Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Хозяйственный механизм организации, его элементы




Хозяйственный механизм субъекта хозяйствования – это совокупность различных форм и методов управления для сознательного, целенаправленного воздействия на экономику с целью повышения его эффективности.

Хозяйственный механизм гостиниц и ресторанов представляет собой совокупность форм, методов, инструментов хозяйствования, посредством которых осуществляется деятельность по предоставлению услуг размещения и питания и достигаются высокие конечные результаты.

Требования к хозяйственному механизму организации:

•   ориентация всех элементов на эффективность всего субъекта;

•   обеспечение самостоятельности и самоокупаемости каждой структурной единицы;

•   инновационность всех элементов и составных частей;

•   учет интересов и создание побудительных мотивов для участия всех заинтересованных сторон в деятельности субъекта хозяйствования.

Структура хозяйственного механизма организаций включает следующие основные звенья:

•   хозрасчетные отношения, основанные на самоокупаемости и самофинансировании;

•   планирование и прогнозирование хозяйственной деятельности;

•   хозрасчетное стимулирование;

•   оргструктура управления…

Хозрсчет – метод эффективного ведения хозяйства, основанный на соизмерении затрат и результатов хоз.деят-ти в денежной форме, возмещении расходов собственными доходами.

Принципы хозрасчета:

· хозяйственная самостоятельность предприятия

· самоокупаемость и рентабельность

· экономич. заинтересованность

· экономич. ответственность

· контроль рублем

Туристические предприятия, независимо от формы собственности на средства производства и другое имущество, действуют на принципах хозяйственного расчета, т.е. за счет собственных средств. Иными словами, если предприятие становится убыточным и неплатежеспособным, то оно должно самоликвидироваться, так как ни государство, ни какой-либо другой хозяйственный орган не несет ответственности по его обязательствам, не отвечает за его долги.

 

12. Экономические показатели производственной программы организаций туризма, их характеристика.

Эффективность туризма означает получение экономического ре­зультата от:

- организации туризма;

- туристского обслуживания;

- производственно-обслуживающего процесса туристского предприятия.

Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда.

Экономическая эффективность развития туризма на микро­уровне характеризуется системой экономических показателей, ко­торые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону:

- объем туристского потока;

- величина туристских расходов;

- состояние и развитие материально-технической базы;

- показатели финансово-экономической деятельности;

- показатели развития международного туризма.

К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов (в том числе организован­ных и самодеятельных), количество туродней (ночевок, койко-дней), среднемесячное количество туродней.

Общее число туристов измеряется количеством человек, которые приняли участие в путешествиях. Этот показатель харак­теризует масштабы охвата населения туристскими мероприятиями и определяется путем суммирования количества туристов за опре­деленный период, принятых на обслуживание по дням регистра­ции, то есть в первый день обслуживания.

Количество туродней измеряется в человеко-днях и опре­деляется путем умножения общего количества туристов на сред­нюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе):

Д = Ч х tcp,

где Д — количество туродней, чел.-дней; Ч — количество турис­тов, чел; tcp— средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе, дней.

 

Величина суммарных туристских расходов P в дан­ном регионе определяется следующим образом:

Однако туристский поток — явление неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского потока применяют ко­эффициенты неравномерности, которые рассчитываются тремя способами.

где Дmax, Дmin— число туродней в месяце максимального и ми­нимального туристского потока соответственно, чел.-дней; Дгод, Дсм — годовое и среднемесячное число туродней соответст­венно, чел.-дней.

Среднемесячное количество туродней определяется путем деления годового количества туродней на 12 месяцев.

Дсм=Дгод/12.

Материальной основой воспроизводственной деятельности лю­бого хозяйствующего субъекта являются производственные по­требности. Производственные потребности в туризме выражаются в первую очередь в потребностях в материально-технической ба­зе. Материально-техническая база является основой развития ор­ганизованного туризма, так как она создает все необходимые ус­ловия для обслуживания туристов полным комплексом услуг (раз­мещение, питание, перевозка, лечение, экскурсии и др.).

В состав материально-технической базы туризма входят:

- туристские фирмы и агентства;

- гостиницы;

- туристские базы;

- предприятия питания и торговли;

- автотранспортные предприятия;

- пункты проката туристского снаряжения и инвентаря;

- бюро реализации туристских путевок;

- контрольно-спасательные службы (посты);

- туристские клубы, станции и т. п.

Показатели, характеризующие состояние и разви­тие материально-технической базы туризма, определя­ют ее мощность в данной стране (регионе).

К ним относятся:

- коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т. п.;

- число коек, предоставляемых местными жителями;

- число мест в торговых залах предприятий питания для ту­ристов;

- число мест в театрах, отведенных для туристов;

- число ванн в водолечебницах для туристов и т. д.

Мощность коечного фонда определяется по формуле:

 

где Мк — общее количество койко-мест, ед.; Кг — число койко-мест круглогодичного использования; Кс — число койко-мест се­зонного использования, ед.; tc— число дней сезонного использо­вания, дней.

Показатели финансово-экономической деятельно­сти туристского предприятия включают:

- выручку от реализации туристского продукта;

- показатели использования ресурсов рабочей силы;

- показатели использования основных фондов и оборотных средств;

- показатели производительности труда и фонда заработной платы;

- показатели финансового состояния туристского предприятия.

 

Выручка от реализации туристского продукта является важ­ным показателем. Она должна покрыть все произведенные затра­ты и обеспечить получение прибыли. Выручка от реализации ту­ристского продукта определяется:

- при расчетах наличными деньгами — при их поступлении в кассу как произведение цены единицы товара (услуги) на его ре­ализованное количество;

- при безналичных расчетах — по мере поступления денеж­ных средств на расчетный счет предприятия в учреждение банка за купленный туристский продукт.

Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:

- количество туристов, посетивших зарубежные страны (опре­деляется по числу пересечений государственной границы);

- количество трудодней по иностранным туристам;

- суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.

Показатели развития туризма важны для анализа как эконо­мической деятельности туристского предприятия, так и состояния туристского рынка, анализа тенденций и выработки стратегии и тактики деятельности на туристском рынке.

 

Экономические основы и сущность планирования в системе туризма.

Планированиена предприятии — сложный процесс, комплексно учитывающий все обстоятельства и особенности, важные для рынка сбыта. Ему предшествует разработка стратегии развития и философии существования предприятия.

Философия предприятия отражает способ его функционирования во взаимодействии с клиентами,акционерами,государством и обществом и выражена главной целью его существования.

Стратегия предприятия — это набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели, утверждение курса действий и определение ресурсов,необходимых для достижения этих целей. При разработке стратегии предприятия необходимо сформулировать и иметь ответы на главные вопросы:

приоритеты и направления развития предприятия;

потребность в капитале и ресурсах;

рынок и его сегменты;

эффективность отдачи.

Планирование позволяет предвидеть перспективу развития предприятия; рационально планировать его ресурсы; избежать риска банкротства; своевременно обновлять и совершенствовать продукцию, пополнять перечень услуг и повышать их качество в соответствии с конъюнктурой рынка; расширять рынки сбыта; выявлять слабые стороны.

Основные задачи планирования заключаются:

• в увеличении объема продаж и доли на рынке за счет высококонкурентного туристического продукта, услуг;

• обеспечении финансовой устойчивости туристического предприятия и более высокой, чем у конкурентов, рентабельности капитала.

Методология планирования: принципы, приемы, методы

Современные планы отличаются от прошлых методологией обоснования. Повышение уровня обоснования планов свидетельствуют о накопленном и используемом опыте научного подхода к разработке образа будущего.

Процесс планирования осуществляется по своим внутренним законам, согласно логике обоснования показателя. То есть в соответствии с методологией планирования.

Методология планирования - это учение о совокупности основных принципов, методов, о системе применяемых показателей, мер и действий, необходимых для выполнения плана, а также его мониторинга.

Планирование – это непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему, с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел организации.

