Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МЕТОДЫ АХД И ЕГО ХАР. ЧЕРТЫСтр 1 из 22Следующая ⇒
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АХД Под анализом в широком смысле понимается способ познания, основанный на разделении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей для оптимизации его величины и повышения эффективности производства. АХД применяется для исследования экономики отдельных хозяйствующих субъектов. Анализ хозяйственной деятельности тесно связан с целым рядом экономических дисциплин. Среди них можно выделить экономическую теорию, экономику отрасли, планирование, управление, бухгалтерский учет, статистику, финансирование и кредитование. Связь в данном случае проявляется через изучение одних и тех же объектов, но различными способами и для разных целей. Анализ (в переводе с греч.) – разделение на составные части или элементы, это позволяет раскрыть роль каждого элемента и понять сущность самого явления. Экономический анализ классифицируется по следующим основным признакам: 1. По отраслевому признаку:отраслевой (учитывает специфику отдельных отраслей экономики); межотраслевой ( является теорет. и методолог. основой анализа во всех отраслях экономики). 2. По признаку времени: предварительный анализ (проводиться до осуществления хоз. операций для обоснования их целесообразности решений);последующий анализ (после совершения хозяйственной операции для оценки результатов деятельности), он может быть итоговым (за отчетный период) и оперативным (в короткие сроки после совершения операции). 3. По пространственному признаку: внутрифирменный – исследует деятельность одного субъекта хозяйствования; межфирменный анализ – проводиться сравнение результатов деятельности двух и более организаций. 4. По субъектам управления: технико-эконом. – им заним.-ся технологи и работники инжен. службы; фин.-эконом. – финансовые службы, банки, кредитные учреждения; аудиторские; соц.-эконом. – социологи и разл. соц. лаборатории; маркетинговый. 5. По методике изучения объектов:сравнительный анализ;факторный анализ – выясн. размер влияния факторов на величину результата; диагностический – сп-б установления хар-ра нарушений нормального хода эконом. процесса на основе типичных признаков;маржинальный – м-д оценки деятельности организации на основе взаимосвязи объема продаж, прибыли и затрат с делением на постоянные и переменные. 6. По охвату изуч. объектов:сплошной – выводы делаются после изуч. всех объектов; выборочный – по рез-там обследов. только части объектов. 7. По пользователям анализа: внутренний – осуществляется непосредственно на предприятии; внешний проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хоз. управления. 8. По периодичности проведения:периодический (делается регулярно за соответствующие отрезки времени); разовый анализ проводиться в связи с разными обстоятельствами единовременного характера. 9. По содержанию программы: комплексный – деятельность предприятия изучается всесторонне; тематический анализ – только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес. 10. По аспектам исследования: -финансовый – процесс оценки и обоснования решений инвестиционно-финансового характера. - технико-экономический анализ направлен на изучение организационного и научно-техн. уровня предприятия. - управленческий анализ – проводят все службы предприятияс целью предоставления инфо, необходимой для принятия решений. - социально-экономический – изучает причинно-следственную взаимосвязь соц. и эконом. процессов. - экономико-эколог. – явл. составной частью управления природоохр. деятельностью предприятия. - экономико-статистич. – применяется стат. органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления. - маркетинговый анализ – для изучения внешней среды функционирования предприятия. - инвестиционный анализ – для разработки программы и оценки эффективности инв. деят. субъектов хоз. - ФСА – метод системного исследования объекта на стадии проектирования, направленный на оптимизацию соотношения между потребительскими свойствами изделия и его затратами на разработку. - логический анализ – с помощью него исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков, проходящие ч/з предприятие и заканчивающиеся у покупателей. - институциональный анализ – оцениваются организационная, правовая, политическая обстановка предприятия.
