Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эволюция взглядов на предмет эпидемиологии: эпидемия, эпидемический процесс, заболеваемость (популяционный уровень проявления патологии).




Эпидемиология: определение. Формирование эпидемиологии как общемедицинской науки и как науки об эпидемическом процессе.

Эпидемиология -наука, изучающая закономерности возникновения и распространения любых патологических состояний среди людей и разрабатывающая меры борьбы и профилактики. Основоположники отеч. эпидемиологии Д. С. Самойлович, труды по чуме были признаны всеми учеными Европы. Первый в мире пытался применить микроскоп для обнаружения предполагаемого возбудителя чумы. К сожалению, разрешающая способность имевшегося микроскопа и техника микроскопирования не позволили получить положительный результат. В 1920 г. первая в мире кафедра эпидемиологии. Ее организовал – ученый и активный практический деятель Д. К. Заболотный, который до войны осуществлял неоднократные экспедиционные исследования в очагах чумы. Ему принадлежит открытие наличия природных очагов чумы. Написал первый учебник, создал школу отеч. эпидемиологии. Одним из основных создателей практической работы  Л. В. Громашевский, сформулировавший учение об эпидемическом процессе, о механизме передачи. Е. Н. Павловский создал теорию природной очаговости ряда инфекционных заболеваний, согласно которой обеспечивается стойкое сохранение возбудителя. В. А. Башенин соавтор открытия безжелтушного лептоспироза, рассматривал эпидемиологию как науку, предназначенную для изучения всех заболеваний, а не только инфекционных. В.Д. Беляков создал теорию саморегуляции эпидемического процесса. А.А. Смороденцев открыл очаги японского энцефалита в стране, руководствуясь изучением этиологии, клиники и эпидемиологии геморрагической лихорадки с почечным синдромом, доказал роль мышевидных грызунов как источника инфекции. Создал вакцины для специфической профилактики гриппа, клещевого энцефалита, кори, паротита, краснухи. Эпидемиология, которая изначально сформировалась как наука об эпидемиях, т. е. массовом распространении заболеваний, постепенно трансформировалась в науку об эпидемическом процессе, т. е. она стала изучать не только эпидемии, но и выяснять причины возникновения единичных или небольшого числа заболеваний.  

Эпидемиологический подход к решению медицинских проблем. Основные понятия общей патологии применительно к популяционному уровню организации жизни.

Медицина- система, функционирующая с определенной целью. Изучает патологию с целью улучшения уровня здоровья. Включает: 1 -теоретическую; 2 - клиническую; 3 – профилактическую системы. Профилактическая система может рассматриваться как самостоятельная, включая гигиену и эпидемиологию. В процессе их развития сформировались специфические подходы. Гигиена - гигиенический подход, эпидемиология - эпидемиологический подход. Эпидемиологический подход имеет вектор направления от следствия к причине. Уровень здоровья определяется патологией. Популяционный уровень. Болезнь - заболеваемость, смерть - смертность, здоровье - общественное здоровье. Заболеваемость совокупность отдельных заболеваний, зарегистрированных в конкретном населении за определенный промежуток времени (1 календ. день). Необходимо отличать заболеваемость как явление от заболеваемости как коэффициент измерения ее уровня. Первичная заболеваемость – инцидентность - характеризует число впервые выявленных заболеваний у населения за 1 год в пересчете на тысячу, 10 тысяч или 100 тысяч населения за определенный интервал времени (1янв-31дек). Кумулятивный показатель общее число больных той или иной нозоформы, состоящих на учете на 1янв. года. Этот показатель называется показателем болезненности (общая заболеваемость) в пересчете на тысячу, 10 тысяч или 100 тысяч населения. Позволяет сравнивать распространенность той или иной болезни. Структура популяционной эпидемиологии:

1 - причины и условия, формирующие заболеваемость (почему формируется заболеваемость);

2 - механизм формирования заболеваемости населения (каким образом формируется заболеваемость);

3 - проявление заболеваемости (диагностический смысл).

4 - эпидемиологическая диагностика (основная форма деятельности врача - эпидемиолога);

5 – профилактическая (предупреждение).

Предмет эпидемиологии – заболеваемость и ее последствия (эпид. процесс) - причины, механизм развития и проявления заболеваемости. Метод исследования - эпидемиологическая диагностика, эпидемиологическое исследование. Цель- основы профилактики заболеваемости и ее последствий:

1-профилактические эпидемиологические средства и мероприятия (вакцина, дезсредства, карантин);

2-организ. профилактического эпид. обслуживания населения,

3-организ. профилактической эпид. защиты в войсках и при экстренных ситуациях.