Виды планирования:

• по уровням управления: на макроуровне, мезоуровне, микроуровне;

• по характеру: директивное и индикативное. по степени охвата конкретных сторон деятельности: общее и частичное.

• по длительности временного интервала: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное.

• по целям достижения: стратегическое, тактическое, оперативное.

К основным принципам планирования относятся:гибкость (адаптивность); непрерывность; вариантность; целенаправленность; оптимальность; комплексность; научность.

1. Принцип единства. Означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости. Разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели.

2. Принцип непрерывности. Определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному плану приходит другой. Принцип касается прежде всего планов различного периода. Принцип также определяет кругооборот и последовательность этапов планирования.

3. Принцип гибкости. Означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Кроме того гибкость в планировании означает наличие определенных резервов, которые должны самортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.

4. Принцип точности. Требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам. Напряженный план, превышающий эту норму, не оставляет резервов на случай ухудшения обстоятельств, а так называемый заниженный план создает условия для необоснованного поощрения работников без должных усилий с их стороны.

5. Принцип участия означает, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости и специалисты извне, партнеры по бизнесу.

Планирование классифицируется по следующим признакам:

по времени

-долгосрочное (на срок от 5 лет и более);

-среднесрочное (на срок от 1 года до 5 лет);

-краткосрочное (до 1 года);

по объекту

-план предприятия;-структурного подразделения;-конкретного исполнителя;

по степени охвата

-частное (отдельные сферы деятельности);-общее (деятельность всего предприятия);

по видам

-стратегическое (поиск новых возможностей);-тактическое (создание определенных предпосылок);-оперативное (реализация возможностей);

по предмету планирования

-целевое (определение целей);-планирование средств (материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы);-программное (программы производства и реализации);-планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).

 

 

14. Виды планов и особенности этапов планирования. Взаимосвязь текущего и стратегического планирования.

Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное или, что иногда то же самое, тактическое/текущее планирование).

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают планирование по времени: стратегическое или перспективное; текущее или среднесрочное.

Стратегическое планирование заключается в выборе главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом также разрабатываются новые возможности фирмы (например, расширение производственных мощностей и перечня туристских услуг, повышение их качества в соответствии с конъюнктурой рынка; увеличение объема продаж и доли на рынке за счет высоко конкурентного туристского продук­та и услуг).

Стратегическое планирование охватывает период от 5 лет и более, ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящий период, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.

Стратегическое планирование характеризуется как процесс, в котором рациональный анализ сложившейся ситуации и будущих возможностей ведет к формулированию долгосрочных намерений, стратегий, 'целей, мероприятий с учетом возможных шансов и рисков. При этом стратегическое планирование должно не только характеризовать основной путь перспективного развития, но и позволять модифицировать его или, если в этом возникает необходимость, осуществлять соответствующие коррективы.

С точки зрения технологии, стратегическое планирование определяется как:

• установление стратегических целей;

• разработка стратегий по достижению поставленных целей;

• распределение необходимых для реализации целей ресурсов.

В качестве предпосылок появления стратегического планирования можно назвать стремительные изменения во внешней среде организации, которые проявляются:

• в безграничном росте возможностей, открывающихся перед фирмой (получение ресурсов, использование технологий, обновление и расширение производства);

• в углублении и расширении потребностей;

• в резком усилении конкуренции за рынки сбыта и ресурсов, интернационализации;

• в широкой доступности научно-технической и экономической информации, что существенно облегчает поиск новых ресурсов и возможностей;

• в принципиальном изменении роли человека в производстве и связанном с этим пробуждении его творческих возможностей и активности.

Стратегические планы составляются с целью хотя бы частично ослабить или преодолеть неопределенность, складывающуюся даже в сравнительно близком будущем организации. Существуют различные подходы к выделению основных этапов стратегического планирования. В общем виде модель стратегического планирования представлена на рис. 3.10.

