Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эпидемиологический метод исследования: определение понятия, структура. Эпидемиологические исследования (описательно - оценочные, аналитические, экспериментальные).
Эпидемиологический метод исследования - это совокупность приемов для изучения заболеваемости и ее последствий. На практике эпид. метод называют эпид. диагностикой. Она проводится на основе эпид. исследований, которые делятся на 3 типа: 1- описательно-оценочные (дескриптивные); 2- аналитические; 3- экспериментальные. Описательно-оценочные исследования, проводимые на основании данных, собираемых в обязательном порядке в процессе повседневной практики, являются первой ступенью эпидемиологического исследования. Описательные исследования не предусматривают попытки произвести анализ связей между воздействием и его результатом. Аналитические исследования предполагают установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями. Экспериментальные эпидемиологические исследования предусматривают попытки изменить какой-либо переменный фактор в одном или нескольких группах людей. Примерами может служить исключение того или иного алиментарного фактора в качестве причины аллергии или испытание нового метода лечения на отобранной группе больных. Количественная оценка эффектов вмешательства производится путем сравнения его результатов в экспериментальной и контрольной группах. Поперечные исследования (одномоментные) предпринимаются с целью оценки пораженности какой-либо болезнью и часто их называют исследованиями на пораженность. В таких исследованиях количественное определение воздействия и его эффекта производится одновременно. Исследования типа случай - относительно просты в выполнении и экономичны и все чаще предпринимаются для анализа причин болезней, особенно редко встречающихся. В них включают лиц с изучаемой болезнью и контрольную группу лиц, не имеющих данной болезни. В таких исследованиях группы больных и контрольные группы сравнивают в отношении возможной причины болезни. При этом собирают данные за несколько фиксированных временных моментов. Таким образом, исследования типа случай-контроль в отличие от поперечных являются продольными. Их также называют ретроспективными, поскольку исследователь прослеживает ход событий в обратном направлении - от развития болезни до возникновения возможной ее причины. Когортные исследования (проспективные - вектор времени направлен в будущее) применяются для изучение отдаленных результатов. Исследование начинают на группе людей (когорте), не пораженных болезнью, которых распределяют на две категории в зависимости от того, подвержены они или не подвержены воздействию фактора, являющегося потенциальной причиной болезни или иных эффектов. После определения и количественной оценки интересующих исследователей переменных предпринимают наблюдение за всей когортой, чтобы установить, каковы различия между группой, подвергающейся воздействию, и группой, не подвергающейся ему, в отношении возникновения новых случаев болезни (или других эффектов). Поскольку собираемые данные относятся к разным временным моментам, когортные исследования, так же как и исследования типа случай - контроль, являются продольными. Универсальной, интегрирующей формой эпидемиологической диагностики является эпидемиологический надзор. Базисную часть эпидемиологического надзора составляет ретроспективный эпидемиологический анализ (РЭА) заболеваемости и системы противоэпидемических мероприятий. Под РЭА заболеваемости понимают ее изучение в предшествующие годы. Для выявления закономерностей необходимо проводить анализ не менее чем за 10-15 лет. К настоящему времени сложился алгоритм проведения РЭА, который выглядит следующим образом: → оценка уровня заболеваемости; → анализ структуры заболеваемости; → анализ многолетней динамики заболеваемости; → анализ внутригодовой динамики заболеваемости; → анализ заболеваемости по территориям, группам (пол, возраст), контингентам (профессиям) населения, т.е. факторам риска; → оценка качества и эффективности проводимых профилактических мероприятий; → эпидемиологический диагноз; → прогноз заболеваемости. Проведение РЭА сопряжено с необходимостью использования методов математической статистики. Проведение сплошных исследований - дело трудоемкое и дорогостоящее, поэтому в статистике чаще применяется метод выборочных исследований (кластерный метод), так как для выявления существующих взаимосвязей иногда достаточно небольшой выборки. Выборочный метод заключается в отборе из генеральной совокупности изучаемого материала такой его части (выборки), которая обладает характеристиками присущими генеральной совокупности и может представлять всю совокупность. При формировании выборки необходимо соблюдать несколько условий: отобранная часть должна быть достаточно многочисленной, чтобы в ней могли проявиться объективные закономерности всей совокупности; единицы выборки должны быть отобраны в случайном порядке. Эти условия устанавливаются рядом важнейших теорем теории вероятности. Они составляют основу выборочного метода и известны под общим названием - закона больших чисел. Перед началом выборки определяют: сколько участков (кластеров) взять для обследования; сколько единиц наблюдения д.б. в каждом кластере. Объём выборки определяется с учётом средней ошибки. Основное значение в успехе всего исследования имеет строгое соблюдение случайности. Для этого используется таблица случайных чисел, которая используется один раз. При применении этого метода мы полагаемся на случайность отбора. Преднамеренный отбор полностью никогда не бывает удачным, поскольку даже при получении выборки представительной в отношении каких-либо признаков она (выборка) оказывается непредставительной в отношении других признаков. Для учета всех взаимосвязей необходимы такие подробные данные, что будь они у нас, не было бы совершенно никакой необходимости в случайной выборке. Очень важно соблюдать научные принципы организации отбора. При клиническом исследовании в качестве изучаемого вида вмешательства может служить применение нового препарата или новой схемы лечения. Все включенные в испытание лица должны соответствовать установленным критериям; кроме того, обычно используются и дополнительные критерии, обеспечивающие достаточную однородность группы, например включение в нее только лиц с затяжным или легким заболеванием. К полевым испытаниям в отличие от клинических привлекают людей свободных от болезни, но находящихся под угрозой ее возникновения. При этом сбор данных осуществляется «в полевых условиях», т.