Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Надзор прокурора за исполнением законов об охране государственной собственности.




Борьба с нарушением законодательства об охране государственной собственности – одна из целей прокурорского надзора.

Основа успеха в этой работе – тщательный анализ прокурором материалов, характеризующих положение дел с исполнением законодательства об охране государственной собственности в различных учреждениях, предприятиях, организациях.

Прокурор изучает:

1. материалы уголовных дел о хищениях, растратах, недостачах;

2. материалы, по которым было отказано в возбуждении уголовных дел этой категории;

3. материалы прекращённых дел этой категории;

4. результаты проверок в порядке общего надзора;

5. письма и заявления граждан о хищениях.

Кроме того, анализируются данные других государственных органов (в частности контролирующих). На основе анализа намечаются и проводятся конкретные мероприятия по надзору. Как правило, это проверки. Прокурор в ходе проверок должен установить, как руководители исполняют требования закона о контроле за:

- своевременным проведением инвентаризаций (есть обязат случаи провед инвентариз: смена руководит/ соб-ка; реорг/ ликвид; выявлен случаев хищения/ недостач;);

- за оформлением материалов по недостачам, растратам;

- за законностью списания с баланса недостач и потерь.

При выявлении фактов недостачи, невыполнения должностными лицами своих обязанностей, прокурор истребует объяснения от этих лиц, а затем решает вопрос об ответственности нарушителей законодательства.

По результатам проверок прокурор вносит представления об устранении нарушений законодательства об охране государственной собственности, о привлечении виновных лиц к ответственности.

В соответствии с законом о прокуратуре прокурор вправе требовать проведения проверок, ревизий, экспертиз от должностных лиц и от руководителей тех или иных органов. Эти требования данные лица должны выполнить в течение 10 дней со дня поступления таких требований.

Среди актов Генпрокурора можно выделить приказ "О порядке согласования в республиканской прокуратуре проектов документов об акционировании объектов государственной собственности", которым установлено согласование поступивших проектов документов по каждому конкретному объекту государственной собственности путем визирования (с замечаниями или без замечаний) в 10-тидневный срок зам-лями Генерального прокурора РБ или начальниками управлений и отделов республиканской прокуратуры.

Охрана государственной собственности предполагает своевременное возмещение вреда. Существует приказ "Об организации надзора за исполнением законодательства о возмещении вреда, причиненного правонарушениями государству, а также юридическим лицам государственной формы собственности", согласно которому прокурорам предписано обеспечить постоянный и действенный надзор за точным и единообразным исполнением законодательства о возмещении материального вреда, причиненного преступлениями и иными правонарушениями государству, юридическим лицам государственной формы собственности, сосредоточив особое внимание на возмещении материального вреда, причиненного хищениями, бесхозяйственностью, производственным травматизмом, нарушениями финансового, банковского и трудового законодательства.

Существует указание Генпрокурора о мерах по своевременному возбуждению уголовных дел о преступлениях против собственности и порядка осуществления экономической деятельности и недопущению выезда лиц, их совершивших, за пределы РБ, где прокурорам предлагается принять согласованные адекватные меры по пресечению посягательств на выманивание и хищение кредитных денежных средств из банков РБ, используя при этом обмен оперативной информацией между ведомствами о готовящихся и совершенных преступлениях против собственности, а также по недопущению выезда за границу лиц, их совершивших и принятию мер по своевременному возбуждению уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях против собственности и порядка осуществления экономической деятельности, в отношении подозреваемых и обвиняемых, как правило, избирать меру пресечения в виде заключения под стражу.

 

 

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране труда и правил техники безопасности.

Охрана труда – систематическое обеспечения безопасности жизни/здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия и средства.

Прокуроры должны остро ставить вопрос об ответственности должностных лиц за нарушения трудового законодательства.

Контроль за соблюдением трудового законодательства в области техники безопасности и производственной санитарии осуществляют многие специализированные органы (Министерство труда и социальной защиты; различные ведомства, исполнительные и распорядительные органы + непосредственноно службы безопасности на предприятии). Органы прокуратуры не должны подменять указанные органы!!!!

Прокурор при проведении проверок исполнения законодательства в сфере охраны труда исследует:

- сведения о производственном травматизме;

- данные о несчастных случаях на производстве со смертельным исходом;

- данные о групповых несчастных случаях и мерах, принятых администрацией к предупреждению несчастных случаев;

- сведения о наличии на предприятии тяжёлых и вредных профессий.

Прокурор должен тщательно разобраться, нет ли укрывательства со стороны администрации фактов и лиц, виновных в несчастных случаях; принимались ли меры по ликвидации причин производственного травматизма; соблюдаются ли установленные нормы техники безопасности на предприятии.

По результатам проверок прокурор вносит представления об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда и правил техники безопасности.

При выявлении опред-х признаков пр/нар прокурор может усмотреть основания для ВУД:

Статья 9.17. Нарушение правил по охране труда

Статья 306. Нарушение правил охраны труда

Статья из Консультанта

В соответствии с частью первой статьи 462 ТК надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля в порядке, установленном законодательством.

Надзор за точным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов согласно главе 7 Конституции Республики Беларусь, в том числе в сфере трудовых и связанных с ними отношений, осуществляется органами прокуратуры.

Вопросы охраны труда, исполнительской и трудовой дисциплины являются приоритетными в надзорной деятельности органов прокуратуры, в результате которой осуществляются предупреждение, выявление нарушений законодательства и привлечение к ответственности виновных лиц.

 Предметом прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства об охране труда является осуществление от имени государства надзора за точным и единообразным исполнением на территории Республики Беларусь законодательства, обеспечивающего защиту прав граждан на охрану труда.

Основными задачами прокурорского надзора за соблюдением законодательства об охране труда являются:

· укрепление режима законности в трудовых правоотношениях;

· предупреждение нарушений законодательства и устранение обстоятельств, им сопутствующих;

· выявление нарушений законодательства;

· устранение нарушений;

· наказание виновных лиц.

Задачи прокурорского надзора в сфере охраны труда формируют соответствующие направления деятельности прокуроров по надзору за:

исполнением законодательства и законностью правовых актов государственных органов власти и управления, а также органов местного самоуправления;

законностью в деятельности территориальных органов государственного контроля (надзора) и законностью принимаемых ими правовых актов;

исполнением законодательства об охране труда работодателями и законностью принимаемых ими правовых актов (соответствием принимаемых в локальном порядке в организациях в пределах их компетенции актов (правил внутреннего трудового распорядка, положения, инструкции по охране труда и технике безопасности и т.п.));

соответствием действий должностных лиц предприятий, их приказов и распоряжений требованиям (предписаниям) законодательства о труде;

законностью принимаемых процессуальных решений по несчастным случаям на производстве;

соблюдением трудовых прав работников.

При осуществлении надзора применяются различные формы работы, основными из которых являются проверки соблюдения законодательства и мониторинг.

Согласно перечню контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденному Указом N 510, Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, г. Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением проверяемыми субъектами законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов.

Проверки исполнения законодательства проводятся на основании сообщений и других данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования (п. 3 ст. 27 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З "О прокуратуре Республики Беларусь" (далее - Закон о прокуратуре)).

При проверке соблюдения правил охраны труда и техники безопасности устанавливаются факты нарушений законодательства об охране труда, количество несчастных случаев, проводится анализ причин производственного травматизма, проверяются учет и расследование несчастных случаев на производстве, изучаются меры, принимаемые к лицам, виновным в травматизме.

В ходе проверки исполнения законов об охране труда прокурору необходимо получить ответы на следующие основные вопросы:

разработаны ли органами государственной власти территориальные целевые программы, предусматривающие мероприятия по улучшению условий и охраны труда и промышленной безопасности, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (используются ли средства, предусмотренные программами по целевому назначению);

каково состояние производственного травматизма на проверяемом объекте (в динамике);

принимаются ли на предприятии, в организации меры, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, как осуществляется контроль за их реализацией, какие меры и по чьей вине не приняты;

законны ли правовые акты, изданные работодателем по вопросам охраны труда (включены ли конкретные вопросы охраны труда в коллективный договор);

имели ли место в действительности нарушения прав и свобод граждан на безопасный труд (в чем конкретно они выражались; какими доказательствами подтверждаются нарушения);

В целях решения задач прокурорского надзора прокуроры обязаны:

· обеспечить своевременную и тщательную проверку каждого случая производственного травматизма на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности, в том числе при выполнении работ по заданиям индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд;

· не оставлять ни одного факта выявленных нарушений без соответствующего прокурорского реагирования;

· контролировать своевременность, обоснованность и законность принимаемых по материалам проверок процессуальных решений;










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 330.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...