Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Описательно – оценочные исследования в эпидемиологии: цель, структура, содержание. Выборочные исследования: репрезентативность, точность оценки.
Описательно-оценочные исследования, проводимые на основании данных, собираемых в обязательном порядке в процессе повседневной практики или на основании результатов специальных обследований, являются первой ступенью эпидемиологического исследования. Описательные исследования не предусматривают попытки произвести анализ связей между воздействием и его результатом. Их целью является обоснование (на количественной основе) медицинских проблем. Исходными данными являются учетные и отчетные материалы, а так же результаты выборочных исследований. Свойство выборки отражать всю генеральную совокупность называется репрезентативностью, которая определяется путем оценки вариационного ряда. Из статистических показателей используются абсолютные цифры, интенсивные показатели и средние величины. Производят оценку достоверности статистических показателей и оценку связи эпид. явлений, осуществляют выравнивание динамических рядов и проводят оценку направления и выраженности тенденции. Оценка проблем на основе анализа структуры заболеваемости по группам и нозологическим формам болезней. Оценка проблем на основе анализа структуры заболеваемости конкретными группами и нозологическими формами болезней. Формулирование гипотез. Аналитические исследования в эпидемиологии: цель, типы (когортные, «случай-контроль»), содержание. Эпидемиологический риск. Аналитические исследования предполагают установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями. Поперечные исследования (одномоментные) предпринимаются с целью оценки пораженности какой-либо болезнью и часто их называют исследованиями на пораженность. В таких исследованиях количественное определение воздействия и его эффекта производится одновременно. Исследования типа случай - относительно просты в выполнении и экономичны и все чаще предпринимаются для анализа причин болезней, особенно редко встречающихся. В них включают лиц с изучаемой болезнью и контрольную группу лиц, не имеющих данной болезни. В таких исследованиях группы больных и контрольные группы сравнивают в отношении возможной причины болезни. При этом собирают данные за несколько фиксированных временных моментов. Таким образом, исследования типа случай-контроль в отличие от поперечных являются продольными. Их также называют ретроспективными, поскольку исследователь прослеживает ход событий в обратном направлении - от развития болезни до возникновения возможной ее причины. Когортные исследования (проспективные - вектор времени направлен в будущее) применяются для изучение отдаленных результатов. Исследование начинают на группе людей (когорте), не пораженных болезнью, которых распределяют на две категории в зависимости от того, подвержены они или не подвержены воздействию фактора, являющегося потенциальной причиной болезни или иных эффектов. После определения и количественной оценки интересующих исследователей переменных предпринимают наблюдение за всей когортой, чтобы установить, каковы различия между группой, подвергающейся воздействию, и группой, не подвергающейся ему, в отношении возникновения новых случаев болезни (или других эффектов). Поскольку собираемые данные относятся к разным временным моментам, когортные исследования, так же как и исследования типа случай - контроль, являются продольными. Эпидемиологический риск –вероятность изучаемого события.Абсолютный риск - это частота заболеваний, рассчитываемая отдельно для группы лиц, подвергшихся и не подвергшихся действию фактора риска. Относительный риск- это отношение показателя заболеваемости конкретной болезнью в группе людей, подвергавшихся действию фактора риска, к показателю заболеваемости той же болезнью в равноценной группе людей, но не подвергавшихся действию фактора риска. Существенную помощь в анализе заболеваемости по факторам риска может оказать использование методов формальной логики. 1-Метод различия. Если частота заболеваний в двух группах различна и группы отличаются по интенсивности действия какого-либо фактора, то можно предположить, что данный фактор или его отсутствие является причиной либо необходимым условием заболеваемости. 2-Метод сходства. Если фактор является общим для многих различных групп, в которых регистрируется заболеваемость, то этот фактор может рассматриваться как причина или необходимое условие заболеваемости. 3-Объединенный метод сходства и различий. Если при сравнении нескольких групп методом сходства удается выявить предполагаемую причину заболеваемости, а затем в ряде групп эту причину устранить, т.е. создать различие групп по фактору риска, то по изменениям заболеваемости можно будет оценить роль данного фактора в заболеваемости. 4-Метод сопутствующих изменений.При обнаружении фактора, частота и сила которого изменяется параллельно с изменениями уровня заболеваемости, можно предположить, что существует причинно-следственная связь между этим фактором и заболеваемостью. 5-Метод остатков основан на последовательном исключении влияния факторов на заболеваемость путем проведения целенаправленных мероприятий. По величине "остатков" заболеваемости на каждом этапе и строят оценку значимости каждого из факторов. 6-Метод согласований используется для подтверждения гипотез построенных методами сходства, различий, сопутствующих изменений и остатков. 7-Метод аналогий.Если выявлено сходство проявлений эпидемического процесса двух или нескольких инфекций, вызываемых возбудителями близких эколого-биологических групп, то закономерности, установленные для одной из этих инфекций, могут быть использованы для объяснения причин распространения при подобных условиях и других нозологических форм. Экспериментальные исследования в эпидемиологии: цель, виды (контролируемый эксперимент, рандомизированные контролируемые испытания. Экспериментальные исследования редусматривают попытки изменить какой-либо переменный фактор в одном или нескольких группах людей. Примерами может служить исключение того или иного алиментарного фактора в качестве причины аллергии или испытание нового метода лечения на отобранной группе больных. Количественная оценка эффектов вмешательства производится путем сравнения его результатов в экспериментальной и контрольной группах. Известны три формы экспериментальных исследований: 1- рандомизированные контролируемые испытания; 2- полевые испытания; |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 546. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |