Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эпидемиологический метод исследования: определение понятия, структура. Эпидемиологические исследования (описательно - оценочные, аналитические, экспериментальные).




Эпидемиологический метод исследования - это совокупность приемов для изучения заболеваемости и ее последствий. На практике эпид. метод называют эпид. диагностикой. Она проводится на основе эпид. исследований, которые делятся на 3 типа:

1- описательно-оценочные (дескриптивные);

2- аналитические;

3- экспериментальные.

   Описательно-оценочные исследования, проводимые на основании данных, собираемых в обязательном порядке в процессе повсе­дневной практики, являются первой ступенью эпидемиологического иссле­дования. Описательные исследования не предусматривают попытки произвести анализ связей между воздействием и его результатом. Аналитические исследования предполагают установление при­чинно-следственных связей между изучаемыми явлениями. Экспериментальные эпидемиологические исследования пре­дусматривают попытки изменить какой-либо переменный фактор в одном или нескольких группах людей. Примерами может служить исключение того или иного алиментарного фактора в качестве при­чины аллергии или испытание нового метода лечения на отобранной группе больных. Количественная оценка эффектов вмешательства производится путем сравнения его результатов в экспериментальной и контрольной группах.

     Поперечные исследования (одномоментные) предпринимаются с целью оценки пораженности какой-либо болезнью и часто их на­зывают исследованиями на пораженность. В таких исследованиях количественное определение воздействия и его эффекта произво­дится одновременно.

     Исследования типа случай - относительно просты в выполнении и экономичны и все чаще предпринимаются для анали­за причин болезней, особенно редко встречающихся. В них включа­ют лиц с изучаемой болезнью и контрольную группу лиц, не имеющих данной болезни. В таких исследованиях группы больных и контрольные группы сравнивают в отношении возможной причины болезни. При этом собирают данные за несколько фиксированных временных моментов. Таким образом, исследования типа случай-контроль в отличие от поперечных являются продольными. Их так­же называют ретроспективными, поскольку исследователь просле­живает ход событий в обратном направлении - от развития болезни до возникновения возможной ее причины.

     Когортные исследования (проспективные - вектор времени направлен в будущее) применяются для изуче­ние отдаленных результатов. Исследование начинают на группе людей (когорте), не пораженных болезнью, которых распределяют на две категории в зависимости от того, подвержены они или не подвержены воздейст­вию фактора, являющегося потенциальной причиной болезни или иных эффектов. После определения и количественной оцен­ки интересующих исследователей переменных предпринимают на­блюдение за всей когортой, чтобы установить, каковы различия ме­жду группой, подвергающейся воздействию, и группой, не подвер­гающейся ему, в отношении возникновения новых случаев болезни (или других эффектов). Поскольку собираемые данные относятся к разным временным моментам, когортные исследования, так же как и исследования типа случай - контроль, являются продольными.

     Универсальной, интегрирующей формой эпидемиологической диагностики является эпидемиологический надзор. Базисную часть эпидемиологического надзора составляет ретроспективный эпиде­миологический анализ (РЭА) заболеваемости и системы противо­эпидемических мероприятий. Под РЭА заболеваемости понимают ее изучение в предшествующие годы. Для выявления закономерностей необходимо проводить анализ не менее чем за 10-15 лет. К настоящему времени сложился алгоритм прове­дения РЭА, который выглядит следующим образом:

 → оценка уровня заболеваемости;  → анализ структуры заболеваемости; → анализ многолетней динамики заболеваемости; → анализ внутригодовой динамики заболеваемости; → анализ заболеваемости по территориям, группам (пол, возраст), контингентам (профессиям) населения, т.е. факторам рис­ка; → оценка качества и эффективности проводимых профилактиче­ских мероприятий; → эпидемиологический диагноз; → прогноз заболеваемости.

     Проведение РЭА сопряжено с необходимостью использования методов математической статистики. Проведение сплошных исследований - дело трудоемкое и доро­гостоящее, поэтому в статистике чаще применяется метод выбороч­ных исследований (кластерный метод), так как для выявления суще­ствующих взаимосвязей иногда достаточно небольшой выборки. Выборочный метод заключается в отборе из генеральной сово­купности изучаемого материала такой его части (выборки), которая обладает характеристиками присущими генеральной совокупности и может представлять всю совокупность. При формировании выборки необходимо соблюдать несколько условий: отобранная часть должна быть достаточно многочисленной, чтобы в ней могли проявиться объективные закономерности всей совокупности; единицы выборки должны быть отобраны в случайном поряд­ке. Эти условия устанавливаются рядом важнейших теорем теории вероятности. Они составляют основу выборочного метода и извест­ны под общим названием - закона больших чисел. Перед началом выборки определяют: сколько участков (кластеров) взять для обследования; сколько единиц наблюдения д.б. в каждом кластере. Объём выборки определяется с учётом средней ошибки. Основное значение в успехе всего исследования имеет строгое соблюдение случайности. Для этого используется таблица случайных чисел, которая используется один раз. При применении этого метода мы полагаемся на случайность отбора. Преднамеренный отбор полностью никогда не бывает удачным, поскольку даже при получении выборки представительной в отно­шении каких-либо признаков она (выборка) оказывается непредста­вительной в отношении других признаков. Для учета всех взаимо­связей необходимы такие подробные данные, что будь они у нас, не было бы совершенно никакой необходимости в случайной выборке. Очень важно соблюдать научные принципы организации отбора. При клиническом исследовании в качестве изучаемого вида вмешательства может служить при­менение нового препарата или новой схемы лечения. Все включен­ные в испытание лица должны соответствовать установленным кри­териям; кроме того, обычно используются и дополнительные крите­рии, обеспечивающие достаточную однородность группы, например включение в нее только лиц с затяжным или легким заболеванием. К полевым испытаниям в отличие от клинических привлекают людей свободных от болезни, но находящихся под угрозой ее воз­никновения. При этом сбор данных осуществляется «в полевых ус­ловиях», т.е. среди населения, не находящегося в учреждениях здравоохранения. Цель полевых испытаний изучение новых методов предупреждения болезней.

     Для объединения и обобщения результатов многих исследований, посвященных одной теме, применяются специальные статистические методы, позволяющие сгенерировать количественный систематический обзор, называемый мета-анализ. Мета-анализ - обзор, в котором при помощи количественного метода оценки обобщены данные нескольких исследований, посвященных одной проблеме, а итоговый результат представлен в виде одного обобщенного показателя. Метаанализ предназначен для повышения достоверности оценок одноименных результатов. Этапы МА: 1-выявление и отбор из всех имеющихся по данной проблеме статей наиболее надежных исследований с точки зрения качества их проведения и достоверности результатов, 2-оценка соответствия каждой статьи заранее установленным критериям с указанием либо общего показателя качества, либо отдельных качественных характеристик исследований, 3-объединение количественных результатов отобранных исследований. Результат МА представляется в виде графика, на котором указаны как результаты отд. исследований, так и обобщенный показатель.

     Существует два рода ошибок: систематическая (смещение-возникает в эпид. исследовании при получении результатов, систематически отличающихся от фактических величин (ошибка выбора, наблюдения, ответа)) и случайная (расхождение, объясняемое исключительно случайностью, между результатом наблюдения за выборкой и фактической величиной, присущей всей популяции). Для того чтобы избежать систематические ошибки следует четко определить изучаемую популяцию. Случай и контроль должен отбираться из одной и той же популяции.

5. Эпидемиологические переменные. Определение понятия.Эпидемиологические переменные -

1. Любая величина, имеющая отношение к болезням и здоровью и которая может быть измерена количественно или качественно.

2. В одних случаях эпидемиологическая переменная непосредственно измеряет (характеризует здоровье), а в других она измеряет факторы, которые влияют на здоровье.

3. Эпидемиологические переменные в той или иной мере степени являются индикатором здоровья населения.

Переменная в эпидемиологии – это любая величина, характеризующая или определяющая здоровье и заболеваемость населения, которая может быть оценена количественно или качественно. К переменным, характеризующим здоровье и заболеваемость населения, относят данные о собственно заболеваемости и ее последствиях: смертности, инвалидизации, временной утрате трудоспособности. Способы оценки позитивного здоровья населения (физического, психологического и социального благополучия) разработаны недостаточно. Эпидемиологические переменные, определяющие (могущие определить) здоровье населения, получили название “медико-экологические факторы”, которые характерны для самого населения (возраст, наследственность, привычки и др.) или относятся к группе так называемых средовых факторов (образ жизни, загрязнение среды обитания, качество медико-санитарной помощи и пр.).

Статистические типы эпидемиологических переменных (качественные, количественные). Применение статистических методов для измерения эпидемиологических переменных (средние и относительные величины, экстенсивные и интенсивные показатели, показатели наглядности, стандартизованные показатели).

Средние величины. Наиболее часто для характеристики среднего значения признака используется средняя арифметическая величина. В тех случаях, когда изменение вариант в ряду происходит в соответствии с гео­метрической прогрессией, вычисляют среднюю геометрическую ряда. Проявления эпидемического процесса в каждой группе населения необходимо сопоставить с ана­логичными показателями для других групп и совокупного населения в целом. Простой и удобной формой представления показателей в сравниваемых совокупностях являются относительные числа на­глядности. При этом одна из величин принимается равной 1, 100, 1000 и т.д. Остальные величины пересчитываются по отношению к принятому базисному уровню. Для получения показателей, пригодных для сравнения разнородных по структуре и другим характеристикам групп, следует провести их стандартизацию - пересчитать показатели при допуще­нии, что структура сравниваемых коллективов одинакова. Стандар­тизацию необходимо применять: при значительных различиях показателей в сравниваемых группах; при значительной неоднородности состава сравниваемых групп. Наиболее часто применяется метод прямой стандартизации, в котором за стандарт принимается состав совокупного населения в обеих сравниваемых группах. В тех случаях, когда нет сведений о распределении частоты яв­ления (число, состав больных и т.д.) в "сравниваемых совокупностях, т.е. нет числителя и, следовательно, невозможно определить показа­тели заболеваемости для каждой группы, используют косвенный ме­тод стандартизации общих показателей. Этот метод применяют так­же наиболее часто при наличии малого числа наблюдений изучае­мого явления. При стандартизации косвенным методом за стандарт принима­ют показатели заболеваемости для аналогичных групп из других со­вокупностей и с учетом структуры сравниваемых коллективов по призна­ку, влияние которого необходимо исключить, на основе показателей стандарта вычисляют "ожидаемые" показатели для сопоставляемых совокупностей. При отсутствии сведений о структуре сравниваемых групп по эпидемиологически значимым признакам, и наличии дан­ных об общей численности населения и о структуре заболевших по этим признакам применяют обратный метод стандартизации общих показателей. Наиболее точным методом стандартизации является косвенный, наименее точным - обратный. Прямой метод по точности занимает промежуточное положение, но его преимущество состоит в большей наглядности результатов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1423.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...