Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
§ 1. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности
Статья 202. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности
Комментарий к статье 202
1. Частью 1 комментируемой статьи устанавливается порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности. Для рассмотрения данной категории дел применяются общие правила искового производства, но с особенностями, установленными гл. 25 АПК РФ, и в соответствии с КоАП РФ. При этом необходимо иметь в виду, что КоАП РФ не устанавливает специальных правил административного судопроизводства, тогда как согласно ст. 29 АПК РФ дела об административных правонарушениях, отнесенные к подведомственности арбитражных судов, должны рассматриваться в порядке административного судопроизводства. В п. 18 Постановления ВАС РФ о некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ, разъясняется, что в тех случаях, когда в гл. 25 АПК РФ содержатся конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено в ст. 29.9 КоАП РФ). 2. Частью 2 комментируемой статьи устанавливается порядок возбуждения в арбитражном суде производства по делам о привлечении к административной ответственности. Согласно указанной норме основанием для возбуждения производства по делу является в данном случае заявление органа или должностного лица, уполномоченных в соответствии с КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях. Круг таких лиц определен в ст. 28.3 КоАП РФ. Обратите внимание: не сам протокол об административном правонарушении, составленный в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ лицами, указанными в ст. 28.3 КоАП РФ, а заявление этих лиц, поданное в арбитражный суд, с требованием о привлечении к административной ответственности является основанием для возбуждения производства по делу о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. При этом надо иметь в виду, что подведомственность арбитражным судам дел о привлечении к административной ответственности установлена ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ.
Статья 203. Подача заявления о привлечении к административной ответственности
Комментарий к статье 203
Комментируемая статья определяет подсудность дел о привлечении к административной ответственности. Фактически в этой норме реализуется общее правило территориальной подсудности, установленное в ст. 35 АПК РФ. Заявления по делам о привлечении к административной ответственности рассматриваются арбитражным судом по общим правилам подсудности, т.е. по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Вместе с тем по общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, указанная статья допускает возможность рассмотрения дела только по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и только при наличии ходатайства этого лица. Исходя из Постановления ВАС РФ о некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ, при определении места рассмотрения дела об административном правонарушении, безусловно, подлежат применению положения ст. 203 АПК РФ, а не ст. 29.5 КоАП РФ. Указанные положения применяются также в тех случаях, когда правонарушение совершено привлекаемым к ответственности лицом вне места его нахождения либо места жительства (п. 1 Постановления ВАС РФ о некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях).
Статья 204. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности
Комментарий к статье 204
1. В ч. 1 комментируемой статьи устанавливаются требования к заявлению о привлечении к административной ответственности, которые можно условно разделить на общие, предусмотренные ч. 1, п. п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, и специальные, которые определены в абз. 2 ч. 1 ст. 204 АПК РФ. Так, заявление о привлечении к административной ответственности должно быть подано в письменной форме и подписано заявителем, в данном случае должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях. В заявлении должны быть указаны наименование арбитражного суда, в который подается заявление, наименование заявителя - административного органа, его место нахождения. В числе обязательных требований к заявлению ч. 1 комментируемой статьи называет указания на дату и место совершения административного правонарушения, наименование должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, наименование лица, в отношении которого составлен протокол, нормы закона, предусматривающие соответствующую административную ответственность, и требование о привлечении к ответственности. Кроме того, в заявлении должен быть указан перечень документов, прилагаемых к нему. Обратите внимание: копии заявления и прилагаемых к нему документов должны быть направлены лицу, в отношении которого заявляется требование о привлечении к административной ответственности, заказным письмом с уведомлением о вручении. 2. Часть 2 комментируемой статьи в обязательном порядке требует приложения к заявлению протокола об административном правонарушении и прилагаемых к протоколу документов, а также документа, подтверждающего направление копии заявления тому лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Протокол является важным процессуальным документом, в соответствии с которым производится фиксация совершения административного правонарушения, проходит возбуждение дела об административном правонарушении. Вопрос о принятии заявления к производству арбитражного суда решается судьей единолично в пятидневный срок со дня его поступления в арбитражный суд в соответствии со ст. 127 АПК РФ. В случае несоответствия заявления требованиям, установленным ч. 1 комментируемой статьи, а также при отсутствии в приложении к заявлению документов, перечисленных в ее ч. 2, суд, руководствуясь ст. 128 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения. При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без соответствующего заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.
Статья 205. Судебное разбирательство по делам о привлечении к административной ответственности
Комментарий к статье 205
1. Комментируемая статья определяет особенности судебного разбирательства по делам о привлечении к административной ответственности. При этом правила рассмотрения дел об административном правонарушении, предусмотренные, например, в гл. 29 КоАП РФ, могут применяться арбитражным судом в той части, в какой соответствующие вопросы не регламентируются нормами АПК РФ. Согласно ч. 1 комментируемой статьи дела о привлечении к административной ответственности должны быть рассмотрены в срок, не превышающий двух месяцев. При этом указанный срок исчисляется со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности. Необходимо иметь в виду, что время, в течение которого заявление оставалось без движения, не учитывается при определении срока совершения судом процессуальных действий, связанных с рассмотрением заявления, в том числе срока на совершение действий по подготовке дела к судебному разбирательству. Данная правовая позиция отражена в п. 15 Постановления ВАС РФ о некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ. 2. Часть 2 комментируемой статьи допускает возможность продления срока рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности не более чем на один месяц в случаях, если об этом ходатайствуют лица, участвующие в деле, или если необходимо дополнительное выяснение обстоятельств дела. Однако в любом случае дело о привлечении к административной ответственности должно быть рассмотрено и решение по нему принято до того, как истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный в ст. 4.5 КоАП РФ. 3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи арбитражный суд должен известить лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. При этом арбитражный суд только тогда может рассмотреть дело о привлечении к административной ответственности в отсутствие указанных лиц, когда он располагает информацией об извещении их надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и если он не признал их явку в судебное заседание обязательной. В отличие от п. 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, ч. 3 комментируемой статьи устанавливает, что арбитражный суд не вызывает лиц, участвующих в деле, а лишь извещает их о времени и месте судебного заседания. Неявка же указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела. 4. Часть 4 комментируемой статьи предоставляет право арбитражному суду признать обязательной явку в судебное заседание как представителя органа или должностного лица, которые составили протокол об административном правонарушении, так и лица, в отношении которого этот протокол составлен. В данном случае суд вправе вызвать этих лиц в судебное заседание, и их неявка будет препятствовать рассмотрению дела. При этом арбитражный суд вправе наказать таких лиц путем наложения на них судебного штрафа по правилам гл. 11 АПК РФ, поскольку невыполнение требований суда влечет за собой ответственность (ч. 2 ст. 16 АПК РФ). Вопрос о вызове лиц, участвующих в деле, решается судом на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Тогда же истребуются доказательства, если они не были представлены заблаговременно лицом, составившим протокол об административном правонарушении. 5. Согласно ч. 5 комментируемой статьи по делам о привлечении к административной ответственности бремя доказывания обстоятельств, положенных в основу составления протокола об административном правонарушении, лежит на том лице или органе, которые указанный протокол составили. На них также лежит обязанность представления всех необходимых доказательств. Обратите внимание: суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и в случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Такая активность суда оправдывается, поскольку арбитражный суд, помимо прочих необходимых условий, оценивает еще достоверность, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. При этом доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. В ч. 6 комментируемой статьи определяется предмет доказывания по делам о привлечении к административной ответственности, который во многом совпадает с положениями ст. 26.1 КоАП РФ. В судебном заседании при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности. Особая роль при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности отведена установлению виновности лица в совершении административного правонарушения. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ о некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях). При этом ВАС РФ разъяснил арбитражным судам, что для определения вины юридических лиц необходимость устанавливать форму вины (ст. 2.2 КоАП РФ) отсутствует даже в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины - в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 16.1 Постановления ВАС РФ о некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях). Помимо перечисленных обстоятельств суд учитывает обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ); обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ); иные обстоятельства, в том числе влияющие на избрание вида и размера назначаемого судом административного наказания (ст. ст. 2.9, 4.1 КоАП РФ). Кроме того, в предмет доказывания по делу о привлечении к административной ответственности входит установление обстоятельств, свидетельствующих о соблюдении административным органом установленной КоАП РФ процедуры привлечения лица к административной ответственности. Судом в ходе проведения судебного разбирательства подлежат выяснению: - наличие полномочий должностного лица на составление протокола об административном правонарушении или вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. ст. 28.3 и 28.4 КоАП РФ); - соблюдение установленного порядка возбуждения дела об административном правонарушении, в том числе наличие поводов и оснований для возбуждения дела, правомерность проведения контрольной проверки, в ходе которой было выявлено административное правонарушение, правомерность изданного предписания, за неисполнение которого лицо привлекается к административной ответственности, соблюдение прав лица, в отношении которого возбуждено дело, на защиту, правомерность проведения административного расследования; - соблюдение административным органом требований к форме и содержанию процессуальных документов, в том числе протокола об административном правонарушении, протоколов о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, иных документов, обосновывающих требование административного органа.