Основные понятия, структура эпидемиологии как общемедицинской науки, ее предмет, метод, цель. Общая эпидемиология - это совокупность знаний о теоретических, методических и организационных основах профилактики инфекционных болезней. Современная эпидемиология включает 5 частей: В 1 части обосновывается предмет и метод эпидемиологии. Во 2 вскрывается теоретическая концепция эпидемиологии как науки о эпид. процессе. В 3 части анализируются методы эпид. диагностики. В 4 рассматриваются совокупность противоэпид. мероприятий. В 5 принципы и формы организации противоэпид. работы.

Эволюция взглядов на предмет эпидемиологии: эпидемия, эпидемический процесс, заболеваемость (популяционный уровень проявления патологии).

   Вопрос о предмете эпидемиологии является дискуссионным. Первоначально предметом эпидемиологии считались любые массовые заболевания – эпидемии. В первоначальном определении судить о природе заболеваний очень сложно из-за недостатка знаний. Но, конечно, подразумевались практически любые массовые заболевания, но наблюдались в основном, эпидемии инфекционных болезней. С этого момента и началось развитие эпидемиологии. Открытие возбудителей инфекционных заболеваний переориентировало эпидемиологию на изучение исключительно инфекционной патологии. Итак, эпидемиология, которая изначально сложилась как наука об эпидемии, т.е. массовом распространении заболеваний, постепенно трансформировалась в науку об эпидемическом процессе, т.е. она стала изучать не только эпидемии, но и выяснять причины возникновения единичных или небольшого числа заболеваний.     Предметом эпидемиологии стал эпидемический процесс, т.е возникновение и распространение любых инфекционных заболеваний, независимо от количественных показателей этого распространения. Наряду с этим в соответствии с естественным развитием науки стало формироваться представление о том, что предметом эпидемиологии может быть любая нозологическая форма, не зависимо от внутренней её сущности (т.е. не только инфекционная), которая получает распространение среди людей (популяционный подход). Т.О. эволюция медицинской науки привела к сознанию, что эпидемиологические исследования являются венцом доказательства причин развития любых патологических процессов среди населения. В современном понимании предмета и сущности эпидемиологии – это наука, которая изучает причины возникновения и распространения любой патологии в популяции, а также разрабатывает в соответствии с полученными данными необходимые адекватные мероприятия. Здоровье населения – это отсутствие патологии. Понимание сущности благополучия популяции возможно только на основании познания закономерности развития патологии. Здоровье чаще всего обеспечивается с помощью осознанных мероприятий в отношении возникшей или в предвидении возможности возникновения патологии в популяции. Именно поэтому и патология и здоровье населения познаётся на основании изучения патологических состояний. Итак, предметом эпидемиологии являются:

1- Процесс возникновения и распространения любых патологических состояний среди людей (в популяции);

2 - Состояние здоровья (невозможность возникновения и распространения патологических состояний).               Эпидемиология инфекционных заболеваний – это важнейшая составная часть общей науки, поэтому необходимо исследовать не только биологическую сущность взаимодействия популяций паразита и хозяина, но также использовать и популяционные методы. Именно при популяционных исследованиях, возможно, установить конкретную значимость биологического, социального и природного факторов. Каждая медицинская наука стремится к целостному изучению входящих в её круг болезней на нескольких иерархических уровнях. По Белякову: вертикальные линии – медицинские науки по признаку изучаемых ими групп патологий, горизонтальные плоскости – медицинские науки, изучающие патологию на разных уровнях организации жизни: субклеточном, клеточном, организменном и популяционном. На стыке вертикальных линий и горизонтальных плоскостей формируются конкретные медицинские науки. Эпидемиологический процесс – цепь связанных между собой инфекционных состояний. Заболеваемость – совокупность отдельных заболеваний, зарегистрированных в конкретном населении за определённый промежуток времени. Популяционный уровень.

     В основе доказательной медицины лежит клиническая эпидемиология являющаяся разделом медицины, использующим эпидемиологический метод для получения медицинской информации, основанной только строго доказанных научных фактах, исключающих влияние систематических и случайных ошибок. Главнейший постулат клинической эпидемиологии — любое решение в медицинской практике должно опираться строго доказанные научные факты.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 733.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...