Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Туристический спрос и предложение как основа развития туристической деятельности.




Закон спроса и предложения устанавливает причинно-следственную связь между тремя экономическими катего­риями: ценой, спросом и предложением.

Спрос - это идеальная потребность и реальная возмож­ность покупателя купить определенное количество данного товара.

К факторам, вызывающим спрос на туристские услуги, относятся: число покупателей, их денежные доходы, оценка их перспектив, престижность туристского отдыха, реклама, наличие свободного времени, цены на путевки и др. При определенном уровне дохода и наличии свободного време­ни именно цена определяет реальную возможность приобрести тот или иной тур. Характер взаимосвязей между це­ной и продолжительностью тура отражен в законе спроса.

Суть закона спроса состоит в том, что повышение ры­ночной цены на туристские услуги при прочих равных усло­виях уменьшает объем спроса, и напротив, понижение ры­ночной цены увеличивает величину спроса.

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется спрос на данный вид туристских услуг, если цена его изменяется на 1 %. Если этот показа­тель больше 1, то спрос по цене будет эластичным, если этот показатель меньше 1, то спрос по цене будет неэлас­тичным. Коэффициент эластичности рассчитывается как отношение прироста объема туруслуг к падению цены на них.

Закон спроса и предложения во многом определяет пове­дение потребителя на рынке туруслуг. Это поведение можно представить двумя подходами.

Первый основывается на том, что каждый потребитель способен количественно оценить объем предлагаемых тури­стских услуг (дней отдыха), исходя из своих доходов. Теоре­тически это называется предельной полезностью.

Второй подход основан на потребительском выборе. Как правило, выбор осуществляется из двух параметров, напри­мер, времени пребывания и стоимости проживания. Если стоимость проживания в бунгало составляет 10 долл. в сут­ки, то при наличии 100 долл., предназначенных на прожива­ние, турист может пробыть 10 суток. Значит, необходимо найти оптимальное решение по объему туристских услуг (срок пребывания), исходя из критерия оптимальности - на­личия финансовых ресурсов. При минимальном предельном спросе пребывания 5 дней стоимость проживания со­ставит 20 долл.

Предложение - это идеальная готовность и реальная возможность товаропроизводителя произвести и поставить на рынок определенное количество данного товара. Предло­жение при этом не тождественно производству и отличается от него количественно.

Предложение не совпадает с производством туруслуг во времени и в пространстве. Производство по времени пред­шествует предложению, поскольку каждый турпродукт дол­жен быть вначале произведен или разработан и только по­том представлен на рынке. Предложение туруслуг, как и спрос на них, зависит от многих факторов. К ним можно отнести: число продавцов - турагентств, уровень эффективности производства (обслу­живание, внедрение инновационных процессов, состояние рекреационных ресурсов, цены на факторы производства, налогообложение, оценка будущих доходов и др.). Однако и в этом случае объем предложения у каждого туроператора зависит главным образом от цены.

Между рыночной ценой туруслуг и тем их количеством, которое устроители желают предложить потребителям, су­ществует прямая зависимость, характер которой выражен законом предложения.

Суть закона предложения состоит в том, что объем предложения туруслуг увеличивается при повышении цены и уменьшается при ее снижении.

Аналогичным образом определяется эластичность пре­дложения по цене, которая характеризует степень измене­ния объема предложения в зависимости от изменения цены.

Закон спроса и предложения определяет поведение фир­мы на туристском рынке. В реальной жизни факторный доход в совокупном продук­те может иметь предельный характер. Предельный доход по фактору земельных ресурсов может выражаться в стоимос­ти рекреационных туров за вычетом арендной платы за зем­лю и коммерческих расходов. Предельный доход по фактору капитала равен стоимости проживания за минусом капи­тальных и текущих затрат на содержание средств размеще­ния и оборудования. Данные виды предельного дохода фор­мализуются, каждый отдельно лишь в том случае, если все другие факторы производства остаются неизменными.

Возможности адаптировать и быстро изменять доход на туристские услуги ограничены по следующим причинам:

-производство турпродукта капиталоемко. Оно зависит от квалифицированного и опытного персонала;

-производство туруслуг не может опережать спрос;

-большие инвестиции капитала в единицу продукции (например, номер отеля, посадочное место в самолете и т. д.) демонстрируют тот факт, что затраты носят в основном фиксированный характер;

-фиксированное месторасположение и ограниченные возможности конверсии также характеризуют неэластичность предложения.

Таким образом, предложение зависит от цены и дохода, сезонности колебания, внешних, часто непредвиденных, факторов.

Зависимость спроса и предложения от цены представлена графически на рис.1. График спроса имеет вид нисходящей кривой, а график предложения - восходящей. Точка пересе­чения этих кривых соответствует уравновешивающей ры­ночной цене, в данном случае одного вида туристских услуг.

В экономической литературе такое равновесие называют частичным рыночным равновесием, а цену, при которой оно имеет место -равновесной ценой.

Следует различать два понятия - изменение объема пред­ложения (спроса) и изменение самого предложения (спроса).

В первом случае изменяется только цена, все другие фак­торы неизменны, и поэтому изменение объема предложе­ния или спроса отражает «скольжение по кривой спроса». Во втором случае изменяется характер самого показателя, т. е. происходит сдвиг всей кривой предложения или спроса в правую или левую сторону.

Туристский рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристского продукта.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...