Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание права собственности на землю. Земля как объект права собственности.




В соответствии со ст. 210 ГК владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и защищаемые законом интересы других лиц. Таким образом, содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования и распоряжения, которые могут осуществляться в рамках, установленных законодательством. Реализация этих правомочий в субъективном плане зависит от формы и вида земельной собственности.

Правомочие владения представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над землей. У Республики Беларусь как собственника земли это правомочие сочетается с правом территориального верховенства, которое распространяется на все земли, независимо от формы собственности, что позволяет устанавливать и изменять их правовой режим. Принадлежащее государству правомочие владения землей распространяется на все земли, находящиеся в государственной собственности, независимо от ее использования.

Для других субъектов права собственности на землю правомочие владения неразрывно связано с обязанностью использовать земельный участок по целевому назначению.

Анализ содержания права собственности на землю показывает, что абсолютных собственников не существует, т.к. полномочия собственников в части использования и распоряжения землей законодательно ограничивается.

Правомочие пользования означает юридически закрепленную возможность извлечения полезных свойств или дохода в процессе хозяйственной эксплуатации земли.

Государство, которое не осуществляет, как правило, непосредственной хозяйственной эксплуатации земли, реализует свое правомочие пользования путем присвоения части земельной ренты через установленные государством платежи за землю.

Иностранные государства, юридические лица и граждане Республики Беларусь, получившие земельные участки в собственность, могут и обязаны пользоваться ими только с соблюдением целевого назначения. Правомочие пользования предполагает совершение действий по использованию полезных свойств земли, в порядке и на условиях, установленных законодательством (ст. 64 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Правомочие распоряжения заключается в совершении действий, которые определяют юридическую судьбу земельных участков.

Для государства важнейшим полномочием по распоряжению землями является определение целевого назначения земель, в том числе находящихся в собственности других субъектов. Непосредственно по отношению к государственным землям распорядительные действия заключаются в предоставлении, изъятии земельных участков, передаче их в частную собственность, собственность иностранных государств, изъятие из собственности. Эти полномочия государства как собственника земли по распоряжению землями реализуется через управление землями. в процессе которого соответствующие государственные органы от имени государства совершают действия по определению юридической судьбы земель.

Частные собственники земельных участков могут совершать сделки, предусмотренные законодательством, но без изменения целевого назначения земельного участка. Сделки с земельными участками совершаются в порядке, установленном гражданским законодательством для сделок с недвижимостью (простая письменная или письменная нотариальная форма и обязательная государственная регистрация в соответствующем государственном органе).

Государственную регистрацию осуществляет специально уполномоченный государственный орган по земельным ресурсам, геодезии и картографии по месту нахождения земельного участка.

Частные собственники могут совершать сделки по отчуждению земельных участков (купли-продажи, дарения, мены), передаче земельных участков в залог, аренду (ст. 87 Кодекса Республики Беларусь о земле), а так же передавать земельные участки по наследству (ст. 58 Кодекса Республики Беларусь о земле). Условия этих сделок, которые определяют пределы оборотоспособности земли, устанавливаются земельным законодательством.

 

Основания возникновения права государственной собственности на землю.

Субъективное право собственности на землю возникает на основании юридических фактов в порядке, установленном законом и зависит от формы земельной собственности.

Основания возникновения права государственной собственности на землю Республики Беларусь земельным законодательством не определены. Все земли, которые не находятся в частной собственности или собственности иностранных государств, признаются государственной собственностью без применения каких-либо специальных юридических процедур.

Основанием первоначального возникновения права государственной собственности на землю можно считать нормативный правовой акт, издаваемый законодательным органом, в котором определяется перечень земель, находящихся в государственной собственности.

При переходе земель, уже находящихся у иных собственников, в собственность государства, право государственной собственности на землю возникает на основании юридических фактов, установленных гражданским законодательством для возникновения гражданских прав и обязанностей (ст. 7 ГК ). К ним можно отнести:

а). передачу земель в государственную собственность из частной собственности по решению соответствующего исполнительного и распорядительного органа;

б). принудительное изъятие земельных участков, находящихся в частной собственности - по решению суда или в собственности иностранного государства - на основании международного договора.

К основаниям возникновения ПГС так же относятся:

1) принудительное изъятие ЗУ участного лица (ненадлежащее использование ЗУ либо нецелевое, не внесение платы в течении 2-х сроков подряд…);

2) изъятие ЗУ у частного лица для гос. нужд.;

3) добровольный отказ от ЗУ частного лица в пользу гос-ва;

4) смерть собственника и отсутствие у него наследников.

 

Основания прекращения права государственной собственности на землю.

Основаниями прекращения ПГС являются: 1) Продажа ЗУ принадлежащего гос-ву посредством выставлении его на аукцион, либо осуществление разгосударствления и последующая приватизация данного участка частным лицам; 2) принятое местным исполкомо решение о предоставлении ЗУ частному лицу (адм. акт).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 303.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...