е. среди населения, не находящегося в учреждениях здравоохранения. Цель полевых испытаний изучение новых методов предупреждения болезней. Для объединения и обобщения результатов многих исследований, посвященных одной теме, применяются специальные статистические методы, позволяющие сгенерировать количественный систематический обзор, называемый мета-анализ. Мета-анализ - обзор, в котором при помощи количественного метода оценки обобщены данные нескольких исследований, посвященных одной проблеме, а итоговый результат представлен в виде одного обобщенного показателя. Метаанализ предназначен для повышения достоверности оценок одноименных результатов. Этапы МА: 1-выявление и отбор из всех имеющихся по данной проблеме статей наиболее надежных исследований с точки зрения качества их проведения и достоверности результатов, 2-оценка соответствия каждой статьи заранее установленным критериям с указанием либо общего показателя качества, либо отдельных качественных характеристик исследований, 3-объединение количественных результатов отобранных исследований. Результат МА представляется в виде графика, на котором указаны как результаты отд. исследований, так и обобщенный показатель. Существует два рода ошибок: систематическая (смещение-возникает в эпид. исследовании при получении результатов, систематически отличающихся от фактических величин (ошибка выбора, наблюдения, ответа)) и случайная (расхождение, объясняемое исключительно случайностью, между результатом наблюдения за выборкой и фактической величиной, присущей всей популяции). Для того чтобы избежать систематические ошибки следует четко определить изучаемую популяцию. Случай и контроль должен отбираться из одной и той же популяции. 5. Эпидемиологические переменные. Определение понятия.Эпидемиологические переменные - 1. Любая величина, имеющая отношение к болезням и здоровью и которая может быть измерена количественно или качественно. 2. В одних случаях эпидемиологическая переменная непосредственно измеряет (характеризует здоровье), а в других она измеряет факторы, которые влияют на здоровье. 3. Эпидемиологические переменные в той или иной мере степени являются индикатором здоровья населения. Переменная в эпидемиологии – это любая величина, характеризующая или определяющая здоровье и заболеваемость населения, которая может быть оценена количественно или качественно. К переменным, характеризующим здоровье и заболеваемость населения, относят данные о собственно заболеваемости и ее последствиях: смертности, инвалидизации, временной утрате трудоспособности. Способы оценки позитивного здоровья населения (физического, психологического и социального благополучия) разработаны недостаточно. Эпидемиологические переменные, определяющие (могущие определить) здоровье населения, получили название “медико-экологические факторы”, которые характерны для самого населения (возраст, наследственность, привычки и др.) или относятся к группе так называемых средовых факторов (образ жизни, загрязнение среды обитания, качество медико-санитарной помощи и пр.). Статистические типы эпидемиологических переменных (качественные, количественные). Применение статистических методов для измерения эпидемиологических переменных (средние и относительные величины, экстенсивные и интенсивные показатели, показатели наглядности, стандартизованные показатели). Средние величины. Наиболее часто для характеристики среднего значения признака используется средняя арифметическая величина. В тех случаях, когда изменение вариант в ряду происходит в соответствии с геометрической прогрессией, вычисляют среднюю геометрическую ряда. Проявления эпидемического процесса в каждой группе населения необходимо сопоставить с аналогичными показателями для других групп и совокупного населения в целом. Простой и удобной формой представления показателей в сравниваемых совокупностях являются относительные числа наглядности. При этом одна из величин принимается равной 1, 100, 1000 и т.д. Остальные величины пересчитываются по отношению к принятому базисному уровню. Для получения показателей, пригодных для сравнения разнородных по структуре и другим характеристикам групп, следует провести их стандартизацию - пересчитать показатели при допущении, что структура сравниваемых коллективов одинакова. Стандартизацию необходимо применять: при значительных различиях показателей в сравниваемых группах; при значительной неоднородности состава сравниваемых групп. Наиболее часто применяется метод прямой стандартизации, в котором за стандарт принимается состав совокупного населения в обеих сравниваемых группах. В тех случаях, когда нет сведений о распределении частоты явления (число, состав больных и т.д.) в "сравниваемых совокупностях, т.е. нет числителя и, следовательно, невозможно определить показатели заболеваемости для каждой группы, используют косвенный метод стандартизации общих показателей. Этот метод применяют также наиболее часто при наличии малого числа наблюдений изучаемого явления. При стандартизации косвенным методом за стандарт принимают показатели заболеваемости для аналогичных групп из других совокупностей и с учетом структуры сравниваемых коллективов по признаку, влияние которого необходимо исключить, на основе показателей стандарта вычисляют "ожидаемые" показатели для сопоставляемых совокупностей. При отсутствии сведений о структуре сравниваемых групп по эпидемиологически значимым признакам, и наличии данных об общей численности населения и о структуре заболевших по этим признакам применяют обратный метод стандартизации общих показателей. Наиболее точным методом стандартизации является косвенный, наименее точным - обратный. Прямой метод по точности занимает промежуточное положение, но его преимущество состоит в большей наглядности результатов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1689. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |