главных характеристики объективности как метода: 1) отделять факт от мнения (что записано в Хартии и Канонах) 2) эмоционально отстранённое освещение событий. 3) стремление к точности и сбалансированности, дающее обеим сторонам возможность высказать свою точку зрения, что позволит аудитории получить наиболее полную информацию.

Фронтовая и армейская пресса в годы Великой Отечественной войны.

5 главных центр-х газет: «Красная звезда», «Красный флот», «Красный сокол», «Сталинский сокол» и «Военное обучение», а также 22 специализированных журнала («Военная мысль», «Военный вестник», «Артиллерийский журнал», «Журнал автобронетанковый войск», «Агитатор и пропагандист Красной Армии» и др.). В войсках соответствующими политорганами разновременно издавались 19 фронтовых газет (на русском и других языках народов СССР), 8 газет флотов и ВВС, 18 газет военных округов, 135 армейских и флотильских газет, 160 газет корпусов, 750 газет дивизий, бригад и районов ПВО, 130 корабельных и матросских газет. В 1942 году органами спецпропаганды выпускалось в общей сложности 17 газет на немецком, финском, румынском и других языках для войск противника. Газеты в лагерях военнопленных - на немецком, румынском, японском и других языках. Газеты для окупир-х немцами терр-й, доставлялись в осн-м партизанами. С 1941 года: подпольщиками на местах: «За Советскую Украину», «За Советскую Литву», «За Советскую Молдавию» и др. и газеты партизанских отрядов «Коммунист» в отряде А.Федорова, «Партизан Украины» в соединении А.Сабурова, «Красный партизан» в соединении С.Ковпака). В 1941–1942 гг. выходило чуть больше 20 подпольных газет, то в 1943–1944 гг. – 270. СМИ в тылу: центральные газеты «Правда», «Комсомольская правда», «Труд», республиканские, краевые и областные газеты..

 

Право иметь постоянных корреспондентов на фронте было предоставлено Совинформбюро, ТАСС, редакциям газет «Правда», «Известия», «Красная звезда», «Красный флот», «Комсомольская правда», Всесоюзному радиокомитету и изданиям тех республик и областей, на территории которых шли боевые действия. В целях обеспечения бесперебойной работы радиовещания в Куйбышеве, Свердловске и Комсомольске–на–Амуре были созданы филиалы Всесоюзного радиокомитета.. Большое внимание уделялось вещанию на население оккупированных врагом территорий (на украинском, белорусском языках); также значительно возрос объем иновещания – оно велось на 28–30 иностранных языках. С первых дней войны тема фронта вышла на первое место в советской печати. оперативные сводки Совинформбюро, письма солдат, военных коррресп и тд 7 ноября 1941 г. по радио передавался репортаж о параде советских войск на Красной площади в Москве. Это вселило уверенность в народ. Между Москвой и Ленинградом проводилась своеобразная боевая перекличка. Когда 12 декабря 1941 г. по радио из Москвы было передано сообщение Совинформбюро о провале немецкого плана окружения и взятия Москвы, ленинградское радио в течение дня несколько раз передавало его в эфир. Годы ВОВ стали новым испытанием для «Вечерней Москвы». Штат ее сократился до семи человек, трудности возникли с обеспечением ее материалами, с доставкой и распространением. Но выстояла. В тяжелые дни блокады прямой и откровенный разговор с читателем вела «Ленинградская правда». К мужеству и стойкости звали газета Ленинградского фронта «На страже Родины», молодежная газета «Смена». 900 дней блокады – это 900 героических дней «Ленинградской правды», ее журналистов. Газета в осажденном городе каждым своим словом точно и сильно била по врагу. Ее призывы к защитникам города находили горячий отклик в сердцах тех, кто отражал натиск вражеских войск. Не случайно немецкое командование не раз пыталось с помощью своей авиации уничтожить здание редакции и типографии «Ленинградской правды». Но здание уцелело, остались живы журналисты. Несмотря на все тяготы блокады, каждый очередной номер газеты обязательно выходил. Исключение составило лишь 25 января 1942 г., когда полностью подготовленный номер не мог быть отпечатан из-за того, что осажденный город остался без электричества. 1942 г, битва под Сталинградом, «Ни шагу назад!» на страницах «Сталинградской правды». Подвиг солдат из дивизии генерала И. Панфилова. 16 ноября 1941 г. на подступах к Москве у разъезда Дубосеково 28 панфиловцев задержали продвижение 50 танков противника, уничтожив 18 машин. Первым об этом подвиге рассказал в «Красной звезде» фронтовой корреспондент газеты Александр Кривицкий. «Красноармейская правда» о поступке Николая Гастелло, направившего свой горящий самолет на танковую колонну противника; о погибшем в бою командире кавалерийского корпуса генерале Льве Доваторе; о Викторе Талалихине, таранившем в ночном бою бомбардировщик врага. Два очерка Петра Лидова в «Правде» о Зое Космодемьянской. Первый 27 января 1942 г., второй – 28 февраля. Сила духовного воздействия очерков П. Лидова на солдат и моряков была столь велика, что их перепечатали почти все фронтовые и флотские газеты. Мужественным и умелым военным журналистом проявил себя Сергей Борзенко – корреспондент «Правды», писавший в газету с 1-го Украинского фронта. Участвуя в форсировании Керченского пролива, он взял на себя командование десантным отрядом, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. С разных фронтов в «Правду» писали Борис Полевой, Михаил Сиволобов, Леонид Коробов. Они же давали материалы из партизанских отрядов. Корреспондент «Красной звезды» Николай Денисов неоднократно участвовал в боевых полетах самолетов-бомбардировщиков. В материалах печати и выступлениях на радио большое внимание уделялось укреплению антигитлеровской коалиции, боевого содружества СССР, Англии и США. Радиомитинги: в честь 24-й годовщины Октября, в защиту детей от фашистского варварства, антифашистский митинг работников литературы и искусства, Всесоюзный митинг женщин-матерей и жен фронтовиков и др.; обнародование по радио патриотических писем и другие формы. Выездные редакции - 30 выездных редакций «Правды» работало в различных пунктах страны; 38 выездных редакций организовала «Комсомольская правда». Они выпустили 2884 номера газеты общим тиражом 6 млн. экз. 9 мая 1945 г. «Правда» опубликовала акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. В этом же номере газета опубликовала репортаж Б. Горбатова и М. Мержанова «Пушки больше не стреляют» – последний фронтовой материал с европейского театра военных действий.

 

 28 Взаимодействие журналистики и массового сознания.

Объектом воздействия является категория массового сознания. В отличие от других видов сознания, массовое являет определ.совокупность представлений различных соц.групп об окружающей жизни. Массовое сознание (МС) играет в обществе очень важную роль, а именно объединяет большие группы людей на основе общечеловеческих интересов, служит индикатором социальной активности. Массовое сознание многослойно. Ядром его является мировоззрение как самый устойчивый вид сознания, далее – историческое сознание, на поверхности – общественное мнение, которое весьма неустойчиво, но оно позволяет ориентироваться в современности. ОМ – реакция массового сознания на события, явления. Масса — исторически новый тип общности, основывающийся на новом виде социальности (способе включения личности в общественную жизнь, во многом — через СМИ). В связи с изучением феномена общественного мнения часто употребляют близкое к «массе» понятие — «публика». Оно было введено в научный обиход на рубеже XIX-XX столетий социальным философом Г. Тардом. Он усматривал и сходство и различие между тремя случаями массы — толпой, публикой, аудиторией.  Средствами массовой информации создается особый аудиовизуальный мир, воздействию которого вольно или невольно подвергается каждый из нас, что заставляет серьезно ставить вопрос об ответственности средств массовой информации перед обществом. Не забудь наболтать об информац-й войне.

Формирование советской прессы в годы коллективизации, индустриализации, первой и второй пятилеток. Структура прессы. Место и значение тюремной периодики.

Пятилетка — период, на который осуществлялось централизованное планирование экономики в Советском Союзе. Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР предназначены для быстрого экономического развития. Планы разрабатывались централизованно в общенациональном масштабе специально созданным государственным органом (Госпланом СССР) под руководством Коммунистической партии Советского Союза. Всего было 13 пятилетних планов. Первая: 1928/29 — 32/33; Вторая: 1933—37; Третья: 1938—42, сорвана началом войны; Четвёртая: 1946—50; Пятая: 1951—55; Шестая: 1956—60; вместо неё с 1959 по 65 была семилетка; Восьмая: 1966—70; Девятая: 1971—75; Десятая: 1976—80; Одиннадцатая: 1981—85; Двенадцатая: 1986—90; Тринадцатая: 1991—95. Не была реализована, так как в 1991 СССР распался. В конце 20-х начале 30-х развитие советской периодики происходит за счет интенсивного создания новых типов изданий. массовая низовая печать, районные, городские газеты. создаются центральные отраслевые газеты: «Сельскохозяйственная газета”, затем “Социалистическое земледелие”, “За пищевую индустрию”, “Легкая индустрия”. В мае 1929 был утвержден 1-й пятилетний план. Центральная и местная пресса публиковала множество материалов, освещавших проблемы пятилетки. К концу 20-х у Сталина возникла идея “сплошной коллективизации”. Газеты публиковали “Красные доски”, организовывали в хозяйствах свои ударные посты селькоров и т.д. То есть делали все, чтобы подтолкнуть ход коллективизации. “Крестьянская газета” в конце 20-х - начале 30-х была одной из самых популярных в стране, тираж до 3 млн экз. – самый большой в мире в те годы. Появляются газеты «Техника», “Уголь”, “Черная металлургия”, “Машиностроение” и др. В связи с реорганизацией административно-территориального деления в некоторых республиках создаются областные газеты. Так, на Украине выходят областные газеты “Заря” (Днепропетровская), “Социалистична Украина”, “Социалистический Донбасс” и др. Всего к началу 2-й пятилетки в Украине выходили 1196 газет.  переход прессы национальных республик на местные языки.. Характеристика ее по горизонтали может быть представлена таким образом: А) центральные, республиканские, краевые, областные партийные газеты; Б) центральные, республиканские издания для крестьян; В) центральные, республиканские молодежные издания; Г) центральные, республиканские отраслевые издания.

 

 

Органической частью развивающейся системы СМИ 20-30-х были журналы, растущий объем книжной продукции. Если в 1926 выходил 1631 журнал, то в 1929 - 2188. В 1936 выходило 1995 журналов. В частности, отраслевые издания: “Технику в массы” (Белоруссия), “Овладеем техникой” (Армения) и др. В к. 20-х начинается перестройка издательской системы, превратившая Госиздат в центр и основную базу книгоиздательского дела. в издательстве “Московский рабочий” начинает выходить “Роман-газета”, целью которой стала пропаганда лучших произведений современных писателей среди широких масс. С 1931 “Правда” печатается не только в Москве. Ее матрицы доставляются в Ленинград, Харьков, Ростов-на-Дону, Грозный, Баку, Тбилиси, Свердловск, и там с них печатают газету. В стране крепла и все заметнее расширялась система учебных заведений, готовивших работников печати: Коммунистический институт журналистики им.Правды в Москве, им. В.В.Воровского в Ленинграде, в Минске, Харькове, Свердловске, Алма-Ате.

1933 - вторая пятилетка. «Последние известия с фронта индустриализации”. Этот раздел “Правды” перекликался с  радиорепортажами “Трансляции из жизни”. Этим циклом было положено начало новому виду передач, получивших с 1 сентября 1932 название “Последние известия”. В эти годы утверждается как жанра репортаж. Все заметнее на страницах периодических изданий становится очерк: индустриальный (Б.Горбатов), сельскохозяйственный (А.Колосов), путевой (М.Горький, “По Союзу Советов”, М.Шагинян, “Советское Закавказье”). С очерками и рассказами, зарисовками, фельетонами и памфлетами в центральных газетах выступали М.Булгаков, Н.Погодин, В.Ильенков, В.Катаев, О.Мандельшам, В.Маяковский, А.Платонов, К.Радек и другие. В 20-е гг. в движении активистов печати появились камерные, тюремные, лагерные корреспонденты. К 1921 г. в Советской России насчитывалось 132 концентрационных лагеря, в которых сидели от 40 до 60 тыс. человек. Причем около половины из них были осуждены по политическим мотивам, т.е. за инакомыслие. Положением о местах заключения в РСФСР, принятом в 1920 г., разрешалось издание газет и журналов в тех домах заключения и исправительно-трудовых учреждениях, где для этого были технические возможности. Кадры для этого вида деятельности имелись – в тюрьмах сидело немало образованных людей. Они и основали советскую тюремную периодику под присмотром культурно-воспитательных отделов Государственного управления мест заключения (ГУМЗа). В 1927 г. было выпущено типографским способом 432 номера тюремных газет и журналов. В первые годы режим содержания в местах заключения был относительно щадящим. Поощрялось и сотрудничество в тюремной печати. Благодаря этому число камкоров, тюремкоров, лагкоров было в каждой газете значительным. И все же классовый подход, неприязнь к тем, кто считался осужденным за контрреволюционную деятельность, по воле лагерного и тюремного начальства заметно ограничивали возможности корреспондирования. Подобный подход неуклонно развивался. Очень часто пресса становилась инициатором незаконных акций, арестов, выселений тысяч и тысяч семей. Особенно усердствовали политотдельские газеты, созданные в начале 1933 г. Они окончательно превратили политическое доносительство в негласную функцию советской печати, пронизавшую все звенья периодики. За счет людей, обвиненных во враждебной деятельности, в политической неблагонадежности росло число обитателей ГУЛАГа. Их жизнь проходила в изнурительном труде, в котором государство видело главное условие их перевоспитания. Так, одна из гулаговских газет «Перековка», выходившая на строительстве канала «Москва-Волга», использовала все приемы идеологического и организационного воздействия для того, чтобы в полуголодной многотысячной массе заключенных появились свои ударники, последователи стахановского движения. «Лагерники! – призывала “Перековка” – На 150 процентов выполним земляные работы!». Заключенные вынуждены были следовать призывам газеты. Иначе их зачисляли в число саботажников, лодырей и бездельников. А если кто-либо из заключенных писал в гулаговскую газету и считался лагкором, то ему надлежало быть и разоблачителем «замаскировавшихся врагов», «притаившейся контры».

 

29 Эффективность периодической печати и электронных СМИ.

Методы её оценки.

Эффективность журналистики – совокупность результатов воздействия на сознание, психологию и поведение аудитории, человека, социальной группы и общественной системы. Эффективность – главная профессиональная задача сотрудников СМИ.. Для определения различий в силе воздействия прессы на социальную жизнь служит понятие масштаба действенности. С «пространственной» точки зрения эффекты подразделяются на локальные и широкомасштабные. По времени действия эффекты: ближайшие и отдаленные.

По целям журналистов эффекты: основные и побочные. Сложнее установить зависимость между трудом и его результатами в духовно-идеологической сфере. Интегрирующим показателем здесь является повышение уровня общей культуры населения, которая вбирает в себя идеологию, психологию и практические действия граждан. Факторы эффективности: социально-правовой (положение прессы в обществе и поддержка СМИ со стороны органов власти, общественности, политических организаций), редакционно-творческий (планирование и качество исполнения материалов), материально-технический (оснащенность редакций и их финансовое положение), организационный (сотрудничество с аудиторией в борьбе за эффективность и редакционный контроль за ней).  Способы изучения: социологические исследования.

Журналистика в первые месяцы после Октябрьского переворота в России. Борьба с оппозиционными изданиями. Революционный трибунал печати. Декрет о печати.

25–26 октября (7–8 ноября) 1917 г. произошел вооруженный переворот. Временное правительство было отстранено от власти. В распространении известий о событиях в Петрограде, изложенных в обращении «К гражданам России!», первостепенную роль сыграло радио (радиотелеграф). Впервые радио показало свои возможности не только как средство связи, но и как средство широкой политической информации. По радио передавались декреты правительства, официальные сообщения, другие документы. Утвердившийся строй требовал строительства прессы, проводившей его политику, защищавшей его интересы. Так появились новые издания. Помимо «Правды» и «Известий» 10 ноября вышел первый официальный правительственный орган «Газета Временного рабочего и крестьянского правительства». Следующим такого рода изданием явилась газета «Армия и флот рабочей и крестьянской России». В октябрьские дни 1917 г. продолжали издательскую деятельность все буржуазные партии, газетно-журнальные объединения, финансируемые крупными монополиями. Выходили все газеты и журналы социалистических партий – 52 меньшевистских, 31 эсеровских, 6 анархических. Реакция всей буржуазной, мелкобуржуазной, меньшевистской печати на свершившуюся революцию была однозначной: она восприняла ее недоброжелательно. В ответ на это на следующий же день после победы вооруженного восстания Временный революционный комитет закрыл 10 наиболее крупных буржуазных газет – «Речь», «Русское слово», «Русская воля», «Новое время», «Биржевые ведомости», «Копейка» и др. Полиграфическая база «Русской воли» была передана большевистской «Правде», типография которой за день

 

до восстания была разгромлена юнкерами. Для печатания двух других изданий ЦК партии большевиков газет «Солдатская правда» и «Деревенская беднота» были использованы конфискованные типографии газет «Речь», «День». Издание «Известий» было организовано в типографии газеты «Копейка». Буржуазная пресса не могла согласиться с акцией Временного революционного комитета и выступила с протестом, обвиняя Советское правительство в нарушении принципа свободы печати. В связи с этим Советское правительство 10 ноября 1917 г. приняло Декрет о печати. Главную суть его составляло ленинское утверждение: как только большевики придут к власти, они ликвидируют буржуазную прессу и предоставят свободу действий пролетарской печати. Идеи Декрета не нашли понимания в среде буржуазных журналистов. В действиях Советского правительства они увидели нарушение принципов свободы печати. И открыто об этом заявили. Возникла угроза очередной репрессивной меры. Ее ускорила публикация 30 ноября 1917 г в газете партии кадетов «Наша Речь» Обращения Временного правительства «Ко всем гражданам Российской республики». В тот же день, 30 ноября, как об этом сообщили на следующий день «Известия», Военно-революционный комитет принял решение «Об аресте всех бывших министров, объявивших себя Временным правительством и подписавших обращение к населению». Приостанавливался также выпуск всех газет, поместивших Обращение бывшего Временного правительства. Были закрыты буржуазные газеты «Наша речь», «Утренние Ведомости» и др., и меньшевистские «Наше единство», «Рабочая газета», правоэсеровская «Воля народа» – всего 10 изданий. Была арестована по обвинению в контрреволюционном заговоре группа сотрудников газет «Воля народа», «Трудовое дело». Декрет «О введении Государственной монополии на объявления», Главная цель Декрета – лишить буржуазную прессу источников дохода. Протесты с ее стороны привели к тому, что в январе 1918 г. Совнарком принял Декрет «О революционном трибунале печати». За два с небольшим месяца 1917 г. было закрыто более 120 буржуазных изданий и газет эсеров, меньшевиков, трудовиков и анархистов. Некоторые из закрытых газет продолжали выходить под другими названиями. «Речь» - «Наша речь», затем «Свободная речь», «Наш век», «Новая речь», «Новое время». газета «День» (Полдень», «Новый день», «Грядущий день», «Полночь», «Ночь»), «Рабочая газета» («Луч», «Заря», «Клич», «Пламя», «Факел»). Революционный Трибунал Печати состоит из 3 лиц, избираемых на срок не более 3-х месяцев Советом Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. Во второй половине марта – первой половине апреля 1918 г. в Революционном трибунале печати состоялись судебные процессы над газетами «Русские ведомости», «Новое слово», «Утро России», «Власть народа». Все они были закрыты «за распространение провокационных слухов» без права выхода под другими названиями. Кроме того, их редакторы были сурово наказаны: редактор «Утра России» был оштрафован на сто тысяч рублей, а «Русских ведомостей» – осужден на 3 месяца принудительных работ. В мае – июне было закрыто около 60 газет, и около 20 изданий подверглись штрафам от 25 до 80 тыс. рублей. Всего в 1917 – январе – августе 1918 г. было ликвидировано свыше 460 газет: 226 буржуазных, 235 эсеровских и меньшевистских.

 

30. Основы взаимоотношения журналиста и аудитории: социально-психологический аспект.

Аудиторию следовало бы охарактеризовать как неопределенно многочисленную и качественно неоднородную группу людей, вступающих во взаимодействие со СМИ. Массовая аудитория – это прежде всего индивиды и личности, а не пассивная масса для потребления духовной продукции. Любой человек вполне самостоятельно интерпретирует поступающую к нему информацию, фильтруя и оценивая ее в зависимости от собственной картины мира, своего социального положения, культурного развития, вероисповедания, возраста, пола. Коллективное восприятие информации также привносит в эффект ее восприятия принципиально новое значение. Если в группе есть лидер мнения, то его взгляд будет доминирующим и окажет модифицирующее влияние на мнение остальных. Эмоциональное состояние (смех, визг, слезы, индифферентность) некоторых членов группы также способно воздействовать на восприятие информации остальными участниками совместного просмотра. Результатами журналистского труда являются тексты – от единичной заметки до номера газеты и эфирной программы. Эта продукция по каналам связи идет к массовой аудитории, коллективам, организациям и должностным лицам, отдельным гражданам. Каждое выступление предполагает некоторые последствия. Это может быть реакция отдельного читателя, слушателя, зрителя, так называемого должностного лица или целого учреждения. Первичная аудитория – тот кто увидел, услышал, вторичная – тому кому рассказал тот кто услышал. Отклик аудитории это хорошо, значимость темы для аудитории, занимательность материала и эмоции. Коренной проблемой для редакций является достижение взаимопонимания с читателями и зрителями. Речь идет не только о доступности населению языка и содержания журналистских материалов, но и о совпадении предпочтений, ожиданий, ценностных ориентации. Журналистское произведение в аспекте его воздействия на читателя обладает следующими особенностями: вносит в сознание читателя информацию о нравственных нормах и требованиях общества, в котором он живет; специфическими средствами воздействует на эмоционально-нравственного читателя, расширяя сферу его нравственных чувств; ориентирует читателя на усвоение моральных норм, и тем самым определяет активность его позиции в решении любых жизненных проблем и ситуаций. Все это и диктует публицисту выбор его собственной роли в произведении, которая чаще всего проявляется в авторской позиции по отношению к событиям, изображенным в тексте.