Рис. 3.10. Модель стратегического планирования

При разработке плана основу составляют:

¨ анализ перспектив развития фирмы, выяснение факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;

¨ анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого со­стоит в определении конкурентоспособности продукции фирмы на разных рынках и возможностей для повышения результатов рабо­ты в конкурентных направлениях во всех видах деятельности;

¨ выбор стратегии на основе анализа перспектив фирмы раз­личных видов деятельности и определение приоритетов по кон­кретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;

¨ анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых более эффективных видов деятельности и определе­ние ожидаемых результатов.

Текущее планирование заключается в определении про­межуточных целей на пути достижения стратегических задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения за­дач, использование ресурсов, внедрение новой технологии. Теку­щее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для фирмы в целом и ее отдельных подразделений в региональном, отечественном и международном масштабах, в частности: программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, ма­териально-техническому снабжению.

Основными звеньями текущего плана являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представ­ляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставлен­ных перспективным планом.

В определенной мере названная классификация планирования носит условный характер. Различие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования при этом, как пра­вило, не изменяется. Необходимость экономического обоснования планов предопре­деляет систему показателей, включающую:

• Количественные показатели (объем продаж, численность персонала, фонд оплаты труда, сумма прибыли, затраты, количе­ство туристов, ночевок и др.);

• Качественные показатели, выражающие эффективность производства, его отдельных факторов (производительность труда, фондоотдача, качество продукта, услуг и др.).

В настоящее время не существует какой-то строгой, официаль­но утвержденной методологии по составлению плана экономичес­кого развития туристской фирмы. К этому процессу подходят по-разному, особенно это касается количества разделов плана.

 

 

Бизнес-планирование как составная часть процесса планирования. Бизнес-план орг-ции туризма: необх-сть, цели, основные разделы, показатели.

Бизнес-планирование в настоящее время стало одним из обязательных элементов внутрифирменного планирования. Выделяют виды бизнес-планов:

– бизнес-план инвестиционных проектов,

– бизнес-план вновь создаваемых предприятий,

– бизнес-план развития предприятия,

– бизнес-план для получения кредитных ресурсов,

– бизнес-план финансового оздоровления

При составлении бизнес-плана следует придерживаться некоторых основополагающих принципов:

• он не должен предусматривать кардинальных изменений положения предприятия на рынке и в отрасли,

• он должен быть пессимистичен в оценке условий и факторов;

• бизнес-план должен быть универсальным;

• прогноз составляется с учетом специфики деятельности организации;

• формируется на основании достоверных исходных данных;

• исходные и выходные данные, заложенные в прогнозе, должны быть идентичными на всех этапах его рассмотрения в органах управления;

• шаг отображения информации в таблицах прогноза развития, принимается равным одному году.

Процесс бизнес-планирования можно разбить на этапы:

• определяют цели, на достижение которых будет направлена разработка и реализация бизнес-плана;

• выявляются источники получения информации и подбирается все необходимое;

• очерчивается круг пользователей бизнес-плана, от чего зависит степень глубины проработки и представления отдельных вопросов;

• определяется структура бизнес-плана, перечень разделов;

• сбор информации для составления бизнес-плана, отдельных разделов, в т.ч. с привлечением узких специалистов в отраслях;

• непосредственно написание и оформление бизнес-плана;

• представление и защита у заинтересованных сторон.

При разработке прогноза развития рекомендуется использовать преимущественно методы, характерные для активного прогноза, который исходит из необходимости преодоления негативных тенденций и достижения стратегических целей.

В соответствии с Рекомендациями в состав прогноза развития коммерческой организации входят: титульный лист, содержание, описательная часть прогноза развития, приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные.

• Описательная часть прогноза развития коммерческой организации состоит из следующих основных разделов:

• Резюме;

• Оценка текущего состояния организации;

• Определение факторов и условий эффективного развития организации;

• Обоснование целей и задач, определение важнейших направлений, ориентиров и параметров экономического роста;

• Определение мер обеспечения достижения целевых параметров развития;

• Инвестиционный и инновационный план;

• Энергосбережение;

• Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности.