Статья 206. Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности
Комментарий к статье 206
1. В ч. 1 комментируемой статьи предусматривается, что при принятии решения о привлечении к административной ответственности применяются те же правила, которые установлены в гл. 20 АПК РФ применительно к решению по делам, возникающим из гражданских правоотношений. Это означает, в частности, что согласно ч. 1 ст. 170 АПК РФ решение арбитражного суда должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. При этом перечень сведений, которые должны содержаться в резолютивной части решения о привлечении к административной ответственности, определен в ч. 3 ст. 206 АПК РФ. 2. В ч. 2 комментируемой статьи предусматривается, что по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд может принять одно из двух решений: либо о привлечении к ответственности, либо об отказе в удовлетворении требования о привлечении к ответственности. При этом основаниями для отказа в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности могут быть, в частности, нарушения требований ст. 28.2 КоАП РФ, касающихся протокола об административном правонарушении, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ. Пункты 7, 8 Постановления ВАС РФ о некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, дают некоторые разъяснения относительно принятия решения об отказе в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности. В том случае, если в судебном заседании установлены факты составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь ч. 6 ст. 205 и ч. 2 ст. 206 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности. В случае если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния. Вместе с тем, если в результате переквалификации составление протокола о совершенном правонарушении не отнесено к полномочиям обратившегося с заявлением органа, суд не вправе принять решение о привлечении к административной ответственности. Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности, согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу. 3. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены требования к резолютивной части решения суда о привлечении к административной ответственности. При этом указанные требования не являются исчерпывающими, что предполагает использование при необходимости в качестве субсидиарного регулирования нормативных предписаний, установленных в ст. 29.10 КоАП РФ. В резолютивной части решения о привлечении к административной ответственности должно содержаться: - наименование юридического лица, его организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица и сведения о его государственной регистрации, фамилия, имя, отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, его место жительства, данные о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (зачастую указывается индивидуальный номер налогоплательщика, иные учетные данные); - статья (часть статьи при наличии в статье двух и более частей) Особенной части КоАП РФ, предусматривающая ответственность за совершенное административное правонарушение; - вид и размер назначенного судом административного наказания. В случае принятия решения об отказе в привлечении к административной ответственности в резолютивной части решения указывается об отказе в удовлетворении заявленных требований с указанием наименования лица, в отношении которого велось производство по делу, его местонахождения или места жительства. 4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия, если оно не обжаловано в суд апелляционной инстанции либо вступает в законную силу со дня принятия постановления апелляционной инстанции. Сроки подачи апелляционной жалобы, предусмотренные ч. 4 комментируемой статьи, исчисляются с даты изготовления решения в полном объеме. Срок доставки решения не исключается из срока на обжалование. При исчислении сроков в соответствии с ч. 3 ст. 113 АПК РФ сроки, исчисляемые днями, не включают в себя нерабочие дни. Пропущенный по причине позднего получения обжалуемого решения срок подачи апелляционной жалобы может быть восстановлен судом на основании ходатайства обратившегося с жалобой лица. Соответствующая апелляционная жалоба в силу ст. 264 АПК РФ не рассматривается и возвращается заявителю, если отсутствует ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Таким образом, в АПК РФ устанавливается 10-дневный срок для обжалования решения по делу о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд апелляционной инстанции. После вступления решения в законную силу оно является обязательным в соответствии со ст. 16 АПК РФ и подлежит исполнению в соответствии с ч. 1 ст. 182 АПК РФ. 5. Часть 4.1 комментируемой статьи и ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ предоставили возможность обжалования в суде кассационной инстанции судебных актов о привлечении к административной ответственности в случае, если административный штраф за правонарушение не превышает для юридических лиц 100 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей - 5 тыс. руб., только при условии, что он был предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ, т.е. только когда имеются безусловные основания для его отмены в связи с грубым нарушением процессуальных норм. Под другими случаями, о которых речь идет в абз. 2 ч. 4.1 комментируемой статьи, подразумеваются дела о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение превышает для юридических лиц 100 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей - 5 тыс. руб. В этом случае решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в общем порядке, установленном ст. 181 АПК РФ. 6. Согласно ч. 4.2 комментируемой статьи исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта. В этом случае суд направляет судебный акт на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту нахождения (жительства) лица, привлеченного к административной ответственности. В силу п. 6 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве сам судебный акт по делу об административном правонарушении является исполнительным документом, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю. Исходя из ч. 3 ст. 13 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, являющийся судебным актом, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда. С учетом изложенного по делу о привлечении к административной ответственности изготавливается экземпляр судебного акта, который приобщается к делу, а также экземпляры судебного акта, на основании которых осуществляется принудительное исполнение. При этом в п. 15.3 Постановления ВАС РФ о некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, разъяснено, что судебный акт направляется для исполнения только в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения указанного решения. 7. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает трехдневный срок для направления решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности лицам, участвующим в деле, а при необходимости и в вышестоящий в порядке подчиненности орган. Соблюдение этого срока арбитражным судом представляется особенно важным, поскольку в ч. 4 ст. 206 АПК РФ предусмотрен 10-дневный срок для обжалования указанного решения.
§ 2. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности
Статья 207. Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности
Комментарий к статье 207
1. Часть 1 комментируемой статьи содержит общие правила порядка рассмотрения дел об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях в части привлечения к административной ответственности по правилам, предусмотренным положениями АПК РФ (гл. 25). При этом следует иметь в виду, что процессуальные особенности, регламентированные в КоАП РФ, применяются только в той части, в которой они не противоречат АПК РФ, имеющему приоритет и статус специального закона применительно к делам, рассматриваемым в арбитражном суде. В соответствии со ст. 29 АПК РФ дела об административных правонарушениях должны рассматриваться в арбитражном суде в порядке административного судопроизводства. При этом при рассмотрении дел, названных в ст. 23.1 КоАП РФ, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями АПК РФ, а также теми положениями КоАП РФ, которые имеют специальное назначение и не относятся к правилам судопроизводства. К оспариваемым в арбитражном суде постановлениям следует относить постановления о назначении административного наказания или постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Не подлежат рассмотрению в арбитражном суде заявления об оспаривании постановления прокурора о возбуждении административного производства, которое заменяет собой протокол об административном правонарушении, также не подлежащий обжалованию. Положения данной статьи Кодекса не регламентируют отношения по обжалованию решений о привлечении к административной ответственности, принятых арбитражными судами и судами общей юрисдикции, поскольку решения судов подлежат обжалованию в вышестоящий суд апелляционной, кассационной или надзорной инстанции. Сторонами по таким делам являются не истец и ответчик, а заявитель и административный орган. 2. Часть 2 комментируемой статьи регламентирует правило, согласно которому возбуждение судопроизводства по делам об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц по поводу привлечения соответствующих лиц, занимающихся предпринимательской и иной экономической деятельностью, к административной ответственности производится на основании заявления привлеченного к ответственности субъекта либо на основании заявления потерпевшего лица. Так, например, производство по делу об административном правонарушении возбуждается должностным лицом ФССП России путем составления протокола об административном правонарушении. Составы административных правонарушений, отнесенные КоАП РФ к подведомственности ФССП России, можно разделить на две категории: - составы административных правонарушений, по которым должностные лица ФССП России наделены полномочиями возбуждать и рассматривать административные дела (ст. ст. 13.26, 17.8.1, ч. ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ); - составы административных правонарушений, по которым должностные лица ФССП России наделены полномочиями только возбуждать административные дела (ч. ч. 2 и 3 ст. 5.35, ст. ст. 17.3 - 17.9, ч. ч. 2 и 2.1 ст. 17.14, ст. 17.16, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6 и 19.7, ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ). Основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении судьей является протокол должностного лица ФССП России, уполномоченного составлять протокол, предусмотренный п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, арбитражным судьей - заявление должностного лица ФССП России, содержащее требование заявителя о привлечении к административной ответственности, к которому прилагаются материалы дела об административном правонарушении (ч. 2 ст. 204 АПК РФ). Согласно КоАП РФ дело об административном правонарушении возбуждается до суда, и в суде процесс начинается с рассмотрения уже возбужденного дела. По правилам КоАП РФ возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется в рамках производства по делам об административных правонарушениях. По правилам КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ). В случае если рассмотрение дела относится к подсудности арбитражного судьи, заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или по месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол. В случае если лицо, в отношении которого составлен протокол, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения. При этом, если административное правонарушение совершено вне места нахождения юридического лица, в том числе связанного с деятельностью филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица или места жительства физического лица, выбор между арбитражными судами, которым подсудно дело по заявлению о привлечении к административной ответственности, принадлежит должностному лицу ФССП России, уполномоченному составлять протокол. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей протокола и других материалов дела (ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ), арбитражным судьей - заявления о привлечении к административной ответственности (ст. 205 АПК РФ). В случаях, предусмотренных законом, этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, о чем выносится определение (ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ, ст. 205 АПК РФ). По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания либо постановление о прекращении производства по делу (ст. 29.9 КоАП РФ). Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 4 ст. 206 АПК РФ). Главой 30 КоАП РФ установлен порядок пересмотра (оспаривания) постановлений по делам об административных правонарушениях. Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает возможность обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях как в судебном, так и во внесудебном (административном) порядке. В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ постановление, вынесенное должностным лицом ФССП России, может быть обжаловано лицами, указанными в ст. ст. 25.1 - 25.5 КоАП РФ: - вынесенное судьей - в вышестоящий суд; - вынесенное должностным лицом ФССП России, полномочным рассматривать дела об административных правонарушениях, - вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела. Субъектом административного правонарушения является юридическое либо должностное лицо, совершившее административное правонарушение. Потерпевшим лицом в деле об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности является заинтересованное юридическое или физическое лицо, которому в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный, физический или моральный вред (ст. 25.2 КоАП РФ). Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как должностное лицо. Следует отметить, что должностные лица в производстве по делу об административном правонарушении выступают как лично, так и через представителей. Данные дела рассматриваются арбитражным судом первой инстанции субъекта РФ. Арбитражные суды субъектов РФ не вправе рассмотреть дело об оспаривании решения другого или этого же арбитражного суда субъекта РФ о привлечении лица к административной ответственности. Решение арбитражного суда о привлечении лица к административной ответственности подлежит апелляционному обжалованию в вышестоящий арбитражный суд. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лишь лицом, привлеченным к административной ответственности. При исчислении 10-дневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности (ч. 4 ст. 206 АПК РФ), заявления об оспаривании решения должностного лица ФССП России о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 208 АПК РФ), а также апелляционной жалобы на решение суда по делу об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности (ч. 5 ст. 211 АПК РФ), следует руководствоваться нормой ч. 3 ст. 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. В случае пропуска 10-дневного срока на обжалование по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судом, правомочными рассматривать такую жалобу. Если к жалобе на постановление не приложено ходатайство о восстановлении срока на его обжалование, суд, полномочный рассматривать жалобу, отказывает в ее принятии и возвращает заявителю. Необходимо отметить, что порядок оспаривания постановлений об административных правонарушениях применяется также и при обжаловании определений судов об отказе в привлечении лица к административной ответственности должностными лицами ФССП России, вынесшими протокол. В соответствии с ч. 2 ст. 248 АПК РФ в исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации находятся дела об административных правонарушениях, совершенных иностранными лицами в Российской Федерации. При оспаривании постановления об административных правонарушениях, связанных с деятельностью филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, извещение о времени и месте рассмотрения жалобы следует направлять не только по месту нахождения самого юридического лица, но и по месту нахождения соответствующего филиала (представительства). Порядок обжалования решений арбитражных судов по делам об оспаривании постановлений должностных лиц ФССП России о привлечении к административной ответственности определен ст. 181 АПК РФ. Вместе с тем положения ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ устанавливают условия, с обязательным наличием которых связана возможность обжалования судебных актов, принятых по результатам рассмотрения жалоб на постановления о привлечении к административной ответственности, вынесенные должностными лицами ФССП России, в арбитражный суд кассационной инстанции. Так, решение суда по делу об оспаривании постановления должностного лица ФССП России о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей - 5 тыс. руб., может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ. То есть по основаниям, влекущим безусловную отмену принятых по делу судебных актов (ненадлежащее извещение сторон, решение принято о правах лица, не привлеченного к участию в деле, и т.д.).
Статья 208. Подача заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
Комментарий к статье 208
1. В ч. 1 комментируемой статьи устанавливается подсудность дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. В данном случае заявление должно подаваться в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, привлеченного к ответственности. В этом одна из особенностей рассмотрения дел данной категории, поскольку предусмотрено исключение из общего правила территориальной подсудности, установленного в ст. 35 АПК РФ. И хотя дела этой категории по своему характеру очень похожи на дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов и должностных лиц, однако, в отличие от них, указанные в § 2 гл. 25 АПК РФ дела не рассматриваются по общим правилам подсудности. Предусмотренное в ч. 1 ст. 208 АПК РФ правило о подаче заявления по месту нахождения или месту жительства заявителя отражает специфику административного судопроизводства, гарантирующего наиболее адекватные процессуальные гарантии защиты прав граждан и организаций, нарушенных администрацией. В отношении административных правонарушений, совершенных иностранными юридическими лицами, ВАС РФ разъяснил, что подобные дела рассматриваются по месту нахождения соответствующего административного органа (п. 26 Постановления ВАС РФ о некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях). 2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает 10-дневный срок подачи заявления. Однако этот срок исчисляется не со дня принятия решения административным органом, а со дня получения копии оспариваемого решения (если иной срок не установлен федеральным законом). При этом данный срок не является пресекательным, так как предусматривается возможность его восстановления арбитражным судом, что гарантирует предпринимателям судебную защиту прав, нарушенных в административном порядке. В отличие от ч. 2 ст. 117 и ч. 4 ст. 198, ч. 2 ст. 208 АПК РФ, в ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ не говорится об обязательном наличии уважительных причин для восстановления судом пропущенного заявителем срока. Это свидетельствует о том, что арбитражный суд вправе восстановить пропущенный срок и при отсутствии уважительных причин его пропуска. Вместе с тем арбитражные суды практически всегда оценивают причины пропуска срока с точки зрения их уважительности, в соответствии с ч. 2 ст. 117 АПК РФ указывая, что только уважительные причины могут служить основанием для восстановления срока. 3. Как установлено ч. 3 комментируемой статьи, по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения. Приостановление действия оспариваемого акта или решения с точки зрения правовой природы можно рассматривать как идентичное запрету совершать определенные действия, касающиеся предмета спора (в данном случае - запрет на применение положений оспариваемого акта или решения). В связи с этим полагаем, что такое ходатайство должно рассматриваться по правилам обеспечения иска. 4. В ч. 4 комментируемой статьи предусматривается важная материальная гарантия защиты прав предпринимателей, чьи права нарушены административными органами, и одновременно процессуальная гарантия, потому что она позволяет уравнять положение сторон. Такой гарантией является освобождение заявителя от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд с заявлением об оспаривании акта административного органа. Это касается не только заявлений, подаваемых в арбитражный суд субъекта РФ, но и апелляционных и кассационных жалоб на решения арбитражного суда по данной категории дел. Ошибочно уплаченная заявителями государственная пошлина на основании решения соответствующего арбитражного суда подлежит возврату из федерального бюджета.
Статья 209. Требования к заявлению об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
Комментарий к статье 209
1. В ч. 1 комментируемой статьи определено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1, п. п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ: - заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Заявление подписывается истцом или его представителем; - в заявлении должны быть указаны: наименование арбитражного суда, в который подается заявление; наименование заявителя, его место нахождения; если заявителем является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; перечень прилагаемых документов; - в заявлении могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц; - заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении. 2. Часть 2 комментируемой статьи не требует приложения к данному заявлению всех документов, указываемых общей нормой ст. 126 АПК РФ. К заявлению об оспаривании решения административного органа в обязательном порядке должны прилагаться текст оспариваемого решения, уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший. При отсутствии уведомления о вручении искового заявления и приложенных к нему документов возможно подтверждение другими документами. Это могут быть: почтовая квитанция, расписка соответствующего лица в получении направленных (врученных) ему документов (п. 14 Постановления ВАС РФ о некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ).
Статья 210. Судебное разбирательство по делам об оспаривании решений административных органов
Комментарий к статье 210
1. Частью 1 комментируемой статьи предусмотрено рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, на которое законодатель не отводит специальных сроков, судья: - выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения заявления данным арбитражным судом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу; - разрешает ходатайства, при необходимости назначает экспертизу, истребует дополнительные материалы, вызывает лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы; - направляет заявление со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если его рассмотрение не относится к компетенции соответствующего арбитражного суда (ст. 30.4 КоАП РФ). 2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи арбитражный суд должен известить лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. При этом арбитражный суд только тогда может рассмотреть дело о привлечении к административной ответственности в отсутствие указанных лиц, когда он располагает информацией об извещении их надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и если он не признал их явку в судебное заседание обязательной. Неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, только тогда не будет препятствовать рассмотрению дела, когда суд не признает их явку обязательной. 3. Часть 3 комментируемой статьи предоставляет право арбитражному суду признать обязательной явку в судебное заседание как представителя административного органа, принявшего оспариваемое решение, так и лица, обратившегося в суд с заявлением. В данном случае суд вправе вызвать этих лиц в судебное заседание, и их неявка будет препятствовать рассмотрению дела. При этом арбитражный суд вправе наказать таких лиц путем наложения на них судебного штрафа по правилам гл. 11 АПК РФ, поскольку невыполнение требований суда влечет за собой ответственность (ч. 2 ст. 16 АПК РФ). Вопрос о вызове лиц, участвующих в деле, решается судом на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Тогда же истребуются доказательства, если они не были представлены заблаговременно лицом, составившим протокол об административном правонарушении. 4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возложена на орган, в связи с решением которого заявитель привлечен к административной ответственности. Такая особенность обусловлена тем, что данные дела в соответствии со ст. 29 АПК РФ подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства. 5. В случае непредставления необходимых доказательств лицом, на которое возложена обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, суд может истребовать их в инициативном порядке. Учитывая, что в соответствии с ч. 4 ст. 65 АПК РФ лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно, к материалам дела об административном правонарушении в обязательном порядке должны приобщаться документы об ознакомлении с материалами дела лица, привлекаемого к ответственности, в случае его участия в рассмотрении дела. 6. Арбитражный суд при оценке решения административного органа о привлечении к административной ответственности лица, осуществляющего предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должен в судебном заседании проверить законность и обоснованность этого решения, установить наличие оснований для привлечения к ответственности, а также соответствующих полномочий. Данный перечень не является исчерпывающим. Суд вправе также установить иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Все устанавливаемые обстоятельства являются важными правовыми основаниями для принятия законного и обоснованного судебного решения. При этом арбитражный суд должен исходить из положений КоАП РФ о составах административных правонарушений, допускающих возможность привлечения к ответственности в административном порядке, и о круге лиц и органов, уполномоченных на это. При оценке этих и иных обстоятельств суду надлежит проверить, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные в ст. 4.5 КоАП РФ. 7. Важной гарантией судебной защиты является положение ч. 7 комментируемой статьи о праве суда выйти за пределы доводов заявления и проверить в полном объеме оспариваемое решение. В этом положении реализуется контрольная функция суда, для которого заявление заинтересованного лица является поводом для проверки решений административных органов. Кроме того, это положение полностью согласуется с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ. Арбитражный суд при принятии решения оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 71 АПК РФ).
Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
Комментарий к статье 211
1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи арбитражный суд при принятии решения по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должен руководствоваться правилами принятия решений, предусмотренными в гл. 20 АПК РФ. 2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи арбитражный суд принимает решение о признании незаконным решения административного органа и об отмене полностью или в части либо об изменении решения, если установит при его проверке, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо не соответствует закону порядок принятия решения, либо при его принятии превышены соответствующие полномочия лица или органа, либо в КоАП РФ не предусмотрены данные основания для привлечения к ответственности, либо отсутствуют основания для применения конкретной меры и т.п. При применении ч. 2 комментируемой статьи следует учитывать разъяснения, содержащиеся в Постановлении ВАС РФ о некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Так, согласно п. 10 указанного Постановления нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Необходимо отметить, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными. 3. При отсутствии указанных в ч. 3 ст. 211 АПК РФ оснований арбитражный суд должен отказать в удовлетворении требования заявителя. 4. В ч. 4 комментируемой статьи установлены требования к резолютивной части решения, в которой должны содержаться точные сведения о лице, привлеченном к ответственности, а также указание на результат рассмотрения дела. В частности, если суд признает решение незаконным, в резолютивной части решения должно быть указано на это, а также на отмену такого решения. 5. Согласно ч. 5 комментируемой статьи решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если оно не обжаловано в суд апелляционной инстанции, либо вступает в законную силу со дня принятия постановления апелляционной инстанции. Сроки подачи апелляционной жалобы, предусмотренные ч. 5 комментируемой статьи, исчисляются с даты изготовления решения в полном объеме. Срок доставки решения не исключается из срока на обжалование. При исчислении сроков в соответствии с ч. 3 ст. 113 АПК РФ сроки, исчисляемые днями, не включают в себя нерабочие дни. Пропущенный по причине позднего получения обжалуемого решения срок подачи апелляционной жалобы может быть восстановлен судом на основании ходатайства обратившегося с жалобой лица. Соответствующая апелляционная жалоба в силу ст. 264 АПК РФ не рассматривается и возвращается заявителю, если отсутствует ходатайство о восстановлении пропущенного срока. 6. Частью 5.1 комментируемой статьи предоставлена возможность обжалования в суде кассационной инстанции судебных актов об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в случае, если административный штраф за правонарушение не превышает для юридических лиц 100 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей - 5 тыс. руб., только при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ, т.е. только тогда, когда имеются безусловные основания для его отмены в связи с грубым нарушением процессуальных норм. Под другими случаями, о которых речь идет в абз. 2 ч. 5.1 комментируемой статьи, подразумеваются дела о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение превышает для юридических лиц 100 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей 5 тыс. руб. В этом случае решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в общем порядке, установленном ст. 181 АПК РФ. 7. Согласно ч. 5.2 комментируемой статьи исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта. В силу п. 6 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве сам судебный акт по делу об административном правонарушении является исполнительным документом, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю. Исходя из ч. 3 ст. 13 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, являющийся судебным актом, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда. 8. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает трехдневный срок для направления решения арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности лицам, участвующим в деле, а при необходимости и в вышестоящий в порядке подчиненности орган. Соблюдение этого срока арбитражным судом представляется особенно важным, поскольку в ч. 5 ст. 211 АПК РФ предусмотрен 10-дневный срок для обжалования указанного решения.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 259. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |