Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическая природа туризма. Основные понятия, применяемые в экономике туризма и их характеристика.




Сущность и содержание туризма как вида экономической деятельности.

Туризм является одним из крупнейших и наиболее динамично развиваю­щихся секторов экономики. Сфера его влияния как на мировую, так и эконо­мику отдельных стран постоянно расширяется.
Основываясь на методологических подходах определения категории "Экономическая деятельность", туризмпредставляет собой вид экономичес­кой деятельности, состоящий из основных, второстепенных и вспомогатель­ных специализированных процессов производства туристского продукта, направленного на удовлетворение интересов потребителя.
Данное определение в равной степени относится к международному, национальному и туризму в пределах страны и согласуется с рекомендациями ВТО. В них экономическая деятельность в области туризма определяется в качестве совокупной деятельности, некоторые компоненты которой относят­ся к различным видам деятельности.
Сущность туризма как вида экономической деятельности наиболее полно отражается в его средствах, формах, видах.
Средства туризма представляют собой способы:
- организации туристской деятельности: маршрут, путешествие, экскур­сия, туристский продукт, туристская услуга и др.;

- перемещения, транспортного обслуживания;

- туристского обслуживания: размещение, питание, программа обслужи­вания.

Формы туризма — это типы организации туристской деятельности челове­ка или группы людей. Таковыми могут быть индивидуальный и групповой ту­ризм.
Виды туризма — классификация туризма по тем или иным основаниям: формам путешествия; регионам отдыха; целям; способам организации; сред­ствам передвижения; видам деятельности и др.
Главной действующей фигурой или основной единицей туризма является турист — любое лицо, путешествующее между двумя или более странами или двумя или более местностями в пределах страны своего обычного места жительства.
С целью статистического учета различают международного и внутренне­го туриста.
Результатом экономической деятельности в туризме являются реальные то­вары, выступающие в виде туристского продукта и туристкой услуги.
Товар — продукт труда, предназначенный для удовлетворения какой-ли­бо потребности человека и который производится для обмена или продажи.
Туристский продукт, как и любой другой народнохозяйственный товар, обладает двумя свойствами:

1)потребительной стоимостью, так как удовлетворяет конкретную че­
ловеческую потребность, является полезным;

2)стоимостью — воплощением в туристском продукте труда, затрачен­
ного на его производство.

Туристский продукт — это комплекс отдельных туристских услуг, кото­рые (взятые вместе) делают возможным пребывание или поездку и поэтому только взятые вместе могут удовлетворять потребностям клиента, т.е. при­носить пользу (выгоду).
Статистическим отделом секретариата ООН в сотрудничестве с ВТО раз­работан перечень связанных с туризмом услуг, который охватывает порядка 90 их разновидностей, распределенных по следующим группам:- гостиничные и ресторанные услуги;

- услуги в области транспорта, складского хозяйства и связи;

- спортивное и вспомогательное транспортное обслуживание;

- услуги туристских агентов, туроператоров, экскурсоводов;

- услуги по аренде, прокату машин и оборудования;

- услуги в области сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства, рыболовства;

- коммунальные, социальные и персональные услуги;

- государственное управление и другие услуги обществу в целом;

- услуги социального страхования;

- услуги в области рекреации, культуры, спорта и др.

В настоящее время появился ряд новых нетрадиционных услуг, которые становятся элементами турпакета (страховой полис, юридическая карта, клубные карточки и др.).
В структуре туристских услуг различают основные и дополнительные. Основными являются услуги, включенные в туристский продукт и описан­ные потребителем. Дополнительные услуги не входят в стоимость турпаке­та, они приобретаются туристом за дополнительную плату. Кроме рассмотренного туристского продукта и туристских услуг сущест­вует множество других товаров: сувениры, предметы искусства, туристский инвентарь, продукты питания и др. Однако они не являются предметом спе­циального изучения для экономики туризма и будут упомянуты в контексте туристских расходов.
















Экономическая природа туризма. Основные понятия, применяемые в экономике туризма и их характеристика.

Туризм является одним из крупнейших и наиболее динамично развиваю­щихся секторов экономики. Сфера его влияния как на мировую, так и эконо­мику отдельных стран постоянно расширяется.
Основываясь на методологических подходах определения категории "Экономическая деятельность", туризмпредставляет собой вид экономичес­кой деятельности, состоящий из основных, второстепенных и вспомогатель­ных специализированных процессов производства туристского продукта, направленного на удовлетворение интересов потребителя.
Данное определение в равной степени относится к международному, национальному и туризму в пределах страны и согласуется с рекомендациями ВТО. В них экономическая деятельность в области туризма определяется в качестве совокупной деятельности, некоторые компоненты которой относят­ся к различным видам деятельности.
Сущность туризма как вида экономической деятельности наиболее полно отражается в его средствах, формах, видах.
Средства туризма представляют собой способы:
- организации туристской деятельности: маршрут, путешествие, экскур­сия, туристский продукт, туристская услуга и др.;

- перемещения, транспортного обслуживания;

- туристского обслуживания: размещение, питание, программа обслужи­вания.

Формы туризма — это типы организации туристской деятельности челове­ка или группы людей. Таковыми могут быть индивидуальный и групповой ту­ризм.
Виды туризма — классификация туризма по тем или иным основаниям: формам путешествия; регионам отдыха; целям; способам организации; сред­ствам передвижения; видам деятельности и др.
Главной действующей фигурой или основной единицей туризма является турист — любое лицо, путешествующее между двумя или более странами или двумя или более местностями в пределах страны своего обычного места жительства.
С целью статистического учета различают международного и внутренне­го туриста.
Результатом экономической деятельности в туризме являются реальные то­вары, выступающие в виде туристского продукта и туристкой услуги.
Товар — продукт труда, предназначенный для удовлетворения какой-ли­бо потребности человека и который производится для обмена или продажи.
Туристский продукт, как и любой другой народнохозяйственный товар, обладает двумя свойствами:

1)потребительной стоимостью, так как удовлетворяет конкретную че­
ловеческую потребность, является полезным;

2)стоимостью — воплощением в туристском продукте труда, затрачен­
ного на его производство.

Туристский продукт — это комплекс отдельных туристских услуг, кото­рые (взятые вместе) делают возможным пребывание или поездку и поэтому только взятые вместе могут удовлетворять потребностям клиента, т.е. при­носить пользу (выгоду).
Статистическим отделом секретариата ООН в сотрудничестве с ВТО раз­работан перечень связанных с туризмом услуг, который охватывает порядка 90 их разновидностей, распределенных по следующим группам:- гостиничные и ресторанные услуги;

- услуги в области транспорта, складского хозяйства и связи;

- спортивное и вспомогательное транспортное обслуживание;

- услуги туристских агентов, туроператоров, экскурсоводов;

- услуги по аренде, прокату машин и оборудования;

- услуги в области сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства, рыболовства;

- коммунальные, социальные и персональные услуги;

- государственное управление и другие услуги обществу в целом;

- услуги социального страхования;

- услуги в области рекреации, культуры, спорта и др.

В настоящее время появился ряд новых нетрадиционных услуг, которые становятся элементами турпакета (страховой полис, юридическая карта, клубные карточки и др.).
В структуре туристских услуг различают основные и дополнительные. Основными являются услуги, включенные в туристский продукт и описан­ные потребителем. Дополнительные услуги не входят в стоимость турпаке­та, они приобретаются туристом за дополнительную плату.

Туризм создает новую материальную ценность и реализует ее в форме услуг, а также выполняет и реализует нематериальные услуги по обслуживанию туристов, поэтому имеет производственные и непроизводственные функции.

Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающим процессом.

3.Структура и экономический потенциал туристической индустрии. Взаимосвязь и особенности функционирования ее организаций.1) Потенциал– совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области. Экономический потенциал тур. индустрии – совокупная способность ее составляющих элементов (предприятий, организаций) осуществлять производственно-экономическую деятельность, производить товары и услуги, выпускать продукцию, удовлетворяя тем самым общественные потребности, запросы населения. Экономический потенциал тур. индустрии определяется тур. ресурсами (природные, социально-культурные объекты, недвижимые материальные историко-культурные ценности), средствами производства, трудовым, научно-техническим, инвестиционным и инновационным потенциалом, способными обеспечить максимально возможный объем предоставляемых товаров и услуг, уровень качества жизни населения. Состояние экономического потенциала и степень его развитости определяется объемом и качеством его структурных элементов. Так, элемент «трудовые ресурсы» имеет количественную и качественную характеристику. Последняя зависит от образовательного и профессионального уровня работающих в этой сфере, стажа работы и т.д. Тур. потенциал может выступать в двух формах:- натурально-вещевой (количество средств размещения, объектов оздоровления)- стоимостной оценке средств производства и т.д.

На развитие экономического потенциала индустриитуризма оказывают влияние факторы экономической среды. 2) Туристическая организация в системе менеджмента туризма занимает особое место - она ​​является неотъемлемым элементом системы управления туризмом; взаимодействует с другими элементами системы и влияет на их функционирование.Важность и необходимость существования в туристическом регионе объединенной туристической организации неоспорима. Она должна выполнять кооперативные задачи в своем регионе. В разных источниках туристические организации называются по-разному и на них возлагаются различные функции менеджмента.
Для эффективного менеджмента важно, чтобы различные функции как отдельного предприятия, так и туристического региона координировались специальными структурами.
Туристические организации являются туристическими посредниками, то есть они должны выполнять маркетинговые функции, быть кооперативными и иметь возможность организовывать работу как на государственном уровне, так и в частном секторе.
Особым видом туристической организации может быть рекламный центр, который осуществляет работу по привлечению в страну иностранных туристов (организует рекламные туры и другие рекламные кампании по продвижению турпродукта). Важное значение при этом имеет функционирования туристических информационных центров.
В любом случае туристические организации формируют туристическую политику, то есть должны создавать выгодные условия и стимулировать развитие туризма в регионе.
Поскольку туризм является отражением социально-экономических отношений в жизни отдельных стран Функционирование тур. организаций классифицируются по следующим признакам:- Национально-территориальные: международные, региональные и национальные;- Общественно-государственные: правительственные, общественные, частные;
- по виду деятельности: регулирующие, поставщики, рыночные агенты, разработчики, консультанты, проектные орг-ции, образовательные орг-ции, изд-ства.- по сфере деятельности: транспортные (авиационные, автобусные, железнодорожные, автомобильные и круизные), туроператоры, турагентства, местные профсоюзы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...