Большинство бизнес-планов строятся по единой схеме, хотя возможны и существенные отклонения от принятых стандартов. В целом, бизнес-план представляет собой несколько листов текстовой, табличной информации или графических объектов, которые последовательно раскрывают перед инвестором возможные выгоды от вложения в данный проект. Типичный бизнес-план состоит из нескольких характерных разделов:

1) титульный лист, где фигурирует наименование организации, ее местонахождение, юридический адрес, учредители проекта;

2) вводная часть или вступление, где описываются основные положения проекта, его суть и стоимость;3) анализ отрасли, где описывается специфика работы, текущая ситуация на рынке, возможности ее развития, предполагаемые рынки сбыта, маркетинговые исследования, анализ конкурентов;4) материальная часть проекта состоит из анализа производимой продукции или услуг, необходимой производственной базы, требуемого персонала;

5) технологическая часть описывает процесс производства товаров или услуг, предполагаемых поставщиков, подрядчиков или партнеров, ассортимент, номенклатуру выпускаемых товаров или услуг, возможные объемы;

6) маркетинговый план представляет собой расчет предполагаемых цен, возможные каналы сбыта, рекламу, целевую аудиторию;

7) организационный план — список учредителей, форма деятельности предприятия, сведения о партнерах или акционерах, мера их ответственности, руководящие органы, полномочия, закрепленные за каждым из них, организационная структура фирмы;

8) финансовый план предусматривает доходы и расходы организации, денежные потоки и поступления средств, балансовый план, точка окупаемости, порядок использования и распределения доходов;9) оценки рисков включают в себя анализ сильных и слабых сторон проекта, вероятность появления непредвиденных факторов, которые могут существенно ухудшить работу предприятия и финансово-экономические показатели, возможные пути преодоления кризисных ситуаций, альтернативные пути развития предприятия, степень надежности поставщиков и партнеров;10) в приложении указывается список основных документов. Впрочем, любой бизнес-план может выйти за эти рамки и быть представленным в другом виде, который наиболее полно отразит его особенности.Что касается туристической фирмы, то для составления бизнес-плана применимы стандартные формы. Туристический бизнес характеризуется рядом особенностей, которые должны найти свое отражение в плане.

Роль экономического анализа в планировании деят-ти орг-ций индустрии туризма

Основную роль в процессе планирования играет анализ. Экономический анализ (греч. – “разбор, раздробка”) обеспечивает комплексное изучение состояния и развития хозяйственной деятельности предприятий путем разложения исследуемого объекта на составные части, рассмотрения его отдельных сторон и свойств, способ решения вопроса от следствий к началам, от действий к причинам. На практике широко применяется вместе с синтез-методом изучения явления в его целостности, единстве и взаимной связи составляющих частей.

Экономическая диагностика, опираясь на материалы экономического анализа, выступает обоснованием принимаемых решений по регулированию процесса и разработки целенаправленных планов. Кроме того, результаты экономической диагностики используются для определения направлений углубленного последующего анализа, в особенности при формировании стратегических аспектов хозяйствования.

 

Система управления любой организацией охватывает разнообразные элементы, среди которых можно выделить следующие, связанные с экономическим анализом: планирование, учет, контроль. Планирование определяет направление и содержание деятельности организации; учет обеспечивает сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления; в процессе анализа производится первичная обработка экономических данных, нацеленная на принятие необходимых решений, это и определяет место экономического анализа в управленческом процессе.

Без анализа влияния на экономику организации внешней и внутренней среды, состояния рынка, покупателей и потребителей продукции, конкурентной обстановки, рыночных цен, конечных финансовых результатов невозможны разработка маркетинговых программ и контроль за их исполнением.

Экономический анализ - является неотъемлемой частью разработки практически всех видов бизнес-планов и существенными элементами управления финансами в целом. Практически все пользователи финансовой отчетности прибегают к методам экономического анализа для принятия оптимальных решений.

Анализ является связующим звеном между функциями сбора и обработки информации и функциями принятия решения.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 842.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...