 Февральская революция в России 1917 года и периодическая печать.

Февральская революция 1917 привела к падению Российского самодержавия, а вместе с ним и к прекращению выпуска монархической прессы. Пришедшее к власти Временное правительство заявило об амнистии политзаключенным, провозгласив свободу слова, печати. Реальное их осуществление предоставило возможность социалистическим партиям России - РСДРП, эсерам, анархистам - легализовать свою деятельность и заняться подготовкой своих изданий. Февральскую буржуазно-демократич революцию «Русское слово» поддержало ещё в марте 1917 г. Официальный орган ВП -“Вестник Временного правительства». В условиях развивавшихся политических событий в стране Временное правительство, продолжая издание “Вестника”, приступило к выпуску своего нового печатного органа- “Народная газета”, вышедшая 21 апреля 1917. 5 марта возобновилось издание “Правды” большевиками. Одновременно вышел в свет “Социал-демократ” в Москве. В марте 1917 издания большевиков вышли в Харькове, Киеве, Екатеринославле, в Закавказье, Прибалтике, Туркестане - всего 16 газет тиражом 300 тысяч экземпляров. 7 марта в Петербурге меньшевики выпустили свой Центральный орган “Рабочую газету”, в апреле в Москве вышла газета “Вперед”. В течение марта-апреля меньшевики стали издавать свои газеты в Киеве, Тифлисе, Баку, Ростове и других городах страны. Эсеровские газеты: “Земля и воля” (Москва), “Воля народа” (Киев), “Вольный голос Севера” (Вологда) ,“Дело народа”, в которой активно выступали А.Керенский, В.Чернов и другие лидеры эсеровского движения.

 

Газетный мир России в условиях буржуазно-демократического государства неуклонно рос. Бурно развивалась региональная печать, особенно  в Центральном Черноземье, Ставрополье, Сибири. 27 апреля 1917 Временное правительство приняло Закон о печати, провозгласивший беспрепятственный выпуск, распространение и торговлю печатными изданиями любых политических направлений. Закон о печати способствовал дальнейшему развитию в центре и на местах многопартийной, многонациональной журналистики. В социалистической прессе появляются лево- и правоэсеровские, анархистские издания, растет сеть солдатских газет, а также органов на национальных языках. Около 30 газет различных направлений выходили на украинском, грузинском, азербайджанском, латышском и других языках.

Значительное место в журналистике 1917 занимали “Известия рабочих, солдатских и крестьянских депутатов”. Созданные как органы Советов различных уровней, они тесно смыкались с изданиями социалистических партий. Редакции “Известий” были укомплектованы сотрудниками различных политических убеждений. С мая 1917 кадеты начали выпускать свой журнал “Вестник партии народной свободы”, продолжали выходить буржуазные газеты “День”, “Речь”, “Биржевые ведомости”, суворинское “Новое время”. В августе Суворин приступил к изданию еще одной газеты “Молва”, заявлявшей о своей приверженности Временному правительству. С первых дней революции в печати России четко обозначились три тенденции. Первую выражала буржуазная журналистика. Она считала революцию завершенной и провозглашала дальнейший конституционный путь развития страны. Вторая тенденция связана с печатью меньшевиков, эсеров, анархистов. Они призывали к содружеству с Временным правительством за предотвращение возможных путей наступления на демократические свободы. Журналистика этих социалистических партий выражала недоверие большевикам,










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 290.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...