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТЫ АХД Предметом анализа хозяйственной деятельности является изучение причинно-следственных связей экономических явлений и процессов. Например, предметом исследования может выступать взаимосвязь между производительностью труда и средней заработной платой, себестоимостью и прибылью, фондоотдачей и выпуском продукции в стоимостном выражении и т.д.Объектами анализа хозяйственной являются экономические результаты хозяйственной деятельности организации. Зачастую понимание объектов экономического анализа сводится только к финансовым результатам деятельности. На самом деле сущность объектов экономического анализа более широка. Так, например, при проведении анализа основных средств изучается состав, структура, движение, техническое состояние, обеспеченность и эффективность их использования и т.п.Отличие предмета от объекта закл. в том, что в предмет входят самые гл.(существ.) признаки, с т.зр. данной науки. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ АХД АХД должен проводиться в соответствии со следующими принципами:1.государственный подход (проведение экономического анализа и его результаты должны соответствовать законодательству и нормам различного характера);2.научный характер;3.комплексность, т.е. при осуществлении анализа необходимо изучать все элементы целого;4.системность (изучение всех частей целого должно проводиться с учетом всех взаимосвязей между ними);5.использование достоверной информации; 6.действенность – разработка реальных к осуществлению мероприятий;7.планомерность; 8.оперативность;9.демократизм – участие в проведении анализа широкого круга специалистов различных специальностей и уровней управления;10. эффективность, то есть затраты на осуществление экономического анализа должны давать многократный эффект.Функции:1.изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций развития экономических явлений и процессов;2.научное обоснование текущих и перспективных планов;3.контроль выполнения планов и управленческих решений, экономного использования ресурсов;4.поиск и подсчет резервов повышения эффективности производства; 5.разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. МЕТОДЫ АХД И ЕГО ХАР. ЧЕРТЫ Методом АХД – системность изучения и обобщения влияния факторов на результаты хоз. деятельности путем обработки спец. приемами данных плана учета и отчетности. Характерные черты: 1. каждое явление находится в постоянном движении, изменении и развитии. Следовательно, возникает необходимость постоянных сравнений. 2. все процессы рассматриваются как единство и борьба противоположностей. Поэтому появляется необходимость изучения внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления; 3. изучение хозяйственной деятельности должно проводиться комплексно и системно; 4.АХД позволяет не только выявить причинно-следственные связи, но и количественно их оценить. В этой связи важной методологической чертой является измерение влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности; 5.специфической чертой АХД можно признать использование системы аналитических показателей, которые классифицируются следующим образом: ……… • по содержанию показатели делятся на количественные (измеряющие явление) и качественные (отражающие существенную особенность);…• выделяют общие и специфические показатели. Общие показатели характерны для всех отраслей национальной экономики (например, финансовые результаты, численность персонала, заработная плата). Специфические показатели применятся только в некоторых отраслях экономики: жирность молока, концентрация раствора, влажность торфа и т.п.; • по степени синтеза выделяют обобщающие, частные и вспомогательные (косвенные показатели. Например, обобщающим показателем можно назвать прибыль (убыток) отчетного периода. Частными показателями в данном случае будут являться прибыть (убыток) от реализации продукции (работ, услуг); • показатели бывают абсолютные (в натуральном и стоимостном выражении) и относительные (выраженные в виде коэффициентов, индексов или процентов); • при изучении причинно-следственных связей применяются факторные и результативные показатели. Если показатель определяет поведение другого и выступает в качестве причины его изменения, то его называют факторным. Если же показатель рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то он называется результативным, • по способу формирования выделяют нормативные, плановые, учетные, отчетные и аналитические показатели.• комплексное изучение экономики отдельного хозяйствующего субъекта определяет выполнение анализа и предусматривает следующую систематизацию показателей: показатели организационно-технического,развития, снабжения, производства, реализации, использования ресурсов, себестоимости, финансовых результатов и финансового состояния. МЕТОДИКА АХД Использование метода проявляется в конкретных методиках исследования. Каждому виду анализа соответствует своя методика. Методика АХД - совокупность способов (приемов) наиболее целесообразного выполнения аналитической работы. Любая методика анализа содержит примерно такие элементы: задачи и объекты анализа, система показателей, последовательность проведения, способы исследования объектов, источники информации, субъекты анализа, технические средства, оформление результатов и пользователи. В качестве важнейшего элемента методики АХД выступают способы исследования. Их условно можно разделить на четыре основные группы.1.Способы традиционной обработки экономической информации - сравнение, относительные и средние величины, группировка информации, графический способ, балансовый способ, табличное отражение аналитических данных.2.Способы детерминированного факторного анализа — цепных подстановок, индексный, абсолютных разниц, относительных разниц, интегральный, пропорционального деления и долевого участия, интегральный, логарифмирования.3.Способыстохастического факторного анализа — корреляционный, дисперсионный, компонентный, многомерный факторный.4.Способы оптимизации показателей — экономико-математические методы, программирование, теория массового обслуживания, теория игр, исследование операций.Первые три группы способов будут более подробно охарактеризованы в последующих темах данного раздела. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 244. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |