Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание прокурорского надзора по обеспечению законности задержания и заключения под стражу подозреваемого. Методы выявления прокурором нарушений закона.
Основными задачами прокурорского надзора в данной области являются: 1. обеспечение законности задержания граждан по подозрению в совершении преступления; 2. соблюдение сроков задержания и заключения под стражу. УПК ст. 107: Задержание – фактическое задержание лица, доставление его в орган уголовного преследования и кратковременное содержание под стражей в местах и условиях, определенных законом. Задержание может быть применено только: 1. к лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы или ареста; 2. к обвиняемому для предъявления обвинения либо в случае нарушения условий примененной к нему меры пресечения; 3. к осужденному, в отношении которого имеется представление уполномоченного на то органа об отмене приговора, определения, постановления суда об условном неприменении наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. Задержание производится на основе: 1. непосредственно возникшего подозрения в совершении преступления; 2. постановления органа уголовного преследования; 3. постановления (определения) суда о задержании осужденного до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. При проверке законности задержания, прокурор должен выявить, были ли основания к задержанию: · если лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; · если очевидцы происшествия, в том числе и лицо, пострадавшее от преступления, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление; · если на этом лице, при нем, на его одежде или других используемых им вещах, в его жилище, иных используемых им помещениях, обнаружены явные следы, указывающие на его причастность к совершению преступления; · если лицо пыталось скрыться с места преступления или от органа уголовного преследования, или не имеет постоянного места жительства, или проживает в другой местности, или не установлена его личность. Вопрос о возбуждении уголовного дела решается в течение 12 часов. Задержание не может длиться более 72 часов; а задержание лиц, подозреваемых в совершении особо тяжких преступлений – не более 10 суток. После истечения этих сроков, задержанный должен быть освобождён либо к нему должна быть применена мера пресечения. УПК ст.110:немедленно после доставления задержанного в орган уголовного преследования должностным лицом, осуществившим фактическое задержание, составляется протокол, в котором указываются основания, место и время фактического задержания (с указанием часа и минут), результаты личного обыска, а также время составления протокола. Протокол объявляется задерживаемому и при этом разъясняются его права, в том числе право пригласить защитника и давать показания в его присутствии, что отмечается в протоколе. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным. В течение 3-х часов с момента доставления выносится ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ЗАДЕРЖАНИИ; В течение 24 часов орган дознания, следователь обязан сообщить прокурору о задержании (исчисляется с момента вынесения постановления о задержании) - путем: 1. Направления копии постановления 2. Письменного уведомления, а потом и постановления.
УПК ст.115: о задержании лица и месте нахождения задержанного орган, ведущий уголовный процесс и осуществивший задержание, обязан в течение 12 часов с момента фактического задержания уведомить кого-либо из совершеннолетних членов его семьи или близких родственников либо предоставить возможность такого уведомления самому задержанному. УПК ст.143: жалобы на задержание подаются в орган, ведущий уголовный процесс. Орган, ведущий уголовный процесс, обязан в течение 24 часов с момента получения жалобы направить ее в суд с приложением материалов, подтверждающих законность и обоснованность задержания.
Также прокурор должен следить за тем, чтобы соблюдались права, законные интересов заключенных под стражу, подвергнутых мерам принудительного характера и выполнения ими своих обязанностей и решительно пресекались факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к заключенным под стражу, необоснованного применения к ним мер взыскания. Методы (согласно приказу Генерального прокурора от 16.10.2002 № 26" Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера"): Ø Прокуроры областей, г. Минска, Белорусский военный прокурор в целях обеспечения законности и обоснованности содержания граждан в местах предварительного заключения и соблюдения установленных законом сроков содержания их под стражей не реже одного раза в месяц должны осуществлять проверки следственных изоляторов и гарнизонных гауптвахт (в отношении заключенных под стражу). Принимать меры к немедленному освобождению незаконно содержащихся в них лиц и привлечению виновных в нарушениях законности должностных лиц к установленной законом ответственности. Ø Прокурорам областей, г. Минска, Белорусскому военному прокурору, прокурорам по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях последовательно проводить мероприятия по профилактике преступных проявлений в следственных изоляторах гарнизонных гауптвахтах. Каждый случай совершения заключенными под стражу или осужденными умышленных преступлений рассматривать как чрезвычайное происшествие, добиваться привлечения к установленной законом ответственности должностных лиц, по вине которых они стали возможными. Ø Приказом № 33 прокурорам предписано: меру пресечения в виде заключения под стражу применять в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом и лишь тогда, когда по характеру и обстоятельствам преступления такая мера пресечения действительно необходима., а также принципиально и своевременно реагировать на незаконные и необоснованные постановления судей об освобождении задержанного, отмене меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и освобождении лица из-под стражи, домашнего ареста, а также об отмене постановления о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 378. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |